Как будет выглядеть плато ай-петри после реконструкции (фото). Ay-Petri Mountain Плато Ай-Петри: зимний спорт и горный туризм Ай-Петри горный массив, центр туризма

Приветствую! Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Мне поступает много вопросов о ситуации на Ай-Петри в сезоне — 2020 г. Похоже, на Масленицу крымчане так хорошо проводили зиму, что она ушла с полуострова далеко и надолго и отметилась лишь на нескольких горных вершинах. Я решила собрать всю доступную информацию в социальных сетях и добавить ее в эту статью. Речь пойдет о развлечениях на плато, ценах и состоянии дороги.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. (Использованы личные снимки и фото из соцсетей за 2020 г). Обновлено 06.02.2020 г.

Дорога на Ай-Петри

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

В январе 2019 г. плато Ай-Петри было самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке. В новогодние праздники движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».


Уважаемые, перед поездкой в зимнее время смотрите в Сети погодные условия! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Рассчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак. Актуальная информация в группе в ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

С 2019 года дорогу на Ай-Петри обслуживает предприятие «Крымавтодор». Для обеспечения безопасности дорожного движения в зимнее время дорогу расчищают от снега и посыпают песко-соляной смесью.

Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса. По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

4 февраля 2020 года дорога на Ай-Петри со стороны Бахчисарая закрыта из-за угрозы чрезвычайной ситуации.

«С целью обеспечения безопасности дорожного движения с 4 февраля 2020 года до устранения причины, вызвавшей данную ситуацию, движение с 30-го по 46-й км автомобильной дороги Бахчисарай – Ялта – это въезд на Ай-Петри со стороны Бахчисарая – временно прекращено для всех видов транспортных средств», – сказали в минтрансе республики.

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки. Список перевозчиков на плато Ай-Петри опубликован в группе ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».

С августа 2019 года МУП «Ялтагортранс» осуществляет перевозки (в теплое время года) из Мисхора и Ялтинского автовокзала на плато Ай-Петри на лицензированном такси. Цена поездки в одну сторону — 450 руб. с человека.

«Отправление такси по мере их загрузки будет осуществляться из мест продажи абонементов. В районе плато Ай-Петри будет проводиться диспетчеризация и посадка пассажиров. В дальнейшем направления и виды перевозок лицензированными такси будут расширяться».

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта маршрута.

Чем заняться на Ай-Петри в снежную погоду

В январе 2020 г. снега значительно меньше, но желающих попасть в зимнюю атмосферу достаточно.


С 20 января 2020 г. канатная дорога закрывается на ежегодные плановые профилактические работы. Последний день работы 19 января. Планируется, что канатная дорога возобновит работу весной.


Для любителей пеших маршрутов организованы восхождения. Например, маршрут в 5 км — начинается на Кореизской тропе (44.440463, 34.08323), мимо родника Баба-Али-Текне (44.455722, 34.070383) с переходом на Мисхорскую тропу и заканчивается у верхней станции канатной дороги. По живописной тропе вы попадете из осени в зиму и впечатлитесь картинными пейзажами.


Для любителей экстрима компания «Ai-Petri tour» организовывает индивидуальные джип-туры с посещением форелевого хозяйства «Форелёво» (ищите офиц. сайт в Сети), где работает русская баня на дровах, есть возможность половить рыбу и отведать вкусные блюда из свежевыловленной крымской форели.


Карта горнолыжных трасс на Ай-Петри.




Цены на подъемники на 26 км в январе 2020 г.:

  • на маленький — 500 руб.
  • на большой — 1000 руб.
  • комплект лыж — от 500 руб.
  • борд — от 500 руб.
  • ватрушка большая (сноутюб) — 600 руб.
  • ватрушка стандартная — 500 руб.

В залог просят документ. Подъемник начинает работать с 10 утра.

Важно! Сообщение от ГКУ РК «КРЫМ-СПАС»:

ВОПРЕКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯМ СПАСАТЕЛЕЙ ТУРИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА СНОУТЮБЕ

Министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов проинформировал, что туристы, вопреки предупреждениям спасателей, продолжают пренебрегать правилами безопасности при катании на сноутюбе, получая различные травмы. За выходные дни спасатели, находящиеся на патрулировании на плато Ай-Петри, оказали помощь 4 туристам, травмировавшимся при катании на сноутюбах.


В стороне от подъемника местные кулинары готовят на продажу плов, шашлыки и шурпу. Можно привезти еду с собой и устроить пикник, взяв в аренду беседку с мангалом. Стоимость аренды — 1500 руб. на день.


Дольше всего снег лежит на северных склонах плато, обычно он сохраняется до марта-апреля.

Вид со стороны метеорологической станции. Тишина и умиротворение …. Вдали хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.


С обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури, утопающее в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляют своими зарослями Алупку и Кореиз.




Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»…

Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.


Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.
Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Примерно, в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Что происходит на Ай-Петри в январе 2020 года.


Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Как будут развиваться события, покажет время. Статья будет обновляться.
Благодарю за внимание!

Оценить красоту плато Ай-Петри можно лишь попав туда однажды. Редко природа бывает так близка к человеку. Почувствовав себя единым целым с окружающей средой, вряд ли кто не поставит перед собой твёрдую цель вернуться сюда ещё раз.

Кроме всех прочих своих достоинств, плато Ай-Петри может похвастать перед туристом относительной доступностью. Во-первых, в многочисленные населённые пункты западной части яйлы можно добраться как на личном, так и на общественном транспорте, и оттуда уже начинать свои пешие маршруты, во-вторых, плоскогорье раскрывает перед туристом свои богатства посредством перевалов разной степени сложности, некоторые из которых относительно просты для перехода, а некоторые заставят попотеть.

Как подняться на плато Ай-Петри

Что касается первого способа увидеть красоты плато Ай-Петри, то наиболее простым видится приезд к станции канатной дороги на Ай-Петри из Ялты на маршрутном такси или частным извозом. Не пройдёт и часа, как вы уже вдохнёте несравненные ароматы яйлы. К тому же от станции во все стороны разбегаются тропы и дороги. Таким же образом можно и покинуть плато Ай-Петри. Собственно, сюда же доставит вас и сама канатная дорога из Мисхора.

Можно использовать Байдарский перевал, приехав со стороны Севастополя или Фороса. Дело в том, что перевал Байдарские ворота является природной границей между Ай-Петринской и Байдарской яйлами.

Байдарские ворота - автомобильный маршрут на плато Ай-Петри

Есть возможность попасть в самое сердце плато Ай-Петри, приехав в Родниковское рейсовым автобусом, на который следует сесть на трассе Ялта-Севастополь в районе поворота на Тыловое.

Если же вы видите цель туризма в преодолении тягот пути исключительно своими ногами, то тогда к вашим услугам хоженые и популярные перевалы. На ту же станцию канатной дороги можно попасть по Кореизской тропе , выходящей, как это видно из названия, из Кореиза.

Подъём позволит втянуться в ритм похода и насладиться красивым сосновым лесом, через который бежит тропа.

Однако один из самых известных перевалов не только на плато Ай-Петри, но и всех Крымских гор - перевал Шайтан-Мердвен. Широкой известностью он обязан своей богатой истории, так как ещё древнеримские легионеры выбрали его для перехода через Крымские горы, через него пролегала дорога из Херсонеса в крепость Харакс (сегодняшняя Гаспра) .

С тех пор торговые пути шли через Чёртову лестницу, именно так можно перевести название перевала с крымско-татарского. После землетрясения 1927 года он значительно видоизменился, но до сих пор его преодоление не составит труда и для неподготовленного туриста.

Туристические объекты и маршруты Ай-Петринской яйлы:


Границы плато Ай-Петри

Как же можно определить границы плато Ай-Петри? Сделать это довольно просто. Южная граница приняла форму горного козырька.

С определением северного предела плоскогорья сложнее, но немного расширив границы, дозволенные определением самого термина «яйла», можно считать, что ею станет полоса вдоль гор глубиной километр - два на отрезке Байдарский перевал - гора Балчик-Кая и далее всё расширяющаяся площадь вплоть до пяти километров в районе Беш-Текне - Бедене-Кыр, где Ай-Петринская яйла сливается с Ялтинской .

Геологические особенности плато Ай-Петри

Кстати, понимание того, что есть яйла, поможет нам уточнить границы плато Ай-Петри более основательно. Яйла безводна. Известняки, образуя многочисленные карстовые образования, пропускают воду внутрь, не позволяя ей стекать по поверхности в виде рек. Поэтому доступной влаги едва хватает на поддержание местной растительности. Яйлы использовались как пастбище, поэтому подобное обращение с ландшафтом придало ему черты безжизненности, где лишь перелески и одинокие деревья украшают укрытую травяным покровом каменистую почву. Вся Ай-Петринская яйла усыпана большими и маленькими камнями, так что даже на тропинках нужно не зевать и поглядывать под ноги.

После того, как к семидесятым годам выпас скота на крымских яйлах попал под запрет, эрозия почв замедлилась, лес медленно наступает на открытые пространства. Другими словами, яйла - это безводная и безлесная местность.

Гряда Ай-Петринских гор представляет собой наглядную куэсту, то есть чередование пологих и крутых склонов. Крутые обращены к морю и подвержены постоянной эрозии, они представляют собой подъём породы, которая часто осыпается, становясь причиной оползня. Пологие заканчиваются небольшими балочками, за которыми снова вырастает уже меньшего размера гребень. Если двигаться по плато Ай-Петри с юга не север в районах, например, гор Спирады или Купол, то возникнет впечатление плавания по волнам, где подъёмы чередуются со спусками. Не то ощущение, однако, при движении вдоль линии гор, когда ровную дорогу подобрать совсем не представляет труда.

Основу плато Ай-Петри слагают верхнеюрские известняки, что сказывается на природе яйлы по сей день. Гуляя её маршрутами, обратите внимание на форму выпирающих из-под земли камней. Зачастую они закруглены по краям и имеют овальные отверстия. Известняки стали причиной тотального карстообразования, когда вода на протяжении многих веков буквально проедала себе в толще породы путь вглубь, лишая почвы живительной влаги. Поэтому понятен интерес учёных к котловине Беш-Текне, что расположилась неподалёку от горы Ат-Баш.

Здесь бьют источники и наполняются небольшие озёра. Причина - в наличии глины, выстилающей дно котловины и задерживающей воду. Немудрено, что именно к этому оазису выходят две тропы через перевалы - Еврейская и Эски-Богаз. Но стоит немного удалиться на север, как вы попадаете в царство карстовых образований, которое почти полностью лишено задерживающейся на поверхности воды.

Вершины плато Ай-Петри

Как и подобает любой яйле, Ай-Петринская не имеет ярко выраженных вершин. Самое точное определение, которое просится на язык - плоскогорье. Поэтому, глядя на карту, не стоит представлять, что гора Кильсе-Бурун - остроконечная вершина. Небольшая возвышенность над окружающей плоскостью и будет её вершиной.

Кстати, Кильсе-Бурун, как и находящиеся западнее Мшатка-Кая и Форосский кант облюбованы альпинистами. Но и пешему туристу открывающиеся с их вершин виды доставят массу впечатлений. Если двигаться с запада на восток вдоль горного козырька, то названные горы - первые в череде самых популярных вершин на плато Ай-Петри в среде любителей горного Крыма.

Самая высокая из них - Кильсе-Бурун, имеющая высоту 712 метров. С запада подъём на неё пологий, но с восточной части довольно крутой. Во всех отношениях это очень красивое место.

Следующей значимой вершиной будет Мердвен-Кая (688 метров), также легко доступная с запада. И эту гору не оставили своим вниманием альпинисты.

Следующая вершина в нашем движении на восток - Мердвен-Каясы (856 метров). Между ней и предыдущей горой лежит перевал Шайтан-Мердвен. Мердвен-Каясы очень красивая гора. В честь легенды советского альпинизма её плоскую южную поверхность называют скалой Михаила Хергиани. Несколько маршрутов для скалолазов проложено по её открытой груди. Северные же склоны горы покрыты густым буковым лесом, их-то и нельзя назвать яйлой. Но спустившись с этой горы восточнее, мы снова попадаем на плоскогорье.

Плато Ай-Петри в районе
горы Мердвен-Каясы

Еще восточнее дорога приведёт нас на гору Балчик-Кая (945 метров), на которой стоят и ржавеют сооружения пассивного отражателя сигнала.

Следующей идёт гора Кастропольская, высотой 955 метров, под которой расположилось село Парковое . Эта гора также в почёте у скалолазов. Если посмотреть с её вершины вниз, то можно увидеть нагромождение упавших в своё время крупных камней.

Морчека - одна из самых известных вершин Крыма. И для альпиниста, и для туриста - это важная достопримечательность. На одной из скал Морчеки установлен крест.

С западного края с горы спускается вниз тропа Керезла. Грандиозная панорама открывается с её вершины на юго-восток, где в зелени лесов среди скал блестят небольшие озёра. И в районе этой горы и восточнее масштабы каменных обвалов поражают. Между горами Морчека и Спирады, внизу, ближе к селу Оползневое - целая россыпь огромных валунов и обломков скал, которую принято называть Кучук-Койский каменный хаос.

Между теми же горами Морчека и Спирады, но уже на плоскогорье, можно наблюдать участок, классический для любой яйлы. Каменистая тропка, ковер скудной, но одурманивающей запахами растительности.

Тропа к горе Спирады
по плато Ай-Петри
Плато Ай-Петри в районе
горы Спирады

Плато Ай-Петри начинает медленно повышаться. Гора Спирады - уже высотой 1028 метров. Гора представляет собой куполообразную белую вершину, хорошо заметную из расположенных ниже Понизовки и Кацивели . Такие вершины по Ай-Петринской яйле встречаются повсеместно.

Следующей заметной вершиной в нашем движении в западном направлении будет гора Ат-Баш (1196 метров). Виды, открывающиеся с высшей точки этой горы, название которой переводится как «Конская голова», заставляют потратить время на короткое восхождение.

Плато Ай-Петри, гора Ат-Баш:

Севернее расположена упоминавшаяся ранее котловина Беш-Текне.

Погода на плато Ай-Петри

Зимой и весной Ай-Петри может дать почувствовать свой скверный характер. Тут довольно холодно, вся округа постоянно укрыта туманами, весной пробуждаются сильные ветры, так что даже в середине мая можно кутаться от холода.

Туристы, предпочитающие зимние походы, знают, что между Ай-Петри и Куполом туманы и дожди чаще, нежели в районе Морчеки. Да и всё плато Ай-Петри по сравнению с остальными своими крымскими собратьями - самое холодное. Зима может настигнуть путешественника в первых числах октября. В то время как на побережье за весь год не выпадет ни снежинки и постоянно будет держаться плюсовая температура, на плато Ай-Петри морозы и сугробы - привычное дело.

Зимние туманы на плато Ай-Петри:
Облака надвигаются с моря на горный козырёк
плато Ай-Петри
Вид с плато Ай-Петри
на село Покровское

Учитывая рельеф местности, нужно быть очень аккуратным в стороне от протоптанных маршрутов. Овраги и выемки зимой заметает снегом, острые камни из-под сугробов не видны. Но это в первую очередь касается мест, удалённых от козырька. Летом на яйле не так жарко, как внизу, но от палящего солнца укрыться можно, только остановившись под деревом, постоянно двигающийся турист постоянно будет подвергаться воздействию солнечных лучей. Дожди летом на плоскогорье редки.

Туристские тропы по плато Ай-Петри

Теперь стоит поговорить о тропах этого плоскогорья. Самым простым маршрутом, дающим наибольшее количество впечатлений и фотографий, является тот, который проходит вдоль горного козырька. Двигаясь по плато Ай-Петри от Байдарских ворот через Форосскую церковь , мы оседлаем восьмой туристический маршрут . Справедливости ради стоит сказать, что он начинается от туристической стоянки «Ласпи», но это уже Байдарская яйла . Восьмой маршрут проведёт нас по краешку гряды через уже упоминавшиеся ранее горы Кильсе-Бурун и Мердвен-Кая.

Если узкая тропка вам не по душе, чуть ниже бежит широкая дорога, которую одолеет и автомобиль. Дорога приведёт вас к перевалу Шайтан-Мердвен, от которого начинается новая - через буковый лес к вершине Мердвен-Каясы.

Дорога до самой горы Ат-Баш не имеет названия, что не мешает ей пользоваться всеобщей любовью туристов. То же можно сказать и про тропу, ведущую от Ат-Баша до Ай-Петри. Горный козырёк в этих местах представляет собой чередование выпуклостей и впадин, последние выглядят иногда как амфитеатры. Впадины, как правило, покрыты небольшой чащей, и цепким кустарником, через которые обычно бежит тропинка, как и в обход чащи.

Другой способ попасть от Ат-Баша на Ай-Петри, это пройти вглубь яйлы по котловине Беш-Текне и через кордон «Воронцовка» выйти на гору Бедене-Кыр, где расположена радиолокационная станция (об этом маршруте читайте ). Наверное, именно этот маршрут даёт наибольшее понимание того, что такое плато Ай-Петри. Здесь яйла самая широкая, безводная и значительно отличается от западной своей части. По обе стороны дороги лежат два урочища - Сары-Коль и Воронцовский лес. Очень красиво и урочище Бешан-Кош, которое сменяет котловину Беш-Текне. Это урочище - открытая изумительной красоты равнина с небольшими участками хвойных зарослей, раскинувшаяся у подножья горы Бедене-Кыр, с которой, впрочем, окрестные виды прекрасны в любом направлении.

От кордона Воронцовка на плато Ай-Петри уходят на север две тропы в направлении туристических стоянок «Буковая» и «Данила», которые находятся уже вне пределов этого плоскогорья, а оттуда ещё севернее. Точнее, начинаются эти популярные маршруты от шоссе Ялта - Бахчисарай, но чуть северо-западнее кордона «Воронцовка» расходятся в разные стороны.

От горы Спирады стартует на северо-запад маршрут к популярной среди туристов Скельской пещере . Дорога проходит вдоль растянувшегося в том же направлении Тарпанбаирского хребта, вершинами которого являются горы Тарпан-Баир (1094 метра) и Чуваш-Кой (1051 метр). Чем дальше на северо-запад, тем более явно начинают преобладать леса, а перед самой Скельской пещерой есть настоящая можжевеловая роща. По пути встретится источник Чуваш-Голь.

Ещё стоит упомянуть стартующий от турстоянки «Беш-Текне» 45-й маршрут, прорезающий в северо-западном направлении всё плато Ай-Петри. Конечный пункт маршрута - туристическая стоянка «Чайный домик» за пределами яйлы. У 45-го маршрута много ответвлений как на восток к кордону «Воронцовка», так и на юго-запад к горе Спирады.

От перевала Шайтан-Мердвен уходят два популярных туристических маршрута - Календская и Капуркайская тропы , однако они почти сразу покидают яйлу и углубляются в тёмный буковый лес.

СИМФЕРОПОЛЬ, 30 мар — РИА Новости (Крым). В Крыму в разработке находится сразу несколько проектов реконструкции плато Ай-Петри: планируется создание самого длинного в мире зип-лайна, небольшого эко-городка и сада камней, сообщил внештатный советник главы администрации Ялты Анри Канунов.

Ранее глава Крыма Сергей Аксенов пообещал к маю навести порядок на плато горы Ай-Петри, которое хаотично застроено гостиницами, кафе и торговыми точками. Один из проектов реконструкции разработан по поручению мэра города Андрея Ростенко.

данный момент этот проект также находится на согласовании в министерствах Республики Крым и в дальнейшем будет предоставлен главе Республики Крым Сергею Аксенову", — приводит слова Канунова пресс-служба мэрии. По его словам, на сегодня рассматривается несколько идей по созданию на Ай-Петри небольшого эко-города, предназначенного для отдыха и развлечений. При этом никаких капитальных строений на плато не планируется. Среди проектов, которые предполагается реализовать, самыми интересными, по словам Канунова, является сад камней, стеклянные смотровые площадки и каменный лабиринт из габионов (объемные изделия различной формы из проволочной крученой сетки с шестиугольными ячейками).

Здесь же может появиться и самый длинный в мире зип-лайн протяженностью 2,6 километра (сейчас самое длинное подобное сооружение находится в Медном каньоне Мексики — 2545 метров). Зип-лайн — это спуск по стальному канату с отрывом от земли по воздуху.

Кроме того, в районе канатной дороги на плато планируется сделать специальную площадь для отдыха и прогулок, где расположат сухой фонтан. Прорабатывается вопрос проведения международных соревнований воздушных шаров, строительства часовни. На плато также появятся велодорожки и дорожки для скоростного спуска на снегокатах, парковки для легковых автомобилей и экскурсионных автобусов, вертолетная площадка. "А вот многочисленных заведений общественного питания и сувенирных палаток на плато не будет. Останется лишь одно стационарное кафе, расположенное на верхней станции канатной дороги и прилегающие к нему сувенирные ряды", — заверил Канунов.

© Фото предоставлено пресс-службой администрации Ялты

Проект реконструкции плато Ай-Петри

Плато Ай-Петри находится над Ялтой на высоте примерно 1200 метров над уровнем моря, куда с побережья проложена высокогорная канатная дорога. Часть территории плато входит в Ялтинский горнолесной заповедник. В украинский период на Ай-Петри были самовольно построены незаконные объекты торговли, которые крымчане называют "шалманами". В кафе туристам предлагают еду и разливной алкоголь, который часто не сертифицирован. Попытки запретить незаконную деятельность на плато ранее наталкивались на сопротивление торговцев.

На данный момент, в Крыму ведут разработку сразу несколько проектов реконструкции плато Ай-Петри. Все они находятся на рассмотрении в соответствующих ведомствах и министерствах Республики Крым. Один из таких проектов был разработан по поручению главы администрации Ялты Андрея Ростенко .

В данный момент этот проект также находится на согласовании в министерствах Республики Крым и в дальнейшем будет предоставлен Главе Республики Крым Сергею Аксенову , — рассказал внештатный советник главы администрации города Ялты Анри Канунов .

На этой неделе в некоторых средствах массовой информации, в том числе на интернет-порталах, был опубликован еще один проект реконструкции плато Ай-Петри, предоставленный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты, который сейчас также находится на рассмотрении в столице Крыма.

Какой из этих проектов будет утвержден и с какими поправками, мы пока не знаем, поэтому говорить о том, что будет расположено на плато, пока преждевременно, — подчеркнул Анри Канунов.

В тоже время он рассказал, что есть несколько идей по созданию на Ай-Петри небольшого эко-города, предназначенного для отдыха и развлечений, где будут сосредоточены интересные объекты, максимально безвредные для природы и привлекательные для туристов. При этом никаких капитальных строений на плато не планируется.

Среди проектов, которые предполагается реализовать на плато, самыми интересными, по словам Анри Канунова, будут сад камней, стеклянные смотровые площадки и каменный лабиринт из габионов (объёмные изделия различной формы из проволочной кручёной сетки с шестиугольными ячейками). Здесь же может появиться и самый длинный в мире зип-лайн, протяженностью 2,6 км (сейчас самый длинный Zip Line — 2545 м расположен в Медном каньоне в Мексике).

Кроме того, в районе канатной дороги на плато планируется сделать специальную площадь для отдыха и прогулок, где будет располагаться сухой фонтан (фонтан, оборудованный специальной решеткой, из-под которой бьют струи воды, а сама ниша бассейна с водой спрятана под решетку). Благодаря такой конструкции люди могут вплотную подойти к сухому фонтану, походить по его решетке – одним словом, находиться в самом центре событий.

Также прорабатывается вопрос проведения международных соревнований воздушных шаров, и ряд других интересных развлекательных мероприятий, отображающих общую экологическую концепцию развития данной территории, без нанесения невосполнимого вреда природе.

Кроме вышеперечисленного, на плато появится возможность прокатиться на велосипедах летом и на снегокатах – зимой. Для этих целей здесь будут организованы специальные велодорожки и дорожки для скоростного спуска. Вместе с этим, останется возможность покататься и на животных, но все это будет в современном, цивилизованном виде.

А для легковых автомобилей и экскурсионных автобусов на плато планируется сделать две парковки. Предполагается, что здесь появится и вертолетная площадка, которая будет предназначена, в том числе для проведения поисково-спасательных работ, что особенно актуально зимой, когда подняться на плато на автомобильном транспорте довольно проблематично.

Во всем мире в таких труднодоступных горных местностях существуют специально оборудованные вертолетные площадки, которые, в первую очередь, предназначены для экстренных случаев, — подчеркнул Анри Канунов.

А вот многочисленных заведений общественного питания и сувенирных палаток на плато не будет. Останется лишь одно стационарное кафе, расположенное на верхней станции канатной дороги и прилегающие к нему сувенирные ряды.

Много споров и разногласий в социальных сетях вызвала информация о появлении на плато церкви. Хотелось бы уточнить, что это будет небольшая часовня, которая будет расположена со стороны автомобильной дороги на плато, около Горно-лыжного клуба, — пояснил Анри Канунов и добавил, что администрация Ялты готова принять к рассмотрению любые предложения по повышению привлекательности данного кластера с условием жесткого контроля за сохранностью сложившейся экосистемы плато.

Фотографии обновленного участка плато возле верхне станции канатной дороги, где в мае этого года снесли уродливый городок татарских кафе и лавок, выложила в Facebook жительница Крыма Ирина Павленко.

За последние пару месяцев там мало что изменилось: все те же геометрические дорожки с землей под газоны между ними, кованая ограда вдоль обрыва, залитые бетоном останки фундаментов кафешек и довольно унылая темно-серая троутарная плитка. На презентацию проекта реконструкции плато со стекляными барьерами и нависающими над обрывам балконами это пока мало похоже, да и будет ли похоже вообще - неизвестно.

Из относительно нового: на плато, недалеко от верхней станции канатки, появилась вертолетная площадка со знаком Н - Helicopter.

Что делать здесь избалованным пассажирам вертолетов, не совсем понятно. Возможно, они смогут сделать здесь остановку на пути из аэропорта "Симферополь" к дорогим вилледжам и отелям Южного берега, чтобы покататься по яйле на джипах или поохотиться, сэкономив время на подъеме по серпантину со стороны Ялты или Бахчисарая. Потому что просто гулять здесь пока не тянет, и дело не только в ненастной погоде, в которую были сделаны эти снимки: вокруг пустота.

Впрочем, рядом со станцией канатки установлены рамы для проката велосипедов. Судя по логотипам, заниматься этим бизнесом будет созданная при экс-мэре Ялты Андрее Ростенко организация "Фрирайт", ставшая бизнес-монополистом на ялтинской набережной.

Эта же организация мнонополизировала, по словам местных предпринимателей, и платный доступ к зубцам Ай-Петри. Чтобы пройти туда пешком через лесок, нужно заплатить обитателю этой будки. По крайней мере, в теплое время года.

Случайность это или закономерность, но на подходах к объекту традиционного для этих мест "шнкуркового бизнеса" наблюдается характерная неряшливость.

Сохранился после реконструкции и оазис рыночного хаоса, царившего здесь на нескольих гектарах больше 15 лет. Сосредотчен он теперь возле здания верхней станции канатки, перешедшей когда-то в собственность Надежды Олефир - бывшей жены ялтинского депутата и бизнесмена Лери Сванидзе. Здесь же расположено единственное площадке кафе с незатейливым названием "Верхнее". Кормить и отоваривать туристов на плато Андрей Ростенко публично разрешил теперь только ей.

Велосипеды в прокат появятся здесь теперь только следующим летом. Но если асфальтированную дорогу, ведущую к канатке со стороны спуска к Ялте, не излечат от гигантских ям, кататься на них будет проблематично: грутновки на Ай-Петри сплошь каменистые. А вкладываться в качественный ремонт дорожного полотна никто не спешит - остатки асфальта пока просто разровняли грейдером и засыпали щебенкой.

Впрочем, ростки стихийной торговли прорастают и сквозь уложенную застройщиком евгением Кабановым плитку. Вот этот человек даже в холодный и промозглый день, на свистящем ветру торгует вином в розлив. Скорее всего, оно фальшивое - какой-нибудь подкрашенный компот со спиртом, дай бог чтобы этиловым. Еще полгода назад такого добра здесь было навалом почти в каждой татарской кафешке.

Эти заграждения на дороге остались тоже от "татарских" времен. Чернявые парни из фирм, опекавшихся экс-главой бахчисарайского Меджлиса Ахтемом Чйгозом (осужден за причастность к организации столкновений под стенами Верховного совета Крыма 26 февраля 2014 года), сшибали с желающих припарковаться по 100 рублей. Теперь эти ограждения сторожат пешеходную зону. Будут ли летом брать деньги за проезд внутрь, пока не ясно.

Справа, где видны мощеные троутарной плиткой дорожки, находился массив снесенных кафе. Слева - угадывается в тумане абрис станции канатной дороги. Будем надеяться, что пустые земляные клумбы между дорожками засеют травой и декоративными кустарниками, как и было предусмотрено проектом.

Вид на это же место с другой стороны. Снимок сделан в начале лета этого года, сразу после добровольно-принудительного сноса шалманов. Здесь видно, как выглядело пространство, ныне вымощеное плиткой.

А этот снимок был сделан нексколько лет назад. Просто для сравнения. Чтобы судить объективнее, делайте скидку на солнечную погоду.

 

Возможно, будет полезно почитать: