Рассказ о средневековом городе венеция. Средневековая демократия в венеции. Интересно, но расцвет знаменитых венецианских карнавалов приходится именно на упадок

В северо-западной части Адриатического моря, куда стекающие с Альп реки сносят ил, тысячелетия назад образовалась обширная лагуна, воды которой ежедневно очищаются при приливах и отливах. С востока она отгорожена от моря узкой полосой земной тверди.

С незапамятных времен в лагуне, на 118 песчаных островах, жили рыбаки, добытчики соли и охотники на водоплавающих птиц. В римское время островитяне освоили также скотоводство и земледелие. Обитатели лагуны добывали себе пропитание тяжелым трудом. Зато здесь было безопасно — песчаный заслон Лидо сдерживал пиратов, которыми кишело Адриатическое море, а добраться до островов с побережья, не зная здешних топей, было не так-то просто.

В 451 году дряхлеющую Западную Римскую империю потрясло вторжение гуннов под предводительством Аттилы. Ужас перед этими дикарями был так велик, что, по рассказам, даже птицы уносили в клювах своих птенцов. Спасаясь от нашествия, в лагуну хлынули тысячи беженцев с материка — потомки древнего племени венетов — да так здесь и остались. К этому времени обыкновенно и относят начало истории Венеции. Старинное венецианское предание называет даже точную дату рождения города — 25 марта 451 года ровно в полдень отлив будто бы обнажил обширную отмель, чтобы дать место самому удивительному городу на земле.

Через 80 лет историк Флавий Магнус Аврелий составил самое раннее описание лагуны и ее жителей. По его словам, первые венецианцы прилагали огромные усилия, чтобы обеспечить себя твердой землей. Они терпеливо отвоевывали у моря участки суши, осушали озера, гатили болота, возводили насыпи и прокладывали каналы. Ранняя Венеция походила на деревянный корабль. Ее дворцы, дома, церкви и мосты были построены из дерева и покоились на сваях, вбитых в зыбкую почву. На каждом острове стояла церковь, за которой расстилалось «кампо» — поросшее травой поле. Вокруг церкви располагались дома тех, кто давал деньги на ее строительство; чуть поодаль стояли дома победнее. Благодаря такой планировке, в городе впоследствии не оказалось богатых и бедных кварталов.

После падения Западной Римской империи Венеция зависела вначале от Падуи, а потом входило в состав Византийской империи.

***
В первые века существования Венеции ведущую роль среди множества островных поселений играла община нынешнего Лидо. Здешнее поселение называлось тогда Маламокко. Однако между жителями островов постоянно возникали раздоры. По этой причине власти города в 810 году решили перенести свою резиденцию на другой, более укрепленный остров — Риальто. Эта перегруппировка сил была произведена как раз вовремя. В 812 году на Маламокко состоялась одна из решающих битв венецианской истории — с королем франков Пипином (сыном Карла Великого), чья армия была погребена в зыбучих песках лагуны.

В X—XI веках Венеция быстро набиралась сил. Ее предприимчивые мореходы уходили все дальше в Адриатическое, а потом и в Средиземное море. Все мощнее становился боевой флот республики. В морском сражении при Диррахии венецианские галеры разбили флот норманнов, которые тогда владели Южной Италией и Сицилией. За эту услугу Алексей Комнин, император Византийской империи, в которую номинально входила и Венеция, открыл перед венецианскими купцами важнейшие порты Востока, освободив их от уплаты налогов и пошлин.

Но венецианцы не попомнили добра. В 1201 году Венеция подрядилась за 85 тысяч серебряных марок перевезти на своих галерах в Египет французских рыцарей — участников четвертого крестового похода. Венецианский дож Энрико Дандоло, искусный политик и интриган, постарался извлечь из этой сделки максимальную выгоду для Венецианской республики. Вместо того, чтобы везти крестоносцев в Африку, он натравил их на ослабевшую Византию, в результате чего 12 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен.

По условиям договора с образованной крестоносцами Латинской империей Венеция оказалась наследницей значительной части прежних византийских владений. В узловых пунктах Средиземноморья ей теперь принадлежали крепости, контролировавшие важные морские пути. Ее предприимчивые купцы хозяйничали на огромных пространствах от Италии до Палестины, добирались до Индии и Китая.

Морская мощь Венеции была у всех на устах: ее боевой флот насчитывал 300 кораблей с восемью тысячами испытанных моряков. Товары венецианских купцов перевозили три тысячи торговых судов с 17 тысячами человек экипажа.
Фортуна благоволила Венеции. После разгрома Византийской империи она на целых двести лет становится «царицей» Адриатики и Восточного Средиземноморья. Наступил «золотой век» города в лагуне.

***
Венеция никогда не знала монархической власти. С первых дней своего существования она была коммуной. Старинные хроники говорят, что жители лагуны избирали из своей среды вождей, которых называли на римский манер трибунами. Поначалу трибунов было 12, и каждый из них управлял отдельным островом. Но в 697 году, в связи с угрозой, исходящей от германского племени лангобардов, жители островного города-государства избрали себе первого дожа по имени Паоло Луццио Анафесто. Слово «дож» — родственное латинскому «дукс» (по-нашему — князь).

Поначалу местом пребывания дожа были острова Гераклея и Лидо. В 810 году его резиденция была перенесена на Риальто, самый большой остров в лагуне, который разделяла надвое извилистая протока. Вслед за дожем сюда начали переселяться патриции и богатые купцы, жившие доселе на острове Торчелло. Между прочим, и саму Венецию до XI века обыкновенно называли Риальто.

Дож, избиравшийся пожизненно, был живым символом Светлейшей республики. В официальных документах его именовали Государем, профиль каждого нового дожа чеканили на монетах. Дожами обыкновенно становились лица, достигшие 60 лет и обладавшие значительным состоянием. Избрание дожа, его посвящение и венчание обставлялись пышными церемониями, которые дож оплачивал из собственного кармана.

Парадный наряд дожа отличался королевской пышностью и великолепием: он являлся народу в затканной золотом и отороченной горностаем пурпурной мантии, в красных сапогах византийских императоров и вплоть до XIV века — в золотой короне, которую затем сменил высокий колпак, унизанный крупными жемчужинами и драгоценными камнями. Когда дож выходил из дворца, над ним раскрывали бархатный зонтик, расшитый золотом.

Однако при всем том дож был скорее фигурой парадно-сакральной. Знатные венецианские роды тщательно позаботились о том, чтобы ограничить его власть. Дожу не дозволялось вступать в контакты с посланниками других государств, распоряжаться казной, назначать должностных лиц и даже распечатывать обращенную к нему корреспонденцию. Всем этим занималась в его присутствии Канцелярия дожа, которую называли еще «сердцем государства». Дож только подписывал составленные ею указы.

Словом, облаченный в поистине царские одежды, дож был «государем без власти», сакральной тенью Венецианской республики. Это значение дожа особенно ярко проявилось в обычае так называемого «обручения Венеции с морем».
История этого главного праздника Венецианской республики уходит в глубину веков.

В 1177 году Венеция заключила чрезвычайно выгодный договор с императором Священной Римской империей Фридрихом Барбароссой, который закрепил за республикой северную часть Адриатического моря. Власти Венеции постановили отмечать это памятное событие ежегодно, поздней осенью, в день Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Надо сказать, что в этот день уже проходили традиционные торжества, установленные еще в 998 году в честь победы дожа Пьетро II Орсеоло над далматинскими пиратами. Впрочем, церемония эта была довольно простой. Духовенство и дож в праздничных одеждах отправлялись на лодках к острову Лидо, где в церкви Сан-Николо служили торжественную мессу. Но после 1177 года это скромное торжество заменили пышным ритуалом — обручением Венеции с морем, которое с тех пор многократно и во всех деталях было описано иноземными путешественниками.

С самого раннего утра венецианцы, облаченные в лучшие наряды, высыпали на улицы города. На обозрение жителей и гостей Венеции выставлялись все городские сокровища — от казны Святого Марка до груды золотых и серебряных монет в лавках менял. После торжественной мессы дож всходил на парадную 20-весельную галеру «Буцентавр» и в сопровождении тысяч гондол, расцвеченных коврами и флагами, отплывал к острову Лидо.

«Буцентавр» являл собой великолепное зрелище. Он весь сверкал позолотой. Над его палубой, декорированной лепниной и пурпуром, развевался флаг республики. Дож, исполнявший роль символического жениха морских пучин, восседал на высоком почетном троне. Знатные лица в роскошных одеждах занимали места под навесом, а их дети садились за длинные красные весла. У входа в канал дож бросал в воду лагуны золотое кольцо со словами: «Мы обручаемся с тобой, о море, чтобы вечно владеть тобой!». Тем самым как бы скреплялся союз Венеции с морем.

По мере ослабления и упадка Венецианской республики это торжество, имевшее некогда глубокий религиозно-символический смысл, выродилось в обычное светское празднество, наподобие карнавала. Конец ему положили войска французской Директории под командованием генерала Наполеона Бонапарта, который в 1797 году упразднил Венецианскую республику. Французские солдаты разломали последний «Буцентавр», польстившись на его позолоту. Ныне его уцелевшие осколки вместе с уменьшенной моделью хранятся в местном Музее морской истории.

***
Уже в XII веке всю власть в городе цепко держали в своих руках старинные аристократические семьи Венеции, купцы и банкиры. Это произошло потому, что основой процветания республики была торговля, а буржуа и ремесленники были слишком слабы, чтобы играть значительную роль в политической жизни.

В 1172 году высшим органом государственной власти в Венеции становится Большой совет, состоявший из 480 знатных граждан, которые избирались сроком на один год. Сами члены Большого совета, в свою очередь, выбирали дожа, а впоследствии еще и Сенат. Но уже в начале XIII века реальная исполнительная власть перешла к Совету сорока — верховному суду республики, а затем сосредоточилась в руках Синьории, которую контролировал еще более малочисленный орган власти — Совет десяти, со временем превратившийся в высший трибунал Венецианской республики.

В 1315 году была составлена так называемая «Золотая книга», куда вписывали фамилии граждан, пользовавшихся избирательными правами. Как явствует из этого документа, полноправными гражданами Венеции являлись всего 2000 богатых людей — нобилей, или 8% населения города (позднее их доля сократилась и вовсе до 1%). Именно эту немногочисленную группу подлинных правителей города венецианские хроники именуют «народом Венеции». Республика превратилась в классическую олигархию.

Совет десяти внимательно следил за малейшими проявлениями недовольства. Любые попытки дожа и других лиц захватить власть в республике беспощадно карались. Вообще Совет десяти мог привлечь к ответу любого венецианца, обвиненного в нарушении спокойствия. Французский философ Жан-Жак Руссо писал, что это был «кровавый трибунал, наносящий удары исподтишка и в кромешном мраке решающий, кого ждет смерть, а кого — потеря чести». Перед этим трибуналом обвиняемый не имел права на защиту и мог рассчитывать лишь на милосердие судей.

Может показаться странным, но простой народ Венеции чувствовал себя под управлением этой власти если не счастливым, то вполне довольным. «Отцы отечества» старались устроить толпе веселую и сытную жизнь и не допускали злоупотреблений законом. Так, Совет десяти весьма внимательно рассматривал жалобы простых людей на знать, строго карая провинившихся дворян. Видимо, благодаря этому Венеция дала пример самого длительного опыта республиканского устройства в истории человечества.

***
Средневековая Венеция представляла редкий для своего времени пример светского государства. Венецианское правительство отводило церкви и религии роль духовного помощника государства в деле воспитания у подданных уважения к закону и власти. Значение самого государства всемерно возвеличивалось, служение ему расценивалось как долг и честь, государственные интересы ставились выше личных и требовали самопожертвования. Слово «государство» писалось только с большой буквы. А с 1462 года Венецианскую республику стали называть Serenissima (Серениссима), что можно перевести двояко: «Светлейшая» или «Спокойнейшая». В новом названии отразилось официально утвердившееся представление о Венеции как о спокойном и умиротворенном государстве.

Для поддержания и укрепления этой государственной идеологии, власти Республики особенно заботились о создании исторических трудов, прославляющих прошлое Венеции. Не случайно историческая хроника стала самым распространенным жанром патрицианской литературы. Во второй половине XV века по заказу Венецианской республики Маркантонио Сабеллико составил 33-томную «Историю Венеции от основания города», в которой утверждал, что справедливостью законов и государственного правления Венеция превзошла Римскую республику. В ту пору всеобщего преклонения перед античностью большей похвалы и представить себе было невозможно.

Как и большинство городов, Венеция росла за счет наплыва приезжих. И дабы избежать хаоса, власти города проводили жесткую миграционную политику. По статуту 1242 года собственно венецианцами считались «урожденные» четырех островов лагуны — Риальто, Градо, Кьоджи и Каварцере. Только они имели право строить в Венеции дома. Все остальные входили в категорию «приглашенных», которые получали равные с «урожденными» права лишь по истечении 25 лет жизни в лагуне.
Светский характер Венецианского республики обусловил большую свободу местных нравов. Достаточно сказать, что многие семейные пары обходились без церковного благословения и, как следствие, легко шли на разрыв брачных уз — дело совершенно скандальное по тем временам. Азартные игры получили такое распространение, что правительству пришлось издать указ, запрещавший играть в портике собора Сан-Марко и во дворе Дворца дожей. Профессиональных игроков пороли и клеймили железом. И еще венецианцы слыли такими ужасными сквернословами, что поэт Петрарка даже жаловался на них в своих стихах. Власть и тут четко обозначила свою позицию: публичное оскорбление словом каралось крупным денежным штрафом.

Наверное, кое-что из услышанного было бы полезно перенести и в нашу повседневную жизнь.

***
К XV веку островная Венеция превратилась в одно из крупнейших материковых государств. Кроме половины Северной Италии, Республика святого Марка владела частью нынешней Хорватии и Словении, Южным Пелопоннесом, Афинами, Кипром и колониями, рассыпанными по всему Ближнему Востоку и Причерноморью. Свои материковые владения Венеция называла Террафермой («твердой землей»).

Экономическое процветание республики Святого Марка зиждилось на морской торговле. В своих колониях венецианцы стремились прибрать к рукам всю местную торговлю, занимались ростовщичеством и нещадно притесняли коренных жителей. Жители соседнего славянского Дубровника, например, не смели продавать свой товар ни в каком другом месте, кроме как в самой Венеции, где, естественно, получали за него жалкие гроши. Всякое ремесло там подавлялось в зародыше, допускалось только производство сальных и восковых свечей для домашнего употребления, а мыло и глиняную посуду следовало покупать только в Венеции. Венецианцы присвоили себе также полную монополию в Адриатике на строительство морских судов.

Занимаясь одной только хищнической эксплуатацией своих колоний, Венеция нимало не заботилась об их развитии. За время своего господства Республика не провела в Терраферме ни одной дороги, не организовала ни одного производства для обработки местного сырья, не посадила ни одного масличного дерева или виноградной лозы.

Коварство венецианской политики познали на себе все соседи Республики святого Марка. Особенно разрушительное влияние Венеция оказала на Зетское государство далматинских славян. Столетие за столетием она оттесняла его от моря, внося разлад и смуту в его внутреннюю жизнь. А когда в этой борьбе Зетское государство совершенно ослабло, венецианцы принялись обращать его народ в католичество, отнимать у местной православной церкви храмы и монастыри, а в случае сопротивления разрушать их. Православных священников и монахов изгоняли или истребляли.

Поэтому не стоит удивляться, что у Венецианской республики весьма нелестный международный имидж. Соседи Венеции сравнивал ее с жабой и морской змеей. Итальянский хронист XIII века Салимбене называл венецианцев «бандой жадин и скряг», превративших Адриатику в «разбойничий притон», а Джованни Боккаччо (автор знаменитого «Декамерона») считал Венецию «вместилищем всякой мерзости».

В конце концов город в лагуне постигло историческое возмездие.

***
Венеция умирала медленно. Ее увядание началось в XV веке, когда молодая Османская империя стала захватывать одну за другой материковые владения Венеции. Республика изо всех сил сопротивлялась, но кровавые морские сражения с османами лишь разоряли ее казну и истощали военную мощь.

А тут еще, как назло, в 1499 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в обход средиземноморских торговых путей, на которых покоилось благополучие Республики. Венецианской экономике был нанесен жестокий удар.
В 1630 году Венецию опустошила чума, которая унесла в могилу 47 тысяч жителей города — треть всего населения (включая великого художника Тициана). Сегодня об этом напоминает гигантский голубоватый купол церкви Санта Мария делла Салуте, воздвигнутой в знак благодарности святой деве Марии за избавление города от страшной эпидемии.

К началу XVIII века Венеция уже была политическим банкротом. Однако именно в это время она пережила очередной расцвет искусств — в городе жили и творили Тьеполо и Каналетто, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци. До самых последних дней Республики венецианцы жили легко и беззаботно, словно не замечая течения беспощадного времени.
Так подошел к концу век Просвещения, а вместе с ним и история независимой Венеции. В 1794 году войска молодого генерала Наполеона Бонапарта овладели Северной Италией. 12 мая венецианский Сенат получил от французского полководца грозный ультиматум, и город на островах, с мощными укреплениями, большим флотом и пятью сотнями пушек крепостной артиллерии без единого выстрела сдался сухопутной армии.

Последний дож Людовико Манин небрежно бросил слуге свою корону со словами: «Убери, это больше не понадобится». Наполеон разграбил венецианскую казну, разрушил около сорока дворцов, и спустя три года передал выпотрошенный город Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью. После посещения города Байроном поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо.

В 1866 году Венеция вошла в состав вновь созданного Итальянского королевства. Однако воспоминания о 14-ти веках Республики святого Марка живы в Венеции до сих пор. Летом 1997 года группа патриотически настроенной молодежи водрузила на колокольне Сан-Марко старинное знамя Республики и потребовала предоставления независимости Венецианской области. Думается, что соседство Венеции с нынешним Косово вряд ли охладило эти настроения…

***
После указа Наполеона о ликвидации Венецианской республики город, казалось, замер в ожидании своей гибели. Уже в середине XIX века Венеция была для Бальзака всего лишь «жалким обшарпанным городом, который с каждым часом неустанно погружается в могилу», а неумолимая вода развешивает на цоколях домов «траурную бахрому». Эмиль Золя и вовсе не видел никакой перспективы для возрождения «города-безделушки», который, по его словам, пора поместить под стеклянный колпак.

Древнее пророчество гласит: «Венеция родилась из моря, и конец свой она найдет в морской пучине».

Действительно, будущее Венеции внушает серьезную тревогу. Море, которое веками обогащало город богатыми товарами из стран Леванта, ныне грозит ей гибелью. «Светлейшая Венеция» не встает из вод, как это было прежде, а погружается в волны, подобно тонущему кораблю. В середине 60-х годов прошлого века мир потрясло сообщение ученых: Венеция уходит под воду со скоростью два с половиной миллиметра в год. Все чаще случаются наводнения, и все чаще морская вода затопляет нижние этажи палаццо — этих великолепных памятников венецианского зодчества. От сырости страдают бесценные художественные коллекции в городских музеях и частных собраниях. В соборе Сан-Марко пол причудливо изогнулся из-за осадки фундамента, так как приливы регулярно превращают площадь перед собором в соленое озеро. С фасада церкви Санта-Мария дела Салуте осыпаются лепные фигуры херувимов и серафимов. Некогда мудрые законы Республики объявляли врагом Отечества всякого, кто посмеет проложить в земле трубу, а нынешние горе-предприниматели до недавнего времени вовсю качали грунтовые воды, тем самым способствуя дальнейшему проседанию почвы.
Окружающая среда в черте города загрязнена до предела. Каналы замусорены, вода в них безжизненна, даже ядовита. Индустриальный комплекс Порто-Маргера, выросший всего в пяти километрах от Дворца дожей, наполняет воздух едкими сернистыми парами, которые вызывают эрозию исторических зданий и статуй.

Специалисты всего мира разрабатывают проекты для спасения уникального города, чтобы не дать Венеции разделить судьбу легендарной Атлантиды.

Хотя выдумывать-то собственно ничего и не надо. Недавно подводные археологи открыли в лагуне остатки древнеримского квартала Венеции. Оказалось, что 2000 лет назад две каменные стены длиной по 150 метров превосходно защищали город от морских приливов. По-видимому, в те благословенные времена еще не существовало бюрократии, с ее вечными отговорками об отсутствии средств для проведения дорогостоящих работ.

Блистательный город на Адриатическом море пережил самые разные события - основание нескольких свайных деревень в болотных топях приморской лагуны, период морского, торгового и военного могущества, а затем - упадок и лишение самостоятельности. История Венеции похожа на историю многих других древних городов, но в то же время она уникальна, самобытна и неповторима, как и сам этот итальянский город.

Рождение легенды

Появление Венеции связано с весьма обычным для средневековья событием - в 451 году вторгшиеся в Римскую империю гунны под предводительством Аттилы разрушили город Аквилея. Большая часть его населения бежала на запад, на острова морской лагуны, где и была основана Венеция. Позже к первым поселенцам присоединились жители Падуи, Одерцо, Конкордии со своими традициями и нравами.

Болотистое и, казалось бы, непригодное для жизни побережье переселенцы освоили довольно быстро - научились строить дома на сваях и особом фундаменте и жить практически на воде. Изначально двенадцать венецианских деревень управлялись советом представителей, позже власть над ними перешла к Византийской империи, которая назначила первого дожа - верховного правителя, резиденция которого находилась на острове Риальто. Позднее эта должность стала выборной.

Венецианский расцвет

Пахотная земля в Венеции практически отсутствовала, поэтому ее жители, пользуясь очень выгодным географическим положением, стали строить корабли и развивать мореходство. Город был настолько тесно связан с морем, что существовал даже обряд «обручения» дожа с морской стихией - правитель бросал в волны кольцо со словами: «Мы венчаемся с тобой, о море, в знак вечного над тобой господства». Уже в конце X века венецианский флот стал считаться самым мощным на Адриатическом море.

Венеция являлась своеобразным транзитным торговым пунктом, который служил связующим звеном между Европой и Востоком. Этому способствовало подписание византийским императором «Золотой буллы» - документа, которым признавались особые права города и его торговые привилегии. Тем самым Венеция стала практически самостоятельным государством в составе Византийской империи, распространив свое влияние на всю Адриатику.

Высшей степени могущества республика достигла благодаря крестовым походам, предоставляя рыцарям-крестоносцам не только флот, но и щедрые займы, которые часто возвращались торговыми площадями в захваченных городах. Невероятные богатства принес венецианцам четвертый крестовый поход, итогом которого стали двадцать тонн серебра, полученные дожем Энрико Дондоло за предоставление флота, и разграбление столицы Византии Константинополя и присоединение к республике многих земель, в том числе и Крита.

Период упадка

Период упадка Венеции связан с нашествием турок, которые в XV веке захватили Константинополь, а затем стали завоевывать материковые территории Венеции. Кроме того, были открыты новые торговые пути, связывающие Новый Свет и Индию, и Венеция была лишена основы своего многовекового благополучия. Немало горя принесла республике и чума 1630 года, которая унесла жизни трети населения республики.

Как и Рим времен упадка, Венеция в XVI веке представляла собой настоящий центр проституции - не только женской, но и мужской. В конце XVIII века ослабленный, деморализованный и лишенный прежних источников пополнения казны город легко сдался Наполеону Бонапарту. В течение целого столетия Венеция переходила из рук в руки, и только в конце XIX века она вошла в состав Италии окончательно.

Новая Атлантида

Внешний облик Венеции практически не изменился за прошедшие столетия - здесь нет промышленных предприятий, районов новостроек, а основным транспортом по-прежнему является водный. Однако история города продолжается, он живет и удивляет своей непредсказуемостью и фееричностью тысячи туристов. Правда, прогнозы ученых относительно ближайшего будущего Венеции весьма печальны.

Море, которое сделало венецианскую республику одним из самых сильных и богатых государств в Европе, в настоящее время является серьезной опасностью для города. Наводнения случаются достаточно часто, и морская вода проникает в подвалы домов, поднимаясь иногда до первых этажей. Под угрозой оказываются даже роскошные дворцы - палаццо. Не меньшую угрозу для Венеции представляет и загрязнение каналов, воду в которых называют ядовитой. Остается надеяться, что этот удивительный город все же минует участь Атлантиды, и он будет спасен для настоящего и будущего.

Дарья Цветкова

К огда-то, семь веков назад, окружающие Адриатику горы были покрыты зелёной шапкой лесов – и лишь кое-где сквозь буйную зелень проглядывали белые известняковые скалы. Караваны длинных приземистых галер шли мимо скал на север; равномерно ударял барабан, задавая темп гребцам, ритмично взлетали вёсла, и сгибались обожжённые солнцем спины. Группа людей в бархатных плащах и украшенных перьями беретах стояла на носу корабля, напряжённо вглядываясь вдаль. Вот один из них поднял руку: «Смотрите!» Там, у горизонта, прямо из воды вдруг выступили остроконечные шпили и купола – это выглядело, как будто со дна моря всплывает город. Он приближался, удивительный город на воде: огромные башни и великолепные храмы, и разукрашенные фасады домов – волшебный город посреди моря. Галеры вплывают на главную улицу – ещё утро и ставни окон закрыты, ступеньки от дверей спускаются в воду; огромный собор вдруг возникает из-за поворота канала, его купола сияют на солнце, и рыцари на носу галеры в восхищении снимают береты с перьями.

– Viva, Venecia!

Венеция была построена на воде – потому что она была городом беглецов. Когда-то, во времена падения Рима, уцелевшие жители прибрежных городов бежали от меча варваров на расположенный посреди лагуны островок Риальто. Там, на острове, были лишь заросшие тростником болота и песчаные пляжи, и, чтобы прокормиться, беглецы выпаривали из морской воды соль. На своих рыбачьих лодках они ездили вдоль берегов Адриатики и меняли соль на хлеб. Постепенно на острове вырос посёлок – сотня деревянных домов на сваях и маленькая церковь, где священник крестил детей. Константинопольские власти прислали сюда правителя, который громко назывался герцогом, "дукой" – островитяне произносили это слово как "дож". Потом императоры бросили далёкий остров на произвол судьбы, и дож стал выбираться на сходке местных жителей. Время шло, торговля солью давала неплохие доходы, и разбогатевшие купцы стали строить морские корабли, плавать в Константинополь и закупать товары цивилизованного Востока – шёлк, стекло, пряности. На адриатическом берегу тюки с заморским товаром навьючивали на лошадей, и караваны уходили на север, через суровые альпийские перевалы – в Германию и Галлию. Знатные варвары из северных стран любили наряжать в шелка своих жён и любовниц – и купцы богатели; вскоре они стали отправлять на восток целые флотилии кораблей. Чтобы охранять эти флотилии, островитяне создали военный флот: они воскресили забытые римские образцы и стали строить галеры времён Августа; на этих быстроходных судах было по 150 гребцов и 20-30 солдат. Потом купцы попробовали освоить производство шёлка и стекла на месте; они пригласили греческих мастеров и построили мастерские – рыбацкий посёлок постепенно превратился в город ремесленников и купцов.

Венеция была первым городом, возникшим у берегов покрытой лесами страны варваров. Как тысячи лет назад, мир снова пробуждался к культурной жизни, и на берегах морей появлялись маленькие города, жившие торговлей и ремеслом. Эти города возникали там, где не хватало пашен и пастбищ, и где перенаселение заставляло людей жить ремеслом и торговлей. Настоящая торговля в те времена была возможна только по морю – и поэтому торговые города возникали у моря, там, куда парусные суда могли доставить хлеб и товары из дальних стран. "У нас нет полей, у нас нет виноградников, – писали венецианцы римскому папе, – и всё необходимое мы должны привозить из отдалённых чужих стран".

История Венеции была похожа на историю Тира, Афин, Карфагена – это была история завоевания господства на море. Поначалу венецианцам приходилось сражаться с арабскими пиратами, затем – с норманнами, захватившими Южную Италию. В награду за победы над разорявшими Балканы италийскими норманнами император Алексей I даровал венецианским купцам право беспошлинной торговли, и они создали торговые фактории в городах Империи. Потом начались крестовые походы, и в 1100 году венецианский флот отплыл к берегам Леванта помогать крестоносцам. Крестоносцы осаждали арабские города с суши, а венецианцы – с моря; за свою помощь Венеция получала третью часть каждого захваченного города. В 1123 году у Аскалона произошла решающая морская битва между венецианцами и арабами: у венецианцев было около двухсот кораблей, в том числе большие, невиданные по тем временам галеры, на которых за каждым веслом сидело по два гребца. Арабский флот был разгромлен, и Венеция завоевала господство на море; отныне она стала "царицей морей". Стаи стремительных галер рыскали по Средиземному морю, захватывая корабли торговых соперников; по бортам стояли шеренги лучников, а на корме развевался вымпел с изображением льва – символ покровителя Венеции, святого Марка.

Наступило время процветания города на Риальто. Сотни кораблей отправлялись каждый год на восток за шёлком, пряностями, льном; они везли для продажи строевой лес, оружие и купленных у венгров и немцев рабов. Население маленького острова достигло 50 тысяч, все болота были осушены с помощью прорытых каналов, и от лепившихся друг к другу домов не осталось свободного места. Двухэтажные каменные дома выходили одной стороной на канал; стены покоились на сваях, и казалось, что они поднимаются из воды; у дверей были привязаны лодки-"гондолы", служившие венецианцам вместо лошадей. Первый этаж дома обычно занимали кладовые и кухня, хозяева жили на втором этаже, открывавшемся в сторону канала лоджиями, увитыми цветами. Венецианцы любили зелень, но дворик с несколькими деревьями был для них символом неслыханной роскоши; у простых горожан дворов не было, и задняя сторона дома выходила на узенькую улочку, где только-только могли разминуться двое прохожих.

Богатство и бедность в то время не бросались в глаза в Венеции – в отличие от более поздней эпохи. В XII веке ещё не знали настоящей роскоши, а купцы умели считать деньги и экономить. Кое-что из прибылей доставалось и на долю простого народа, и он мог сносно существовать – во всяком случае, в Венеции не было восстаний, а отцы города даже строили дома для бедняков. Конечно, со временем деньги взяли своё, и в XIII веке городом управлял уже не дож и не народное собрание, а Большой Совет из богатейших купцов. В XIV веке купеческие роды были переписаны в "Золотой книге", обзавелись гербами, титулами, дворцами и превратились в высокомерное дворянство – но это была реальность уже другой эпохи.

Символом величия и могущества Венеции был огромный, возвышавшийся над городом собор Святого Марка. Это был первый из великих соборов, строительство которых возвестило о возрождении Европы – и символично, что он был построен приглашёнными из Константинополя греческими мастерами. В Европе в это время не умели строить больших каменных зданий, и лишь восточные мастера хранили древние секреты приготовления цемента и каменной кладки. Возрождавшаяся культура возвращалась в Европу вместе с посланцами сохранившей её восточной цивилизации: мозаики, иконы, алтарь – всё было сделано руками греков. Вся Венеция с её церквями, домами, ремёслами была порождением Востока; она была отделившимся городом Восточной Империи и её союзником, пользовавшимся торговыми привилегиями. Однако, со временем эти привилегии стали подрывать торговлю Константинополя, и место дружбы заступила вражда. В 1171 году по приказанию императора тысячи венецианских купцов были схвачены и брошены в тюрьмы, венецианский посол Энрике Дандоло был ослеплён в Константинополе. Через тридцать лет ставший дожем 80-летний слепой старик воспользовался случаем, чтобы отомстить: он уговорил участников четвёртого крестового похода повернуть на Константинополь. Конечно, рыцари были и сами не прочь разграбить богатейший город Востока – но они могли овладеть им лишь с помощью блокировавшего гавань венецианского флота. Тринадцатого апреля 1204 года франки взошли на стены Константинополя по сотням мостиков, перекинутых с мачт венецианских кораблей; столица Востока была разграблена и сожжена варварами. Венеция получила свою долю: несколько уцелевших городов, право беспошлинной торговли и четырех бронзовых коней, которых гордые победители поставили над входом в собор Святого Марка. В Константинополе была создана большая венецианская колония, и купеческие корабли уходили отсюда к северным берегам Черного моря.

Венеция царствовала над морями и каждый год торжественно праздновала своё обручение с морем-океаном. В назначенный день в море выходила флотилия разукрашенных кораблей; дож стоял на палубе роскошной флагманской галеры "Буцентавр" – и вся знать Венеции в бархатных плащах и украшенных перьями беретах стояла на палубах своих галер. Гордо реяли знамёна Святого Марка и ритмично взлетали вёсла в руках гребцов. Потом "Буцентавр" останавливался, и на глазах тысяч людей правитель Венеции бросал в воду обручальное кольцо:

– Мы обручаемся с тобою, море, – под восторженные крики толпы провозглашал дож. – Мы обручаемся в знак нашей истинной и вечной власти над тобою!

Венеция - город на воде. История этого уголка удивительна. Но прежде чем отправиться в отпуск, его необходимо тщательно спланировать. Заранее изучите исторические достопримечательности места, в которое вы едете отдыхать. Данная статья предназначена для тех, кто решил отправиться в путешествие в самый романтичный уголок Европы.

Историческая справка

История Венеции насчитывает не одну сотню лет. Этот расположен на берегу Адриатического моря. Так исторически сложилось, что большая часть города «стоит на воде». Прекрасна Венеция. История города интересна и полна удивительных событий.

Свое название город получил в честь племени венетов, которые населяли эту территорию. Спустя многие века венеты ассимилировали, но даже сегодня можно встретить их потомков в таком месте, как Венеция. История возникновения города уходит в глубь веков. А оптимальное время посещения города на воде - май и июнь!

История Венеции. Базилика Санта Мария делла Салюте

Так уж сложилось, что Венеция - город романтики и любви. Также здесь имеются восхитительные соборы и церкви, в том числе и базилика Санта Марии делла Салюте. История Венеции сообщает любопытным туристам о том, что эта базилика - самый крупный купольный храм. Расположена она напротив Дворца Дожей, о котором речь пойдет чуть позже.

Строительство базилики в честь Девы Марии было окончено в 1682 году. Церковь - жемчужина такого города, как Венеция. История возникновения базилики удивительна. В 1630 году в Европе свирепствовала чума. Горожане возносили молитвы Святой Деве. Не в силах бороться с бубонной чумой, люди умирали на улицах города. Городские власти обратились с мольбой к Пречистой. Если она остановит эпидемию, то в ее честь в Венеции возведут уникальный собор. Сжалилась Святая Дева, чума отступила от города, а власти немедленно приступили к обещанной постройке.

Архитектором базилики был молодой и талантливый Бальтазар Лонген. История создания Венеции подтверждает, что собор строился почти 50 лет. К сожалению, архитектор не дожил до окончания возведения базилики. Каждый год 21 ноября венецианцы празднуют победу над чумой и восхваляют Деву Марию в праздничной мессе. Внешне базилика выглядит грандиозно. Она украшена пилястрами, тимпанами и скульптурами. Внутреннее убранство церкви ничуть не уступает наружному. При посещении мест поклонения одежда должны быть соответствующей. Ничего яркого и открытого на вас быть не должно.

Площадь святого Марка

История Венеции тесно связана с этой площадью. Первые сведения в исторических летописях об этой площади датируются еще IX веком. Спустя три века ее расширили. Назвали ее в честь собора, напротив которого она расположена. Многие годы главным аттракционом площади Сан-Марко было кормление ручных голубей. Славится Сан-Марко и тем, что на ней сняли огромное количество кинолент!

Сама площадь состоит из двух так называемых частей:

  • Пьяцетта - расстояние от Гранд-канала до Кампаннилы.
  • Пьяцца - сама площадь перед входом в собор Сан Марко.

Ступив на пьяцетту, вы сразу увидите две белых грандиозных колонны. Раньше их было три. Колонны Святых Теодора и Марка были подарены венецианцам в качестве трофея в честь победы над константинопольским царем Тиром. Извлечь с корабля такой уникальный и огромный экспонат - серьезное дело. К сожалению, третья колонна сорвалась и упала на дно лагуны. Достать ее не было возможности. Спустя несколько веков колонна покрылась плотным слоем ила лагуны.

Базилика Сан-Марко

Гуляя по обязательно посетите одноименный собор. Это католический храм, который отличается ото всех остальных религиозных построек уникальными элементами византийской архитектуры. Построена базилика была еще в далеком 832 году! Но в 976 году случился пожар. Базилику вновь отстроили. так и остался доминирующим, однако были добавлены элементы готического, романского и восточного стилей. Стены внутри собора украшены уникальными старинными мозаичными полотнами. Также в соборе имеется и рака с мощами святого Марка. Для посещения собора билеты не нужны, вход бесплатный. Нельзя в таких местах носить открытую одежду, а также проводить съемку.

Самый грандиозный канал

Гранд-канал имеет S-образную форму, пронизывает собой весь главный венецианский город. Берет большой канал свое начало из бассейна Святого Марко. Его 4-километровый путь простирается до железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Ширина канала варьируется от 30 до 90 метров. Глубина его около пяти метров.

Отправившись в плавание на гондолах, вы увидите 4 красивых знаменитых моста:

  • новый мост Конституции;
  • мост Риальто;
  • мост Скальци;
  • мост Академии.

В Х веке район с Гранд-каналом был центром Венеции. Там располагалось огромное количество рынков и точек торговли. Это легко объясняется тем, что морские торговцы заплывали по каналу на кораблях и заключали крупные торговые сделки.

Спустя пять веков Гранд-канал венецианцы застроили зданиями в готическом стиле. А уже в последующие века он был «отмечен» стилями барокко и классицизм.

Грандиозная стройка завершилась к XVIII веку. И даже сейчас зданий там никто больше не возводит.

Дворец дожей

Этот дворец - обязательное место для посещения туристами. История у него длинная. Самое первое строение было возведено в XIV веке, когда Венецианское государство было могущественным и богатым. В то время турецкой угрозы еще не существовало, так как у турок не было серьезного флота. Дворец дожей предназначался для первых лиц государства. В нем проводили заседания Большой Совет и Совет Десяти. Дворец дожей отстраивали много раз. Он несколько раз горел, в период могущества республики не соответствовал ее величию, что вызвало очередную перестройку и т. д. Именно поэтому дворец не имеет единого стиля. Его фасад похож на перевернутый корабль, в нем отмечены элементы архитектуры, присущие готике и Византии.

Внутренний двор украшен большим количеством статуй. Через него можно было попасть на второй ярус, где проходила церемония коронации дожей. На этом же этаже расположены личные покои государственных деятелей прошлых столетий.

Имеет много комнат и залов. Первый зал, в который вы попадете в качестве туристов - это Пурпурный. В него выходил дож прокуратуры, носивший пурпурное одеяние. Потолок зала украшен плафонами, разделяет их лепнина в золоте. С остальными залами вы познакомитесь на экскурсии.

Мост Риальто

Продолжаем экскурсию и снова возвращаемся на Гранд-канал, к мосту Риальто. Поговорим именно про него. Это самый первый мост через Гранд-канал. Он является символом Венеции. открывает десятку популярных мест Венеции. На нем расположено 24 торговых палатки, продающих сувениры. Об этой переправе писал еще Уильям Шекспир в пьесе «Венецианский купец». История этого моста впечатляющая. Он несколько раз горел, так как был возведен из дерева. Случалось так, что переправа не выдерживала нагрузки и рушилась. Но в 1551 году власти провели конкурс на лучшую каменную переправу. Среди работ участников был и проект самого Микеланджело. Но победителем стал неизвестный архитектор Антонио де Понте. Завистники шептали, что мост не выдержит и обрушится. Однако они ошибались. Мосту уже седьмая сотня лет, а он стоит. Правда, власти Венеции проводят масштабную реконструкцию до декабря 2016 года.

Мост Риальто имеет небольшие размеры:

  • максимальная высота в центре составляет 7,5 метра;
  • длина моста - 48 метров.

Поражают туристов опоры моста. Каждая из них имеет 6 тысяч свай, забитых в дно Гранд-канала.

Школа Гранд ди Сан-Рокко

Школа, возведенная более 6 веков назад на средства горожан, стоит и восхищает туристов даже сегодня. Сегодня в здании располагается благотворительная организация. А свою образовательную деятельность школа начала в 1515 году. Назвали ее в честь Святого Рокко. Венецианцы считали, что именно этот святой оберегал город от свирепствующей чумы. Сегодня для туристов в этом здании выставлены полотна, которым уже пятьсот лет! Все они отлично сохранились. Главные достоинства школы Сан-Рокко - это полотна «Поклонение пастухов», а также «Искушение Христа».

Напоследок о сказочном итальянском городе...

История строительства Венеции тесно связана с расцветом Венецианской республики. Сказочная Италия ждет туристов. Стоит помнить, что жизнь в Венеции вращается вокруг каналов, в том числе и Гранд-канала. По ним же передвигается транспорт. Обязательно купите на память карнавальную маску, это символ Венеции.

В 2017 году пройдет с 11 по 28 февраля. Две сказочные недели ждут вас. Но всегда помните, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше!


Во дворе дворца дожей.

Венецианский Дож (doge) был избираемой главой Венеции начиная с VIII по XVIII век (до упразднения титула). Государство дожей Венеции просуществовало около тысячи лет.

Деятельность дожа подвергалась строгому контролю. Глава Венеции не имел права в одиночестве принимать послов иностранных государств, вскрывать корреспонденцию и иметь собственность за пределами Венецианской республики. Доходы дожа строго контролировались, все полученные подарки становились собственностью городской казны. Такая борьба с коррупцией власти присутствовала в Венеции с эпохи раннего средневековья. Кроме того, у дожа не было личного телохранителя.

Вольная Венецианская республика формально входила в состав Византийской Империи, но обладала автономией, и объединила в своих городских стенах различные религиозные конфессии, национальные традиции и искусство. Столица Венеция - прогрессивный и толерантный (в хорошем смысле этого слова) город средневековья. Здесь вместе жили и трудились итало-романы, германцы, славяне. В средневековой демократичной Венеции проходили праздничные «парады трудящихся», каждый вид городского ремесла представлял свою скуолоу (школу, цех) на параде.

Венеция была основана V веке как христианский город, чем гордились его средневековые уроженцы.

Однако в выборах дожей участвовали только знатные семьи республики, которые составляли Большой совет, принимавший политические решения в жизни города. Здесь на многое влиял имущественный ценз. Демократия Венеции была не настолько «демократичной» как в Скандинавии или немецких городах средневековья.


Крылатый лев Святого Марка с книгой - символ Венеции, которому поклоняется дож.


Лев Святого Марка на картине Витторе Карпаччо

Первый венецианский дож Павел Луций Анафест был избран в 697 году. По легенде первый правитель Венеции сам пожелал быть избранным из 12 знатных венецианских семейств в знак независимости своей власти.


Парадный костюм. Дож и догаресса (супруга дожа) и знатный горожанин.

По другой версии первым дожем стал Орсо Ипато в 726 году, он захотел передать свой титул по наследству, что вызвало недовольство других влиятельных городских кланов. Орсо Ипато был убит спустя 10 лет после своего правления.


Фасад дворца

До XI века борьбу дожей за власть трудно назвать демократией, это были убийства и интриги в стиле «Игры престолов». Например, за VII-X века из двадцати шести дожей: шестеро были убиты, троих ослепили, четверых отправили в изгнание, двое закончили дни в заточении.

Народные выборы прошли в 1071 году после изгнания дожа Пьетро Барболано. Люди вышли на городские улицы и начали кричать «Domenicum Silvium volumes et laudamus» - Желаем Доменико Сельво. Знатные горожане принесли будущего дожа на руках к собору Сан-Марко, где Доменико Сельво босой в простой нижней рубашке упал ниц перед народом и облачился в церемониальную одежду дожа.


Каналы Венеции

В XII веке Большой совет разработал сложную процедуру выбора дожей, которые избирались на пожизненный срок.

Выбор членов Большого совета, которые должны были принять участие в голосовании и избрать дожа, напоминал лотерею.

По легенде, первоначально для выборов изготавливались специальные шарики (balote), которые доставались из урны. Металлические и неотличимые на ощупь шары содержали имена голосовавших и пересчитывались деревянными ручками, чтобы исключить подмену. По названию этого венецианского шарика произошло нынешнее слово «баллотироваться».


Дворец под дождем

Потом шарики заменили листками бумаги. При помощи лотереи Совет определял одиннадцать выборщиков, которые потом голосовали за дожа. Правила отбора лиц для голосования частично изменялись при каждых выборах, чтобы исключить возможный подкуп.

В книге Джона Норвича «История Венецианской республики» описан сложный процесс венецианский выборов.

«В день, назначенный для выборов, самый молодой член синьории должен был молиться в соборе Сан Марко. После, выйдя из базилики, он останавливал первого встреченного им мальчика и брал его с собой во Дворец дожей, на заседание Большого совета, где заседали все его члены, за исключением тех, кому было меньше тридцати лет.

Мальчик, его называли ballotino, вынимал из урны листочки бумаги и тянул жребий. После первого такого жребия совет выбирал тридцать своих членов. Второй жребий должен был сократить это число до девяти, а девятке предстояло голосовать за сорок кандидатов, каждый из сорока должен был получить по крайней мере семь голосов. Группа из сорока человек должна была, опять же по жребию, сократиться до двенадцати.

Эта дюжина выбирала двадцать пять человек, и они в свою очередь снова сокращались до девяти. Девятка голосовала за сорок пять кандидатов, за каждого из которых должно было быть подано не менее семи голосов, и из этих сорока пяти бюллетеней ballotino вынимал листочки с именами одиннадцати претендентов. Одиннадцать голосовали за сорок одного - каждый должен был собрать в свою пользу не менее девяти голосов. Так вот эти-то сорок в конце концов избирали дожа.

Сначала они посещали мессу, и каждый в отдельности произносил клятву, что будет вести себя честно и справедливо, на благо республики. Затем их запирали в тайном помещении дворца, отрезая от всех контактов с миром. Круглые сутки их охранял специальный отряд моряков, пока работа не была завершена.

Это все, что касается приготовлений, затем начинались сами выборы. Каждый выборщик писал имя своего кандидата на листке бумаги и бросал в урну. После листки вынимались, оглашались имена кандидатов без учета поданных за них голосов. В другую урну опускали листки, на каждом из которых стояло единственное имя.

Если кандидат присутствовал в зале, то он выходил вместе с любым другим избирателем, носившим то же имя, а оставшиеся обсуждали его кандидатуру. Затем кандидата приглашали войти и ответить на вопросы либо защититься от выдвинутых в его адрес обвинений. Происходило голосование, и, если кандидат получал требуемые двадцать пять голосов, он становился дожем. В противном случае из урны вынимали другой листок и так далее...

При такой мучительно сложной системе кажется странным, что вообще кого-то выбирали».

Сложные выборы могли занять более двух недель, народ с нетерпением ждал результатов этой лотереи.
После избрания дожа представляли народу со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает», и глава Венеции торжественно приносил присягу перед гражданами. Коронация дожей была особым ритуалом.

Дож получал камауро «camauro» (белую шапку) от самого младшего члена Совета и Зогию «Zogia» (парадную корону) от самого старшего. «Примите корону венецианского герцогства» - говорили дожу. Горожане при коронации давали дожу понять, что здесь он «слуга народа», а не король.


Дож Леонардо Лоредано в белой шапке


Дож Андреа Гритти в парадной короне

«Люди окружили нового дожа и «срывали одежду с его спины» – похоже, традиция разрешала это им делать. Таким образом, дожу давали понять, что он «лицо подчиненное и милосердное». Дож босиком подходил к алтарю, давал клятву, и ему вручали знамя Святого Марка. Затем на него надевали новое платье, сажали на поццетто и торжественно проносили вокруг площади. Дож разбрасывал монеты, после чего входил во Дворец дожей и обращался к подданным. Тем временем делегация спешила к его дому – сообщить об этой новости его жене... После они вели ее в новый дом» - пишет Джон Норвич о коронации дожа.

День долгожданного избрания дожа становился народным праздником.

Французский хронист Мартино описывает торжественный рыцарский турнир на площади Сан-Марко, «la place soit en tot li monde», который состоялся в день выборов:

«Ha площади возвели павильоны, затянутые шелком, и саму площадь тоже пышно украсили. В павильоны вошли красивые дамы и девицы, а к окнам дворцов подошли другие дамы. Монсеньор дож проследовал пешком из собора Сан Марко, а за ним все патриции Венеции. Люди окружили площадь… За этой процессией явились всадники на прекрасных лошадях и с дорогим оружием. Затем начался турнир, за которым наблюдали дамы. Ах, сеньоры, если бы вы были там, то увидели бы прекрасные удары мечей…»

В демократичном городе проходил парад ремесленников, которые объединялись в скуолы по видам ремесла.
Как описывает парад трудящихся Джон Норвич:

«Парад возглавили кузнецы с гирляндами на головах, затем прошли скорняки в богатых одеждах из ласки и горностая, что явно было не по погоде конца июля.


Средневековые кузнецы. Дама тоже ударник труда

Прошагали портные, все в белом, с пунцовыми звездами. На ходу они пели под аккомпанемент собственного оркестра.
Проследовали ткачи и стегальщики, изготовители сандалий и золотой парчи, торговцы шелком и стеклодувы. Из клеток выпустили птиц.

Но первый приз за фантазию достался парикмахерам, их вели за собой два всадника в полном рыцарском облачении и четыре «очень странно одетые дамы».

Спешившись перед дожем, они представились: «Сир, мы два странствующих рыцаря. Объехали весь мир в поисках удачи. Пережив немало опасностей и приключений, завоевали четырех прекрасных дам. Если при вашем дворе найдется рыцарь, желающий рискнуть головой и забрать у нас этих странных дам, мы готовы за них сразиться». Но дож ответил, что окажет дамам радушный прием, и, если сами они захотят, чтобы их завоевали, то с Божьей помощью пусть это исполнится. При его дворе им будут оказаны все почести, и ни один мужчина не посмеет им перечить».

Традиционную Шапку дожа (Corno Ducale) глава Венеции менял каждый год во время торжественного пасхального шествия, которое заканчивалось у женского монастыря Сан Заккариа. Настоятельница встречала дожа и торжественно вручала ему новую шапку, вышитую монахинями. Шапка шилась из парчи и украшалась золотой вышивкой.

Венеция была морской державой и дожи часто участвовали в церковных обрядах, посвященных защите мореплавателей.
В IX веке в честь морской победы дожа Пье́тро II Орсео́ло торжественная процессия на лодках подходила к острову, где располагался храм Святого Николая - покровителя мореплавателей. Священник с благодарственной молитвой окроплял дожа и его свиту святой водой, после остатки воды торжественно выливались в море.


"Обручение дожа с морем" работы Каналетто

Позже в X веке появилась традиция «Обручения с морем», которую принес Римский Папа Александр III, прибывший в Венецию с благодарным визитом, венецианская армия помогла ему в защите от Фридриха Барбароссы. Во время торжественной морской процессии Римский Папа прочитал благодарный молебен и бросил в море перстень со словами «в знак истинного и вечного владычества». С тех пор этот обряд совершали венецианские дожи.

Венеция - город сказка, который никого не оставит равнодушными. Мне немного не повезло с погодой: поначалу было солнечно, а потом... как обычно "гости из болотного Петербурга вечно везде портят погоду".

 

Возможно, будет полезно почитать: