Контроль воздушного пространства радиолокационное поле статья. Способ контроля воздушного пространства, облучаемого внешними источниками излучения, и радиолокационная станция для его реализации. Аналогов комплексу «Рубеж» нет

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук Полковник Д.Н. САМОТОНИН, кандидат технических наук АННОТАЦИЯ. Определены основные научно-технические проблемы и направления развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационной системы страны в условиях создания воздушно-космической обороны России. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральная система разведки и контроля воздушного пространства РФ, аэронавигационная система России, радиотехнические войска, радиолокационное обеспечение, единая автоматизированная радиолокационная система. SUMMARY. Rey scientific and technical problems and areas for developing the RF Federal system of air space reconnaissance and control and Air navigation system of the country in terms of creation of the Aerospace Defense of Russia. KEYWORDS: RF Federal system of air space reconnaissance and control, Air navigation system of Russia, Radio Technical Troops, radar support, unified automated radar system. ФЕДЕРАЛЬНАЯ система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП РФ) создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года 146, является межведомственной системой двойного назначения и предназначена для обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке пунктов и центров управления (ПУ, ЦУ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в интересах решения задач противовоздушной обороны (ПВО), в том числе задач по охране государственной границы и пресечению террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве РФ, по обеспечению полетов воздушных судов государственной, экспериментальной и гражданской авиации, а также для радиолокационного обеспечения центров организации воздушного движения аэронавигационной системы РФ (АНС России) за счет комплексного использования имеющихся в ВС РФ и АНС России радиолокационных систем и средств. Информационно-технической основой ФСР и КВП РФ является единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС). Для решения задач, возложенных на ФСР и КВП, в составе ЕАРЛС привлекаются силы и средства радиотехнических частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН) Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). В целях развития ЕАРЛС в период с 2007 по 2015 год выполнена федеральная целевая программа «Совершенствование федеральной системы

2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФСР И КВП РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 15 разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (гг.)» (далее Программа (), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 года 345. Анализ итогов реализации Программы () показывает, что заявленные в ней цели по повышению эффективности контроля воздушного пространства, снижению общих затрат на содержание радиотехнических подразделений Минобороны России и повышение безопасности полетов авиации в основном достигнуты. Вместе с тем отсутствие концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП, изменение условий и факторов, влияющих на построение и применение единой радиолокационной системы и системы контроля за использованием воздушного пространства РФ, обусловили ряд научно-технических проблем развития ФСР и КВП на период до 2025 года: недостаточный уровень автоматизации информационно-технического взаимодействия ЦУ (ПУ, КП) ПВО (ВКО) с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) для реализации эффективной совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации о воздушной обстановке при решении задач контроля использования воздушного пространства РФ; несоответствие принципов построения и функционирования ЕАРЛС требованиям по ее интеграции с ЕС ОрВД, формированию и поддержанию единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России; несоответствие принципов разработки, функционирования и применения в системе управления Воздушно-космических сил (ВКС) средств автоматизации контроля использования воздушного пространства РФ предъявляемым к ним в современных условиях требованиям; несоответствие ТТХ устаревших средств радиолокации современным информационным потребностям Минобороны России при решении возлагаемых на них задач с учетом возрастания угроз безопасности РФ в воздушном пространстве. Сформулированные научно-технические проблемы позволили обосновать следующие основные направления развития ФСР и КВП в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России. Первое направление. Разработка новых и модернизация существующих средств разведки (наблюдения) воздушного пространства. Анализ прогнозируемой целевой и помеховой обстановки на период до 2025 года обуславливает необходимость существенного повышения требований к применяемым средствам радиолокации в части их пространственных и информационных возможностей. Учитывая, что вся пилотируемая авиация, а также многие беспилотные средства противника для облегчения преодоления системы ПВО оборудованы передатчиками помех, существенно возрастают требования к помехоустойчивости группировок радиотехнических войск (РТВ). В условиях сокращения временного интервала между обнаружением целей и нанесением по ним удара средствами воздушного нападения (СВН) противника основным способом сохранения группировки РТВ будет маневр силами и средствами радиолокационной разведки. Следовательно, требования к мобильности перспективных РЛС повышаются. Учитывая, что задачи боевого дежурства по ПВО выполняются непрерывно (в мирное и военное время), а условия функционирования средств радиолокации в мирное и военное время отличаются, то и тре-

3 16 А.Я. КОБАН, Д.Н. САМОТОНИН бования к средствам радиолокации дежурного режима мирного и военного времени будут различны. Для решения задач мирного времени необходимы относительно недорогие РЛС с интегрированными средствами вторичной радиолокации и дополнительной аппаратурой автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В). Эти средства радиолокации в целях снижения стоимости могут быть стационарными (перевозимыми), но при этом должны обладать высокой надежностью (назначенный ресурс более ста тысяч часов, наработка на отказ тысячи часов), ремонтопригодностью (блочно-модульный принцип построения, встроенная аппаратура диагностики и поиска неисправностей, прогнозирования технического состояния), низкой стоимостью эксплуатации (автоматические, без участия расчета радиолокационные модули). С учетом необходимости использования информации о воздушной обстановке в интересах Минобороны и Минтранса России при решении задач ОрВД данные средства радиолокации должны проходить сертификацию установленным порядком. Одним из основных направлений развития средств радиолокации дежурного режима, выполняющих задачи в мирное время, должно быть доведение их до уровня автоматических РЛС. Данное требование в том числе обусловлено необходимостью воссоздания радиолокационного поля в Арктической зоне РФ. Исходя из условий применения в военное время к радиолокационным средствам дежурного режима, дополнительно предъявляются следующие требования: автоматическая разведка типов помех и адаптация к воздушной и радиоэлектронной обстановке, в том числе возможность концентрации энергии на помехоопасных и других важных направлениях; высокая скрытность работы, обеспечиваемая разработкой пассивных (полуактивных) средств радиолокации; высокая мобильность, обеспечиваемая сокращением времени свертывания (развертывания), включения и контроля функционирования РЛС; автоматическая топопривязка и ориентирование. При этом РЛС дежурного режима, предназначенные для несения боевого дежурства по ПВО в военное время, должны быть многодиапазонными, обеспечивающими при незначительных энергетических затратах требуемые характеристики по дальности обнаружения и точности определения координат СВН противника. С учетом анализа потенциальных угроз РФ в воздушно-космической сфере возрастает актуальность обнаружения СВН, действующих на малых и предельно-малых высотах. Различия по условиям и задачам применения маловысотных РЛС предопределяют их деление на РЛС дежурного и боевого режима. Основными требованиями, предъявляемыми к перспективным маловысотным РЛС дежурного режима, являются: возможность обнаружения и сопровождения низколетящих, малоразмерных и не скоростных воздушных целей (КР, БЛА, дельтапланов и др.) на фоне интенсивных отражений от земли, местных предметов, гидрометеообразований, преднамеренных пассивных и несинхронных импульсных помех; наличие в составе радиолокационных комплексов (РЛК) удаленных радиолокационных модулей, размещенных вне подразделений РТВ и работающих в автоматическом режиме; возможность размещения антенных систем на высотных опорах (в отдельных случаях на привязных аэростатах). К маловысотным РЛС боевого режима прежде всего предъявляются требования высокой маневренности, достаточного энергети-

4 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФСР И КВП РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 17 ческого потенциала с возможностью его концентрации в заданном направлении (секторе), повышенной точности измерения координат и возможности обнаружения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР). Одним из основных требований, предъявляемых к перспективным РЛС, является необходимость их сопряжения с действующими и перспективными комплексами средств автоматизации, а также возможность интеграции в единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки. Это предусматривает в том числе применение унифицированных протоколов обмена информацией о состоянии воздушной обстановки, объединение радиолокационной информации из различных источников о воздушных объектах, обмен данной информацией на более высоких скоростях с использованием средств создаваемой цифровой телекоммуникационной сети Минобороны России. Второе направление. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС ФСР и КВП и ее комплексная модернизация в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД, для решения задач ПВО. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС и ее комплексная модернизация предусматривают: оснащение (переоснащение) радиотехнических подразделений современными и перспективными РЛС (РЛК); модернизацию трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации путем развертывания на них новых РЛК ДН, а также реконструкцию центров ЕС ОрВД, в том числе в интересах совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия; создание и развертывание унифицированных автоматических модулей программно-технических средств (МПТС), обеспечивающих автоматический обмен плановой, радиолокационной и дополнительной информацией с использованием унифицированных протоколов информационно-технического взаимодействия трассовых радиолокационных позиций двойного назначения и центров ЕС ОрВД с ЦУ (ПУ, КП) ВС РФ. Для обеспечения информационно-технического взаимодействия по цифровым каналам и с использованием унифицированных протоколов со стороны объектов Минобороны России предусмотрены закупки перспективных комплексов средств автоматизации (КСА), что в совокупности обеспечит повышение эффективности совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации на командных пунктах радиотехнических полков. Третье направление. Поэтапное создание интегрированной радиолокационной системы ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки с использованием ресурсов развернутой ЕАРЛС. Реализация направления организована путем оснащения радиотехнических полков комплексами автоматических средств, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Наблюдатель ФСР и КВП», и интеграции на их основе всех источников радиолокационной информации Минобороны России и Росавиации, дислоцированных в границах позиционного района радиотехнического полка. Четвертое направление. Организация единой системы автоматизированного контроля использования воздушного пространства РФ (ЕСКИВП) в системе управления ВКС. Реализацию этого направления планируется осуществить в рамках государственной программы вооружения, предусматривающей разработку и принятие на вооружение унифицированных МПТС автоматизации решения задачи контроля использования

5 18 А.Я. КОБАН, Д.Н. САМОТОНИН воздушного пространства РФ. МПТС предназначены для совместного применения с КСА ЦУ (ПУ, КП) объединений ВКС, соединений ПВО, воинских частей РТВ в интересах повышения качества решения задачи контроля использования воздушного пространства на основе реализации современных системотехнических принципов обмена и обработки информации, поступающей от центров ЕС ОрВД и ПУ радиотехнических войск. МПТС разрабатывается в различных комплектациях с открытым интерфейсом информационно-технического сопряжения для применения на всех уровнях управления при автоматизированном решении задачи контроля использования воздушного пространства совместно с существующими и перспективными комплексами средств автоматизации. Таким образом, в решении основных научно-технических проблем в период до 2025 года можно выделить два этапа годы комплексная модернизация ЕАРЛС во всех регионах РФ, создание головного участка совместного применения интегрированной радиолокационной системы (ИРЛС) ФСР и КВП и ЕСКИВП годы полномасштабное развертывание ИРЛС и ЕСКИВП во всех регионах страны. Успешная реализация этапов развития ФСР и КВП возможна при безусловном выполнении мероприятий ГПВ и своевременной разработке (уточнении) концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы построения, функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП.


ОБЗОРНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РЛС метрового диапазона П-18Т/TRS-2D назначение РЛС П-18Т/TRS-2D является импульсной когерентной радиолокационной станцией метрового диапазона и предназначена для обнаружения

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Авиационных правил организации радиолокационного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь 26 октября 2015 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫх СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫх СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Евгений Робертович Мейчик НАЧА ЛьНИК СВязИ ВООРУ женных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ заместитель

Радиолокация на современном этапе. Возможные пути развития поэтапная модернизация и создание унифицированных блочномодульных комплектаций. Боевые действия в военных конфликтах второй половины XX-го и наступившего

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРА -НСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва &Jt Об утверждении Положения об Управлении радиотехнического обеспечения полетов и

Перспективы развития системы связи и АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации Н а ч а л ь н и к Г л а в н о г о у п р а в л е н и я С в я з и В о о р у ж е н н ы х С и л Р о с с и й с к о й Ф е д е р а

Трёхкоординатная средних и больших высот дежурного режима НАЗНАЧЕНИЕ предназначена для обнаружения, измерения трёх координат, сопровождения, определения государственной принадлежности воздушных объектов

ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В СЛУЖЕБНО-БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я с в я з и и а в т о м а т и з и р о в а н н о г о у п р а в л е н и я в о й с к а м и Г К

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Начальник связи Вооруженных Сил Российской Федерации з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а Г е н е р а л ь н о г о ш т а б а В

Работа по созданию сплошного радиолокационного поля РФ. Оснащение Вооруженных Сил России радиолокационными станциями (РЛС) высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» идѐт с опережением графика. Об этом

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 июля 2017 г. 98 О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. 88 На

64 Bозможности оборонно-промышленного комплекса России по созданию перспективных огневых систем ПРО Игорь КОРОТЧЕНКО Главный редактор журнала «Национальная оборона» Основной задачей, которую решают войска

Войска воздушно-космической ОБОРОНЫ НАДЕЖНЫЙ щит страны в воздухе и КОСМОСЕ Александр Валентинович Головко ком андующий ВойСК АМИ ВОзД У ШНО-КОСМИЧЕСКОй ОБОРОНЫ, ГЕНЕРА Л-ЛЕйТЕНАНТ Войска воздушно-космической

Космические войска Космические войска являются родом войск Воздушно-космических сил Космические войска решают широкий спектр задач, основными из которых являются: - наблюдение за космическими объектами

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ Глобальный мониторинг космической обстановки важнейшее направление обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере Полковник А.Н. КАЛЮТА АННОТАЦИЯ.

ПЕЧОРА-2ТМ Зенитный ракетный комплекс ЗРК средней дальности С-125-2ТМ «Печора-2ТМ» ЗРК С- 125-2ТМ «Печора -2ТМ» предназначен для борьбы с современными и перспективными средствами воздушного нападения в

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАДИОНАВИГАЦИИ И РАДИОПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ЛОКАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ Яцкевич В. А., ООО «Специальные радиосистемы

А.М. Мухаметжанов¹, О.С. Ишутин² Современные подходы в управлении военно-медицинской службой ¹Военная кафедра Карагандинской государственной медицинской академии. Республика Казахстан. ²Военно-медицинское

Перспективы развития икт в интересах системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации Начальник Управления заказов и поставок автоматизированных систем управления, информационных систем, комплексов

НовЫЕ АСПЕКты военно-технической ПОЛИтИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ в современных условиях Сергей Кужугетович Шойгу МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРА Л АРМИИ В настоящее время научно-технический

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 СОДЕРЖАНИЕ РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ... 3 УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ

Соколов Никита Вячеславович студент ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» г. Санкт-Петербург Степаненко Кирилл Васильевич

Основы боевого применения ПВО Взаимодействие родов войск Истребительная авиация Радиотехнические войска Зенитно-ракетные войска Взаимодействие родов войск ПВО Выполнение боевой задачи по охране и обороне

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «Военно-техническая подготовка» по военно-учетной специальности Эксплуатация и ремонт радиотехнических средств наведения зенитных ракетных комплексов противовоздушной

Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и

Буренок В.М., доктор технических наук, профессор Москаленко В.И., кандидат технических наук Соломенин Е.А. Направления развития системы опознавания Рассмотрены вопросы построения перспективной системы

С.С. Смирнов, кандидат технических наук, доцент В.Л. Лясковский, доктор технических наук, профессор Д.В. Нестеров Методика формирования программных мероприятий по созданию технологий и образцов оружия

Совершенствование организационной структуры военной составляющей Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации Аннотация. В статье на фоне совершенствования организационной структуры

Структура и состав пункта управления тылом войск национальной гвардии Российской Федерации. Дементьев Дмитрий Николаевич капитан, слушатель 116 ВНГ учебного отделения Военная академия материально-технического

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕхНИКИ РАКЕТНЫх ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ СУхОПУТНЫх ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх Александр Викторович Кочкин заместитель НАЧА ЛьНИК А ГЛАВНОГО РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО

УДК 623.418.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИМИТАТОРА-ТРЕНАЖЕРА РАБОЧИХ МЕСТ ЗРК ДД-СД ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАВЕДЕНИЯ ЗРК ПВО ВВС Тимофеев Г.Г., студент

25/8/03 ОДИННАДЦАТАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Монреаль, 22 сентября 3 октября 2003 года Пункт 1 повестки дня. Пункт 1.2 повестки дня. Представление и оценка глобальной эксплуатационной концепции организации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 24 февраля 2015 года 65 О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям В соответствии с Федеральным законом от 12

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-КОСМИчЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх Олег Николаевич Остапенко КОМ АНДУЮщИЙ КОСМИЧЕСКИМИ ВОЙСК АМИ, ГЕНЕРА Л-М АЙОР Современные мировые тенденции

Проблемы нормативно-правового обеспечения применения комплексов с БЛА Управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России, заместитель начальника отдела, к.т.н. Н.Н. Олтян 1 Управление авиации

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 150 30 апреля 2007 г. г. Москва Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации В соответствии с постановлением

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНТРАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Научно-исследовательский испытательный

РОЛь военных технологий в РАзвитИИ СИСтЕМЫ вооружения вооруженных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ Сергей Егорович Панков нача льник У ПРАВЛЕНИ я ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕжВИ ДОВЫХ ИССЛЕДОВАНИй и СПЕЦИА ЛьНЫХ ПРОЕКТОВ

Приложение 14 Основные направления взаимодействия и пути информационно-технического сопряжения АСРК-РФ ФГУП «РЧЦ ЦФО» с Единой системой комплексного технического контроля Вооруженных Сил Российской Федерации

А. В. Леньшин, Н. М. Тихомиров, С. А. Попов БОРТОВЫЕ РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ Учебное пособие Под редакцией доктора технических наук А. В. Леньшина Рекомендовано УМО по образованию в области эксплуатации

О Т З Ы В официального оппонента на диссертационную работу Фитасова Евгения Сергеевича «Пространственно-временная обработка сигналов в малогабаритных мобильных радиолокационных системах обнаружения низколетящих

В.Г. Найденов доктор технических наук старший научный сотрудник Е.В. Першин Постановка задачи определения оптимального типажа средств экспериментально-испытательной базы полигона Минобороны России для

КОРАБЕЛЬНЫЕ АСУ: МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СРЕДСТВ И КОМПОНЕНТОВ УДК 681.324 В.А. Ильин, И.Л. Козлов АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНОЙ КОРАБЛЕЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 июля 2015 г. 79 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь На основании пункта

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР» «СЫКТЫВКАР» КАР КЫТШЛÖН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНСА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШУÖМ от г. Сыктывкар, Республика Коми Об утверждении положения

II. Аннотация 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у обучающих профессиональных компетенций, обеспечивающих исполнение ими первичных научных должностей

ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОЗАЩИЩЕННОСТИ РЛС С АФАР ЗА СЧЕТ СИСТЕМЫ ВСТРОЕННОГО КОНТРОЛЯ 1. Обеспечение помехозащищенности системы во многом определяется характеристиками антенной системы, входящей в состав РЛС, т.к.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2012 г. N 5/35415 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 марта 2012 г. N 234 О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПерсПектиВЫ развития системы радиоэлектронной БорЬБЫ российской ФедерАЦии на Период до 2020 ГодА Михаил Валерьевич Доскалов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБы ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

УДК 623.76(092) Я. В. Безель, 2015 Этапы развития автоматизированных систем управления авиацией и ПВО Приводится краткий обзор работ, выполненных в НИИ-5 (МНИИПА) в 1923 2010 гг. по созданию и совершенствованию

Подходы к обеспечению безопасного применения БАС Текущая ситуация в области применения беспилотных аппаратов Стремительный рост бесконтрольно используемых беспилотных аппаратов в России и в других странах

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 9 ноября 2017 г. 2478-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в до 2025 года.

Анализ современного состояния обороннопромышленного комплекса Республики Казахстан и перспективы его развития Талгат Женисович Жанжуменов Заместитель Министра обороны Республики К аза хстан, генера л-м

56 Bоздушно-космическая оборона России: история создания и основные задачи 57 Николай ЛЯХОB Полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, с 2003 по 2007 гг. заместитель начальника

УДК 629.733.34 Технические науки Мешкова Е.В., Митрошина Е.В. студентки 4 курса электротехнического факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 1999 г. N 1308 О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ [Изменения и дополнения:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 ноября 2014 г. 1215 МОСКВА О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований

УДК 623.4 М.Ю. Трубин НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ВМФ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Трубин Максим Юрьевич, окончил факультет АСУ ВМИРЭ им. А.С. Попова.

Код УДК: 355/359 2016г Качалков А.Д., магистрант Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.екатеринбург

Российская Федерация Новгородская область, Мошенской район Администрация Калининского сельского поселения П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22.02.2013 25 д. Новый Поселок О внесении изменений в Положение о

1. Основные положения по управлению ГО. 2. Пункты управления: предназначение, размещение, оснащение, системы жизнеобеспечения, организация работы на пункте управления. 3. Штаб ГО и возлагаемые на него

Структура Вооруженных Сил Республики Казахстан Силы Воздушной Обороны Военно-морские силы Аэромобильные войска Ракетные войска и артиллерия Региональные командования Тыл ВС РК Специальные войска Военные-учебные

Государственной программе вооружения эффективные методы контроля и управления Сергей Владимирович Хуторцев Директор Департамента мобилизационной подготовки экономики РФ и формирования госуд арственного

Возможные решения задачи мониторинга воздушного движения на малых высотах Гринченко О.Т. Начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства

УДК 65.011.56 В.Г. Тодуров ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ОБРАЗЦОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОХРАНЫ И ОБОРОНЫ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ ПРИБРЕЖНЫХ СТРАН Тодуров Владимир Григорьевич, кандидат технических наук, окончил

Связь и автоматизированное управление важнейшее условие руководства спасательными силами Н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я з а щ и т ы и н ф о р м а ц и и и о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о

2013 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА 189 УДК 629.735.017.1 ВЫБОР МЕТОДОВ АНАЛИЗА НАДЁЖНОСТИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ О.В. МИЩЕНКО, А.А. АПАНАСОВ Статья представлена доктором технических

настоящих Федеральных правил

144. Контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

Контроль за использованием воздушного пространства Российской Федерации в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства (далее - воздушные суда-нарушители) и воздушных судов - нарушителей правил пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

145. В случае если органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) выявляется нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, информация об указанном нарушении немедленно доводится до сведения органа противовоздушной обороны и командира воздушного судна, если с ним установлена радиосвязь.

146. Органы противовоздушной обороны обеспечивают радиолокационный контроль воздушного пространства и представляют соответствующим центрам Единой системы данные о движении воздушных судов и других материальных объектов:

а) угрожающих незаконным пересечением или незаконно пересекающих государственную границу Российской Федерации;

б) являющихся неопознанными;

в) нарушающих порядок использования воздушного пространства Российской Федерации (до момента прекращения нарушения);

г) передающих сигнал "Бедствие";

д) выполняющих полеты литеров "A" и "K";

е) выполняющих полеты для проведения поисково-спасательных работ.

147. К нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся:

а) использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил;

б) несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства;

в) невыполнение команд органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и команд дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы;

д) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений;

е) полет группы воздушных судов в количестве, превышающем количество, указанное в плане полета воздушного судна;

ж) использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;

з) посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром (площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

и) несоблюдение экипажем воздушного судна правил вертикального и горизонтального эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту воздушного судна аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);

(см. текст в предыдущей редакции)

к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);

л) влет воздушного судна в контролируемое воздушное пространство без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

М) полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения.

148. При выявлении воздушного судна-нарушителя органы противовоздушной обороны подают сигнал "Режим", означающий требование о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Режим" до соответствующих центров Единой системы и приступают к действиям по прекращению нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы предупреждают командира воздушного судна-нарушителя (при наличии с ним радиосвязи) о поданном органами противовоздушной обороны сигнале "Режим" и оказывают ему помощь в прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

149. Решение о дальнейшем использовании воздушного пространства Российской Федерации, если командиром воздушного судна-нарушителя прекращено нарушение порядка его использования, принимают:

а) начальник дежурной смены главного центра Единой системы - при выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

б) начальники дежурных смен регионального и зонального центров Единой системы - при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

в) оперативный дежурный органа противовоздушной обороны - в остальных случаях.

(см. текст в предыдущей редакции)

150. О решении, принятом в соответствии с пунктом 149 настоящих Федеральных правил, центры Единой системы и органы противовоздушной обороны извещают друг друга, а также пользователя воздушного пространства.

(см. текст в предыдущей редакции)

151. При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал "Ковер", означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Ковер", а также границы района действия указанного сигнала до соответствующих центров Единой системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы немедленно принимают меры по выводу воздушных судов (их посадки) из района действия сигнала "Ковер".

(см. текст в предыдущей редакции)

152. В случае невыполнения экипажем воздушного судна-нарушителя команды органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства такая информация немедленно доводится до органов противовоздушной обороны. Органы противовоздушной обороны применяют меры к воздушному судну-нарушителю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экипажи воздушных судов обязаны выполнять команды дежурных воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для прекращения нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

В случае принуждения к посадке воздушного судна-нарушителя его посадка осуществляется на аэродром (вертодром, посадочную площадку), пригодный для посадки такого типа воздушного судна.

153. При возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна, экипаж подает сигнал "Бедствие". На воздушных судах, оборудованных системой сигнализации об опасности, при нападении на экипаж дополнительно подается сигнал "ССО". При получении от экипажа воздушного судна сигнала "Бедствие" и (или) "ССО" органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу, терпящему бедствие, и немедленно передать в центры Единой системы, авиационные координационные центры поиска и спасания, а также в органы противовоздушной обороны данные о его местонахождении и другую необходимую информацию.

154. После выяснения причин нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации разрешение на дальнейшее выполнение международного полета или полета, связанного с пересечением более 2 зон Единой системы, принимает начальник дежурной смены главного центра Единой системы, а в остальных случаях - начальники дежурных смен зонального центра Единой системы.

Надежная ВКО страны невозможна без создания эффективной системы разведки и контроля воздушного пространства. Важное место в ней занимает маловысотная локация. Сокращение подразделений и средств радиолокационной разведки привело к тому, что над территорией РФ сегодня существуют открытые участки государственной границы и внутренних районов страны. ОАО «НПП «Кант», входящее в состав госкорпорации «Ростехнологии», ведет НИОКР по созданию опытного образца многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации в поле излучения систем сотовой связи, радиовещания и телевидения наземного и космического базирования (комплекс «Рубеж»).

Сегодня многократно возросшая точность наведения систем вооружения более не требует массового применения средств воздушного нападения (СВН), а ужесточившиеся требования электромагнитной совместимости, а также санитарных норм и правил не позволяют в мирное время «загрязнять» населенные территории страны применением сверхвысокочастотного излучения (СВЧ-излучения) высокопотенциальных радиолокационных станций (РЛС). В соответствии с федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлены нормы излучений, которые носят обязательный характер на всей территории России. Мощность излучения любой из известных РЛС ПВО многократно превышает эти нормы. Проблема усугубляется и высокой вероятностью применения низколетящих малозаметных целей, что требует уплотнения боевых порядков РЛС традиционного парка и увеличения затратности содержания сплошного маловысотного радиолокационного поля (МВРЛП). Для создания сплошного дежурного круглосуточного МВРЛП высотой от 25 метров (высота пролета крылатой ракеты или самолета сверхлегкой авиации) по фронту всего 100 километров требуется не менее двух РЛС типа КАСТА-2Е2 (39Н6), потребляемая мощность каждой из которых составляет 23 кВт. С учетом средней стоимости электроэнергии в ценах 2013 года только стоимость поддержания этого участка МВРЛП составит не менее трех миллионов рублей в год. Притом что протяженность границ РФ – 60 900 000 километров.

Кроме того, с началом военных действий в условиях активного применения радиоэлектронного подавления (РЭП) противником традиционные дежурные средства локации могут быть в значительной степени подавлены, поскольку передающая часть РЛС целиком демаскирует ее местоположение.

Сохранить дорогостоящий ресурс РЛС, нарастить их возможности в мирное и военное время, а также повысить помехозащищенность МВРЛП возможно путем применения систем полуактивной локации со сторонним источником подсвета.

Для обнаружения воздушных и космических целей

За рубежом широко проводятся исследования по использованию источников стороннего излучения в системах полуактивной локации. Пассивные радарные системы, анализирующие отраженные от целей сигналы ТВ-вещания (эфирного и спутникового), FM-радио и сотовой телефонии, КВ радиосвязи, за последние 20 лет стали одной из самых популярных и многообещающих областей изучения. Считается, что наибольших успехов здесь достигла американская корпорация Lockheed Martin со своей системой Silent Sentry («Тихий часовой»).

Собственные версии пассивных радаров разрабатывают фирмы Avtec Systems, Dynetics, Cassidian, Roke Manor Research, а также французское космическое агентство ONERA. Активно работы по данной тематике ведутся в Китае, Австралии, Италии, Великобритании.

Аналогичные работы по обнаружению целей в поле подсвета телецентров проводились в Военной инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны (ВИРТА ПВО) имени Говорова. Однако полученный более четверти века назад весомый практический задел по использованию подсвета источников аналоговых излучений для решения задач полуактивной локации оказался невостребованным.

С развитием цифровых вещательных и связных технологий возможности использования систем полуактивной локации со сторонним подсветом появились и в России.

Разрабатываемый ОАО «НПП «Кант» комплекс многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации «Рубеж» предназначен для обнаружения воздушных и космических целей в поле стороннего подсвета. Такое поле подсвета отличается рентабельностью мониторинга воздушного пространства в мирное время и устойчивостью к радиоэлектронному противодействию во время войны.

Наличие большого числа высокостабильных источников излучения (вещания, связи) как в космосе, так и на Земле, образующих сплошные электромагнитные поля подсвета, дает возможность их использования в качестве источника сигнала в полуактивной системе для обнаружения различного типа целей. При этом не требуется затрачивать средства на излучения собственных радиосигналов. Для приема отраженных от целей сигналов используются многоканальные разнесенные на местности приемные модули (ПМ), которые совместно с источниками излучений создают комплекс полуактивной локации. Пассивный режим работы комплекса «Рубеж» позволяет обеспечить скрытность данных средств и использовать структуру комплекса в военное время. Расчеты показывают, что скрытность полуактивной системы локации по коэффициенту маскировки как минимум в 1,5–2 раза выше, чем РЛС с традиционным совмещенным принципом построения.

Применение более рентабельных средств локации дежурного режима позволит существенно сохранить ресурс дорогостоящих боевых систем за счет экономии установленного лимита расходования ресурса. Помимо дежурного режима предлагаемый комплекс может выполнять задачи и в условиях военного времени, когда все источники излучения мирного периода будут выведены из строя или отключены.

В этой связи дальновидным стало бы решение о создании специализированных ненаправленных передатчиков скрытого шумового излучения (100–200 Вт), которые можно было бы забрасывать или устанавливать на угрожаемых направлениях (в секторах) с целью создания поля стороннего подсвета в особый период. Это позволит на базе оставшихся с мирного времени сетей приемных модулей создать скрытую многопозиционную активно-пассивную систему военного времени.

Аналогов нет

Комплекс «Рубеж» не является аналогом ни одного из известных образцов, представленных в Государственной программе вооружения. Вместе с тем передающая часть комплекса уже существует в виде густой сети базовых станций (БС) сотовой связи, наземных и спутниковых передающих центров радиовещания и телевидения. Поэтому центральной задачей для «Канта» стало создание приемных модулей отраженных от целей сигналов стороннего подсвета и системы обработки сигналов (программно-алгоритмического обеспечения, реализующего системы обнаружения, обработки отраженных сигналов и борьбы с проникающими сигналами).

Современное состояние электронно-компонентной базы, систем передачи данных и синхронизации делает возможным создание приемных модулей компактными, с небольшими массогабаритными размерами. Такие модули могут располагаться на мачтах сотовой связи, используя линии питания данной системы и не оказывая из-за своего незначительного энергопотребления какого-либо влияния на ее работу.

Достаточно высокие вероятностные характеристики обнаружения позволяют использовать данное средство в качестве необслуживаемой, автоматической системы установления факта пересечения (пролета) определенного рубежа (например государственной границы) маловысотной целью с последующей выдачей предварительного целеуказания специализированным средствам наземного или космического базирования о направлении и рубеже появления нарушителя.

Так, расчеты показывают, что поле подсвета базовых станций с разносом между БС 35 километров и мощностью излучения от 100 Вт способно обеспечить обнаружение маловысотных аэродинамических целей с ЭПР 1м2 в «просветной зоне» с вероятностью правильного обнаружения 0,7 и вероятностью ложной тревоги 10-4. Количество сопровождаемых целей определяется производительностью вычислительных средств. Основные характеристики системы были проверены серией практических экспериментов по обнаружению маловысотных целей, проведенных ОАО «НПП «Кант» при содействии ОАО «РТИ им. академика А. Л. Минца» и участии сотрудников ВА ВКО им. Г. К. Жукова. Результаты испытаний подтвердили перспективность применения систем маловысотной полуактивной локации целей в поле подсвета БС систем сотовой связи стандарта GSM. При удалении приемного модуля на расстоянии 1,3–2,6 километра от БС с мощностью излучения 40 Вт цель типа Як-52 уверенно обнаруживалась под различными ракурсами наблюдения как в переднюю, так и заднюю полусферу в первом элементе разрешения.

Конфигурация существующей сети сотовой связи позволяет строить гибкое предполье мониторинга маловысотного воздушного и приземного пространства в поле подсвета БС сети GSM связи в приграничной полосе.

Систему предлагается строить в несколько рубежей обнаружения на глубину 50–100 километров, по фронту в полосе 200–300 километров и по высоте до 1500 метров. Каждый рубеж обнаружения представляет последовательную цепь зон обнаружения, располагаемых между БС. Зона обнаружения формируется однобазовой разнесенной (бистатической) допплеровской РЛС. Данное принципиальное решение основано на том, что при просветном обнаружении цели ее эффективная отражающая поверхность многократно возрастает, что позволяет обнаруживать малозаметные цели, выполненные по технологии «Стелс».

Наращивая возможности ВКО

От рубежа к рубежу обнаружения происходит уточнение количества и направления пролетающих целей. При этом становится возможным алгоритмическое (расчетное) определение дальности до цели и ее высоты. Количество одновременно регистрируемых целей определяется пропускной способностью каналов передачи информации по линиям сотовых сетей связи.

Информация с каждой зоны обнаружения поступает по сетям GSM в Центр сбора и обработки информации (ЦСОИ), который может располагаться за много сотен километров от системы обнаружения. Отождествление целей осуществляется по пеленгационным, частотным и временным признакам, а также при установке видеорегистраторов – по изображению целей.

Таким образом, комплекс «Рубеж» позволит:

  • создать сплошное маловысотное радиолокационное поле с многократным многочастотным перекрытием зон излучения, создаваемых различными источниками подсвета;
  • обеспечить средствами контроля воздушного и наземного пространства слабооборудованную традиционными средствами радиолокации государственную границу и другие территории страны (нижняя граница контролируемого радиолокационного поля менее 300 метров создана лишь вокруг диспетчерских узлов крупных аэропортов. Над остальной территорией РФ нижняя граница определяется только потребностями сопровождения гражданских воздушных судов вдоль магистральных авиалиний, которые не опускаются ниже 5000 метров);
  • существенно снизить затраты на размещение и ввод в эксплуатацию по сравнению с любыми аналогичными системами;
  • решать задачи в интересах практически всех силовых ведомств РФ: МО (наращивание дежурного маловысотного радиолокационного поля на угрожаемых направлениях), ФСО (в части обеспечения безопасности объектов государственной охраны – комплекс можно располагать в пригородных и городских районах для мониторинга воздушных террористических угроз или контроля использования приземного пространства), УВД (контроль над полетами легких летательных аппаратов и беспилотных средств на малых высотах, включая воздушные такси, – по прогнозам Минтранса ежегодный прирост летательных аппаратов малой авиации общего назначения составляет 20 процентов ежегодно), ФСБ (задачи антитеррористической защиты стратегически важных объектов и охраны государственной границы), МЧС (мониторинг пожарной безопасности, поиск потерпевших аварию летательных аппаратов и т. д.).

Полигон Ашулук. Радиолокационная станция «Небо-УЕ». Эта трехкоординатная РЛС не имеет зарубежных аналогов. Фото: Георгий ДАНИЛОВ Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы
В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Окончание. Начало в № 2 за 2012 г.

В то же время в силу ограниченных пространственных и функциональных возможностей действующая ФСР и КВП не обеспечивает достаточного уровня интеграции ведомственных радиолокационных систем и неспособна выполнять весь объем возложенных на нее задач.

Ограничения и недостатки созданной ФСР и КВП можно коротко определить так:
СИТВ УЦ ЕС ОрВД с органами управления ПВО развернуты не на всей территории страны, а только в Центральной, Восточной и частично Северо-Западной и Кавказско-Уральской зонах ответственности за ПВО (56% от потребного для полномасштабного развертывания ФСР и КВП);
модернизированы с целью выполнения функций двойного назначения менее 40% РЛП ДН Минтранса России, при этом РТП ДН Минобороны России перестали быть системообразующими в единой радиолокационной системе ФСР и КВП;
выдаваемая УЦ ЕС ОрВД и РЛП ДН информация о воздушной обстановке по пространственным, качественным и вероятностно-временным характеристикам зачастую не соответствует современным требованиям органов управления ПВО (ВКО);
радиолокационная, полетная и плановая информация, получаемая от УЦ ЕС ОрВД, используется при решении задач ПВО (ВКО) неэффективно из-за низкого уровня оснащения КП ПВО (ВКО) адаптированными комплексами средств автоматизации;
не обеспечивается совместная автоматизированная обработка данных от различных источников информации ВС РФ и ЕС ОрВД, что существенно снижает достоверность опознавания и идентификации воздушных объектов в мирное время;
уровень оснащения объектов ФСР и КВП высокоскоростными цифровыми средствами и системами связи и передачи данных не соответствует современным требованиям к оперативности и достоверности обмена радиолокационной, полетной и плановой информацией;
имеются недостатки в проведении единой технической политики при создании, производстве, поставках и эксплуатации средств двойного назначения, применяемых в ФСР и КВП;
недостаточно эффективно осуществляется координация мероприятий по техническому оснащению объектов, выделенных в состав ФСР и КВП, в рамках различных ФЦП, в том числе по модернизации ЕС ОрВД и совершенствованию систем управления и связи ВС РФ;
существующие нормативные правовые документы не в полной мере отражают вопросы применения СИТВ, РТП ДН Минобороны России, привлекаемых для радиолокационного обеспечения центров ЕС ОрВД, а также использования средств государственного опознавания ЕС ГРЛО, установленных на РЛП ДН Минтранса России;
практически не реализуются возможности зональных межведомственных комиссий по использованию и КВП для координации деятельности территориальных органов Минтранса России и Минобороны России по вопросам применения и эксплуатации технических средств ФСР и КВП в зонах ответственности за ПВО.

Подвижный высотомер типа ПРВ-13
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для устранения перечисленных недостатков и реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и КВП необходимы полномасштабное развертывание ФСР и КВП во всех регионах России, дальнейшая интеграция с ЕС ОрВД на основе использования базовых информационных технологий наблюдения и КВП, модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения.

Стратегической целью развития ФСР и КВП является обеспечение требуемой эффективности разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, обеспечения безопасности воздушного движения на основе комплексного использования радиолокационных систем и средств Минобороны России и Минтранса России в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

В еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (№ 5 от 08.02.2012 г.) командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Олег Остапенко обратил внимание общественности, что нынешнее состояние низковысотного радиолокационного поля в пределах Российской Федерации имеет не лучшую конфигурацию.

Поэтому заказчики и исполнители полны энтузиазма и находят взаимоприемлемые решения в самых сложных ситуациях и казуистику современного законодательства в интересах реализации ФЦП.

По результатам II этапа ФЦП должно быть обеспечено существенное повышение эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на важных воздушных направлениях при ограниченном составе сил, средств и ресурсов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией ВКО на период до 2016 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной президентом Российской Федерации в апреле 2006 г., одним из основных направлений построения ВКО в настоящее время является полномасштабное развертывание ФСР и КВП на территории всей страны.

Для обеспечения полной интеграции ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирования на этой базе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки как одного из главных направлений сосредоточения усилий при построении ВКО страны дальнейшее развитие ФСР и КВП целесообразно вести по следующим этапам:
III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015);
IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020);
V этап – долгосрочная перспектива (после 2020).

Главной задачей развития ФСР и КВП на краткосрочную перспективу является развертывание ФСР и КВП во всех регионах России. Одновременно в этот период необходимо провести комплексную модернизацию ЕА РЛС в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД Минтранса России, для решения задач ПВО (ВКО) и увеличить площадь контролируемого воздушного пространства.

Радиолокационная станция 22Ж6 «Десна»
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для создания радиолокационного поля с улучшенными параметрами требовалось решение о продолжении работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2010 гг.)» на период до 2015 г. Нужное для обороноспособности страны дело не «заболтали» в инстанциях, как это часто бывает, оно получило логическое продолжение – ФЦП пролонгировали до 2015 г. в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от февраля 2011 г. № 98.

Главная задача развития ФСР и КВП на среднесрочную (после 2016 г.) и долгосрочную перспективу (после 2020 г.) – создание перспективной интегрированной радиолокационной системы двойного назначения (ИРЛС ДН) ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки для органов управления ПВО (ВКО) и ЕС ОрВД.

Для своевременного завершения полномасштабного развертывания ФСР и КВП необходимо прежде всего не упустить вопросы организационно-технического плана:
создание при МВК ИВП и КВП постоянно действующей межведомственной рабочей группы представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных организаций и предприятий промышленности с целью оперативного решения проблемных вопросов и подготовки предложений по текущим вопросам;
подготовка предложений по формированию в Министерстве обороны Российской Федерации профильного управления, а также формированию по новому 136 КНО ФСР и КВП ВВС для координации работ по совершенствованию федеральной системы со стороны Министерстве обороны Российской Федерации.

Реализация концепции в период до 2016 г. должна позволить:
осуществить полномасштабное развертывание ФСР и КВП на основе создания фрагментов ЕА РЛС во всех регионах страны и обеспечить тем самым предпосылки для развертывания системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
повысить качество решения задач обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и экономики государства в сфере использования и КВП Российской Федерации;
привести нормативные правовые документы в сфере использования и контроля воздушного пространства в соответствие действующему законодательству Российской Федерации с учетом реформирования ВС РФ, создания и развития Аэронавигационной системы (АНС) России;
обеспечить проведение единой технической политики при разработке, производстве, размещении, эксплуатации и применении систем и средств двойного назначения в сфере использования и КВП;
создать условия для опережающего развития отечественной науки и техники в сфере разведки и КВП;
сократить общие затраты государства на содержание и развитие радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

Кроме того, реализация концепции в период до 2016 г. обеспечит выполнение требований ИКАО к уровню безопасности воздушного движения (по критерию риска катастроф).

На ближайшую перспективу (до 2016 г.) первоочередные мероприятия по развитию ФСР и КВП, кроме работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2015 гг.)», а также научно-технического сопровождения мероприятий ФЦП, целесообразно провести по следующим направлениям:
НИР по заказу Минобороны России, направленная на проведение опережающих системных исследований по модернизации и развитию ФСР и КВП;
ОКР по заказу Минобороны России, направленная на практическую реализацию основных положений настоящей концепции по двум основным направлениям: комплексная модернизация ЕА РЛС и создание головного участка перспективной ИРЛС ДН;
серийные поставки на объекты ФСР и КВП, входящие в состав ВС РФ, новой техники, в том числе двойного назначения.

ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД (2009–2015 гг.)».

При таком распределении мероприятий по каждому направлению работ обеспечивается выполнение своих специфических, но взаимосвязанных с другими работами задач, а дублирование между ними исключается. Кроме того, представляется необходимым также организовать:
внедрение новых средств и технологий идентификации и опознавания воздушных объектов с учетом современных условий контроля воздушного пространства в мирное время;
совершенствование межвидового взаимодействия систем наблюдения и контроля воздушного и надводного пространства на основе использования загоризонтной радиолокации (ЗГ РЛС), систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН) и перспективных источников информации;
внедрение интегрированных цифровых систем связи, базирующихся на передовых телекоммуникационных технологиях, для оперативного и устойчивого обмена информацией между объектами.

Решение проблемы автоматического дистанционного доведения ключевой информации для аппаратуры определения государственной принадлежности аппаратно-программным методом по имеющимся каналам связи, предназначенным для выдачи радиолокационной информации.

Реализация концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе (после 2016 г.) позволит:
достичь стратегической цели развития ФСР и КВП – обеспечить требуемую эффективность разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, а также требуемый уровень безопасности воздушного движения в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов;
создать ИРЛС ДН и сформировать на ее основе единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств;
обеспечить внедрение перспективных средств и технологий идентификации ВО и автоматического выявления степени их опасности;
существенно сократить затраты на эксплуатацию средств наблюдения и КВП двойного назначения за счет их функционирования в автоматическом режиме.

Реализация концепции также будет способствовать интеграции АНС России в евразийскую и мировую аэронавигационные системы.

Целью развития ФСР и КВП после завершения основных этапов развития, как представляется, может стать создание на базе ЕА РЛС перспективной ИРЛС ДН, обеспечивающей объединение ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирование на этой основе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств.

Создание ИРЛС ДН позволит исключить ведомственные и системные противоречия за счет внедрения базовых информационных технологий наблюдения и КВП, применения модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения, а также проведения единой технической политики в сфере использования и КВП.

Перспективная ИРЛС ДН должна включать в свой состав:
сеть унифицированных источников информации двойного назначения (УИИ ДН), обеспечивающих добывание, предварительную обработку и выдачу информации о воздушной обстановке в соответствии с требованиями потребителей различных ведомств;
сеть территориальных центров совместной обработки информации (ТЦ СОИ) о воздушной обстановке;
интегрированную цифровую телекоммуникационную сеть (ИЦТС).

Основными потребителями информации, предоставляемой ИРЛС ДН, являются КП ПВО (ВКО) и УЦ ЕС ОрВД.

ИРЛС ДН должна строиться по сетевому принципу, при котором будет обеспечиваться доступ любого потребителя информации к любому УИИ ДН или ТЦ СОИ (с учетом ограничений полномочий доступа).

Состав технических средств всех УИИ ДН должен быть унифицированным и включать следующие информационные, обрабатывающие и связные компоненты (модули):
первичные радиолокаторы (ПРЛ);
вторичные радиолокаторы (ВРЛ), обеспечивающие получение информации от ВС во всех действующих режимах запроса-ответа;
наземные радиолокационные средства государственного опознавания ЕС ГРЛО (НРЗ);
приемные устройства системы АЗН;
устройства автоматической обработки и объединения информации от указанных выше источников;
оконечные устройства для сопряжения с интегрированной цифровой телекоммуникационной сетью с целью обеспечения различных видов связи (данные, речь, видео и т. п.).

Средства получения информации о воздушной обстановке (ПРЛ, ВРЛ, НРЗ, АЗН) могут интегрироваться в различных вариантах.

УИИ ДН должны создаваться на базе действующих информационных элементов двойного назначения трех типов:
РТП ДН Минобороны России (ВС РФ);
РТП ДН Минобороны России (ВС РФ), решающих задачи КВП и обеспечения полетов (перелетов) авиации в мирное время;
РЛП ДН Минтранса России (ЕС ОрВД).

При этом в период 2016–2020 гг. должен быть создан головной участок ИРЛС ДН в одном из регионов России, а в последующем обеспечено развертывание ИРЛС ДН во всех регионах страны. В качестве головного участка ИРЛС ДН целесообразно определить наиболее развитый фрагмент федеральной системы на северо-западе страны.

В рамках головного участка ГУ ИРЛС ДН необходимо задействовать существующие системы и средства ЕА РЛС, обеспечивающие информационно-техническое взаимодействие органов управления ПВО (ВКО) с УЦ ЕС ОрВД, а также развернуть перспективные средства радиолокации, автоматизации и связи, реализующие новые технологии наблюдения и КВП и обеспечивающие построение УИИ ДН и ТЦ СОИ.

Разумеется, крайне желательно, чтобы планы выполнялись. Но закономерно возникает вопрос: насколько эффективна система разведки и контроля воздушного пространства как подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении системы ВКО России?

Восстанавливать систему радиолокационного контроля воздушного пространства, которую когда-то имел могучий СССР, сегодня смысла не имеет. Средства противовоздушной обороны современного уровня должны обеспечить решение поставленных боевых задач без выдвинутого до предела «предполья». В крайнем случае должны работать высокомобильные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

В своей статье по вопросам проблем национальной безопасности, опубликованной 20 февраля 2012 года в «Российской газете», Владимир Путин обратил внимание на то, что в современных условиях наша страна не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.

Перед Россией стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. Вооруженные Силы, спецслужбы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. Это необходимое условие для того, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности, а аргументы нашей страны воспринимались партнерами в различных международных форматах.

Совместные усилия Минобороны России, Минтранса России и ВПК по совершенствованию ФСР и КВП позволят значительно повысить пространственные и информационные возможности ВКО и ВВС.

Уже сегодня оперативно-стратегические командования, сформированные на всей территории страны, могут и должны по максимуму эффективно использовать пространственный потенциал единой радиолокационной системы ФСР и КВП. А используют ли на деле и как совершенствуют способы боевых действий активных родов войск, имея такую систему?

Отрабатывают ли на учениях действия дежурных сил по ПВО, направленные на пресечение нарушений воздушного пространства в тех регионах, где сегодня посредством реконструкции ТРЛП ДН Минтранса России и реконструкции центров ЕС ОрВД Минтранса России, оснащения их СИТВ с органами управления противовоздушной обороны практически восстановлены информационные возможности утраченного в 1990-е гг. радиолокационного поля? Решены ли вопросы определения государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой»?

Вероятно, самым широким кругам российской общественности и экспертному сообществу страны интересно бы знать, насколько эффективно работает созданная единая радиолокационная система ФСР и КВП в сегодняшних границах ответственности за противовоздушную оборону. Нас не должен терзать сегодня и в исторически обозримом будущем вопрос: грозит ли России радиолокационная слепота?
Сергей Васильевич СЕРГЕЕВ
заместитель генерального директора – начальник СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ»
Александр Евгеньевич КИСЛУХА
кандидат технических наук, советник по ФСР и КВП заместителя генерального директора – начальника СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ», полковник

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3(5-6)/1997

О некоторых проблемах контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства

Генерал-полковник В.Ф.МИГУНОВ,

кандидат военных наук

Полковник А.А.ГОРЯЧЕВ

ГОСУДАРСТВУ принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией и территориальными водами. Использование воздушного пространства Российской Федерации регламентируется законами, согласующимися с международными нормами, а также нормативно-правовыми документами Правительства и отдельных ведомств в пределах их компетенции.

Для организации рационального использования воздушного пространства страны, управления воздушным движением, обеспечения безопасности полетов, контроля за соблюдением порядка его использования создана Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД). Соединения и части Войск противовоздушной обороны как пользователи воздушного пространства входят в состав объектов управления этой системы и в своей деятельности руководствуются едиными для всех нормативно-правовыми документами. В то же время готовность к отражению внезапного нападения воздушного противника обеспечивается не только непрерывным изучением расчетами командных пунктов Войск ПВО складывающейся обстановки, но и осуществлением контроля за порядком использования воздушного пространства. Правомерен вопрос: нет ли здесь дублирования функций?

Исторически сложилось так, что в нашей стране радиолокационные системы ЕС УВД и Войск ПВО возникли и развивались в большой степени независимо одна от другой. В ряду причин этого - различия в потребностях обороны и народного хозяйства, объемах их финансирования, значительные размеры территории, ведомственная разобщенность.

Данные о воздушной обстановке в системе УВД используются для выработки команд, передаваемых на борт воздушных судов и обеспечивающих их безопасный полет по заранее запланированному маршруту. В системе ПВО они служат для выявления летательных аппаратов, нарушивших государственную границу, управления войсками (силами), предназначенными для уничтожения воздушного противника, наведения средств поражения и радиоэлектронной борьбы на воздушные цели.

Поэтому принципы построения указанных систем, а следовательно, и их возможности значительно различаются. Существенно то, что позиции радиолокационных средств ЕС УВД располагаются вдоль воздушных трасс и в районах аэродромов, создавая поле управления с высотой нижней границы около 3000 м. Радиотехнические подразделения ПВО размещены прежде всего вдоль государственной границы, а нижняя кромка создаваемого ими радиолокационного поля не превышает минимальную высоту полета летательных аппаратов потенциального противника.

Система контроля Войск ПВО за порядком использования воздушного пространства сложилась в 60-е годы. Ее базу составляют радиотехнические войска ПВО, разведывательно-информационные центры (РИЦ) КП соединений, объединений и Центрального командного пункта Войск ПВО. В процессе контроля решаются следующие задачи: обеспечение КП частей, соединений и объединений ПВО данными о воздушной обстановке в их зонах ответственности; своевременное выявление летательных аппаратов, принадлежность которых не установлена, а также иностранных воздушных судов-нарушителей государственной границы; выявление летательных аппаратов, нарушающих порядок использования воздушного пространства; обеспечение безопасности полетов авиации ПВО; содействие органам ЕС УВД в оказании помощи воздушным судам, оказавшимся в форс-мажорных обстоятельствах, а также поисково-спасательным службам.

Слежение за порядком использования воздушного пространства осуществляется на основе радиолокационного и диспетчерского контроля: радиолокационный заключается в сопровождении воздушных судов, установлении их государственной принадлежности и других характеристик с помощью радиолокационных средств; диспетчерский - в определении расчетного местоположения воздушных судов на основе плана (заявок на полеты, расписаний движения) и сообщений о фактических полетах, . поступающих на командные пункты Войск ПВО от органов ЕС УВД и ведомственных пунктов управления в соответствии с требованиями Положения о порядке использования воздушного пространства.

При наличии данных радиолокационного и диспетчерского контроля по воздушному судну производится их отождествление, т.е. устанавливается однозначная связь между информацией, полученной инструментальным способом (координаты, параметры движения, данные радиолокационного опознавания), и сведениями, содержащимися в извещении о полете данного объекта (номер рейса или заявки, бортовой номер, исходный, промежуточные и конечный пункты маршрута и др.). В случае если не удалось отождествить радиолокационную информацию с планово-диспетчерской, то обнаруженное воздушное судно классифицируется как нарушитель порядка использования воздушного пространства, данные о нем немедленно передаются взаимодействующему органу УВД и принимаются адекватные обстановке меры. При отсутствии связи с нарушителем или когда командир воздушного судна не выполняет распоряжения диспетчера, истребители ПВО осуществляют его перехват и сопровождение до назначенного аэродрома.

В числе проблем, оказывающих наиболее сильное влияние на качество функционирования системы контроля, следует в первую очередь назвать недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей использование воздушного пространства. Так, неоправданно затянулся процесс определения статуса границы России с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном в воздушном пространстве и порядка контроля за ее пересечением. В результате возникшей неопределенности выяснение принадлежности воздушного судна, осуществляющего полет со стороны указанных государств, заканчивается тогда, когда оно находится уже в глубине территории России. При этом в соответствии с действующими инструкциями часть дежурных сил ПВО приводится в готовность №1, включаются в работу дополнительные силы и средства, т.е. неоправданно расходуются материальные ресурсы и создается излишняя психологическая напряженность у лиц боевых расчетов, чреватая самыми серьезными последствиями. Частично данная проблема решается в результате организации совместного боевого дежурства с силами ПВО Белоруссии и Казахстана. Однако полное ее решение возможно только при замене действующего Положения о порядке использования воздушного пространства новым, учитывающим сложившуюся ситуацию.

С начала 90-х годов условия выполнения задачи контроля за порядком использования воздушного пространства неуклонно ухудшаются. Это обусловлено сокращением численности радиотехнических войск и, как следствие, количества подразделений, причем в первую очередь были расформированы те из них, содержание и обеспечение боевого дежурства которых требовало больших материальных затрат. Но именно эти подразделения, располагавшиеся на морском побережье, на островах, сопках и в горах, имели наибольшую тактическую значимость. Кроме того, недостаточный уровень материального обеспечения привел к тому, что оставшиеся подразделения значительно чаще, чем раньше, теряют боеспособность из-за отсутствия горючего, запасных частей и др. В результате возможности РТВ по осуществлению радиолокационного контроля на малых высотах вдоль границ России значительно снизились.

В последние годы заметно уменьшилось количество аэродромов (посадочных площадок), имеющих прямую связь с ближайшими к ним командными пунктами Войск ПВО. Поэтому сообщения о фактических полетах поступают по обходным каналам связи с большими задержками или не поступают вовсе, что резко снижает достоверность диспетчерского контроля, затрудняет отождествление радиолокационной и планово-диспетчерской информации, не позволяет эффективно использовать средства автоматизации.

Дополнительные проблемы возникли в связи с образованием многочисленных авиапредприятий и появлением авиационной техники в частной собственности отдельных лиц. Известны факты, когда полеты выполняются не только без извещения Войск ПВО, но и без разрешения органов УВД. На региональном уровне существует разобщенность предприятий в вопросах использования воздушного пространства. Коммерционализация деятельности авиапредприятий сказывается даже на представлении ими расписаний движения воздушных судов. Типичной стала ситуация, когда они требуют их оплаты, а войска не располагают средствами для этих целей. Проблема решается путем изготовления неофициальных выписок, которые своевременно не обновляются. Естественно, снижается качество контроля за соблюдением установленного порядка использования воздушного пространства.

Определенное влияние на качество функционирования системы контроля оказали изменения в структуре воздушного движения. В настоящее время наблюдается тенденция роста международных рейсов и полетов вне расписаний, а следовательно, и загруженности соответствующих линий связи. Если учесть, что основным оконечным устройством каналов связи на КП ПВО являются устаревшие телеграфные аппараты, то становится очевидным, почему резко возросло количество ошибок при приеме извещений о планируемых полетах, сообщений о вылетах и др.

Предполагается, что перечисленные проблемы частично будут решены по мере развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, и особенно при переходе к Единой автоматизированной радиолокационной системе (ЕАРЛС). В результате объединения ведомственных радиолокационных систем впервые появится возможность использовать общую информационную модель воздушного движения всеми органами, подключенными к ЕАРЛС в качестве потребителей данных о воздушной обстановке, в том числе командными пунктами Войск ПВО, ПВО Сухопутных войск, ВВС, ВМФ, центрами ЕС УВД, другими ведомственными пунктами управления воздушным движением.

В процессе теоретической проработки вариантов применения ЕАРЛС возник вопрос о целесообразности и в дальнейшем возлагать на Войска ПВО задачу контроля за порядком использования воздушного пространства. Ведь органы ЕС УВД будут иметь ту же информацию о воздушной обстановке, что и расчеты командных пунктов Войск ПВО, и на первый взгляд достаточно контроль осуществлять только силами центров ЕС УВД, которые, имея непосредственную связь с воздушными судами, способны быстрее разобраться в обстановке. В этом случае отпадает необходимость в передаче на командные пункты Войск ПВО большого объема планово-диспетчерской информации и дальнейшем отождествлении ими радиолокационной информации и расчетных данных о местоположении воздушных судов.

Однако Войска ПВО, находясь на страже воздушных рубежей государства, в вопросе выявления воздушных судов - нарушителей государственной границы не могут полагаться исключительно на ЕС УВД. Параллельное решение этой задачи на командных пунктах Войск ПВО и в центрах ЕС УВД сводит к минимуму вероятность ошибки и обеспечивает устойчивость системы контроля при переходе с мирного положения на военное.

Имеется и другой довод в пользу сохранения существующего порядка на длительную перспективу: дисциплинирующее влияние системы контроля Войск ПВО на органы ЕС УВД. Дело в том, что суточный план полетов отслеживается не только зональным центром ЕС УВД, но и расчетом группы контроля соответствующего командного пункта Войск ПВО. Это касается и многих других вопросов, связанных с полетами воздушных судов. Такая организация способствует оперативному выявлению нарушений порядка использования воздушного пространства и их своевременному устранению. Трудно дать количественную оценку влиянию системы контроля Войск ПВО на безопасность полетов, но практика свидетельствует о прямой связи между надежностью контроля и уровнем безопасности.

В процессе реформирования Вооруженных Сил объективно существует опасность разрушения созданных ранее и достаточно отлаженных систем. Проблемы, рассмотренные в статье, весьма специфичны, однако они тесно связаны с такими крупными государственными задачами, как охрана границ и организация воздушного движения, которые будут актуальны и в обозримом будущем. Поэтому сохранение боеспособности радиотехнических войск, составляющих основу Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, должно быть проблемой не только Войск ПВО, но и других заинтересованных ведомств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

 

Возможно, будет полезно почитать: