Финляндию по сайменскому каналу. Тур в Финляндию «Большой круиз по Сайменскому каналу. Вдоль изумрудных берегов…

Сайменский канал (карта, приведенная ниже, поможет читателю разобраться с его местоположением) - это между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия). Открыто данное сооружение в 1856 году. Общая протяженность составила 57,3 км, из них России принадлежат 34 км, а Финляндии - 23,3 км.

История создания

Первые попытки соединить Финский залив и озеро Сайма предпринимались еще в 1500 и 1511 годах губернатором Выборга Эриком Туресоном Бьелке. Следующая попытка была сделана в 1600-м, в это время были произведены две выемки, однако на этом все и закончилось. Уже в царствование Екатерины Великой предлагался новый план - поскольку осуществляет соединение озера Сайма с то предполагалось соорудить канал в обход Иматры. Однако слишком большие расходы, которые необходимо было затратить на данный проект, стали причиной отказа от приведения этого плана в исполнение. В 1826 году на заседании городских судов Карелии и Саволакса было решено направить депутацию крестьян в Петербург к императору для того, чтобы он осуществил соединение озерного края с приморскими городами. Приняв и выслушав депутатов, Николай Первый приказал произвести необходимые изыскания. Однако реальных средств найдено не было, в связи с этим к прокладке канала не приступили. В следующий раз этот вопрос поднял губернатор Выборга Август Рамзай в 1834 году. Ход этому делу дали сенатор Л. Ф. Гартман (начальник финансовой экспедиции) и князь Меньшиков. В городе Выборг учредили комитет для составления сметы и плана данного проекта. Для первоначальных исследований пригласили известного шведского инженера. В результате его работы выяснилось, что воды озера находятся выше уровня моря на 256 футов, и стоимость данного сооружения составит три миллиона рублей. Необходимая сумма была ассигнована с рассрочкой на пятнадцать лет.

И вот, в 1845 году начались строительные работы. В их процессе шведский инженер Нильс Эриксон внес некоторые улучшения в план канала. Первоначально руководителем этой строительной компании был барон Карл Розенкампф, который получил прозвище «барон каналов». Однако в 1846 году он скончался, и на его место назначили генерал-майора Шернваля. Все строительные работы велись за счет казны Финляндии. Общая стоимость составила 12,4 миллионов финских марок. Общая длина сооружения - 54,5 версты, на этом отрезке было возведено двадцать восемь шлюзов из гранита.

Мы строили, строили и наконец построили…

26 августа 1856 года произошло торжественное открытие этого сооружения. Приурочено оно было к коронации Императора Александра Второго. Финляндия гордилась Сайменским каналом, который помогал проникнуть в пустынные районы страны. Особую прелесть ему придавала первозданная красота природы. По берегам канала были установлены памятные знаки с надписью на шведском и русском языках, на которых перечислялись все деятели, причастные к созданию данного сооружения. Все строительство выполнено весьма оригинально и смело, учитывая, что разность уровней соединяемых вод делала течение в канале чрезвычайно стремительным.

Открытие состоялось на четыре года раньше запланированного. Еще одной особенностью данного проекта стала дешевизна такого гигантского объема работ. Здесь сыграли свою роль следующие факторы: честность и распорядительность финских управляющих, а также дешевизна рабочей силы, ведь здесь были в основном задействованы арестанты.

Значение канала

Сайменский канал имел огромное значение для развития этого региона. и Саволакса наконец-то освободилось от исключительной экономической зависимости отдаленных гаваней Ладоги и Ботнического залива (его северной части). Польза от эксплуатации данного сооружения могла бы быть еще значительней, если бы руководители проекта смогли устранить корыстное вмешательство купеческого лобби. Так, из боязни потерять монополию в торговле они посредством интриг и других методов добились того, что пропускная способность шлюзов была ограничена. В результате все суда, идущие этим путем, должны были иметь ширину корпуса не более семи метров. В противном случае весь товар необходимо было перегружать в Выборге на подходящие под эти требования корабли. Таким способом несколько купеческих фирм обеспечивали монополию на экспорт. И, как следствие, Сайменский канал из Выборга потерял большую часть своего значения для развития данного края. Однако позже, во время реконструкции этого сооружения, ширину шлюзов существенно увеличили.

Озеро Сайма в дореволюционных русских путеводителях

В 1870 году было открыто сквозное пассажирское железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это событие сделало доступным для общества красивейшие места южной Финляндии. Железнодорожное сообщение дало новый толчок к развитию Карельского перешейка и всей прилегающей местности. Здесь начали возникать поселки, строиться курорты и санатории, прокладываться грунтовые дороги, связывающие различные населенные пункты и железную дорогу. Огромную роль в новом освоении этого края играл Сайменский канал. Теперь он выполнял функции не только по развитию торговых отношений. Стали популярными круизы в Финляндию, к озеру Сайма и водопаду Иматра. Так, эти места начали попадать в русскую литературу, которая описывает культурные памятники этого района. Одновременно с этим появилась литература, направленная на популяризацию информации об этом регионе и пропаганду его достопримечательностей, а также создание нового имиджа. Выпускались специальные путеводители, описывающие Сайменский канал и его окрестности. Большинство из них содержали сведения о маршрутах движения, почтовых станциях, о расписании пароходов и поездов, сведения о гостиницах, как и где нанять лошадей, курортах и санаториях и многом другом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что до революции информация об этом объекте как о значительной достопримечательности Финляндии была весьма известна. Путешествие по Сайменскому каналу было обыденно для любителей активного отдыха.

Дачная жизнь на канале

Первые дачи здесь начали появляться еще во времена строительства. Участки канала, которые находились в служебном пользовании, были украшены посадками, это послужило стимулом для сдачи земли в аренду либо под строительство коттеджей. Помимо красивой природы, популярности отдыха в этом районе способствовало хорошее сообщение, обеспечиваемое теплоходами, осуществляющими речные круизы и проходящими по этой водной артерии. И вот вскоре состоятельные жители Выборга и Петербурга застроили побережье канала до озера Нуйамаа. В Ряттиярви находилась самая роскошная дача, принадлежащая министру иностранных дел России Вон Гиерсу. Ее построил один из инженеров, участвовавший в сооружении канала. Большинство дач выделялись своей архитектурой, они были украшены башнями, балконами, резьбой, их окружали ухоженные обширные сады с причалами и беседками. Названия домов такие романтичные, как и их внешний лик: "Рунолинна", "Раухантаранта", "Оннела", "Илоранта"... Спрос на недвижимость в этом регионе был настолько высок, что ее стало выгодно строить для сдачи в наем. Сайменский канал того времени известен не только дачами, но и большими имениями. Самым известным из них является имение Лавола, оно принадлежало роду Чесефф и располагалось в устье объекта. Усадьбы вместе с дачами образовывали весьма красочный ансамбль, атмосфера здесь была веселой, интернациональной. Речные круизы, концерты, посещения и прогулки оживляли общественную жизнь, она предлагала отдыхающим множество впечатлений и возможностей заработка для местных жителей. Однако после революции дачная жизнь пришла в упадок, а вместе с ней и Сайменский канал. Туры по нему уже не интересовали русскую богему.

Противотанковое заграждение

В планах генштаба в тридцатые годы прошлого века этот водный объект рассматривался в качестве возможного пути для организации снабжения армии. Согласно разработанным планам предполагалось сосредоточить проведение военных действий на Карельском перешейке. И вот, в 1939 году в период сверхсрочных сборов было отмечено, что канал может оказаться в зоне боевых действий. Он представлял собой серьезное препятствие благодаря глубокому руслу. Поэтому было принято решение задействовать его в противотанковой обороне. В результате были затоплены довольно обширные области в районе озер Кярстила Люкюля и Вентеля. Общая площадь затопляемых участков составила тридцать пять квадратных километров. В период 1941-1944 годов канал в военных действиях участия не принимал.

Восстановление судоходства

В силу того, что мирный договор, установленный между Советским Союзом и Финляндией, оставил Выборгский залив на территории СССР, а граница разделила канал на две части, в конечном итоге он перестал функционировать. В послевоенный период для возобновления судоходства требовалось не только провести реконструкцию сооружений и обветшалого оборудования, но и достичь двухстороннего соглашения об использовании этого водного объекта. Впервые данный вопрос поднимался в 1948 году, однако официальные межгосударственные переговоры начались только в 1954 году. Согласно достигнутой договоренности в Советский Союз выехала группа финских инженеров для изучения состояния этой водной артерии. Специалисты пришли к заключению, что речные каналы на советской территории вполне пригодны для восстановления по ним судоходства. Однако работы в этом направлении начались спустя тринадцать лет, после того как обе стороны наконец-то пришли к единому решению в вопросах аренды. В 1968 году реконструкция была завершена. В ходе нее были существенно расширены пропускные возможности шлюзовых камер.

Круиз - Сайменский канал

Лаппеенранте - курортный городок в Финляндии. Привлекательность ему придают озеро Сейма, на берегу которого он находится, и Сайменский канал. Экскурсия на теплоходе по этим водным объектам - единственное, что привлекает сюда туристов из России. Между прочим, это единственный в РФ внутренний водный путь, по которому могут ходить суда иностранных компаний. Пассажирские теплоходы, совершающие речные круизы, перевозят туристов из Российской Федерации и Финляндии. Раньше, согласно договору от 1963 года, пассажиры, прибывающие из Финляндии в нашу страну, имели право безвизового въезда. Однако с присоединением республики к Шенгенскому договору данное соглашение было отменено. Теперь пассажиры обязаны получать визы. Однако они нужны только в том случае, если судно пристает к берегам России, например, высаживает их для Если круизы на пароме из Финляндии не предусматривают заходов в российские порты, виза не нужна. Например, пароход «Кристина Брахе» осуществляет проход через территорию нашей страны, совершая рейсы между Лаппеенрантой и Хельсинки, а судно «Карелия» - между Выборгом и Лаппеенрантой.

Путешествие глазами туриста

Трудно предположить, сколько еще лет продлятся подобные круизные рейсы. Ведь финнов, которые бы желали посмотреть достопримечательности Сайменского канала, не слишком много, а наших туристов еще меньше. И это несмотря на то, что билет в одну сторону составляет порядка тридцати евро. Путешествие стоит затраченных денег.

Длина маршрута составляет сорок три км, но на них приходится восемь шлюзов. Когда теплоход по Сайменскому каналу преодолевает первые из них - это интересно. Однако уже на третьем шлюзе начинает расти раздражение, а к восьмому не можешь дождаться, когда это уже закончится, но все равно интересно. Когда пароход достигает пограничного поста Нуиямаа, начинается проверка документов. Интересен тот факт, что этот пост является совмещенным - автомобильно-водным. Если вы окажетесь на корабле в одной компании с финскими туристами, то будьте готовы к тому, что они зачастую ведут себя как большинство россиян: начинают употреблять горячительные напитки еще до того, как судно отойдет от причала. Многие туристы специально покупают билет в такой круиз, объясняя это тем, что на пароходе есть магазин «дьюти-фри». Если учесть тот факт, что в Финляндии с алкоголем напряженка, такое поведение становится вполне понятным. В период всеобщей пьянки экскурсоводы тщетно пытаются привлечь внимание публики к рассказам о канале, шлюзах и других достопримечательностях. И там есть-таки, на что посмотреть - канал очень красив. Например, под Выборгом его пересекают довольно высокие мосты - железнодорожный и автомобильный. Все навигационные комплексы возведены на гранитных столбах или выставлены на островках. Часть канала вырублена в скальном массиве, другая часть имеет отлогие песчаные берега с валунами. Вдоль канала растет густой лес, что в сочетании со скалами образует весьма красивый пейзаж. Российская часть совершенно не заселена, поблизости Выборга еще попадаются одинокие домики, а дальше находится первозданная природа. Единственное оживленное место - в районе границы, там, где проходит трасса на Лаппеенранту. Совершенно противоположная картина на финской части: здесь населенные пункты встречаются сразу же за контрольно-пропускным пунктом. В районе Лаппеенранты, не доходя до последнего шлюза, расположен главный порт на этой водной артерии - Сайма-терминал. Здесь осуществляется погрузка/разгрузка грузовых судов. Грузы идут преимущественно с российской стороны - до двух миллионов тонн в год.

Озеро Сайма

Когда корабль преодолевает последний шлюз, он попадает в Сайменское озеро. Первое, на что открывается вид, - это весьма большой целлюлозно-бумажный комбинат. Экскурсовод с гордостью рассказывает о том, что здесь работает более двух с половиной тысяч человек. Вот это «чудо» цивилизации портит все впечатление от путешествия, оно же мешает городу Лаппеенранте обрести в полной мере статус туристического. Ведь предприятие, даже если на нем установлены современные очистные сооружения, все равно сбрасывает тонны отходов в воды озера, что делает его непригодным для купания в радиусе до нескольких десятков километров. И что самое интересное, в туристических буклетах ничего не сказано о наличии здесь комбината. Однако это не все: напротив завода находится кондитерская фабрика, которая также производит сброс отходов в озеро, ведь не зря оно в районе этого предприятия полностью затянуто травой. И здесь же, как ни странно, расположился главный туристический комплекс - «Хухтиниеми» - и летняя гостиница «Карелия-парк». У самого «забора» с кондитерской фабрикой стоит еще один комплекс - «Сайма». Правда, вид у него какой-то унылый, заброшенный, как у с трудом удерживающихся на плаву в маленьких городках гостиниц советской эпохи. Здесь же есть и пляж, правда, для того, чтобы добраться до воды, придется преодолевать травяные заросли либо попытаться пройти по специальным мостикам, которые, к слову, поломаны в своей средней части, однако через пролом кто-то услужливо положил доску. Вот такой курорт!

Лаппеенранте

Главной достопримечательностью Лаппеенранты является Мемориальное кладбище, которое находится в центре города. Здесь можно увидеть могилы погибших воинов в периоды 1939-1940 и 1941-1944 годов. И что весьма любопытно, все захоронения индивидуальные, братских нет. К кладбищу примыкает памятник солдатам, призывавшимся с территории Карельского перешейка (сегодня это территория Российской Федерации). Он состоит из двух частей - скульптуры и плит с названиями населенных пунктов и фамилиями солдат, между прочим, среди них встречаются и русские. Особенно много их среди уроженцев Терийок (Зеленогорска). Собственно, больше здесь достопримечательностей нет. Город имеет современный вид, очень ухоженный и постоянно реконструирующийся. Делать там особенно нечего. В ночное время Лаппеенранте засыпает, закрываются все магазины, можно найти только киоски, торгующие гамбургерами и прочей подобной снедью. Здесь даже здание вокзала закрыто до семи утра. Бродя по пустым ночным улочкам, становится понятно, почему финны так «отрываются» в нашей стране.

Иматра

Этот город совершенно не похож на Лаппеенранту, история его гораздо короче. Основан он в 1948 году и настолько близко расположился к границе с Россией, что здесь ловят отечественные сотовые сети. Расположена Иматра в истоке реки Вуокса. Основные предприятия этого города - металлургический завод и гидроэлектростанция. Однако в отличие от Лаппеенранты на побережье озера промышленных объектов нет. Здесь есть два своеобразных памятника - первый посвящен турбине, а второй - опоре ЛЭП. Главным туристическим объектом является искусственный водоскат Иматракоски. До возведения ГЭС он был естественным, в дореволюционные времена русская богема любила сюда приезжать и любоваться водопадом. Сейчас здесь вода пускается по расписанию, этот спуск и является главным «туристическим аттракционом» Иматры. Вторая достопримечательность - это Коронный парк, который находится на острове, разделяющем старое русло Вуоксы и водохранилище. Основан парк по указу императора Николая Первого, который повелел, чтобы водоскат и его окрестности оставались в неизменном виде. Город Иматра для туристов гораздо привлекательнее, чем Лаппеенранте, здесь есть вполне современные гостиницы, места для отдыха, а любителям рыбной ловли представится замечательная возможность провести незабываемое время на берегу озера Сайма.

Сайменский канал: рыбалка

Рыбалка на озере отменная круглый год. Основные виды рыб - щука, окунь, озерный лосось, кумжа. Местные жители рыбалкой не увлекаются, несмотря на то что плотва здесь практически сама выпрыгивает на берег, финны почему-то ее не используют в пищу. Ловят ее в основном туристы из России. В конце весны на троллинг лучше всего клюет лосось и форель. Круглый год ловится щука. Кроме того, здесь много налима, его часто удят на блесну и баланс. Из-за больших размеров водоема определить, где спряталась рыба, не так-то просто. Однако умелый рыбак всегда вернется с Саймы с хорошим уловом. Природа здесь чиста и нетороплива, способствует умиротворению, располагает к размышлению и созерцанию. Прекрасный отдых будет вам обеспечен!

В этом материале мы расскажем вам про круизы по Сайменскому каналу. Вы узнаете о теплоходах, на которых вы сможете совершить эти замечательные путешествия. Из порта Лаппеенранты и Иматры совершается достаточно много экскурсий, где у вас будет отличная возможность полюбоваться красивейшими финскими пейзажами. Можно подобрать подходящий круиз не только на несколько часов, но и на несколько дней. Отметим, что из порта Лаппеенранты можно добраться даже до российского города Выборг. Круизы проходят по историческому Сайменскому каналу и ежегодно на такие виды прогулок приезжает большое количество туристов. Вообще нужно сказать, что отдыхать летом в Финляндии одно удовольствие. Развлечений предлагается достаточно много, а вам остается только выбрать наиболее подходящий вариант. Итак, давайте начнем наш маленький обзор.

Carelia

Это единственный теплоход, который курсирует между финским городом Лаппеенранта и Выборгом. Вы можете приобрести билет, как в одну сторону, так и купить туристический пакет, в который будет включено проживание в гостинице. На борту работает ресторан и кафе, где вы сможете попробовать кулинарные блюда финской кухни. Также вы можете посетить магазин беспошлинной торговли «Duty-Free» и приобрести алкоголь, косметику, парфюмерию и другие товары по значительно низким ценам. На теплоходе расположена открытая верхняя палуба, поэтому можно выйти и насладиться красотами местной природы.

Camilla

Судно вмещает до 200 гостей. Совершает круизы по Сайменскому каналу и шхерам из города Лаппеенранта. В путешествии по Сайменскому каналу пассажиры теплохода могут увидеть прохождение судна через 13-метровый шлюз. На борту работает ресторан и бар, где вы можете попробовать вкусно приготовленную еду и различные прохладительные напитки. Вы можете посетить открытую палубу и насладиться красотами озера Саймаа.

Christina

Теплоход «Christina» отправляется в экскурсионный круиз из пассажирского порта . Экскурсия проходит в направлении «Satamosaari», а в случае дождливой погоды вы проследуете в устье реки Вуокса. Судно совершает, как заказные круизы, так и рейсы по расписанию. Расписание и действующие цены вы сможете уточнить на официальном сайте компании. Экскурсии начинаются с начала июня и продолжаются до конца августа.

Brahe

Теплоход Brahe — это самый большой теплоход внутреннего плавания в Финляндии. На этом корабле, вы сможете купить как однодневный круиз, так и приобрести двухдневную экскурсию. Имеется несколько направлений. Маршрут Выборг-Лаппеенранта, Выборг-Хамина, Лаппеенранта-Савонлинна. Здесь хорошая кухня, поэтому вы сможете оценить приготовленные блюда. Также у вас будет возможность отправиться до Пуумалы и вернуться обратно в Лаппеенранту. Большим плюсом для туристов является то, что с собой в поездку, вы можете взять велосипеды. Теплоход отправляется из портов Лаппеенранта, Савонлинна, Пуумала, Хамина, Выборг.

Vuoksen Lautturi

На этом теплоходе можно совершить романтический речной круиз по реке Вуокса, которая протекает через город Иматра. В летний период экскурсионные круизы по Вуоксе организуются ежедневно. Теплоход выполняет как заказные круизы, так и рейсы по расписанию. Отправление происходит от рыболовного парка «Vuoksen Kalastuspuisto», который находится рядом с бассейном в Иматре. На борту катера имеется 14 посадочных мест. Адрес: Kotipolku 4, остров Varpasaari, Иматра.

Suvi-Ellen

Теплоход совершает заказные круизы по Сайменскому каналу в соответствии с маршрутом и программой, составленной по вашему желанию. Корабль был построен в 1984 году в городе Савонлинна. В 2002 году он был модернизирован в Лаппеенранте. Судно способно вместить до 63 человек и выполняет круизы по Сайменскому каналу. На борту работает ресторан, где смогут разместиться до 32 человек. В следующем нашем материале мы хотим рассказать вам про небольшое , где вы узнаете о некоторых интересных местах, которые стоит увидеть.

Из Питера в Финляндию не ездил только ленивый. Изучена она вдоль и поперек. Народ «откатывает» шенгенские визы, бегает по магазинам или отдыхает на природе. Нам нужно было «откатать» визу. Весь вопрос состоял в том, как добраться. Можно, конечно, на автобусе. Или на своей машине. Трясись 6 часов, жди на границе, пока всех досмотрят и до тебя дойдет очередь. Никакого удовольствия. Поезд Аллегро комфортный, но дорогой. А хотелось, чтобы полезное сочеталось с приятным. И решили мы поплыть по Сайменскому каналу. Если кто не знает, то канал этот соединяет Выборг с Лаппеенрантой (Финский залив с озером Саймаа).

Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом в среднем 75,7 м. Чтобы преодолеть этот перепад высот на канале соорудили шлюзы. На территории России расположены 5 шлюзов: «Брусничное» (перепад уровня 10,0 м), «Искровка» (11,4 м), «Цветочное» (5,5 м), «Илистое» (10,2 м), «Пялли» (11,7 м). На территории Финляндии 3 шлюза:«Соскуа» (8,3 м), «Мустола» (7,3 м), «Мялкия» (12,4 м). Общая протяжённость канала с морским фарватером 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России 34 км (включая 14,4 км фарватера в Выборгском заливе). Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию.

Эти картинки я снимала на теплоходе Карелия, который и возит народ из Выборга в Лаппеентрату и обратно. Прошу обратить внимание на слово "канава". Это заимствование из русского языка. Канал построили еще в 19 веке, когда Финляндия была частью Российской империи. Потом, конечно, была большая реконструкция (в 60-х годах 20 века).

Путешествие началось а автовокзала в Питере, где нас ждал большой облом. Автобус отменили и пришлось до Выборга добираться на такси. Но это была первая и последняя неприятность. Если не считать, что погода малость подкачала. То и дело накрапывал дождичек.

Итак, Выборг. Красивый, но ужасно запущенный город.

Но есть и остатки прежней роскоши.

Дом построен в начале 20 века. Стиль модерн.

Это здание тоже из тех времен.

Рыночная площадь. Крытый рынок построен тоже в начале 20 века. Работает до сих пор.

Круглая башня. 16 век. Диаметр 21 метр. Толщина стен 4 м. Сейчас внутри ресторан.

Выборгский замок. 13 век. Построили его шведы с подачи Торгильса Кнутссона. Был в те времена такой шведский генерал.

Памятник основателю Выборга Торгильсу Кнутссону на площади Старой Ратуши.

Смотровая башня замка. Народ обозревает окрестности.

Ну вот, бегом по городу до порта. Причем бегали не мы одни. В этот день в Выборге были соревнования по спортивной ходьбе.

Участники соревнований.

Ну вот, погрузились, поплыли. Дождь. Теплоход принадлежит Финляндии. На корме финский флаг.

За кормой Выборг, впереди 57 км и 5 часов пути.

Впереди первый шлюз.

Внутри шлюза. Шлюзовые ворота закрылись. В него набирается вода, теплоход как будто вырастает из-под земли.

Поднялись на 10 метров. Дождь кончился. Жизнь прекрасна!

На открытой палубе прорва народу. Почему-то в этот день на теплоходе была огромная толпа итальянских туристов. Все упакованы в одеяла. А дело-то было 20 июля.

Проходим мимо живописнейших берегов.

Солнышко выглянуло и лес заулыбался.

Еще один шлюз пройден.

А так выглядят стены внутри шлюзов.

К вечеру, когда были уже в Финляндии, погода все-таки исправилась. Не могла не сфоткать эти лодки, вызолоченные солнцем.

В Лаппеенранте нам предстояло переночевать в отеле и провести воскресенье.

Лаппеенранта. Озеро Саймаа. Вид из крепости.

Внутри крепости постройки 18-19 веков. Отдыхают лошади, на которых дефилирует патруль. К сожалению, снять бравых наездников не успела.

Внутри крепости православная церковь Покрова Богородицы. Крепость-то построили русские солдаты еще в 18 веке. Церковь сначала была деревянная, потом ее перестроили. Все содержится в идеальном порядке.

Еще одна старинная постройка внутри крепости. Виден кусочек озера Саймаа.

Вид из крепости. Справа кусочек крепостной стены, вдали современные городские здания.

Озером можно любоваться бесконечно.

А прямо на берегу фестиваль песчаных скульптур. Фантазия авторов создала причудливый мир символов.

Глядя на эти скульптуры, есть о чем подумать. Расшифровать символы...

Воскресный блошиный рынок. Каждый продает какой-нибудь хлам, но иногда попадаются интересные вещицы.

Улицы почти пустынны. Весь народ на набережной, на рынке или в кафе.

Набережная в Лаппеенранте. Справа всякие закусочные. Ели вкуснейший финский суп с черным хлебом. Кстати, на теплоходе кормежка тоже была на пять с плюсом и завтрак в отеле выше всяких похвал. Считаю этот уикэнд удавшимся.

Спасибо за внимание.

Понравится тем, кто интересуется историей родного края, а также жизнью и бытом наших ближайших соседей. И финские приграничные города, и наш Выборг замечательны не только своими магазинами, но также историей и архитектурой.

Мы приглашаем вас в однодневный тур в Финляндию по красивейшему Сайменскому каналу на борту уютного небольшого теплохода “Карелия”. был спущен на воду в Германии в 1969 году и около 20 лет базируется в порту Лаппеенранты. С борта теплохода вы сможете любоваться видами замечательной природы Озерного края.

Сайменский канал протяженностью 43 км соединяет Финский залив с озером Сайма. На нем расположено восемь живописных шлюзов, три - на территории Финляндии, остальные пять – на территории России. Сайменский канал был торжественно открыт ещё в 1856 году. В 1968 году он прошел большую реконструкцию и с тех пор является важной транспортной артерией северо-запада Европы.

Отправление из С-Петербурга

  • на автобусе в 10:30 от ст. метро "Черная речка" ул Савушкина д.9.
  • Переезд в Выборг.
  • Обзорная экскурсия по Выборгу.
    Выборг - маленький уголок средневековой Швеции на севере Ленинградской области. В ходе обзорной экскурсии мы увидим
    Часовую башню и руины Кафедрального собора, костел св. Гиацинта и дома зажиточных горожан XIV-XVI вв., Круглую башню на Рыночной площади и, конечно, Выборгский замок с башней св. Олафа. Замок находится на острове в Финском заливе, первые упоминания о нем относятся в XIII веку. Мы пройдем по узким улочкам старого города, полюбуемся площадями и парками Выборга. Желающие смогут подняться на вершину башни св. Олафа, чтобы посмотреть на панораму города сверху.
  • Свободное время.
  • Регистрация на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка.
  • Отправление в круиз.
    На борту теплохода нас встретит финский экипаж во главе с капитаном. Во время пятичасового круиза мы пройдем по Сайменскому каналу, по всем восьми шлюзам, поднимающим теплоход на высоту 80 метров, увидим уникальные скальные ландшафты. На теплоходе к нашим услугам ресторан, где нас ждет ужин от финских кулинаров ("шведский стол": мясное или рыбное блюдо, 2 вида картофеля и 2 салата), бар и развлекательная программа.
  • Прибытие в Лаппеенранту.
  • Обзорная вечерняя экскурсия по городу Лаппеенранта с посещением старинной крепости.
    Этот поселок получил статус города от шведской королевы Кристины в XVII в. Для защиты шведских границ была возведена крепость на мысу, вдававшемся в озеро Сайма. Наспех возведенные валы не смогли защитить город, крепость была захвачена русскими войсками. Уже в конце XVIII века её перестроил граф Суворов. Его работой по праву гордимся не только мы, но и финны, старательно сохраняющие наследие былых времен. Очарователен и сам город: мы увидим здания, построенные в стиле модерн, одну из крупнейших деревянных церквей, уникальный памятник «Мать-Карелия» и даже сайменскую нерпу.
  • Отправление на автобусе в С.-Петербург.
  • Прибытие в С.-Петербург к ст. метро "Черная речка" ориентировочно в 05:30.

Внимание:

  • Для участия в данной экскурсии необходимо наличие действующей визы и медицинской страховки.
  • В программу экскурсии не входит посещение аквапарков, торговых комплексов и рыбных магазинов.
  • Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе обьектов может происходить в тёмное время суток.
  • Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные с таможенными, пограничными и иными официальными формальностями, погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
  • В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу экскурсии: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены - исключать обьекты из программы.
  • Места в автобусе распределяются организатором по мере набора группы.

Слушать тишину, вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.

Путешествие по Сайменской системе

Полу-тысячелетняя история

Возраст Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив с озером Сайма , насчитывает чуть более 150 лет. Но попытки его создания начались почти пол-тысячи лет назад. Впервые об этом задумался еще в 1499 году Эрик Туресcон Бьелке, комендант крепостей Выборг и Оланвилинна . Дело было в том, что Сайменская озёрная система была связана с Ладожским озером и Финским заливом только бурными и узкими порожистыми реками. Они отлично подходили для рыбной ловли, но, увы, совсем не годились на транспортировки грузов. Чтобы привезти жителями Суоми соль, спички и продукты из Швеции, нужно было 50 верст тащить корабли волоком по земле. Это не только затрудняло торговое сообщение, но и существенно повышало цены на товары. Эрик Туресcон Бьелке с энтузиазмом принялся за создание канала, начертил план работ, нанял рабочих… К сожалению, результатом усилий стал лишь ров длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. После этого работы пришлось остановить − стало ясно, что рытье канала займет слишком много времени и обойдется слишком дорого. После этого попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом или Ладожским озером предпринимались множество раз, но успеха не имели. Все изменилось в начале XIX века. К тому моменту Финляндия стала частью Российской империи, а технологии строительства ушли далеко вперед. В 1826 году финны отправили депутацию крестьян к Николаю I с просьбой наконец соединить водной дорогой озеро Сайма и Финский залив. Император одобрил идею, но, увы, нужной для строительства суммы в казне в тот момент не нашлось. Работы по созданию канала начались лишь в 1845 году и продлились около 11 лет. На этот проект ушла астрономическая по тем временам сумма – 12 миллионов серебряных марок – но благодаря высокой эффективности канала затраты окупились всего за 25 лет. Сейчас общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России − 34 км. Суоми арендует еще 19,3 км канала. Стоимость аренды составляет 1,22 миллиона евро в год плюс 18 евроцентов за каждую валовую единицу вместимости судов.Сейчас по каналу ежегодно проходят около 11,5 кораблей, которые перевозят 4,6 млн. тонн грузов.

5 часов тишины

Несмотря на громкое название «круиз», путешествие по Сайменскому каналу от Выборга до Лаппеенранты длится всего 5 часов. Но не спешите разочаровываться − за это время можно увидеть очень многое.

Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего их придется преодолеть восемь: пять на российской стороне, и три – по другую сторону границы. Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, кораблик не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит все насколько минут. Всего за время путешествия по Сайменскому каналу судно поднимаются на целых 80 метров.

По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Плывя на кораблике, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.

Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию)шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды из канала.

После шлюза под названием Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.

Поле последнего шлюза Mälkiä корабль входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.

Материал по теме

Озерный край

Финляндия известна во всем мире как «страна тысячи озер», хотя на самом деле в этом удивительном крае их насчитывается 187 888 тысяч. Озера сетью раскинуты по территории страны, однако есть в Суоми регион, где их особенно много.

7 важных правил путешествия по Сайменскому каналу

Чтобы поездка по Сайменскому каналу не доставила никаких проблем, а доставила массу удовольствия, не лишним будет запомнить несколько простых правил:

Не стоит ожидать от этой поездки таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде.

Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей. Кораблик движется со скоростью чуть больше 10 километров (57 км длины Сайменского канала он проходит примерно за 5 часов). Зато такое неторопливое плавание как нельзя лучше подходит по характеру не любящим спешку финнам, так что обычно на корабле их можно увидеть великое множество.

Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту . Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах.Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты,

На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free . Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.

Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Делов том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветренную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.

На кораблике, курсирующем о Сайменскому каналу, предлагается ужин по системе«шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторанчике на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно.

Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.

Как добраться?

Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.

  • С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
  • Самостоятельно. Можно самому купить билеты на кораблик, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте www.saimaacruises.fi .Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.

 

Возможно, будет полезно почитать: