Неожиданная архитектура отеля как способ привлечения клиентов. Гостиницы с богатой историей Проектирование входной группы и ресепшн

Архитектурное бюро "АВК-Проект" предлагает следующие виды услуг по проектированию гостиниц:

  • Разработка предпроектных предложений (ПП, ЭП, Объемно-планировочные решения, Архитектурная концепция);
  • Разработка стадии "Проект" по всем разделам;
  • Разработка полного комплекта Рабочей документации;
  • Согласование выполненного проекта;
  • Дизайн интерьеров гостиниц и гостиничных комплексов;

Архитектурное бюро "АВК-Проект" использует самые современные методы проектирования при разработке проектов гостиниц, экономя заказчику как время, так и деньги. Мы создаем индивидуальный, запоминающийся образ законченного объекта. Исходя из предпочтений заказчика, архитекторы могут выполнить фасады в различных стилях и материалах, начиная от современного минимализма и заканчивая богатой декором классикой. Архитектурное бюро "АВК-Проект" накопило большой опыт в проектировании гостиниц и их согласовании в Москве и других городах России.

Наши специалисты всегда готовы проконсультировать Вас по возможным архитектурно-строительным решениям и схемам совместной работы.

Проект гостиницы:

Современная гостиница - это комплекс объединяющий в себе множество различных функций, таких как: жилой фонд, рестораны, общественные зоны, техгические помещения и обслуживающая инфраструктура. Основная задача для архитектора при проектировании гостиницы заключается в том, чтобы расположить и увязать между собой зоны различного назначения так, чтобы, с одной стороны, не было технологических проблем при эксплуатации спроектированной гостиницы, а с другой - получившееся внутреннее пространство должно быть уютным и привлекательным, а фасады красивыми и запоминающимися.

Архитектурное проектирование гостиниц имеет ряд особенностей, не характерных для объектов других типов. Это и специфика планировочных решений и пожарные нормы, и необходимость решать фасады таким образом, чтобы избежать проявления регулярной планировки в разбивке фасадов.

Добиться неординарного решения фасадов в проекте гостиницы не так просто. Виной тому особенности планировки данного вида зданий. Большое количество одинаковых номеров в плане задают определенный конструктивный шаг, который невозможно скрыть на фасадах, из-за чего фасады большинства спроектированных гостиниц имеют регулярный шаг окон и балконов.

Малые гостиницы:

Такая особенность планировки гостиниц заставляет архитекторов искать нетривиальные пути решения поставленной задачи. В известном смысле, более простыми для проектирования оказываются малые гостиницы. Связано это с тем, что при меньшем количестве номеров и их большей разнородности, значительно проще добиться интересных решений фасадов здания и внутреннего пространства. Так же большое значение имеет размер участка, на котором проектируется гостиница. Чем он больше, тем интереснее может быть проект гостиницы реализованной на нем.

Проекты мини гостиниц:

Особенностью мини гостиниц является практически полное отсутствие обслуживающей инфраструктуры, малое количество номеров и очень стесненные условия земельного участка. В связи с этим, вблизи такой гостиницы должны располагаться все те вспомогательные и обслуживающие заведения, которые, как правило, включены крупные и средние гостиничные комплексы.

Проектирование гостиниц:

В проекте гостиницы, в первую очередь, следует уделять большое внимание потокам посетителей и обслуживающего персонала. Грамотное зонирование и продуманная технологическая схема должны стать результатом разработки планировок в проекте гостиницы. Если же этого, по каким-то причинам, сделать не удается, то при эксплуатации такой гостиницы проблем избежать не удастся.

Процесс проектирования гостиниц начинается с оценки участка земли под застройку: его площади, рельефа, наличия на нем коммуникаций, окружающей застройки. Поэтому не представляется возможным начать проектирование гостиниц без предоставления заказчиком геоподосновы и плана участка. Так же, необходимо подробное техническое задание с описанием номерного фонда (количества и площадей разнотипных номеров), инженерных систем, спецификация обслуживающей инфраструктуры. А так же требования, предъявляемые заказчиком, к уровню отделки жилых, технических и общественных помещений проектируемой гостиницы.

После получения всей необходимой информации, архитектор приступает к разработке схем зонирования этажей, как надземных, так и подземных, "посадки объема здания" на генплан участка. Далее разрабатываются планировочные решения, фасады гостиницы, генплан участка. По завершении работ над этой стадией, заказчик получает готовый Эскизный проект гостиницы включающий в себя:

  • Пояснительную записку
  • Технико-экономические показатели
  • Ситуационный план
  • Генеральный план
  • Поэтажные планы
  • Разрезы
  • Фасады
  • Трехмерную визуализацию

Следующий этап работ - стадия Проект. На этом этапе подключаются конструкторы и инженеры смежных разделов. Все они разрабатывают свои разделы проекта гостиницы, внося изменения в планировочные решения, высотные отметки, а иногда и посадку здания. По каждому разделу проекта гостиницы разрабатываются необходимые на данной стадии схемы, спецификации, расчеты и т.д. Каждый раздел согласовывается с архитектором проекта и после окончательного согласования и проверки, выпускается законченный проект гостиницы, готовый для проведения необходимых согласований.

По завершении согласований, можно приступать к выпуску Рабочей документации. На этой стадии выпускается вся необходимая документация для строительства по всем разделам. Выполняется максимальная проработка всех узлов и деталей, выпуск смет и спецификаций, как по общестроительным, так и по инженерным разделам проекта гостиницы. После завершения работ над этим, последним, этапом проектирования, заказчик получает всю необходимую для строительства гостиницы документацию. Однако, для качественного и технологически верного проведения строительных работ, необходим технический и авторский надзор за строительством. Представители которых следят за соответствием проекту и техническому регламенту проводимых на строительной площадке работ.

Местоположение гостиниц зависит от их назначения. Гостиницы располагают вблизи вокзалов, у пересечения оживленных улиц и дорог, в районах размещения административных зданий и зрелищных учреждений. Для строительства гостиниц выбираются спокойные, защищенные от пыли земельные участки, по возможности с зелеными насаждениями и достаточной территорией для устройства автомобильных стоянок и крупных гаражей. Гостиницы должны иметь подъезды, непосредственно примыкающие к общественным путям сообщения, но расположенные в отдалении от школ, больниц и т.п. Здания гостиниц возводятся из огнестойких конструктивных элементов.

Лестницы , снабженные арочными перилами, должны быть достаточно широкими. Выходы из гостиницы должны быть по ширине равны ширине лестничных маршей, Двери» не уже 1 м, открывающиеся наружу.

Курортные гостиницы имеют большие залы-гостиные, выходящие, как правило, в парк или на пляж.

Гостиницы повышенного комфорта имеют просторные помещения для дружеских встреч ограниченного круга посетителей, в гостиницах для туристов нередко предусматривается лишь один обеденный зал, иногда несколько гостиных.

Площадь гостиничных помещений общественного назначения составляет 1,5 - 4 м2 на одного посетителя в зависимости от типа гостиницы. Минимальная площадь помещений для завтраков может быть установлена при условии обслуживания посетителей в две-три смены. В крупных городах рентабельны гостиницы с числом номеров свыше 100.

Ориентация по странам света : номера ориентируют на восток, юг, запад. Кухни, хозяйственные помещения, коридоры, иногда помещения для персонала ориентируют на север.

Подъезды для автомобилей . По возможности устраивается только один подъезд к главному входу, обеспечивающий сквозное движение и хорошо обозреваемый из гостиницы; площадка перед входными дверями должна быть защищена козырьком.

Вестибюль с примыкающими к нему помещениями для сквозного движения посетителей и персонала является центром гостиницы. Здесь находятся лестницы и лифты, производятся все операции по регистрации приезжих; длина прилавка для регистрации назначается из расчета 2,5 см на одно место в гостинице.

Гостиную-холл нередко решают в виде крытого дворика-сада, вокруг которого группируются различные помещения для проживающих; бар. зал для завтраков (рассчитанный на обслуживание 25% проживающих, обеденный зал (на 50 проживающих), кафе-ресторан (чаще всего с отдельным входом).

Помещения общественного назначения , как правило, размещают смежно в отдельном крыле здания, что позволяет путем раздвигания перегородок создавать из 2 - 3 залов один большой банкетный зал. Иногда и здесь предусматривается отдельный вход с просторным гардеробом и санитарными узлами.

Пивной зал устраивают обычно в подвальном этаже. В современных гостиницах площадь гостиных, размещаемых на первом этаже, резко сокращена. Во многих гостиницах крупных городов на первом этаже имеются только помещения для завтраков; однако эти гостиницы нередко непосредственно и удобно связаны с самостоятельно функционирующими ресторанами я кафе. Освобождающаяся в связи с этим площадь первого этажа отводится под магазины и т.п.

Номера , как правило, размещаются только на втором этаже и выше, большие номера ориентируют большей частью окнами на площади и парки, на восток и юг, В дворик-сад выходят окнами преимущественно небольшие номера.

На хозяйственный двор и на северную часть дворика-сада обращены, как правило, подсобные помещения, помещения персонала и шоферов.

Кухню располагают по возможности на первом этаже возле ресторана зала для завтраков и гостиной-холла, Она связана с буфетными на верхних этажах лифтами и служебными лестницами.

Соотношения площадей отдельных помещений резко меняются в зависимости от типа гостиницы.

Необходимая площадь кухонь в расчете на одного проживающего; кухни ресторана - около 0,6 м2; кухни при зале для завтрака - около 0,4 м2; всего 1 м2.

1. Схема планировки гостиницы на свободном участке. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

2. Гостиница, с одной стороны примыкающая к смежному участку. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

3. Гостиница на угловом участке, примыкающем к двум смежным участкам. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

4. Гостиница на участке, с трёх сторон примыкающем к смежным участкам. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

Гостиница «Hyatt Regency» в Сан-Франциско представляет собой наглядный пример реализации изложенных выше принципов объёмно-планировочного решения гостиниц. Она расположена на треугольном в плане земельном участке и включает в свой объём очень привлекательный внутренний дворик-сад, отлично обозреваемый из открытых галерей-коридоров и из остекленных кабин лифтов, открыто размешенных на стене у главною входа (рис. 5).


5. Гостиница «Hyatt Regency Hotel» в г. Сан-Франциско. Архитектор Д. Портман. План 5-го этажа (нижний из этажей, предназначенных для размещения жилых номеров) и поперечный разрез. 1 - номер; 2 - номер с балконом, выходящим на юг; 3 - галерея для прохода в номера; 4 - терраса; 5 - лифтовый холл; 6 - камера хранения багажа; 7 - открыто движущиеся остекленные лифтовые кабины; 8 - зал; 9 - гаражи; 10 - этаж для размещения магазинов и контор; 11 - вращающийся ресторан; 12 - внутренний дворик-сад.

Гостиница Украина является одной из семи Сталинских высоток Москвы . Здание гостиницы строилось ускоренными темпами к Международному Фестивалю молодежи и студентов, проведение которого было запланировано на 1957 год. Гостиница Украина в Москве первоначально включала 1000 гостиничных номеров и 254 квартиры.

Внешняя часть здания оформлена обелисками, вазами из снопов пшеницы, декоративными стенками из пятиконечных звезд. Для интерьера гостиницы также характерно пышное декоративное оформление мрамором и живописными плафонами. Гостиница Украина высотой 206 метров со шпилем, состоит из трех частей. Центральная часть гостиницы включает 34 этажа.

Гостиница расположена в важном, с точки зрения градостроительной планировки, месте у Дорогомиловской излучины Москвы-реки на набережной Тараса Шевченко. Здание возводилось еще до сооружения Ново-Арбатского моста и активного развития прилегающей части Кутузовского проспекта.

Высотка должна была стать вертикалью, отмечающей начало только заложенного Кутузовского проспекта. Согласно генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года проектируемый проспект предполагалось назвать проспектом Конституции и проходить он должен был мимо Поклонной горы через Дорогомиловский район в центр. Сейчас это Новый Арбат и Кутузовский проспект.

Архитекторы гостиницы «Украина»

Архитектором гостиницы Украина был А. Мордвинов, больше специализировавшийся на поточно-скоростном строительстве новых кварталов Москвы. Его идеи больше отвечали решению проблем с катастрофической нехваткой жилой площади для граждан Москвы.

Поэтому к работе над проектом Гостиницы Украина он привлек только что освободившегося архитектора В. Олтаржевского, который принимал участие в работе над проектом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве и был репрессирован в 1930-е годы по обвинению во вредительстве.

После смерти И. Сталина архитекторам небоскреба пришлось долго оправдываться за ее строительство. С подачи Н. Хрущева началась невероятная критика как сооружения, так архитекторов ее создавших. Большинство архитекторов, принимавших участие в работе над высотками и в том числе гостиницей Украина лишились сталинских премий и высоких должностей. Архитектор А. Мордвинов был с позором смещен с поста Президента Академии архитектуры СССР.


Строительство гостиницы Украина в Москве

Перед архитекторами и строителями гостиницы Украина стояла непростая задача. Берег Москвы-реки не самое удачное место для возведения высотно здания. Проект здания предполагал, что фундамент всего сооружения должен уходить на глубину 11 метров и на 6 метров ниже уровня грунтовых вод.

Решений такой непростой задачи в те годы было два или уже хорошо известная система замораживания грунта или водопонижение с помощью устройства сети насосов. Для отведения грунтовых вод в котловане было предусмотрено более 900 насосных установок.

Гостиница Украина получила такое свое название только при Н. Хрущеве, до этого на всех этапах архитектурного планирования и возведения проект носил наименование Гостиничное здание в Дорогомилово.

Полностью архитектурный ансамбль был закончен только в конце 60-х годов, когда окончательно сложился вид Арбатской площади и Нового Арбата. Набережная Тараса Шевченко и разбитый на ней сквер удачно дополнили облик гостиницы Украина.

Инженеры, планируя проспект Конституции, предполагали застроить его домами в три раза меньше по высоте нежели возведенные. Однако в связи с критикой проекта Н. Хрущевым, на Кутузовском проспекте были возведены здания, высотой догоняющие гостиницу Украина и существенно умаляющие ее вид.

В журналах того времени писали, что «жутковатые громады, выросшие по бокам новой трассы, затерли своей серостью гостиничный шпиль, который на их фоне выглядит саженцем средних размеров, тянущимся из-под асфальта Нового Арбата».

В 1957 году, на момент открытия, гостиница Украина считалась самой большой в Европе. Ресторан Сталинской высотки тоже в своем роде являлся достопримечательностью Москвы. Сверху все сооружение представляет собой прямоугольник, одна сторона которого составляет главный элемент – высотное здание непосредственно самой гостиницы, а две длинных и симметричных стороны составляют жилые корпуса.

Золотистый оттенок подмосковного известняка, использованного для облицовки здания подчеркивает богатство фасада. Величественность сооружения подчеркивается цветной мозаикой в высотной части здании, широким использованием барельефов и объемной скульптуры.

Одна из легенд о Сталинских высотках говорит о том, что в основу проектов всех зданий были заложены проекты пирамид. И действительно среди проектных чертежей Украина есть чертеж отражающий идею пирамиды.

Гармоничному восприятию высоток способствует именно их пропорциональность. Архитектор гостиницы Украина А. Мордвинов положил в основу проекта разностороннюю пирамиду. Архитектурный образ высотки воплощал универсальные принципы гармонии.


Интерьер гостиницы Украина в Москве

Номерной фонд гостиницы Украина был спроектирован и оснащен по самым высоким стандартам той эпохи. Оборудование для подготовки и подогрева воздуха было практически бесшумным. В здании была предусмотрена общая система пылеудаления.

В здании были предусмотрены несколько ресторанов и магазины. Залы ресторана были выполнены в типичной сталинской архитектуре. Замкнутая прямоугольная архитектура, монументальная анфилада совершенно не сочетались с ресторанной функцией.

Один из европейских постояльцев гостиницы Украина написал, что «завтракая в зале ресторана, испытывал на себе всю степень тяжести здания, пафоса, излишней помпезности, и собственной ничтожности». По замыслу И. Сталина именно такие чувства должны были возникать у всех посетителей Московских высоток.

Крупные габариты залов и отдельных элементов ресторана были совершенно несоразмерны человеку, и тем более сидящему. Использование дорогих материалов в отделке, элитных тканей и посуды делали прием пищи не просто некомфортным мероприятием, а очень опасным ритуалом. Одно неловкое движение постояльца и за испорченные скатерть или посуду необходимо было выплатить большой штраф.

Нельзя не упомянуть о посту КГБ на одном из этажей здания. Советская власть не могла допустить, чтобы такой объект как гостиница Украина, принимающая в том числе и иностранных гостей и расположенная в шаговой доступности от здания МИД, не имела специального оборудования для прослушивания разговоров и наблюдения за постояльцами. А как известно к оборудованию обязательно выставлялся пост с дежурными сотрудниками специализированного ведомства.


Реконструкция высотки

В 2005 году здание гостиницы Украина в Москве было выставлено на торги. Правительство Москвы вынуждено было продать здание, так как не нашелся соинвестор, готовый вложить в его реконструкцию почти 60 млн. долларов. В торгах участвовали больше 20 малоизвестных компаний. Победителем торгов стала компания ООО «Бисквит», заплатившая за высотное здание 275 млн. долларов.

Реконструкции подверглось здание полностью. Обновлены были внутренние элементы декора, фасад, включая 73 метровый шпиль. В ходе реконструкции одна из восьми декоративных башен обрушилась на здание ресторана. Пострадавших в ЧП не было, так как все произошло ночью.

В ходе разбора разрушенной конструкции архитекторы и эксперты сошлись во мнении, что обрушение произошло по причине использования некачественных строительных материалов при возведении гостиницы Украина еще в 1950 годах. Но несмотря на это, дальнейшая ее эксплуатация считается безопасной.

Сегодня высотка не только выполняет свое основное назначение в качестве одной из лучших гостиниц Москвы, но и является яркой достопримечательностью города. В 2010 году обновленная высотка стала принимать гостей под брендом «Radisson Royal» (Рэдиссон Ройал). Управление зданием было доверено группе The Rezidor Hotel Group. Новый Отель Рэдиссон Ройал вошел в международную сеть Radisson Hotel.

Одним из условий реконструкции гостиницы Украина в Москве было сохранение ее исторического облика и внутреннего декора. Сейчас в помпезных залах небоскреба располагаются:

  1. Ресторан «Татлер Клуб» А. Новикова.
  2. Бифбар “Джуниор”.
  3. Ресторан «Веранда».
  4. Ресторан иранской кухни «FARSI».
  5. Ресторан итальянской кухни «Боно».
  6. «Мерседес–Бар».
  7. Караоке-бар «Трубадур».
  8. Ресторан для двоих «Романтик».

Самую высокую точку здания – стеклянную веранду под шпилем гостиницы Украина, или как сейчас она называется Отель Radisson Royal, занимает Ресторан «Романтик». На почти 200-метровой высоте стоит великолепно украшенный стол и два удобнейших кресла, только для двоих.

И главным украшением этого ресторана является не его белоснежное убранство и романтическая обстановка, а конечно, вид! Вид на Москву от центра и до окраин. К слову сказать, ресторан «Боно», расположившийся рядом, входит в два наших рейтинга «Самый дорогой ресторан Москвы» и «Панорамные рестораны Москвы» .

Кухня ресторана в полной мере соответствует высоте самого ресторана, каждое блюдо уникально и является шедевром кулинарного мастерства. Ужин в таком необычном месте запоминается на всю жизнь, а история о вечере, проведенном на одной из самых высоких и необычных крыш Москвы, будет передаваться как семейная легенда.


Диорама Москва – столица СССР

Гостиница Украина в Москве не только выполняет свою функцию по приему гостей, но и является залом для большого количества предметов, имеющих художественную ценность. В главной галерее первого этажа находится удивительный исторический экспонат – Диорама Москва – Столица СССР. Диорама представляет собой миниатюрную Москву 70-х годов. Диорама является памятником не только культурно-историческим, но и шедевром искусства панорамы.

Диорама удивляет очень высоким уровнем точности. Макеты изображенных объектов отличаются особой достоверностью. Диорама выполнена в масштабе 1:75, что позволяет детально рассмотреть весь центр тогдашней Москвы.

Общая площадь, занимаемая диорамой, составляет 306 кв. м. и оснащена механизмами, воспроизводящими соответствующее время суток. Диорама была создана в художественной мастерской Ефима Дешалыта для Национальной выставки в США по заказу Министерства иностранных дел СССР.

Диорама выставлялась во многих странах мира, давая возможность совершить виртуальное путешествие за железный занавес в столицу советского союза. Диорама на выставке в Лейпциг завоевала золотую медаль как произведение высокого искусства.

В СССР Диорама выставлялась на ВДНХ и в одном из выставочных комплексов Москвы. В 2007 году специально для реконструируемой гостиницы Украина в Москве, на аукционе, Диораму выкупили новые владельцы сооружения. В 2010 году реставрационные работы над Диорамой были завершены и сейчас она выставлена для обозрения.

Причал гостиницы Украина в Москве

Причал Украины в Москве, расположен на набережной Тараса Шевченко напротив сквера перед гостиницей. Причал как и набережная был построен в 1961 году к 100-летию со дня смерти украинского поэта Т. Шевчено, дополняя архитектурную композицию сооружения. Причал оборудован для высадки и посадки пассажиров. Причал Radisson Hotel принято называть причалом, несмотря на то, что в речном флоте более распространенный термин – пристань.

Возле причала не делают остановку «речные трамвайчики» – прогулочные теплоходы Столичной судоходной компании, совершающие регулярные речные прогулки по Москва-реке. Причал гостиницы Украина предназначен только для стоянки теплоходов флотилии Рэдиссон Ройал. С причала обновленной гостиницы начинается Рэдиссон круиз по Москва-реке на современных и комфортабельных яхтах.

Флотилия Рэдиссон Ройал

В 2009 году на воду были спущены 5 великолепных прогулочных яхт, сконструированных по специальному заказу для Рэдиссон Ройал:

  1. Фердинанд.
  2. Скарлет.
  3. Селебрити.
  4. Капелла.
  5. Бон Вояж.

Белоснежные яхты удивляли и восхищали не только самих путешествующих, но и москвичей, с удивлением наблюдавших за плавным скольжением теплоходов по акватории Москвы-реки. Поездка на прогулочном теплоходе из флотилии Рэдиссон была в основном развлечением для иностранных туристов. Но в последние годы и москвичи стали все чаще покупать билеты на круизы по Москве-реке.

В 2013 году флотилия Рэдиссон Ройал пополнилась усовершенствованными яхтами с салонами 1 класса и открытыми палубами, позволяющими прочувствовать путешествие по водной глади Москвы-реки: насладиться солнцем, встречным ветром и брызгами волн:

  1. Баттерфляй.
  2. Монтана.
  3. Феличита.
  4. Примавера.
  5. Бьюти.

Круизы по Москва-реке от причала Рэдиссон Ройал проводятся каждый день круглый год. Теплоходы оснащены всем необходимым оборудованием, чтобы обеспечить безопасность и комфорт пассажиров. Панорамное остекление всех яхт флотилии Рэдиссон Ройал позволяет любоваться центром Москвы без каких-либо помех. Открытые палубы являются прекрасным местом для фотосессии.

На всех теплоходах расположены рестораны и бары, в которых можно приятно поужинать и полюбоваться разными панорамами Москвы.


Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «

Архитектурно-планировочная организация сооружений гостиниц — важный фактор их функционирования, особенности архитектуры, значительно отчетливее планирования гостиничных сооружений, существенно выделяет их на фоне сооружений другого функционального профиля.

Архитектура отеля в определенной степени выступает фактором его саморекламы. Отдельные гостиницы оригинальностью архитектуры выраженной в форме сооружения, отделке фасада, высоте здания, использование строительных материалов известны во всем мире — один из самых высоких в Европе отель «Westin Rotterdam» (Нидерланды), отель «Royal Olympic Hotel» (Греция) с террасами на стеклянном фасаде с насаждениями декоративных деревьев и т.п.. Вместе особенности архитектуры играют роль культурно-эстетического фактора застройки территории — сооружение отеля гармонично дополняет местный архитектурный колорит или создает архитектурную противоположность локальному архитектурном планировании и определенный эстетический дискомфорт.

Архитектурно-планировочные особенности отеля выступают важным экономическим фактором их развития. С типом планировки и застройки существенно связаны расходы на благоустройство окружающей территории, отчисления за использование земельного участка (налог на землю, арендная плата и др.)., Уход и ремонт здания и др..

Архитектурно-планировочная характеристика гостиницы влияет на особенности оборудования учреждения инженерно-техническими средствами, важный фактор безопасности проживания для гостей и работы для персонала. В крупных отелях возникает необходимость дополнительных мер безопасности, обусловленной человеческим, природным, техническим факторами.

Вместе, архитектурно-планировочная организация гостиниц также подвергается воздействию ряда факторов, среди которых основные: исторический тип здания, место в городской застройке, характер природного ландшафта, категория отеля, экономические, этнические особенности региона.

Большинство современных гостиниц построена в XIX-ХХ вв., Особенно интенсивно их строительство осуществлялось после Второй мировой войны. Расширение сети гостиничных предприятий, в том числе значительных размеров, объяснялось растущим значением туризма, деловой активности, широким использованием новых технологий и материалов, прежде железобетона, в строительстве.

В архитектурном стиле европейских и американских отелей конца XIX начала XX вв. характерной чертой является стремление придать фасаду зданий представительного вида, что является свидетельством комфорта и высокой экономической рентабельности средства размещения. В оформлении композиции экстерьера использовалась значительное количество архитектурно-декоративных элементов, которые отвечали требованиям повышенной монументальности фасада. Мозаичность композиции фасада связывалась с использованием классических элементов — колонн, арочных переходов, разорванных фронтонов, которые подчеркивали монументальность здания и не уступали дворцам второй половины XIX ст. Архитектура гостиниц, построенных в этот период (отель «Piccadilly» (Лондон), «Victoria» (Амстердам), «Премьер-Палас» (Киев), «Гранд-Отель» (Львов)) соответствовала тогдашним эстетическим предпочтениям Европы. В интерьере использовались новые принципы организации планирования и отделочные материалы. Тогда сформировалась типичная для современных отелей схема планировки первого этажа: в центре располагался вестибюль с парадной лестничной холлом, тут же, или в полуподвале, располагался ресторан, административные и хозяйственные помещения, на остальных этажах — жилые комнаты. Отели этого периода в архитектурно-планировочной композиции внешнего вида, планировке жилых и нежилых помещений, размерах, как правило существенно отличаются от зданий гостиниц построенных после Второй мировой войны.

Архитектура современных отелей, построенных с середины 60-х годов XX ст. связывается с общим процессом урбанизации. В архитектуре заведений размещения этот процесс отражается в строительстве многоэтажных архитектурных форм, рассчитанной на обслуживание большого количества гостей. Примером является отель «MGM Grand» в Лас-Вегасе (США) рассчитан на 5505 мест, сегодня считается крупнейшей гостиницей в мире. В строительстве этого отеля использованы железобетон, в наружной облицовке — стекло, внутреннее пространство рационально спланирован, оборудован сложной системой инженерных коммуникаций, различного типа заведениями питания, предприятиями вспомогательного сервиса.

Значительное распространение приобретают гостиничные комплексы — отели, состоящие из двух и более пространственно разделенных корпусов с системой учреждений разнопрофильных инфраструктурного обеспечения — питание, игровыми, развлекательными, выставочными и другими учреждениями. Особой грандиозностью отмечаются гостиничные комплексы атриумного типа, характерные для выдающихся деловых центров, курортных центров и центров игорного бизнеса. Атриумное тип архитектурно-планировочных форм отелей был начат со строительством гостиницы «Hyatt Regency» в 1967 p. в Атланте (США). Отель имеет форму квадрата с внутренним атриумом (двором), перекрытого на уровне 22 этажа стеклянным перекрытием. В пространстве озелененного атриума отличаются этажные галереи, лифтовой холл со стеклянными кабинами лифтов. Внутреннее пространство атриума организован как миниатюрный городок с зонами отдыха, ресторанами, торговыми заведениями, спортивными площадками и др.

Значительную роль в архитектурно-планировочной организации гостиниц играет их расположение в городской застройке: в центре города, на его окраине, рядом выдающихся объектов городской инфраструктуры (памятники истории и архитектуры, ведомственных учреждений, учреждений культуры и др.)., В пригородной или парковой зоне отдыха.

Расположение отеля в центре города обуславливает необходимость органического соответствия архитектурному ансамблю улицы, площади, соседних зданий. Вместе, здание гостиницы часто является основным архитектурным акцентом в застройке микрорайона, выделяется этажностью, оригинальностью архитектуры, что подчеркивает престиж гостиничного комплекса.

Сооружение отеля в центральной сомкнутости городской застройке обусловливает компактную форму сооружения. Конфигурация участка застройки определяет выбор планировочного типа заведения размещения. Большинство отелей в центральной части городов характеризуется многоэтажностью, основа здания часто имеет прямоугольную, трапециевидной формы, форму трилистника.

Экономические факторы отражаются в рациональности проектирования сооружения гостиницы, в частности на планировочной структуре жилых этажей, номеров, помещений для обслуживающего персонала, лифтовых и лестничных холлах, горизонтальным и вертикальным коммуникациям, связям между этажами и помещениями в пределах одного этажа, в конечном итоге на затратах времени, удобства использования помещений различных функциональных групп.

Здания отеля расположены в исторической части города должны соответствовать его архитектурному типу. Например, здание гостиницы «K + K Hotel Central», расположена в исторической части Старой Праги, рядом с Пороховой башней, идентична в архитектурной композиции с жилым домом XVII-XIX вв. Отдельные гостиницы могут располагаться в памятниках архитектуры, или входят в архитектурно-туристский комплекс города. Например, отель «Eisenhut» в городе Таубер (Германия) эксклюзивный в плане расположения в памятнике позднесредневековой архитектуры XV-XVIII вв.

Расположение отеля в городской или пригородной зоне отдыха приводит сочетание архитектуры здания с особенностями окружающего природного ландшафта, способствует объединению деловых отношений и отдыха. В частности, отель «Duin Kruidberq Country Estate», расположенный в национальном парке возле Амстердама (Нидерланды), среди живописного леса на побережье озера, сочетает уникальные черты местного природного ландшафта и архитектуры псевдоготического стиля.

В местах с ограниченным пространством застройки используются технологии строительства, когда первые этажи имеют уменьшенные размеры, а с высотой протяженность и площадь жилых этажей увеличивается. Например, в 11-этажном отеле «Du Lac» в Тунисе (Тунис) каждый следующий этаж с высотой нависает над предыдущим.

Сомкнута городская застройка обусловила развитие компактных многоэтажных (цилиндрических, конических форм) гостиничных зданий централизованного планирования. Такую архитектуру, например, имеет 36-ти этажная башня-отель «Holiday Inn» в Аусбурзи (Германия). Номера в отеле расположены с 1-го по 11-й этаж, помещения общего пользования — на последних или в подвальных и цокольных этажах. Такая схема планирования типична для большинства отелей башенного типа.

Разные цели туристских поездок обусловили появление многофункциональных отелей сочетаются с учреждениями иного целевого назначения: административными и торговыми учреждениями, учебными и конгресс-центрами, концертными и выставочными залами и др.. В частности, такое сочетание характерно для Центра международной торговли в Москве, в структуре которого две гостиницы (квартирного и атриумного типа), деловой центр с выставочным и конгресс-залом, помещения для офисов и торговли. Туристический комплекс «Киевская Русь» в Киеве охватывает две гостиницы, туристическое агентство и конгресс-холл.

Отели расположены в туристическо-оздоровительных районах среди природных ландшафтов характеризуются непосредственной связью архитектурно-планировочных форм с окружающим рельефом. Характер природного ландшафта предопределяет выбор архитектурных форм, среди которых различают:

— Архитектурные формы, вписывающиеся в ландшафт, например, гостиница для туристов и спортсменов «FJELLGARDEN» в Швеции состоит из четырех зданий в форме холмов, которые по внешнему виду напоминают снежные холмы;

— Противопоставление архитектуры туристского отеля ландшафта или рельефа. Согласно этому подходу используются два варианта доминирования: в первом акцентом выступает ландшафт — отель «Голубой залив» в Крыму, во втором акцентом есть гостиница, например, отель «Скальный» в Крыму, четко выраженный своим размерам в рельефе природного ландшафта;

— Подчинение архитектуры ландшафта — в данном подходе природные формы ландшафта и архитектурные формы гармонично сливаются. Например, архитектура отеля «Steigenberger Hotel Gstaad-Seanen» (Швейцария) максимально повторяет рельеф комплексом сомкнутых зданий разной высоты, композиция крыш которых воспроизводит силуэт окружающих горных хребтов.

Гостиницы в пределах туристско-оздоровительных центров с другими туристскими учреждениями чаще объединяются в туристические комплексы. Согласно специализации различают следующие типы туристических комплексов: молодежный туристический комплекс — включает туристический отель, туристическую базу, туристическую станцию, туристический лагерь; туристско-спортивный комплекс — туристический отель, туристическую базу, спортивно-оздоровительный лагерь; горно-спортивный туристический комплекс — туристический отель, туристическую базу, горнолыжную станцию; водноспортивный туристический комплекс — туристический отель, водную базу (акватель, флотель), водную станцию ​​(ботель).

 

Возможно, будет полезно почитать: