«Место нашего последнего жилища должно быть здесь! Бурхан халдун где находится на карте

«Место нашего последнего жилища должно быть здесь!»

История этой статьи началась 31 год назад. Идея познакомиться с данными письменных источников, в которых содержаться сведения о жизни и смерти Великого хана, заставила автора, студента НГУ, провести свои первые зимние каникулы в библиотеке. Первый вариант статьи был опубликован в настенной газете гуманитарного факультета. Больше недели около нее собирались толпы студентов, от физиков до лириков... Последующие за этим попытки опубликовать статью в Монголии и Японии успехом не увенчались. До настоящего времени автор не пытался больше выпустить свою статью в свет, хотя тема ее остается актуальной до сих пор - тайна погребения Чингис-хана так и осталась нераскрытой

У этой статьи длинная предыстория. Тридцать один год назад автор сдал свою первую сессию на гуманитарном факультете Новосибирского государственного университета. Идея позна­комиться с письменными источниками, в которых могли содержаться сведения о жизни и смерти Великого хана, заставила его провести зимние каникулы в библиотеке. Статья «Где могила Чингис-хана?» весной того же года была опубликована в «Логосе», стенной газете факультета. Больше недели около нее собирались толпы студентов... Это была первая и последняя «публикация» статьи. В последующие шестнадцать лет ее варианты, отправленные с оказией в Монголию и Японию, бесследно исчезли, а из журнала «Уральский следопыт» статья вернулась обратно. С тех пор автор больше не пытался выпустить ее в свет, хотя постоянно отслеживал публикации по теме. И судя по последним данным, тайна погребения Чингис-хана до сих пор не раскрыта…

Согласно «Сборнику летописей» средневекового арабского историка Рашид-ад-дина, Чингис-хан умер «в пятнадцатый день среднего месяца осени года Свиньи, соответствующего месяцу рамазана 624 г. х.» (1952, с. 233), т. е. 29 августа 1227 г., после восьмидневной болезни, в возрасте 72 лет. Его смерть и погребение все еще окутаны тайной, что породило многочисленные легенды о последних днях жизни Великого хана и о том, как и где он был похоронен. Приведем некоторые из них, рассказанные историку В. Е. Ларичеву американским антропологом О. Латтимором, знатоком истории и культуры монгольских скотоводов (Ларичев, 1968, с. 128).

Так, в одной легенде говорится о том, что Чингис-хан был погребен сидящим на золотом троне в глубокой гробнице, которая была устроена в открытой степи у подножья одной из почитаемых священных гор Монголии. Могилу засыпали, и поверхность земли тщательно заровняли. После захоронения над могилой Чингис-хана про-гнали двадцатитысячный табун лошадей, после чего отыскать ее следы было уже невозможно. Но прежде на этом месте закололи маленького верблюжонка в присутствии матери. Когда на следующий год пришло время провести поминки по Великому хану, место его погребения не мог отыскать никто из людей, бывших при захоронении. Его безошибочно нашла лишь верблюдица, которая сразу направилась к месту, где год назад убили ее детеныша, и стала реветь. После тризны история с верблюдицей и табуном лошадей повторилась. И так продолжалось до тех пор, пока монголы окончательно не позабыли место захоронения Великого хана.

По другой легенде, могила Чингисхана находится на дне реки. Для ее сооружения река была временно отведена в сторону, а затем вновь пущена по старому руслу, навечно скрыв под волнами богатую гробницу.

По сведениям европейских путешественников, побывавших в Монголии в XIII в. - Плано Карпини, Гильома де Рубрука, Марко Поло, - погребение умерших знатных монголов совершалось тайно и место могилы на поверхности ничем не отмечали. Карпини писал, что при устройстве могилы «в поле удаляют траву с корнем и делают большую яму и с боку этой ямы делают яму под землей (подбой или катакомбу. - Прим. авт.)... Мертвого кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с вещами, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву (дерн. - Прим. авт.), как было раньше...» (Путешествие в восточные страны..., 1957, с. 32-33). Вместе с умершим хоронили его коней, столы с едой и напитками, а также «много золота и серебра», поэтому места захоронений, особенно погребения ханов, тщательно охранялись специальными отрядами стражников (Книга Марко Поло, 1955, с. 88; Путешествие в восточные страны..., 1957, с. 33, 102).

Место, где были похоронены Чингис-хан и его потомки, Марко Поло называл «Алхай». По его мнению, это - гора, которая находится на север от Каракорума, столицы Монгольской империи. Далее он пояснял, что за Алхаем лежат степи Баргу (Книга Марко Поло, 1955, с. 88), т. е. речь идет о современном Забайкалье.

Ищут историки, ищут археологи…

В первой половине XIX в. историк А. К. д"Оссон писал, что «монгольские князья из рода Чингис-хана говорили, что гора, на которой этот государь был похоронен, называлась Хан», и приводил ее координаты: «49°54" с. ш. и 9°3" на запад от меридиана Пекина» (1937, т. 1). Под этими координатами расположен Хэнтей-хан, где берут начало реки Онон, Керулен, Тола и др.

В 1925 г. академик В. Я. Владимирцов видел в Урге (совр. Улан-Батор) монгольскую карту, на которой была обозначена гора к востоку от Малого Хэнтея с многообещающим названием «Великая земля» или «Великое место». Но никто из местных не слышал о горе с таким названием - «старинные географические названия разного рода», известные по древним летописям, не сохранились, за исключением названий больших рек Толы, Онона и Керулена.

Профессор М. И. Рижский, обсуждая легенды, по которым гробница Чингис-хана находится в Забайкалье, при-шел к выводу, что «хотя в точности неизвестно место его погребения, все же нет сомнений, что оно должно находиться где-то у истоков рек Онона и Керулена, т. е. на территории Монголии, но никак не в Читинской области и не в Бурятии» (Рижский, 1965, с. 155). Предположение, что гробницу Чингис-хана следует искать в горах Хэнтея, высказал и историк Е. И. Кычанов (1973, с. 131). Однако предпринятые в Монголии в начале 1960-х гг. поиски могилы Чингис-хана комплексной экспедицией немецких археологов под руководством Шуберта результатов не дали (Ларичев, 1968, с. 127-128).

В 2000 г. появилась информация, что китайские археологи обнаружили могилу Чингис-хана на севере Синьцзян-Уйгурского автономного района, близ города Чингиль (Lenta.ru ).

На следующий год монголо-американская археологическая экспедиция «Чингис-хан» под руководством профессора Д. Вудса в Хэнтейском аймаке неподалеку от российско-монгольской границы (в 338 км к северо-востоку от Улан-Батора) обнаружила могильник. Среди местных жителей этот могильник из четырех десятков могил, окруженный высокой стеной, известен в том числе и как «Замок Чингиса». В полусотне километров от него была найдена еще одна могила, в которой похоронено около сотни солдат. По мнению Вудса, это те самые солдаты, которых, согласно легенде, убили, чтобы они не раскрыли тайну места захоронения Чингис-хана (NEWSru.com ; Утро.ru ). Это наиболее плодотворные результаты в поиске гробницы Чингис-хана, хотя вопрос и остался открытым: на дальнейшие археологические раскопки требуется согласие монгольского правительства.

Наконец, члены совместной японо-монгольской экспедиции, которая с 2001 г. вела раскопки древнего мавзолея в районе Авраги (250 км от столицы Монголии Улан-Батора), в 2004 г. также объявили о том, что скоро найдут легендарную могилу. Археологи обнаружили фундамент здания и жертвенники, на которых сжигали лошадей. Судя по размаху жертвоприношений, мавзолей был посвящен знатному человеку. Здесь же были найдены и китайские курильницы с изображениями драконов. В персидских летописях упоминается, что недалеко от могилы Чингис-хана постоянно горят курильницы именно такой формы. Как полагают члены экспедиции, теперь, чтобы найти могилу, нужно перекопать пространство в радиусе 12 км от мавзолея, на что должно уйти около трех лет (Centrasia.ru ).

И вырос лес над могилой Великого хана

Сведения о смерти Чингис-хана можно найти в средневековых письменных источниках «Алтан дептер» («Золо-той книге») и в «Юань чао би ши» («Тайной истории монголов», которая в переводе С. А. Козина называется «Сокровенное сказание. Хроника 1240 г.» (1941)). Хотя монгольский текст официальной «Алтан дептер» не со-хранился, он лег в основу вышеупомянутого «Сборника летописей» Рашид-ад-дина (Гумилев, 1977, с. 485). Толь-ко у последнего мы и можем найти сведения о месте захоронения Чингис-хана (Рашид-ад-дин, 1952, с. 158-159; 233-235).

Согласно Рашид-ад-дину, Великий хан умер во время осады монгольскими войсками тангутской столицы Чжунсин (на территории современного Китая). Чингис-хан тяжело болел и считал свою кончину неизбежной. Он завещал своим приближенным, чтобы они не объявляли о его смерти, но когда государь и жители Тангута в назначенное время выйдут из города, их всех сразу уничтожили. Как раз накануне кончины Чингис-хана население столицы тангутского государства, измотанное длительной осадой, договорилось о сдаче на милость победителя. Военачальники выполнили его приказ: так Чингис-хан, будучи мертвым, одержал свою очередную - последнюю победу!

После этого тело его было возложено на колесницу и тайно отправлено в Монголию в сопровождении большого эскорта. Об этом последнем пути Великого хана сложено немало легенд, песен и рассказов. Сохранилось воспоминание о том, что стража убивала всех, кто встречался им на пути, чтобы весть о кончине Владыки монголов не распространилась преждевременно. И только через три месяца, после долгих похоронных церемоний Чингис-хан вместе с «сорока красивейшими девушками» (Кычанов, 1973) был погребен в родовых землях борджигинов у большой горы Бурхан-Халдун в месте, которое он когда-то выбрал сам.

Это случилось, когда Великий хан однажды во время охоты остановился отдохнуть под большим, одиноко стоящим в степи деревом (учитывая, что могила была у горы, под «степью» и «равниной» Рашид-ад-дин подразумевал, очевидно, ее пологие склоны). Обратившись к своим приближенным, он сказал: «Место нашего последнего жилища должно быть здесь!». Поручиться за точную передачу этих слов нельзя. В источнике ясно говорится, что это пожелание нигде не было записано, а исполнено со слов тех, которые «слышали тогда от него эти слова». Кроме того, у Рашид-ад-дина существует еще одна запись о «заповедном месте»: «Эта местность - подходящая для моего погребения. Пусть ее отметят!».

Впоследствии в этом месте были похоронены младший сын Чингис-хана Тулуй-хан, сыновья последнего (в том числе Хубилай-хан в 1294 г., т. е. уже в конце XIII в.!) и другие потомки. Но облик «заповедного места» к этому времени неузнаваемо изменился: из «степи» с одиночным деревом оно превратилось в густой лес. И произошло это «в том же году», когда был похоронен Чингис-хан. Возможно, Рашид-ад-дин привел в своей книге лишь очередную легенду, но не исключено, что речь идет об искусственных лесопосадках, которые должны были скрыть место погребения Чингис-хана от врагов и грабителей. Пересаживать деревья монголы действительно умели, судя по сообщениям Плано Карпини и Рубрука (Путешествие в восточные страны.., 1957, с. 32).

Учитывая, что Чингис-хан был погребен примерно в конце ноября 1227 г., вероятность появления «леса» в том же году достаточно велика. Лес в «заповедном месте» был дополнительной защитой «спокойствия» захороненного Великого хана: у монголов существовал культ как отдельных деревьев, так и целых рощ, куда нельзя было даже входить (там же, с. 201). Для этой же цели лесным урянхатам - «тысяче эмира левого крыла Удачи» и его потомкам - поручили охранять это место.

«Рассказ о смерти Чингисхана, об убиении государя Тангута и избиении всего населения этого города, о возвращении в тайне эмиров с его гробом, о доставлении в орды, об объявлении этого горестного события и об оплакивании и погребении» (Рашид-ад-дин, 1952, с. 233-235):

«Чингисхан считал неизбежной свою кончину от этой болезни. Он завещал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти и отнюдь не рыдайте и не плачьте, чтобы враг не проведал о ней. Когда же государь и жители Тангута в назначенное время выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!» <…> Приближенные, согласно его приказу, скрывали его кончину, пока тот народ не вышел из города. Тогда они перебили всех. Затем, забрав его гроб, пустились в обратный путь. По дороге они убивали всё живое, что им попадалось, пока не доставили гроб в орды Чингисхана и его детей. Все царевичи, жены и приближенные, бывшие поблизости, собрались и оплакивали покойного.
В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам - бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингис-хан сам выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения <…> будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булун-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет 6 дней пути. Там живет одна тысяча из рода Укай-Караджу и охраняет ту землю...
<…> В каждой из четырех великих орд Чингис-хана оплакивали покойного один день. Когда весть о его кон-чине достигла далеких и близких районов и местностей (у монголов существовала фельдъегерская служба. Марко Поло писал, что через каждые 4,8 км стояли пешие гонцы. - Прим. авт.), со всех сторон в течение нескольких дней прибывали туда супруги и царевичи и оплакивали покойного. Так как некоторые племена находились очень далеко, то спустя примерно три месяца они продолжали прибывать вслед друг за другом и оплакивали покойного: «Все погибаем, кроме его естества! Ему принадлежит власть, и к нему мы возвратимся…».

Охрана «заповедного места» еще существовала в начале XIV в., что позволило Рашид-ад-дину отметить: «Ныне же лес так густ, что невозможно пробраться через него, а этого первого дерева и места погребения Чингис-хана совершенно не опознают. Даже старые лесные стражи, охраняющие то место, и те не находят к нему пути» ((Рашид-ад-дин, 1952, с. 234).

Где находится Бурхан-Халдун?

Итак, только один Рашид-ад-дин в летописях, которые он создал между 1300-1310/11 гг., назвал место захоронения Чингис-хана - Бурхан-Халдун.

Какой район Монголии монголы знали в начале XIV в. под этим именем? Описывая эту гору, Рашид-ад-дин дает подробное перечисление рек, которые берут свое начало на ней: с южной стороны - Керулен, с востока - Онон, с севера и северо-востока - правые притоки Селенги, с юго-запада - Тола и правые притоки Орхона. «По этим рекам произрастает много леса, где живут племена тайджиутов (род борджигинов, из которого происходил Чингис-хана, был из этого племени. - Прим. авт. ). Летние и зимние кочевья Чингис-хана находились в тех же пределах» (Рашид-ад-дин, 1952, с. 233). Рубрук также сообщает о том, что земля, где находился двор Чингис-хана, называлась Онанкеруле», т. е. была расположена в районе рек Онона и Керулена (Путешествие в восточные страны.., 1957, с. 116, 229). За два года до смерти Чингис-хана в той же местности, в истоках реки Толы располагалась и его ставка (Кычанов, 1973, с. 124-125).

В современных примечаниях к «Сборнику летописей» Рашид-ад-дина отмечается, что, судя по географическим указаниям автора, Бурхан-Халдун, возможно, есть современный горный узел Хэнтей (Рашид-ад-дин, 1952, с. 234). Последний представляет собой большую горную страну. Тем не менее, Рашид-ад-дин, говоря о соседстве племен тайджиутов и кочевий Чингис-хана, косвенно указывает на точное местонахождение Бурхан-Халдуна - в истоках Онона и Керулена.

Кроме того, он сообщает, что от местности Делюн-Болдок (Булун-булдак) в нижнем течении р. Онон, где родился Чингис-хан (случайно или нет, но место рождения Темучжина сохранило свое название до сих пор. - Прим. авт.), до места его погребения шесть дней пути (там же). Рубрук же пишет о том, что от города Каракорума, столицы Монгольской империи, до родовых земель Онанкеруле десять дней пути (Путешествие в восточные страны.., 1957, с. 154). Зная расстояние, которое можно преодолеть за один день пути, общее направление движения (с Онона - на юго-запад, а из Каракорума сперва на север по Орхону, затем по Толе на северо-восток), на пересечении окончания дней пути из указанных мест можно определить место, где в пределах бывших родовых кочевий Чингис-хана находится гора Бурхан-Халдун.

Чтобы локализовать последнюю в системе Хэнтея, обратимся к «Сокровенному сказанию» монголов. Ценные сведения о Бурхан-Халдуне можно почерпнуть из описания исторического периода конца XII в., когда происходило объединение монголов, а Чингис-хан звался Темучжином из рода борджигинов.

Одним из мест кочевания Темучжина в это время «Сокровенное сказание» называет урочище Бурги-эрги, на южном склоне Бурхан-Халдуна в истоках Керулена. Здесь и произошла история, которая позволяет пролить свет на размеры Бурхан-Халдуна - его высоту и окружность. Однажды, во время кочевки у Бурги-эрги, «когда начинает только желтеть воздух» (т. е. в сумерках. - Прим. авт.), на Темучжина напали тайджиуты. Вовремя предупрежденные, Темучжин и его братья тронулись с места стоянки и еще до зари поднялись на Бурхан, т. е. за очень малый промежуток времени. Преследователи «по следам Темучжина трижды обошли Бурхан-Халдун, но не могли его поймать. Метались туда-сюда, шли по его следу по таким болотам, по такой чаще...» (Козин, 1941, с. 96, 97). Кроме того, им пришлось преодолевать стекающие с южных склонов Бурхан-Халдуна речки Тунгелик, Тана, Сангур, а на северном склоне - Тульский черный бор. Извест­но, что река Сангур также входила в ареал кочевания Темучжина («Темучжин в три дня и три ночи доехал домой на р. Сангур») (Козин, 1941, с. 95).

Анализируя текст «Сокровенного сказания», можно заметить, что Бурхан-Халдун упоминается только в сочетании с истоками Керулена. При этом недалеко от его северной стороны, по-видимому, протекала река Тола (Туул), давшая имя бору на его склоне. Судя по этой географической привязке, гора Бурхан-Халдун находится между верхними течениями рек Керулен на юге и Тола - на севере.

Рассказ о лесных стражах, охранявших место погребения Чингисхана (Рашид-ад-дин, «Сборник летописей», 1952, с. 158-159):

«В эпоху Чингис-хана из племени лесных урянхатов был некий военачальник тысячи; один из командиров левого крыла, имя его - Удачи. После погребения Чингис-хана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место с великими останками Чингис-хана в местности, которую называют Буркан-Калдун, в войско не вступают и до настоящего времени они утверждены и прочно закреплены за охраною этих самых останков. Из детей Чингис-хана великие кости Тулуйхана, Менгухана и детей Кубилай-каана и его рода также положили в упомянутой местности.
Утверждают, что однажды Чингис-хан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево. Чингис-хан провел часок под
ним, и у него появилась некая внутренняя отрада. В этом состоянии он сказал военачальни­кам и приближенным: «Место нашего последнего жилища должно быть здесь!». После того как он скончался, то поскольку они слышали когда-то от него эти слова, в той местности, под тем деревом, и устроили его великое заповедное место. Говорят, что в том же году эта равнина из-за большого количества выросших деревьев превратилась в огромный лес, так что совершенно невозможно опознать то первое дерево, и ни одно живое существо не знает, которое же оно»

Что касается месторасположения истоков Онона, которые тоже входили в кочевье Чингис-хана (Онанкеруле), то в «Сокровенном сказании» оно связывается с местностью Ботоган-Боорчжи. Это дает право предположить, что последнее представляет собой название какого-то горного района. Известно, что и Онон, и Керулен, и Тола берут начало в Хэнтее недалеко друг от друга. Значит, Бурхан-Халдун и Ботоган-Боорчжи - древние названия отдельных районов Хэнтейских гор; названия, не сохранившиеся до нашего времени, но бывшие в употреблении в конце XII-XIII вв.

Преследователи-тайджиуты во время вышеописанного инцидента смогли по следам Темучжина за столь короткий промежуток времени трижды обойти Бурхан-Халдун, невольно дав нам указание на его размеры. Но уже во время Рашид-ад-дина название Бурхан-Халдун утрачивает обозначение определенного участка горного района, где находятся верховья Керулена и Толы, и переносится на более широкую территорию - весь горный Хэнтей.

Поскольку северные склоны Бурхан-Халдуна в XIII в. были покрыты лесом – Тульским черным бором, то южные должны были представлять собой лесостепь с болотами и припойменными лесами, как и следует из данных Рашид-ад-дина. Поэтому именно южный склон Бурхан-Халдуна больше всего подходит под описание «Заповедного места».

Таким образом, «последнее жилище» Чингис-хана находится, по-видимому, в верхнем течении правого берега Керулена, на южном склоне горы, которая в XII-XIII вв. называлась Бурхан-Халдун. Это - небольшой по окружности и высоте легкодоступный горный участок Хэнтейской горной страны, имеющий четкие границы. Сохранился ли на его южных склонах легендарный, выросший в одночасье лес, - сказать трудно. А исследователям при дальнейших поисках нужно помнить: «Заповедное место» - родовое кладбище, и могила Великого хана там далеко не единственная.

Литература

Гумилев Л. Н. «Тайная» и «явная» история монголов XII-XIII вв. Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1977, с. 484-502.

Д"Оссон А. К. История монголов. От Чингиз-хана до Тамерлана. Иркутск, 1937, т. 1.

Кириллов И. И., Рижский М. И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.

Книга Марко Поло. М., 1955.

Козин С. А. Сокровенное сказание. Хроника 1240 г. Юань чао би ши. М.,Л., 1941.

Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1973.

Ларичев В. Е. Азия далекая и таинственная (Очерки путешествий. За древностями по Монголии). Новосибирск: Наука, 1968.

Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М., Л., 1952. Т. 1, кн. 1, 2.

Рижский М. И. Из глубины веков. Иркутск, 1965.

Гора Бурхан-Халдун расположена в северо-восточной части Монголии, в провинции Хэнтий, на территории Хан-Хэнтэйский заповедника. Бурхан Халдун имеет форму полумесяца, её вершина находится на высоте 2362 метров над уровнем моря, на склонах горы берут начало реки Онон и Хэрлэн. Гора у монголов считается священной - у её подножия находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах горы молодой Тэмуджин укрывался от смертельных врагов его рода - меркитов и, согласно одной из многочисленных версий, здесь же находится его могила. Гору Бурхан Халдун еще при своей жизни Чингисхан объявил священной и завещал своим потомкам чтить и поклоняться горе: "Будем же каждое утро поклоняться ей и каждодневно возносить молитвы. Да уразумеют потомки потомков моих!". Есть множество версий о местонахождении могилы Чингисхана, многие искатели его захоронения считают, что первый Великий хан Монгольской империи был похоронен на священной горе Бурхан-Халдун. В книге "Сборник летописей", посвящённой истории Монгольской империи, персидский историк и государственный деятель Рашид ад-Дин, живший во второй половине XIII - начале XIV веков, пишет, что гору Бурхан-Халдун выбрал сам Чингисхан как место для своего погребения. Однажды, во время охоты, он спешился у одинокой ивы и произнёс: "Эта местность подходящая для моего погребения! Пусть её отметят!". На самом деле место захоронения Чингисхана неизвестно и его могила до сих пор не найдена. В летописи "Сокровенное сказание монголов" говорится, что Чингисхан умер в 1227 году, во время военного похода против Тангутского царства, сразу после падения столицы Чжунсин. Его тело везли к Бурхан-Халдуну более 1500 километров, для того, чтобы могилу не нашли и не осквернили по ней несколько раз прогнали табун лошадей, а затем засадили деревьями. Могилу Великого хана охраняла тысяча войнов-урянхайцев, не отлучавшихся с горы ни на минуту. Летописи говорят, что на склонах горы Бурхан-Халдун похоронены также сын Чингисхана Толуй и его внуки - великий хан Мункэ и ханы Ариг-буга и Хубилай. Место погребения, называемое Великим заповедником, со временем заросло густым лесом, и вскоре сами охранники уже не могли найти место захоронения Чингисхана. На вершине, склонах и у подножия горы установлено множество святилищ (ову), горе поклоняются, приносят дары и почитают. В 2015 году священная гора Бурхан-Халдун была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гора Бурхан-Халдун
Бурхан Халдун Уул
Адрес: Khan Khentii Strictly Protected Area, Khentii Province, Mongolia
Тел: +976 11-322111
Факс: +976 11-314208
E-mail: [email protected]
Web: kkpa.mn/index.php?cid=50
Как добраться : Международный аэропорт Чингисхан - 300 км
Улан-Батор - 290 км
Ближайший населённый пункт - посёлок Менгенморьт расположен на расстоянии 90 км
Из Улан-Батора следует ехать в направлении Найлах - Эрдэнэ - Баяндэлгэр - Багануур - Менгенморьт
Наиболее оптимальный способ посетить гору Бурхан-Халдун - организованный групповой или индивидуальный тур
Период действия : постоянно
Стоимость : 3000 MNT / 1 чел.
Плата за посещение Хан-Хэнтэйский заповедника - 3000 MNT

Этимология

  • «Священная ива», буквально «правота Бога-ива»: от монг. бурхан - «правота Бога» и даур. халдун - «ива»
  • «Ивовый холм»: от среднемонг. бурган - «ива», «роща».

Значение

В картине мира средневековых монголов Бурхан-Халдун - один из сакральных центров. Согласно «Сокровенному сказанию» , первопредки Чингисхана Бортэ-Чино и Гоа-Марал кочевали на Бурхан-Халдун, у истоков Онона . У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах он спасался от преследований меркитов . Упоминается, что пленного меркита Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя неясно, оставили его при этом живым или убили.

По Рашид ад-Дину , на склоне Бурхан-халдуна погребены Чингис-хан, его сын Толуй и потомки последнего, в частности Мунке , Ариг-Буга и Хубилай . Место их погребения, называемое их хориг («великий заповедник»), охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат (урянхайцы). Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник». Сообщается, что после погребения Чингисхана его место поросло множеством деревьев и травы, и позже сами охранники не могли найти захоронение.

Местоположение

В настоящее время большинство исследователей идентифицируют Бурхан-халдун с находящимся в аймаке Хэнтий Монголии горным хребтом Хэнтэй с центральной вершиной Хан-Хэнтэй (48°58′45″ с. ш. 108°42′47″ в. д. ) высотой около 2362 м.

Источники и литература

  • Монгольский обыденный изборник // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. ЮАНЬ ЧАО БИ ШИ. / Перевод С. А. Козина . - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. - Т. I .
  • Рашид ад-Дин . Сборник летописей / Перевод с персидского Л. А. Хетагурова, редакция и примечания профессора А. А. Семенова. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. - Т. 1, кн. 1.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой,редакция профессора А. А. Семенова. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. - Т. 1, кн. 2.
  • Жуковская Н. Л. Бурхан-халдун // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М. : Российская энциклопедия, 1994. - Т. 1 . - С. 196 . - ISBN 5-85270-016-9.
  • Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 216 с. - 1000 экз. - ISBN 5-02-017987-6.

Ссылки

  • Котов П. Проказы монгольских археологов . Телеграф «Вокруг Света» (19. 02. 2009). Дата обращения 9 октября 2010. Архивировано 29 апреля 2012 года.
  • Mongolia Sacred Mountains: Bogd Khan, Burkhan Khaldun, Otgon Tenger (англ.) . UNESCO World Heritage Centre. Дата обращения 9 октября 2010. Архивировано 29 апреля 2012 года.
  • Croner D. Burkhan Khaldun - Chingis Khan"s Sacred Mountain . Don Croner"s World Wide Wanders. Дата обращения 13 октября 2010. Архивировано 29 апреля 2012 года.
Алан-гоа

Алан-гоа - легендарная прародительница нирун-монголов, господствующей фратрии у хамаг монголов (монголы до создания Монгольской империи). По легенде, была дочерью Хорилартай-Мергана, предводителя хори-туматов, и Баргуджин-Гоа, дочери владыки баргутов.

Из-за того, что в хори-туматских землях шли пререкания из-за звероловных угодий, отец Алан-гоа, нойон Хорилартай-Мерган, решил выделиться в отдельный род (обок) - Хорилар, и вместе со своими кочевьями двинулся к землям у горы Бурхан-Халдун. Здесь их заметили братья Добун-Мерган и Дува-Сохор. Алан-гоа, будучи незамужней, была выдана за Добун-Мергана.

От Добун-Мергана у Алан-гоа было двое сыновей - Бельгунотай и Бугунотай; еще трое - Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар, - родились уже после смерти её мужа. Это вызвало подозрения у двух её старших сыновей: как они считали, эти трое детей могли быть от Маалиха, слуги в доме Алан-гоа.

Узнав об этом, Алан-гоа собрала сыновей и дала каждому по хворостинке (согласно другой версии, Алан-гоа дала сыновьями по стреле), попросив сломать, что те с лёгкостью сделали. Затем Алан-гоа дала сыновьям уже пучок из пяти связанных хворостинок и снова попросила сломать, но на этот раз ни у кого из них не получилось этого сделать. Тогда Алан-гоа сказала сыновьям, что если они отделятся друг от друга, то любой из них будет повержен так же легко, как одна хворостинка; но если они будут держаться вместе, как связка из пяти хворостинок, одолеть их будет гораздо сложнее. Алан-гоа раскрыла и тайну рождения трёх своих младших сыновей: согласно ей, каждую ночь к Алан-гоа являлся светло-русый (или рыжеволосый) человек, свет от которого проникал в её чрево. Подобные легенды встречаются у ряда народов, например, у родственных монголам киданей. Несмотря на это, некоторые исследователи, такие как П. Рачневский, придерживаются версии происхождения Борджигинов от Маалиха; Е. И. Кычанов также считает эту версию допустимойСыновья Алан-гоа Бельгунотай, Бугунотай, Бугу-Хатаги и Бухуту-Салчжи стали основателями родов Бельгунот, Бугунот, Хатагин и Салджиут; младший сын, Бодончар, стал родоначальником Борджигинов. Из этого рода происходил Чингисхан.

Артаканы

Артаканы, хартаканы, ариканы (монг. артахан, хартахан) - одно из племён нирунской ветви монголов. Представляют собой ответвление рода борджигин.

Богд-Хан-Уул

Богд-Хан-Уул (монг. Богд хан уул; устар. Богдо-Хан-Ула, Богдо-Ула, Чойбалсан-Ула) - гора в Монголии, находится на юге территории, административно относящейся к Улан-Батору, с юга примыкает к собственно городу. Высота горы - 2256,3 м.

Бортэ-Чино

Бо́ртэ-Чино́ (Буртэ-Чинэ; монг. Бөртэ Чино - «сивый волк») - легендарный прародитель монголов, а также предок Чингисхана. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», родился «по изволению Высшего Неба»; вместе с супругой Гоа-Марал переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон, на горе Бурхан-Халдун. По мнению Е. Н. Кычанова, данное событие произошло примерно в середине VIII века, согласно А. С. Гатапову - на рубеже VI-VII веков. Был одним из монголов, укрывавшихся и позднее вышедших из местности Эргунэ-кун.

В летописи XVII века «Алтан Тобчи» Бортэ-Чино называется третьим сыном Далай Субин Алтан Сандалиту-хагана, являвшегося потомком первого тибетского Хӱдзӱгӱн Сандалиту-хагана. Таким образом, позднейшие монгольские источники, подчиняясь буддийской историографической традиции, выводили Бортэ-Чино из Индии и Тибета, из той страны, откуда к монголам пришла их новая буддийская вера. П. Б. Коновалов в трактовке Бортэ-Чино как сына тибетского правителя усматривает древние генетические связи предков монголов с племенами жун, часть которых являлась и предками тибетских племён.

Сыном Бортэ-Чино и Гоа-Марал был Бата-Чаган.

В исторических памятниках запечатлены строки, гласящие о том, что Чингисхан, находясь на охоте в Хангайских горах, повелел: «попадут в облаву Бортэ-Чино и Гоа-Марал. Не иди на них». Бортэ-Чино и Гоа-Марал, далёкие предки монголов, были также и их онгонами (духами предков рода). Учёные, рассматривая данное событие, пришли к заключению, что волк и марал были тотемами древних монголов, поэтому на них было запрещено охотиться.

Бурхан

Бурха́н - многозначное слово, может иметь тюркско-монгольскую и арабскую этимологию.

В тюркских и монгольских языках Бурхан переводится как «Хан (титул)», «будда», «будда-хан», «бог».

Арабское имя «Бурхан» (Бурхануддин, Бурханулла) переводится как «правота Веры», «правота Бога», происходит от глагола «бархана» - «доказывать».

Может употребляться в значениях:

Бурхан - титул государя, правителя и их прямых потомков в тюркско-монгольском варианте.

Бурхан (Буркан) - божество в мифологии алтайцев и некоторых других народов Сибири и Центральной Азии.

Бурхан - верховное божество в бурханизме.

Бурхан-бакши («Будда-учитель») - распространённый эпитет Будды Гаутамы у монгольских буддистов.

Бурхан - в монгольской традиции скульптурное изображение будды, бодхисаттвы или другого персонажа буддизма.

Бурхан - этим словом уйгуры-буддисты называли Будд, а манихеи - глав манихейской церкви.

Бурхан-Халдун - в мифологических представлениях монгольских народов священная гора.ТопонимБурхание

Бурханпур

Бурхан-Булак - водопад на реке Кора в Казахстане.

Бурхан-Будда - горный хребет в Китае.

Бурхан - альтернативное название мыса Скала Шаманка на острове Ольхон (озеро Байкал).

Гоа-Марал

Гоа-Марал (Хо-Марал, Хоай-Марал, Коай-Марал; монг. Гуа Марал - «прекрасная лань» (также встречается вариант «каурая лань») - легендарная прародительница монголов и предок Чингисхана, старшая супруга Бортэ-Чино и мать Бата-Чагана. Согласно преданиям, приведённым в «Сокровенном сказании монголов» и «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина, Гоа-Марал вместе с мужем переплыла море Тенгис и поселилась на горе Бурхан-Халдун у берегов реки Онон. Если верить расчётам Рашид ад-Дина, это произошло примерно в середине VIII века.

В исторических памятниках запечатлены строки, гласящие о том, что Чингисхан, находясь на охоте в Хангайских горах, повелел: «попадут в облаву Бортэ-Чино и Гоа-Марал. Не иди на них». Бортэ-Чино и Гоа-Марал, далёкие предки монголов, были также и их онгонами (духами предков рода). Учёные, рассматривая данное событие, пришли к заключению, что волк и марал были тотемами древних монголов, поэтому на них было запрещено охотитьсяУ летописца XVIII века Мэргэн Гэгэна Гоа-Марал указана как «госпожа Марал из рода Хова»; оставшаяся беременной после смерти мужа - вождя племени, обитавшего около горы Бурхан-Халдун. Она становится женой Бортэ-Чино, который, в свою очередь, женившись на ней, занимает положение вождя.

Добун-Мэргэн

Добун-Мэргэн, Добун-Мерган (монг. Добу мэргэн, монг. мэргэн - «меткий», «искусный»; ок. 945 - ?) - предок Чингисхана в двенадцатом поколении, сын Тороколджин-Баяна и Борохчин-гоа, внук Борджигидай-Мэргэна.

Был женат на Алан-гоа, дочери предводителя хори-туматов. Из-за пререканий в туматских землях отец Алан-гоа решил выделиться в отдельный род (монг. обок) Хорилар и вместе со своими кочевьями двинулся к землям у горы Бурхан-Халдун. Добун-Мерган вместе со старшим братом Дува-Сохором заметил перекочёвывавших людей (в том числе Алан-гоа), и по совету последнего отправился к ним свататься.

У Добун-Мэргэна и Алан-гоа было двое сыновей - Бельгунотай и Бугунотай; однако после смерти мужа Алан-гоа родила ещё трёх: Бугу-Хадаги, Бухуту-Салчжи и Бодончара. Хотя по словам самой Алан-гоа её сыновья родились от светловолосого человека, приходившего к ней ночью через дымник юрты, некоторые исследователи (П. Рачневский, Е. И. Кычанов) предполагают, что настоящим отцом этих детей мог быть Маалих-Баяудаец, слуга в доме Алан-гоа. Бельгунотай, Бугунотай, Бугу-Хадаги и Бухуту-Салжчи позднее основали роды Бельгунот, Бугунот, Хатагин и Салджиут соответственно; Бодончар же положил начало роду Борджигинов, откуда происходил Чингисхан.

Их хориг

Их хориг или Великий запрет - труднодоступная из-за покрытых густым лесом гор местность площадью 240 км² в Хэнтийском аймаке Монголии, предполагаемое место могилы Чингисхана. Считалось священным местом, посещение которого было под запретом. Нахождение там разрешалось только для захоронения потомков Чингисхана. В конце 1980-х годов стало открытым для археологов.

Кингияты

Кингияты, кунгияты (монг. хингият) - одно из племён средневековых коренных монголов. Представляют собой ответвление нирунов.

Могила Чингисхана

Местоположение могилы Чингисхана (умер в 1227 году) является объектом многочисленных изысканий и домыслов вплоть до настоящего времени.

Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Монголии

В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Монго́лии значится 4 наименования (на 2011 год), это составляет 0,4 % от общего числа (1121 на 2019 год). 3 объекта включены в список по культурным критериям и 1 объект включён по природным критериям. Кроме этого, по состоянию на 2017 год, 13 объектов на территории Монголии находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия. Монголия ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 2 февраля 1990 года. Первый объект, находящийся на территории Монголии был занесён в список в 2003 году на 27-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сукануты

Сукануты (монг. сухайнууд, суханууд) - одно из племён средневековых коренных монголов. Представляют собой ответвление рода баарин.

Суканы

Суканы (монг. сукан, сухан) - одно из племён средневековых коренных монголов. Представляют собой ответвление нирунов.

Урянхайцы

Урянха́йцы, урянха́ны (монг. Урианхай) - одно из древнейших племен, входивших в дарлекинскую группу монголов. Потомки этого древнего рода в настоящее время известны в составе многих монгольских народов.

Хабтурхасы

Хабтурхасы (монг. хабтурхас, хавтурхад) - одно из племён нирунской ветви монголов. Представляют собой ответвление рода борджигин.

Халдун

Халдун (араб. خلدون‎) - арабское имя. По написанию близко к имени Халид.

Танер, Халдун

Ибн Халдун

Хан-Хэнтэйский заповедник

Хан-Хэнтэйский заповедник или заповедник «Хан-Хэнтий» - строго охраняемая природная территория площадью 12 270 кв. км. Заповедник был организован благодаря постановлению правительство Монголии в 1992 году в Хэнтэйском аймаке. На территории Хан-Хэнтэйского заповедника находятся верховья р. Онон. До получения статуса национального парка в 1993 года в состав заповедника входила охраняемая территория Горхи-Тэрэлж, с ним заповедник граничит на юге. Онон-Бальджинский национальный парк также являлся филиалом Хан-Хэнтэйского заповедника и обрёл самостоятельность с 2007 г. На территории заповедника находится горячий источник "Халун-Усны-Аршан".

Кхентииский аймак

БУРХАН-ХАЛДУН

Бурхан-Халдун горный хребет в верховьях рек Онон, Керулен, Тола и Тунгелик в Северо-Восточном Хэнтэе (Монголия). Считается, что название переводится как «бог-ива» или «ивовый холм». Хотя вопрос о местонахождении Бурхан-Халдуна еще вызывает споры, монгольские ученые говорят о двух горах с таким названием, располагающихся недалеко друг от друга: у племени урянхайцев - Эрдэни уул (2303 м) и хамуг-монголов - Хэнтэй Хан уул (2362 м).

Бурхан-Халдун тесно связан с именем Чингисхана. В первом памятнике средневековой монгольской историографии «Сокровенное сказание монголов» говорится, что на Бурхан-Халдун прикочевали предки Чингисхана Бортэ-Чино и Гоа-Марал. Эти места славились хорошими звероловами и прекрасными землями.

На Бурхан-Халдуне прятался от врагов-меркитов юный Темучжин (так звали Чингисхана до провозглашения его ханом). Когда меркиты пришли к кочевью Темучжина, чтобы отомстить за то, что его отец Есугай отбил у них девушку и взял себе в жены, он поднялся на эту покрытую лесом вершину. Враги шли по его следу через чащи и болота, где «сытому змею и не проползти», но не нашли его, спустились вниз, захватили любимую жену Темучжина Бортэ-учжин и ускакали прочь. Согласно преданию, Темучжин после этого сказал: «Жалея одну лишь жизнь свою, на одном-единственном коне, бредя лосиными бродами, отдыхая в шалаше из ветвей, взобрался я на Халдун. Бурхан-Халдуном защищена жизнь моя, подобная ласточке. Великий ужас я испытал. Будем же каждое утро поклоняться ей [то есть горе] и каждодневно возносить молитвы. Да уразумеют потомки потомков моих!» Затем он повернулся лицом к солнцу, повязал свой пояс на шею, снял шапку, обнажил грудь, девятикратно поклонился солнцу и совершил кропление и молитву. Впоследствии Чингисхан сурово наказал своих обидчиков, и есть основания думать, что они могли быть принесены в жертву Бурхан-Халдуну.

Эпизод бегства будущего великого завоевателя на Бурхан-Халдун породил многочисленные легенды и истолкования. В частности, тот факт, что он укрывался в шалаше из ивовых веток, иногда понимают как особый обряд инициации, после которого Темучжин приобрел сакральность. Несколько веков спустя, монголы верили, что Темучжин скрывался от меркитов на горе Богоо-ула, к югу от современного Улан-Батора.

По-видимому, Бурхан-Халдун стал местом упокоения монгольских ханов, начиная с самого Чингисхана. Как передает знаменитый персидский историк и государственный деятель XIII - XIV веков Рашид ад-Аин, «Чингиз-хан [сам] выбрал это место для своего погребения и повелел: "Наше место погребения... будет здесь!" ... Дело обстояло так: однажды Чингиз-хан был на охоте; в одном из этих мест росло одинокое дерево. Он спешился под ним и там обрел некую отраду. Он сказал: "Эта местность подходящая для моего погребения! Пусть ее отметят!" Царевичи и эмиры, согласно повелению, избрали то место для его могилы. Говорят, что в том же самом году, в котором его хоронили, в той степи выросло численное количество деревьев ивы. Ныне же лес так густ, что невозможно пробраться через него, а этого первого дерева и места погребения не опознают. Даже старые лесные стражи, охраняющие это место, и те не находят к нему пути». Тело Чингисхана везли для похорон в Бурхан-Хамуне почти за 1600 км, так как он умер во время войны стан гутами. Когда умер хан Мункэ, его тело тоже было доставлено на Бурхан-Халдун издалека - из Южного Китая. Доступ к ханским могилам был строго запрещен. Их охраняли воины-урянхайцы, которых никогда не посылали в военные походы.

Личность Чингиз-Ханабыла сакаральна не только при жизни, его останки продолжают выполнять важные космогонические функции, упорядочивая жизнь подвластных ему народов. Поскольку ханские захоронения имели статус святынь, требовалось тщательно оберегать их от поругания врагами, так как осквернение чужих могил широко практиковалось в Центральной Азии с древних времен. Считалось, что недостаточно просто разделаться с противником - он и после смерти был опасен, как воинственный дух и покровитель своего народа. Поэтому кочевники отыскивали могилы правителей враждебной стороны, Извлекали оттуда останки и уничтожали их. Точно так же поступали и монголы. Кроме того, всегда находились желающие раскопать могилы в поисках сокровищ.

По некоторым сведениям, ханскую могилу зарыли ночью и гоняли по ней лошадей, чтобы и следа от нее не осталось. Среди монголов существует поверье, что после прогона табуна по могиле Чингисхана, рядом на глазах верблюдицы зарыли ее верблюжонка, и по ее крику находили то место. Есть мнение, что лес там был посажен искусственно. Попытки отыскать ханские погребения на Бурхан-Халдуне до сих пор не увенчались успехом. Среди монголов крепнет протест против раскопок, расценивающихся как осквернение святынь.

С течением времени некрополь на Бурхан-Халдуне превратился в святилище, где стояли идолы и воскурялись благовония. Однако после падения монгольской империи и начавшейся среди монголов распри Бурхан-Халдун утратил консолидирующую роль в монгольском обществе, места ханских могил были забыты, охрана их уже не осуществлялась. Возникали слухи, что Чингисхан похоронен в местечке Эджен-Хоро (ныне оно находится на территории Автономного района Внутренняя Монголия, КНР), где был создан реликварий Чингисхана и его сына Тулуя, называвшийся «Восемь белых юрт», и где претенденты на ханство получали благословение духа объединителя Монголии. В Эджен-Хоро и поныне проводятся торжественные обряды в честь обожествленного Чингисхана, привлекающие не только его духовных последователей, но и туристов. Тем не менее Бурхан-Халдун прочно вошел в шаманские перечни священных объектов Монголии, и ему совершали кропления и молитвы согласно воле Чингисхана.

В настоящее время с запада к Бурхан-Халдуну примыкает Хан-Хэнтэйский заповедник и национальный парк Терелж. Таким образом, складывается обширная комплексная особо охраняемая природно-историческая территория, подходящая для развития туризма.

Одной из главных задач нашей экспедиции было изучение традиционной культовой практики, связанной с почитание горы Бурхан-Халдун. В мифологии монгольских народов эта священная вершина хорошо известна. Ее почитание связано с образом Чингисхана, который традиционно воспринимается не просто как создатель Монгольской империи, но как культурный и эпический герой, посланец Вечного Синего Неба. О погребении Чингисхана в местности Бурхан-Халдун сообщается в “Сборнике летописей” Рашид-ад-дина, официального историографа Монгольской империи. Он повествует, что в этой же местности был похоронен сын Чингисхана Тулуй и иные его потомки: ханы Менке, Хубилай, Ариг-буга и другие Чингизиды. Рашид-ад-дин сообщает о существование на Бурхан-Халдуне особых святилищ, в которых были установлены изображения священных предков, “там жгут постоянно фимиам и благовония”.

Но не только Чингизиды оказались восприимчивы к сакральной силе Бурхан-Халдуна. Эта гора выступает географическим и сакральным средоточением всей средневековой (а, возможно, и более древней) истории монгольского народа. Согласно “Сокровенному сказанию”, записанному в 1240 г., здесь, на Бурхан-Халдуне, у истоков реки Онон, кочевали первопредки монголов – Борте-Чино (Сивый волк) и Гоа-Марал (Каурая лань). Их потомок в двенадцатом поколении Добун-Мерган встречает у этой вершины свою будущую жену, Алан-гоа. Потомки пятого сына Алан-гоа – Бодончара – стали вождями монгольского народа. А сама эта пара соединяется в священном урочище Шинчи-баян-урянхай, “на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-Халдуна” – так, что духи Бурхан-Халдуна благословляли этот союз. Вероятнее всего, с сакральной силой горы связано и “духовное зрение” старшего брата Добун-Мергана, который прозревает далекое (а, фактически, и грядущее, – давая толчок к соединению этой пары) именно с вершины Бурхан-Халдуна (Сокровенное сказание § 4-6).

На Бурхан-Халдуне спасается во время набега меркитов молодой Темучжин, позднее на курултае племен провозглашенный Чингисханом. Избежав смерти, он обращается с благодарностью к этой вершине и завещает ее почитание своим потомкам. Именно здесь, под Бурхан-Халдуном, он и выбрал позднее место своего упокоения.

В монгольской традиции, представлявшей гору как обиталище духа-хозяина местности, им становился во многих случаях правитель окрестной территории после своей смерти. Традиционным было погребение этих правителей – нойонов – на вершинах гор. А дух основателя империи Чингисхана мыслился в средневековой Монголии как покровитель всей страны. Известны легенды о неведомой силе, останавливавшей людей, подходивших слишком близко к месту его погребения, и о гибели тех, кто пытался нарушить покой его гробницы.

Сакральное значение горы Бурхан-Халдун было связано и с почитанием истоков рек – ведь именно у ее откосов берут свое начало Онон и Керулен, главные артерии священной Родины монгольского народа. Сакральная сила священной горы воплощалась в чистоте и живительности этих рек.

Само название Бурхан-Халдун можно перевести как “священный пик” или “скала богов” – от общемонгольского “бурхан” (дух, бог) и древнемонгольского “халдун”, в словаре С.А. Козина “пик, скала”.

Исследование топографических описаний средневековых монгольских источников позволяет сделать вывод о том, что под “местностью Бурхан-Халдун” “Сборника летописей” Рашид-ад-дина имелся в виду весь горный массив Хэнтэй в северо-восточной Монголии, а “вершина Бурхан-Халдун” “Сокровенного сказания” – это гора Хэнтэй-Хан (2452 м) либо ближайшие к ней вершины.

Работы на массиве Хэнтэя и в долине Керулена были проведены нами совместно с монгольским археологом З. Батсайханом. Экспедиция поднялась по Керулену от Багануура мимо сомона Монгонморит через перевал Босгот Тенгерийн Даваа до впадения в Керулен реки Богд, и далее по долине Богд на массив горы Хэнтэй-Хан. Здесь был поставлен стационарный лагерь, от которого было совершено восхождение на вершину, воспринимающуюся в современной монгольской культуре как Бурхан-Халдун, и обследованы ее окрестности.

На современных монгольских картах и в историко-культурных сочинениях под названием “Бурхан-Халдун” фигурирует вершина высотой 2361 м, расположенная в центральной части Хэнтэя, в 12 км к западу – юго-западу от вершины Хэнтэй-Хан (Владыка Хэнтэя). Возможно, ее выбор не вполне связан с древней традицией и объясняется относительной доступностью этой горы. На хорошей машине, с очень опытным водителем и при большой доле везения к ее подножию можно добраться по очень плохим полевым дорогам, а дальше совершить пешее восхождение. К подножью самого Хэнтэй-Хана никакой проезд невозможен, и штурм его крутых откосов представляет собой даже более простую задачу, чем пеший маршрут по достижению этой горы – по глухой тайге, изрезанной притоками Онона и Керулена, курумниками и осыпями, без всяких пешеходных троп. К огромному сожалению, нам просто не хватило времени на это предприятие и мы ограничились обследованием юго-западной вершины, почитаемой как Бурхан-Халдун в современной монгольской традиции как минимум с XVII в.

Первый культовый памятник, связанный с почитанием этой вершины, располагается к юго-востоку от сомона Монгонморит (Серебряный конь). Это ритуальные ворота перед священной местностью Их-Хориг (Запретное место). В их центральной части расположены три деревянных столба, установленные у полевой дороги. Центральный столб венчает изображение Чингисхана, западный – серебристой лошади, а восточный – бурого медведя.

Выше по течению долина реки Керулен сужается между скалистыми холмами. Эта территория имеет традиционное название Ууд-Мод (Дверь дерева). Образ “двери” связан с приближением к Бурхан-Халдуну. Почитаемое дерево на этой территории известно сейчас на левом берегу Керулена – это старая лиственница с двумя параллельными стволами, растущая из самой середины херексура – культового комплекса эпохи ранних кочевников, представляющего собой кольцевую каменную оградку с центральной насыпью, на которой вокруг стволов лиственницы возведено невысокое обо. Нижние ветви лиственницы увешаны голубыми хадагами.

Единственный путь на Бурхан-Халдун ведет из долины Керулена в долину реки Богд через перевал Босгот Тенгерийн Даваа (перевал Порог Неба). Эта дорога очень тяжелая, малоезженая, часто идет по заболоченным местам. Незадолго до нас по ней не смог пройти отряд российско-монгольской биологической экспедиции на ГАЗ-66. Наша “Нива-Фора”, однако, дорогу осилила.

Горы Хэнтэя покрыты густой кедрово-лиственничной тайгой. Реки неглубокие, очень чистые и быстрые, вода в них стремительно несется по каменному ложу. Стационарные поселки в горах Хэнтэя отсутствуют, стада не пасутся. Изредка можно встретить рыбаков и охотников. По их свидетельствам, паломники прибывают на Бурхан-Халдун, как правило, один раз в год – в районе 11 июля (праздник Надом). В другое время года здесь изредка бывают иностранные паломники – обыкновенно, буряты.

Перевал Порог Неба невысок, но очень тяжел для машины, малейшая ошибка может привести к непоправимым последствиям. Никакой тяжелой техники, способной вытянуть машину, нет ближе сомона Монгонморит – а это более 70 км очень плохой дороги; но даже мощный трактор не смог бы перетащить вышедшую из строя машину через крутые, и при этом болотистые склоны перевала, прорезанные колеями, размытыми и растекшимися до невероятных размеров. На южном склоне здесь стоит голубой кузов от брошенного микроавтобуса. С перевальной точки открывается прекрасный вид на массив горы Хэнтэй-Хан, долину Керулена и впадающей в него реки Богд (Священная). Здесь расположено крупное обо – каменная насыпь двухметрового диаметра, на которой возведен деревянный шалаш со входом, обращенным на юг. Ветви шалаша украшены голубыми хадагами, на камнях обо лежат многочисленные приношения – деньги, пустые бутылки из-под водки, пачки чая и табака. Дальше дорога преодолевает в брод Керулен и движется на север по долине реки Богд, неоднократно пересекая саму реку. Дорога практически не езженная, проходить ее приходится на пределе возможностей машины и ее водителя.

Ряд монгольских историков склоняются к отождествлению Богд с рекой Тенгелик “Сокровенного сказания” – по которой кочевало племя Алан-гоа, и вдоль которой уходили от преследователей Борте и Хоахчин после нападение меркитов на кочевье семьи Темучжина. Это предположение соответствует топографическим описаниям источников. В таком случае, само кочевье Темучжина в местности Бурги-эрги должно было располагаться непосредственно в устье реки Богд (Тенгелик), где несколько расширившаяся долина Керулена позволяет выпасать небольшое количество скота.

Поднимаясь по правому берегу Керулену, мы обследовали местность в устье реки Баудлаг, между сомонами Багануур и Монгонморит, которая в современной монгольской культуре считается районом Бурги-эрги “Сокровенного сказания”. По информации Батсайхана, на склоне холма над высоким, обрывистым берегом, находили фрагменты керамики. Изучение площадке позволило установить, что здесь, вероятно, находилось древнее культовое место. Нами были собраны: хуннская керамика, фрагменты китайского фарфора XV-XVII в., ножевидная пластина и фрагменты костей животных. Расположение находок на крутом откосе холма непосредственно над высоким обрывом практически исключает их бытовое происхождение.

Вероятно, культовое место над речным обрывом близ устья реки Баудлаг почиталось задолго до Темучжина, и культурная традиция просто связала его почитание с образом кочевья Чингисхана. Само же кочевье, судя по топографическим указаниям “Сокровенного сказания”, должно было находится значительно севернее, вероятно – как раз у впадения Богд в Керулен.

Вид на Бурхан-Халдун открывается из долины Богд к северу от ее устья. Священная гора возвышается над окружающими вершинами и имеет форму усеченного конуса, над верхней, ровной площадкой которого поднимается сама вершина.

Проезжая для автомашины дорога заканчивается у юго-восточного подножья горы, на невысоком уступе, возвышающемся над долиной; дальше через тайгу идут только конные и пешеходные тропы. Вдоль края уступа среди редких деревьев находится множества кострищ на местах стоянок паломников. В южной части площадки установлен необычный культовый памятник – деревянная конструкция двухметровой высоты в форме стрелы с оперением, вонзенной в небольшое каменное обо. “Оперение” выкрашено в зеленый цвет, а сама “стрела” увита голубыми хадагами. В северной части площадки, в стороне от кострищ, расположено крупное обо с деревянным “шалашом”. На северо-запад от него уходит относительно натоптанная тропа к вершине горы.

Восхождение на вершину Бурхан-Халдун с юго-восточного склона горы возможно только по этой тропе. Она сразу начинает крутой подъем по густой кедрово-лиственничной тайге и через километр приводит к небольшой поляне с крупным культовым комплексом. Центральную часть комплекса составляет очень высокое шалашевидное обо, возведенное вокруг огромного кедра. К югу от него расположен ритуальный столик, а за ним два котла – один, врытый в землю, для айрага (кумыса), и второй, на треножнике – для варки мяса.

Отсюда тропа опять уходит на северо-запад. Длительное время идет очень тяжелый подъем по осыпям курумников, затем начинается высокогорный пояс тайги. Это самые приятые и красивые места на Бурхан-Халдуне. Леса много, главным образом – кедрового, но очень светло – потому, что лес низкий, даже взрослые деревья – в рост человека. На этих невысоких кедрах растут самые настоящие шишки, которые можно рвать прямо с земли, слегка пригибая вершину. Выступающие камни покрыты мхами разнообразных цветов и оттенков, между ними расстилаются целые поля брусники и голубики, встречаются сыроежки. Еще выше тропа поднимается на верхнее плато, покрытое курумниками и поросшее между ними редкой травой. Над плато возвышается вершина Бурхан-Халдуна – почти правильный усеченный конус, сложенный из крупных каменных обломков. С плато открывается великолепный вид на долину реки Богд, активно меандрирующей между гор, высокогорное озеро Хэнтэй-Нуур и окружающие вершины массива Хэнтэя. Никакие следы человеческой деятельности не видны с этой горы, одной из высочайших в северо-восточной Монголии. Здесь чувствуешь себя на самом деле наедине с великими горами и Вечным Небом.

Тропа поднимается на вершину с юга, огибает ее с западной стороны и затем спускается на юг с восточной: таким образом, паломник совершает обход вершины по направлению движения часовой стрелки. Вся верхняя площадка покрыта сотнями невысоких каменных пирамидок обо, которые сооружает каждый поднявшийся сюда паломник. В южной части площадки расположен крупный культовый комплекс, посвященный Чингисхану. Этот огромное четырехугольное каменное обо, в центре которого установлен высокий деревянный столб с водруженной на него копией бунчуга (штандарта) Чингисхана – металлический цилиндр с навершием, украшенный изображениями хищных зверей, к которому прикреплена грива конских волос. К югу от него установлен каменный шест в форме копья с наконечником. По всем четырем углам обо возвышаются деревянные шесты с металлическими набалдашниками, а между ними развешаны разноцветные хадаги. На насыпи этого, посвященного Чингисхану, обо, в качестве приношений лежит множество деревянных мечей и сабель.

В наше время культовая практика на Бурхан-Халдуне включена в систему буддийской ритуальной деятельности, однако, своими корнями она уходит в древнюю тенгрианскую традицию. Почитая Бурхан-Халдун, монголы исполняют завет Темучжина, возгласившего после своего спасения на этой горе: ““Будем же каждое утро поклоняться (ползком взбираясь) ей и каждодневно возносить молитвы. Да разумеют потомки потомков моих!” И сказав так, он обернулся лицом к солнцу, как четки на шею повесил свой пояс, за тесьму повесил на грудь шапку свою и, расстегнув (обнажив) свою грудь, девятикратно поклонился солнцу (в сторону солнца) и совершил (дал) кропленье и молитву” (Сокровенное сказание, § 103).

Публикация в книге:

Петров Ф.Н. Аркаим - Алтай - Монголия: очерки экспедиционных исследований традиционных верований. Челябинск: Изд-во Крокус, 2006.

Рассказ из серии «Путевые заметки монгольской экспедиции»

Предыдущий рассказ: Погребальный обряд –

 

Возможно, будет полезно почитать: