Как называется один из фонтанов петродворца. Фонтаны петергофа. Фонтаны в Верхнем саду

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф , построенный при Петре Первом по его собственной задумке, находится недалеко от Санкт-Петербурга, в 29 км от него, у Финского залива.

Петр Первый всегда тянулся к западу. Так, пропитавшись архитектурой Европы, он решил построить резиденцию поблизости от Петербурга. Он сам принимал участие в разработке проекта архитектором И.Браунштейном и сам же контролировал грандиозное строительство паркового ансамбля, растянувшегося по площади на 21 гектар. Уже потом, при Екатерине II , были внесены архитектурные поправки таким образом, что дворцы приобрели схожесть со знаменитым в те времена Версалем

Несомненно, самым известным и привлекающим внимание не только всех россиян, но и заграничных гостей, была и остается, пожалуй, сама завораживающая достопримечательность Петергофа – Большой каскад в составе Большого грота. Каждый порог каскада оформлен красивейшими фонтанами, золочеными статуями мифических героев и богов.

34 тонны воды ежесекундно выплескиваются на радость восторженным взглядам посетителей, ежегодно съезжающихся со всех уголков планеты с целью увидеть собственными глазами это чудо, созданное еще в далекие 18-19 века. У его подножья располагается бассейн со знаменитой двадцатиметровой скульптурой Самсона, разрывающего пасть льва. Другие фонтаны и скульптуры Петергофа удивляют своей красотой и величием.

Большой каскад находится в непосредственной близости от центра дворцово-паркового ансамбля – непревзойденного Большого дворца Петергофа. Трехэтажный 268-метровый дворец расположился на террасе с восхитительным видом на Финский залив. В нем находится знаменитая рабочая комната вседержителя Петра I – дубовый кабинет. Все залы и комнаты, благодаря реставрации, сохраняют шик и роскошь, которые присущи были в те века. Бронза, мрамор, хрусталь, золото и позолота имеется во всем внутреннем убранстве.

Петергоф может порадовать и другими царскими дворцами и павильонами, в которых жил сам царь до того момента, пока не был окончательно возведен и подготовлен Большой дворец.

Например, по-своему красив дворец Монплезир, раскинувшийся на побережье Финского залива – излюбленное место Петра.

Петр первый был любителем нового, интересного, веселого. Свое чувство юмора он выразил в фонтанах-шутихи, которые неожиданно окатывают водой мирно присевших на лавочки передохнуть или насладиться красотой природы посетителей парка.

Строительство павильона «Эрмитаж» стартовало в 1721 году. Именно здесь проходили все трапезы Петра I. К сожалению, не сохранилось до наших дней необычный не то что для тех времен, но даже и для современности, механизм, который заключался в том, что трапезный стол опускался вниз, на первый этаж, для того чтобы слуги могли сменить кулинарные изыски.

Также обязательно стоит посетить павильон «Марли» с чудесным образом расположенными рядом прудами, павильон «Коттедж» в центре пейзажного парка, окруженного лужайками, тенистыми аллеями, ухоженными кустарникам и тропинкам, Английский парк с одноименным дворцом и прудом.

Посетить удивительный Петергоф должен каждый! Это самое красивая достопримечательность России с точки зрения архитектурного воплощения, нахождения в одном месте такого большого количества прекрасным образом оформленных, скомбинированных и украшенных парков, дворцов, фонтанов, искусственно созданных и естественных прудов. Город Петра – это достояние нашей великой страны.

Большой каскад раскинулся перед фасадом Большого дворца. Это не только самый величественный фонтанный комплекс Петергофа, это один из красивейших фонтанов мира. Комплекс должен был воспеть победу российской армии в Северной войне. Петр I мечтал о том, чтобы все гости загородной резиденции теряли дар речи при виде этого шедевра паркового зодчества. И по сей день каждый, кто приезжает в Петродворец замирает в восхищении перед этим великолепием.

Большой каскад стал масштабным проектом, над которым работали ведущие архитекторы, гидротехники и скульпторы того времени: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, братья Барратини, К. Растрелли и многие другие.

⛲ масштабные работы продлились с 1714 по 1724 годы;

⛲ более 2000 человек трудились над созданием сложной водопроводной системы каскадов;

⛲ по морскому каналу главный бассейн Большого каскада напрямую связан с Финским заливом;

⛲ композиция объединила 64 фонтана и 225 скульптурных украшений.

В годы Великой отечественной войны работники музея-заповедника зарывали статуи каскада под землю и прятали их в тайниках, чтобы уберечь от разрушений. Но далеко не всё удалось спасти: статуи Самсон, Нева, Волхов и Тритоны были похищены. Период послевоенной реставрации продлился до 1956 года. Только представьте – весь уникальный скульптурный декор каскада был восстановлен по крупицам.

Сегодня вы можете полюбоваться этой жемчужиной фонтанного искусства. Особенно преображается комплекс в дни открытия и закрытия фонтанов, которые проходят в конце мая и середине сентября. На несколько дней Большой каскад становится яркой декорацией для лазерного шоу и театрализованных представлений.

Фотогаларея

Фотогаларея

Фонтана Самсон это композиционная доминанта Большого каскада и один из самых узнаваемых символов Петергофа. Роскошная скульптура была создана в 1735 году по приказу императрицы Анны Иоанновны, которая хотела таким торжественным образом отметить 25-летие Полтавской битвы. Разработкой эскизов занимался сам Б.К Растрелли.

⛲ первоначально Самсон был облачен в плащ и имел бороду;

⛲ скульптуры восьми дельфинов, украшающих композицию, символизируют спокойное Балтийское море;

⛲ позолоченные львы это четыре стороны света;

⛲ водяной столб Самсона способен достигать высоты 8-этажного дома без помощи насосов, поток обеспечивается исключительно перепадом давления.

История Самсона по-настоящему уникальна. Фонтан трижды менял свой облик. Так в конце 18 века скульптура утратила свой лоск и блеск, поэтому было принято решение заменить свинец на бронзу. Проектом реконструкции руководил М. И. Козловский, который старался максимально сохранит идейный замысел фонтана.

Во времена Великой Отечественной войны статуя была похищена, в 50х годах воссозданием фонтанного шедевра занялись скульпторы В. Л. Симонов и Н. В. Михайлов, используя в работе довоенные снимки и рисунки. Сегодня Самсон ослепляет нас своим великолепием и взглянув на него вы несомненно увидите отражение нескольких эпох.

Фотогаларея


Фотогаларея


В Петродворце есть совершенно уникальная достопримечательность – гроты Большого каскада. Эти подземные сооружения являются архитектурным центром фонтанного комплекса. Совершив путешествие сюда, вы поймёте на сколько грандиозный проект был задуман Петром I. По его плану все фонтаны парка должны были работать не за счёт насосов, а с помощью особой системы питания от близлежащих водоёмов. Над проектом работала целая командой архитекторов: Жан-Батист Леблон, Иван Браунштейн и Никола Микетти.

⛲ строительство Верхнего и Нижнего гротов длилось с 1716-1720 годы;

⛲ здесь были сооружены подземелья, где прошла сложная гидротехническая система фонтанных труб;

⛲ трубы окрашены в разные цвета, так как раньше учениками фонтанных мастеров становились совсем ещё юные мальчишки, которые должны были быстро ориентироваться с какими именно фонтанами соединены те или иные трубы;

⛲ профессия фонтанного мастера была невероятно почётной, но специалистам приходилось работать в тяжелых условиях, из-за постоянного нахождения в темноте у многих начинались серьёзные проблемы со зрением;

⛲ с Петровских времён в гротах работают легендарные фонтаны шутихи: Стол-шутиха и Водяной занавес.

Прогулка по гротам станет для вас незабываемой, по дороге вы обязательно посетите удивительный музей. Здесь представлена уникальная экспозицией, которая рассказывает увлекательную историю о работе фонтанных мастеров Петродворца. Вы увидите рабочие костюмы мастеров-гидротехников, познакомитесь с редкими документы и фотографиями. Гроты Большого каскада приоткроют для вас завесу тайны, и вы сможете узнать, как именно функционирует величайший фонтанный комплекс мира.

Фотогаларея


Фотогаларея


Придумывая композицию русского Версаля, Петр I хотел украсить каждый из дворцов резиденции уникальным каскадом фонтанов. Так возле павильона Эрмитаж должен был возвыситься Эрмитажный каскад. Николо Микетти детально продумал все композиционные детали, но строительство фонтана было отложено и проект так и не был воплощен в жизнь. Только в 1799 году архитектор Андрей Воронихин разработал абсолютно новый эскиз каскада.

⛲ в конце 18 века каскад имел вид прямоугольного бассейна с водопадными уступами и мраморными чашами;

⛲ главным украшением фонтана того времени были фигуры Геркулеса и Флоры;

⛲ это единственный каскад парка размещенный на плоской террасе, а не на склоне;

⛲ каскад в стиле позднего классицизма, который мы можем увидеть сейчас, появился только в 1855 и был разработан Андрееем Штакеншнейдером;

⛲ от композиции архитектора А. Воронихина сохранились только бронзовые фигуры львов.

Образ Львиного каскада стал абсолютно уникальным для Петродворца: никакой роскоши, позолоты и помпезности. Строгая, выдержанная композиция завораживает своей симметрией и изысканностью. Для украшения центра каскада скульптор Федор Толстой создал уникальную скульптуру – Нимфу Аганипа с изящным кувшином на плече.

В годы Великой Отечественной войны Львиный каскад был практически уничтожен, по сути сохранился только цоколь, колонны и чаши были полностью разрушены. Масштабные восстановительные работы были закончены только к 2000 году и торжественно ознаменовали собой завершение послевоенной реставрации Нижнего парка.

Фотогаларея


Фотогаларея


Шахматная гора

Перед самой большой площадью Нижнего парка вы найдёте живописный каскад фонтанов с чёрно-белыми скатами. Это знаменитая Шахматная гора, которую также называют Драконовым каскадом. Изначально Петр I планировал здесь создание неповторимой фонтанной композиции, которая бы стала символом победы Российской империи над шведскими крепостями. Фонтан предполагалось стилизовать особым образом: построить комплекс в виде разрушенной башни. Но в связи с нехваткой ресурсов этому проекту не суждено было найти своё воплощение

⛲ облик Шахматной горы формировался с 1737 – 1769 годы;

⛲ высота каскада 21 м;

⛲ так же как у Большого каскада в композиции предусмотрены Верхний и Нижний гроты;

⛲ рядом со ступенями установлены 10 уникальных мраморных статуй, привезенных из Италии в 1724 году;

⛲ по первоначальному проекту Петра I, наверху комплекса предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, позже скульптуру Б.К. Растрелли перенесли в Верхний парк;

⛲ разрисовка в стиле шахматной доски появилась только в 1769 году.

В создании каскада в разное время принимали участие ведущие архитекторы 18 века: Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. За гидротехнические работы отвечал ведущий фонтанный мастер Василий Туволков.

Ключевая реконструкция каскада пришлась на 1737 год: Михаилом Земцов разработал принципиально новый проект. Каскад оформили фигурами драконов, которые были вырезаны из дерева. Так фонтанный комплекс обрёл новое название — Драконова гора.

В годы Великой отечественной войны сотрудники паркового ансамбля зарыли фонтанные статуи в землю, таким образом величайшие скульптуры 18 века были спасены. После полной реставрации они вернулись на свои места, а вот шахматные скаты и фигуры драконов воссоздавали заново. Сегодня вы можете сами убедиться, что это один из самых торжественных фонтанов Петергофа, он величественно раскинулся на естественном склоне холма и поражает своей яркой композицией.

Фотогаларея


Фотогаларея


Увидев однажды пышное убранство Золотой горы, вы запомните её навсегда. Позолоченные ступени и роскошные скульптуры на склоне холма завораживают. Петр I задумал создать Золотой фонтанный каскад после того как увидел загородную резиденцию Марли ле Руа французского короля Людовика XIV. Петр был поражён величием фонтанных каскадов и захотел украсить Петергоф аналогичной торжественной композицией.

⛲ работы над композицией каскада проводились с 1722 по 1732 годы;

⛲ композицию каскада украшают 18 скульптур, среди которых одна из лучших работ итальянского архитектора Пьетро Баратта: Андромеда, прикованная к скале;

⛲ по первоначальному проекту, Николо Микетти, лестница каскада должна была состоять из 80 ступеней, но Петру I пришлось сократить их количество до 21, учитывая ограниченную длину склона Нижнего парка.

К сожалению Пётр I так не увидел финал работы над каскадом, создание комплекса продолжилась уже после его смерти. Проект возглавил архитектор М. Земцов. Именно при нём ступни покрыли позолоченными листами. Марлинский каскад обрёл второе название – Золотая гора.

В 1870 году прошла ключевая реконструкция фонтанного комплекса. В Петродворец из Итальянского города Каррары под заказ доставили десять мифологических статуй, которые заменили потрёпанные временем свинцовые скульптуры.

В годы Великой Отечественной войны все статуи каскада были укрыты в подземных хранилищах. Ступени фонтана были полностью разрушены. Реставрационные работы были разделены на несколько масштабных этапов, финальные реконструкция была завершена в 2015 году.

Золотая гора обладает невероятным красочным фасадом, композиционно он связан с Большим каскадом и также прославляет морскую мощь Российской империи. Торжественный облик каскада поразит ваше воображение особенно празднично он смотрится в солнечный день, когда ступни особенно ярко сияют своей позолотой.

Фотогаларея


Фотогаларея


Шутихи

Море радости и смеха принесут вам знаменитые фонтаны-шутих. Пётр I обладал невероятным чувством юмора поэтому был вдохновлён версальской традицией организовывать такие забавы для гостей загородных резиденций.

Фонтаны-шутихи - это истинные символы парковых традиций того времени. Они были крайне популярны в 18 веке и отражают стилистические особенности барокко и рококо.

Шутихи скрыты в разных частях Петергофа. Если вы подойдёте к таким фонтанам слишком близко, то непременно попадёте под россыпь брызг. Однако царские времена не все гости были довольны таким весельем, так как дамы любили прогуливаться по аллеям в роскошных дорогих нарядах.

Практически все фонтаны с сюрпризом спрятаны в восточной части Нижнего парка, возле Монплезирской аллеи. Именно здесь были организованы «игровые места» для царских гостей.

Фонтан «Дубок»

— был создан в 1735 году по проетку Б.К Растрелли;

— состоит из металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек;

— когда вы приближаетесь к композиции из ветвей и тюльпанов поднимаются струи воды;

⛲ Фонтан «Диванчики»

— был создан в 1723 году по проекту Никола Микетти;

— визуально оформлен на манер трельяжных диванов, которые были в моде в начале XVIII века;

— струи воды поднимаются от площадки перед диваном, когда вы пытаетесь к нему приблизиться;

⛲ Фонтан «Елочки»

— был создан в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова;

— визуально оформлен как три декоративные ёлочки;

— механизм срабатывает, как только вы проходите мимо;

Фонтан «Водяная дорога»

— был создан в 1721 по проекту Никола Микетти;

— в петровские времена аллея озарялась водяным навесом из трехсот струй, фонтан не пользовался популярностью из-за эффекта неожиданности и был быстро закрыт, идея получила второе воплощение в 2001 году;

— водяная арка появляется по расписанию в 13.00, 14,00 и 15.00;

⛲ Фонтан «Зонтик»

— был создан в 1796 году архитектором Ф. Броуэром;

— визуально оформлен как навес в китайском стиле, по периметру украшен кресалами с резными подлокотниками;

— вы должны перебежать под навес прежде, чем из ста шестидесяти четырех трубочек начнут разлетаться струи воды;

⛲ Фонтан «Стол с брызганьем» и «Водяные завесы» в Нижнем гроте Большого каскада

— были созданы в В1727 году по проекту Петр Еропкина;

— в гротах специально разместили роскошный стол, на котором всегда стояла чаша с фруктами, как только гость пытался протянуть руку к вазе, из трубочек, размещённых по периметру стола, рассыпались потоки воды;

— при выходе из гротов по сей день неожиданно появляется бодрящий водяной занавес.

Фотогаларея


Фотогаларея


Адам и Ева

Адам и Ева – это удивительная композиция фонтанов, расположенная на Марлинской аллее. Структурно Адам является восточным центром Нижнего парка, а Ева – западным. Эти фонтаны были запланированы ещё Петром I. Создание фигур было выполнено венецианским скульптором Джованни Бонацца. Сегодня вы найдёте их в центре площадей, где сходятся аллеи, образуя рисунок звезды.

⛲ проект по созданию фонтанов длился с 1717 по 1728 годы;

⛲ технически потоки воды не распыляются, а устроены таким образом, чтобы спадать крупными струями;

⛲ фонтаны уникальны тем, что вы сможете увидеть их со всех точек Нижнего парка;

⛲ с 1726 года Адам и Ева обрели новое аллегорическое значение: фонтаны воспели первого императора и первую императрицу Российской империи – Петра Первого и Екатерину I;

⛲ Адам и Ева единственные в Петергофе композиция, которая сохранила своё первозданное скульптурное убранство.

Дипломатический представитель Петера I Рогузинский С.Л. активно занимался в Италии закупкой статуй для Летнего сада. В это же время по приказу Петра I он сделал заказ венецианскому скульптору Джованни Боннаца на изготовление величественных скульптур Адама и Евы. Результат превзошел все ожидания, Пётр был в восторге.

Первым был создан фонтан для скульптуры Адама, по проекту Николо Микетти. Фонтан заработал еще при Петер I, а вот фонтан Ева был запущен только в годы царствование Екатерина I. Бассейн Евы был спроектирован известным архитекторам Н. Усовым.

Во годы Великой Отечественной войны сотрудники дворцово-паркового ансамбля зарыли скульптуры в землю, чудом фигуры были спасены. В послевоенное время начался длительный период реставрации статуй. Пьедестал скульптуры Адама был уничтожен полностью и его пришлось воссоздавать заново. Сегодня вы можете перенестись в прошлое и увидеть Адама и Еву в их первозданном виде, парная композиция фонтанов реконструирована и полностью передаёт первоначальный замысел Петра I.

Фотогаларея


Фотогаларея


Солнце – настоящий шедевр фонтанного дела. С инженерной точки зрения его конструкция одна из самых сложных в Петергофе. Этот уникальный фонтан украшает центральный пруд Менажерейного сада в Нижнем парке в непосредственной близости от дворца Монплезир.

⛲ в фонтане размещено колесо, которое приходит в движении с помощью потоков воды, именно так происходит вращение колонны;

⛲ у дисков в верхней части колонны есть 187 отверстий для выхода воды;

⛲ в солнечный день струи воды создают удивительное зрелище: повсюду вспыхивают разноцветные радуги.

Изначально пруд украшал более незатейливый фонтан. В начале 18 века Петр I захотел организовать в Петергофе настоящий зверинец. По его приказу был разбит Менажерейный сад, украшенный длинным прудом. В 1724 году зодчий Н. Микетти внес ряд изменений в общую концепцию и придал саду парадный облик, именно в этот период в пруду был установлен первый фонтан, который совсем не поражал воображение.

Фонтан Солнце появился намного позже: при Екатерине II. Она решила реконструировать пруд и устроить в саду царскую купальню. За проект взялись И. Яковлев и Ю. Фельтен. Именно в этот период была разработана многоуровневая конструкция фонтана, которая стала настоящим украшением сада.

Более ста лет купальня была скрыта стенами, которые полностью загораживали фонтан. Только в 1926 году ограду полностью разобрали. В годы войны фонтан сильно пострадала, его окончательная реставрация была завершена только в 1956 году. При восстановительных работах за основу взяли именно открытый вариант фонтана. Так что теперь вы можете бесконечно любоваться самым радужным фонтаном Петродворца.

Фотогаларея


Фотогаларея


Римские фонтаны величественно расположились на площади перед каскадом Шахматная гора. Увидев их, вы несомненно перенесетесь в столицу Италии, ведь они невероятно похожи на знаменитые фонтаны у собора Святого Петра. Две симметричные композиции были спроектированы в 1739 году известными зодчими 18 века Иоганн Бланком и Иваном Давыдовом.

⛲ фонтаны имеют двухъярусную конструкцию, которая была невероятно популярна в 18 веке;

⛲ в середине 18 века садовый мастер Бернгард Фок создал уникальные цветочные газоны, которые в точности повторяли форму Римских фонтанов;

⛲ из центра верхней чаши потоки воды способны подниматься на высоту более 10 метров;

Облик Римских фонтанов претерпел несколько этапов реконструкций, которые были осуществлены под руководством Ф. Б Растрелли и Ф. П Боуэра — главного архитектора Петергофа. Так деревянные части заменялись на каменные, основными материалами стали кирпич и гранит, в облицовке фасадов использовали мрамор. Таким образом конструкция стала более долговечной и приобрела торжественный вид.

В период Великой Отечественной войны фонтаны-близнецы пострадали очень сильно: был разрушен трубопровод, каменные бассейны, утратились декоративны украшения. Но не смотря на серьёзные повреждения именно Римские фонтаны были реконструированы одними из первых. Их запуск состоялся уже в 1949 году. А в 1954 по моделям Андрея Гуржия были полностью воссозданы декоративные элементы. Так что сегодня вы можете в полной мере насладиться невероятным изяществом Римских фонтанов, которые стали истинным украшением Петергофа.

Фотогаларея


Как все туристы или просто любители попутешествовать, мы начали посещение Петергофа с верхнего сада. Он встретил нас буйством тюльпанов самых разнообразных форм и расцветок. Поражали ухоженные лужайки, тенистые аллеи, аккуратно подстриженные деревья. На территории верхнего сада находились два небольших фонтана, первые из всего их многообразия. Была прекрасная погода, и на фоне голубого неба Петергофский дворец смотрелся просто великолепно.


Как добраться

  • От метро «Автово»: Маршрутки: Т-224, Т-300, Т-424 автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект»: маршрутки: Т-103, Т-420
  • От метро «Проспект Ветеранов»: маршрутки: Т-343, Т-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал: электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум от вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №344, №348, №350, №351, №352, №355, №356

Уйду немного от основной темы, но необходимо написать, что периодически нас с вами волнует одно и то же. Так вот, все туалеты находятся в отдаленных частях парка. Поэтому, особенно если вы с детьми, мы советуем решить все насущные проблемы при входе в парк, чтобы потом ничего не мешало приятно проводить время. Ну и сразу же о другом. Посещение парка займет у вас весь день, не меньше. Еда в парке стоит очень дорого, стоит запастись бутербродами и водой (хотя последняя заканчивается очень быстро). Двое из нас не вынесли голодовки и "стрескали" по бургеру, используя последнюю "наличку" (карты не берут) - и это объясняет, почему домой мы добирались на автобусе. Если рассчитываете делать покупки (сувениры и пр.) - берите наличные.





Продолжим. Полюбовавшись на фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» сверху, мы решили спуститься непосредственно к самому фонтану. И тут нас заинтересовало приглашение на экскурсию «Гроты большого каскада» . Описывать манипуляции, при которых мы купили билеты без паспортов, я не буду, но мы это сделали. Экскурсия очень необычная - надо брать. Но это отдельная история, и читайте про нее в нашей отдельной статье.

Далее мы спустились к «Самсону». «Самсон» завораживает. Сама статуя символизирует мощь России, победу как над Швецией, так и над фашистской Германией. Кстати, во время войны с фашизмом «Самсон» был разрушен и восстановлен заново. Гордо вздымаются струи фонтана. Красота необычайная. А если вы будете у фонтана в хорошую погоду, присмотритесь - увидите радугу. Любовались бы еще, но подошло время экскурсии.





После экскурсии мы прошли направо наискосок (если стоять лицом к Финскому заливу от Самсона по левую руку) и оказались на тенистой аллее, где встретили милую обаятельную белочку, которая сосредоточенно грызла орешек, мало обращая внимание на атакующих ее со всех сторон детей. Очень быстро мы вышли на площадь каскада «Шахматная гора». Там же расположены два красивых фонтана. На этой же площади, кстати, находятся туалеты и многочисленные киоски фастфуда.





Всего на территории комплекса располагается 147 действующих фонтанов

После маленького перерыва мы пошли дальше. Наш путь лежал к фонтанам «шутихам». Оказывается, Петр обладал определенным чувством юмора и ему нравилось внезапно окатывать своих гостей водой. Фонтаны включают в себя «водяную дорогу», фонтаны «Дубок» и «Зонтик». Вся "фишка" в том, что проходя по дороге, любуясь дубком или присев на лавочку «Зонтика», вы рискуете в самый неподходящий момент вымокнуть с головы до ног. Ребятишкам очень нравится. Принцип действия этих фонтанов нам известен, но вам мы его раскрывать не будем. Самые любопытные, повертев головой во все стороны, поймут, в чем секрет.


Прогулявшись по аллеям парка, мы, естественно, решили направиться в сторону Финского залива. По пути нам встретился фонтан «Солнце». Вообще, фонтанов встречалось множество, все описать мы просто не в силах. Каждый фонтан примечателен по-своему. «Солнце» потому, что на верхушке фонтана установлен шар, из которого выбрасываются струи воды и получаются как бы лучи. Шар при этом медленно вращается.


Наш путь к Финскому заливу нарушил указатель «Лабиринт». Так как из нас никто там не был, мы решили посмотреть на это чудо инженерной техники. По пути выдался шанс полюбоваться на лебедей и уток в закрытом вольере. По поводу лабиринта - из всех лабиринтов это самый «не лабиринт». Делать там нечего. Не тратьте время.

И вот, наконец, Финский залив. Сразу стало прохладно. Финский залив всегда холодный, поэтому в Петергофе купальник летом не входит в обязательный «дресс-код». Но зато открывается прекрасный вид на город, на вантовый мост (в ясную погоду). Мы шли по дороге вдоль Финского залива, периодически уворачиваясь от настигающих вездесущих электромобильчиков с экскурсантами, и фотографировались на всех лужайках и у всех ручейков «потому, что хочется».


Так постепенно мы дошли до «Голландского дворика». Петр, как известно, любил Голландию и воссоздал здесь ее крохотный уголок. Маленький дворик засажен изумительно красивыми алыми тюльпанами. В центре, естественно, фонтан. В уголке дворика есть какое-то развлечение для детей, где их поливает водой. Но мы туда не ходили. Кто пойдет с детьми - испытайте, только возьмите ребенку дождевик.


Утомившись, истоптав последнюю обувь и испытывая невероятное удовольствие от прогулки, мы решили направиться домой. Обратный путь мы проделали в том же порядке. При этом наш неутомимый фотограф продолжал делать снимки. Почему мы обратный путь проделали на автобусе, мы уже писали выше, вам же это делать ни в коем случае не советуем - только маршрутное такси.

И в конце хочется написать следующее: сколько бы вы раз ни приезжали в Питер , столько же раз вы обязательно поедете в Петергоф. Для того чтобы полюбоваться величественными струями фонтанов, насладиться прекрасными ландшафтами парка, прогуляться по его тенистым аллеям, увидеть прекрасные поляны с цветами, постоять на берегу Финского залива или же просто покормить маленькую пушистую белочку.

Как же давно я не видела эту красоту!!! Всё не хватало времени. И вот свершилось!
Сюда стремятся все туристы,которые приезжают в Петербург. И не зря,судите сами.
Немного истории и мои фотографии:

Петергоф (от нем. Peterhof - «двор Петра», с 1944 по 1997 - Петродворец)

Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города - с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.

Впервые Петергоф (нем. Peterhof - Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года



Вид на Нижний парк со стороны Большого дворца.

В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый часовой завод).


Большой дворец и Большой каскад.

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720-1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.


Морской канал и аллея фонтанов

Основа планировки парка - две системы лучевых аллей (направления север-юг и запад-восток), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось - это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.


Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».
Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск на шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.


Струя бьёт вверх на 21 метр.
Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

По первоначальным замыслам, при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и при жизни Петра I фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца. За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.


Радуга над Самсоном...

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя была утрачена. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 года статуя демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.


На заднем плане Воронихинские колоннады.

Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803) получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола - невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И.Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.


Грот.

АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА:


Фонтан «Адам»

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» расположены на оси Марлинской аллеи, главной аллеи парка, идущей параллельно морскому берегу. «Адам» находится в восточной части парка, «Ева» - в западной; оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг них образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей. Фонтаны привлекают внимание ещё издали, возникая в перспективах в разных ракурсах со многих точек обзора.

Фонтан-шутиха «Дубок»
«Дубок» с золочеными листьями был частью декора фонтана, сооруженного в 1735 году по рисунку Б. К. Растрелли для Верхнего сада. В середине XVIII века он был разобран и хранился в кладовой. В 1802 году фонтанный мастер Ф. Стрельников отремонтировал его, покрасил в естественный цвет



Тогда же вокруг «Дубка» поставили фонтаны-тюльпаны и две фигурные скамьи, из-за спинок которых внезапно поднимается водяной навес. Уничтоженные в годы войны фонтаны «Дубок», «Тюльпаны» и скамьи воссозданы в 1953 году по уцелевшим фрагментам и рисунку 1828 года.

Фонтан-шутиха «Китайский зонтик», или «Грибок»
В 1796 году Ф. П. Броуэром и И. В. Кейзером был создан Зонтичный фонтан («Китайский зонтик»). Массивный столб служит опорой кровли, завершенной деревянным резным цветком и окаймленной фестонами. Под зонтиком установлено круглое кресло с резными локотниками. При действии фонтана из ста шестидесяти четырех трубочек по краю кровли бьют струи, не давая посетителям выйти. В 1860-х годах кровле «Зонтика» была придана форма гриба-мухомора, подчеркнутая соответствующей раскраской, и он стал называться «Грибком». Уничтоженный фашистами фонтан воссоздан в 1949 году в первоначальном виде по проекту архитектора А. А. Оля. Декоративное убранство «Зонтика» было восстановлено резчиком Г. С. Симоновым.


Памятник ПетруI.

Каскад «Шахматная гора»
Шахматная гора - каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато.


На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

В годы Великой Отечественной войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.

Высота фонтанов более 10 метров.

Фонтан " Солнце "
был построен в 1721 - 1724 годах под руководством архитектора Н. Микетти. Двадцать струй били вокруг центральной колонны.


Фонтан находится в центре довольно большого прямоугольного водоёма, где в XVIII веке содержались осетры и плавали лебеди и утки. В конце века архитектор Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Тогда же в водоём было помещено колесо, приводимое в движение водой. Колесо вращает колонну, на вершине которой расположены диски со 187 отверстиями, из которых выливаются струи, делающие фонтан похожим на солнце с множеством лучей. В основании фонтана находятся фигуры дельфинов.


Во время Великой Отечественной войны фонтан был полностью разрушен и восстановлен лишь в 1956 году


Дворец Монплезир
В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» - именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I - внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность.

Фонтан «Сноп» - центральный фонтан в Монплезирском саду
Фонтан «Сноп» - один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 - 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции - высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются еще 24 наклонные, более тонкие струи.


Монплезирский садик


Ещё один фонтан-шутиха в Монплезирском садике


Хоть и середина мая,а весна ещё только-только начинается...
И метеор летит в Петербург...


Вид Морского канала со стороны Финского залива.

АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА

Фонтан " Ева ".
Представляет собой восьмигранный бассейн с 16 струями воды. Статуя выполнена из каррарского мрамора скульптором Д. Бонацца, и была установлена до постройки фонтана, в 1720 году.

Дворец "Эрмитаж"
В ансамбле западной части Нижнего парка особое место занимает изящный павильон Эрмитаж, который расположен симметрично дворцу Монплезир. В период строительства этот павильон какое-то время назывался Малым Монплезиром.


Двухэтажное здание отличается хорошо найденными пропорциями. Окна и двери имеют характерную для петровского времени мелкую расстекловку. Ажурные кованые решетки окон и балконов на уровне второго этажа украшают северный и южный фасады.


Эрмитажи были широко распространены в королевских резиденциях Европы XVIII в. Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединенного время провождения монархов («Эрмитаж» в переводе с французского - хижина пустынника). Предусматривался даже подъемный стол, который сервировался внизу и поднимался в банкетный зал второго этажа, чтобы обходиться без присутствия слуг.

Петергофский Эрмитаж - первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721-1724 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна.

По указанию Петра I Эрмитаж был окружен рвом, заполненным водой, через который со стороны радиальной аллеи был перекинут разводной мост (сейчас - стационарный).


А дальше идём к Дворцу Марли


Дворец Марли - главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная - Марлинская, северная - Малибанская и южная - березовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами.


Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Львиный каскад
В идею обустройства Нижнего парка был положен принцип: каждому дворцу должен соответствовать каскад. В 1721 году началось строительство павильона «Эрмитаж» и разбивалась аллея, ведущая к нему. По первоначальному плану перспективу Эрмитажной аллеи с южной стороны должен был замкнуть Эрмитажный каскад.


Каскад, решённый в стилистике позднего классицизма, несколько необычен для петергофского ансамбля. Его выделяют строгость античных форм, лаконичность водного оформления, подчёркнуто сдержанные цвета камня, полное отсутствие золочёных деталей.


Посреди колоннады на горке из гранитных глыб была установлена статуя работы Ф. П. Толстого «Нимфа Аганипа».

Возвращаемся к Большому дворцу и каскаду.


Дворец - основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747-1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), - в так называемом стиле зрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.


А это уже фонтаны Верхнего парка
Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Петр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

Фонтан «Нептун»
Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). На площади городского рынка уже был построен бассейн с пьедесталом для установки композиции, когда выяснилось, что для функционирования фонтанов в местных реках просто недостаточно воды. Скульптуры разобрали и сложили в амбар, где они и пролежали около ста лет, пока в 1780-х годах, путешествуя по Европе, в Нюрнберг не заехал будущий русский император Павел. Ему городские власти и продали композицию, оценив её в огромную по тем временам сумму - 30 тысяч рублей.


Во время Великой Отечественной войны все скульптуры были демонтированы и вывезены в Германию. В 1947 году скульптурная группа вновь была доставлена в Петергоф и установлена на прежнем месте, однако запущен фонтан был лишь в 1956 году.


Последний взгляд на дворец,на парк...
">
И-домой...

Текст взят с сайта.

Во время визита во Францию в 1717 году Петр I посетил Версаль, и этот дворцово-парковый ансамбль произвел на него огромное впечатление. Император решил сделать нечто подобное у себя в России, так появились знаменитые дворцы, парки и фонтаны Петергофа . Это знаковое место включают в свои маршруты все туристы, посещающие Санкт-Петербург.

Доминантой комплекса является Большой Петергофский дворец, он связывает в единое целое Нижний парк и Верхний сад. Его строили 11 лет, в результате получилось весьма скромное здание в стиле «петровского» барокко. Елизавету I такая резиденция не устраивала, и она начала его перестройку, поставив перед архитектором Б. Растрелли сложную задачу: сберечь стены отцовского дворца, гармонично вписав их в новую концепцию. Великий Бартоломео блестяще с этим справился, увеличив этажность и достроив галереи с примыкающими к ним боковыми корпусами.

В эпоху Екатерины II пышность барокко вышла из моды, и большой дворец меняет внутренний облик в соответствии со стилем классицизм. Последние существенные изменения Петергофского дворца произошли при Николае I, который в честь бракосочетания своей дочери Ольги велел достроить этаж над восточным корпусом. Все время, вплоть до Октябрьской революции, Большой дворец был одной из любимых летних резиденций российских императоров, а с 1918 года стал музеем.

Петергоф известен не только дворцами, а в большей степени своими парковыми ансамблями с их знаменитыми фонтанными каскадами.

Сначала это была позолоченная «Телега Нептунова». Но со временем она обветшала, была демонтирована и заменена на новую группу. Этот «Нептун», уже без «телеги», но с дельфинами и свинцовыми дубовыми гирляндами сохранился по сей день. Возле главных ворот Верхнего сада находится фонтан «Межеумный», получивший название из-за частых перемен скульптурного декора.

Последняя версия представлена бронзовым морским драконом и 4 дельфинами, из которых взмывают струи воды.

Нижний парк формировался сразу же как регулярный с 1714 по 1723 г. Архитекторы и садовые мастера создавали его на французский манер, и, хотя многие декоративные детали были утрачены, главная концепция сохранилась. Парк делится на 3 логически связанные между собой части: Парадную, Марлинскую и Монплезирскую. Каждая аллея парка завершается дворцом или фонтаном.

Главное сооружение западной части парка – дворец Марли, названный так в память о визите Петра I в резиденцию Людовика XIV.

Император сам делал наброски архитектурных особенностей и отделки этого здания. В итоге получился дворец в голландском стиле со строгостью как во внешнем, так и во внутреннем облике.

В Монплезире были размещены коллекции западноевропейской живописи и китайского фарфора. Рабочий кабинет царя оформили в стиле морской тематики, из его окон открывался чудный вид на Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург, Петергоф . В сдержанно красивом Парадном зале дворца проводились семейные торжества, празднования в честь побед русского оружия, приемы иноземных послов. После смерти Петра I Монплезир стал музеем, где до сих пор хранятся его личные вещи.

Главная достопримечательность, украшающая Петергоф – парк фонтанов, непередаваемая водная феерия. Первоначально планировалось построить каскады фонтанов в Стрельне, но позже от этой идеи отказались из-за неизбежных подтоплений. Идеальным вариантом из-за своего разнообразного рельефа стал Петергоф.

Оставалось лишь найти надежный источник водоснабжения, который вскоре был обнаружен на Ропшской возвышенности. Петр I дал указание рыть канал, который будет снабжать водой фонтаны Петергофа . Одновременно в Верхнем саду устраивались пруды, где она должна была аккумулироваться.

Так появилась на свет петергофская фонтанная система, развивавшаяся до середины XIX века. Получилось около 40 км каналов, по которым вода поступает в 18 водохранилищ общей площадью более 100 га, а затем по трубам подается в фонтаны. Этот гидротехнический шедевр за счет перепада высот работает без применения насосного оборудования.

Огромный запас подземных вод Ропшской возвышенности позволяет петергофским фонтанам с мая по октябрь работать по 8 часов ежедневно.

Открытие фонтанов в Петергофе – это роскошный праздник, на который приезжают тысячи людей. Первым всегда просыпается Большой каскад, расположенный у подножия Петергофского дворца.

Его центр – знаменитый Самсон, разрывающий пасть льву.

Первоначально по замыслу Петра I здесь должна была стоять скульптура Геракла, убивающего гидру, но эта идея не осуществилась. Во времена Анны Иоанновны к замыслу вернулись, и в честь 25-летнего юбилея победы в Полтавской битве был построен фонтан. Но вместо Геракла на 3-метровом постаменте в окружении дельфинов библейский богатырь Самсон борется с оскалившимся львом, из пасти которого на 20-метровую высоту бьет вода.

В монплезирской части Нижнего парка находится каскад «Шахматная гора». Свое название он получил благодаря сливным ступеням, раскрашенным под шахматную доску.

В стороне от парадных ансамблей находится самый многоводный фонтан «Пирамида». Он создавался по замыслу Петра I и выполнен в виде 4-гранной пирамиды, форма которой создается 505 водяными струями.

Фонтан «Сноп», один из самых старейших, не менее гармонично вписывается в композицию восточной части Нижнего парка. Он выполнен в виде связки колосьев, из которых бьет струя воды.

По оси Марлинской аллеи Петр I велел установить парные фонтаны «Адам» и «Ева».

Вокруг каждой из них бьют по 16 семиметровых струй.

В западной части Нижнего парка находится красивейший «Золотой каскад», названный так из-за вертикальных частей его сливных ступеней, украшенных золочеными медными листами. Это великолепие охраняют скульптуры античных героев, выполненные из каррарского мрамора.

Высота их струй 15 м, но при этом расход воды минимален из-за конструктивных особенностей, предложенных самим Петром I.

Последний, четвертый, названный «Львиным» каскад построен вместо утраченного Эрмитажного и расположен на нижней террасе, а не склоне, как 3 его собрата.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был захвачен немецкими оккупантами, которые беспощадно его разрушили. Вырубленные сады, разграбленные и взорванные дворцы, вот во что был превращен Петергоф, фото военных лет – память о том страшном времени. Чтоб слух не резало немецкое название, в 1944 году город был переименован в Петродворец.

И лишь спустя более полувека ему все-таки вернули первоначальное имя – Петергоф.

 

Возможно, будет полезно почитать: