Усадьбы и музеи сказочных героев. Сказочная карта руси. Скульптурная группа «Дайте дорогу утятам»

Наша компания предоставляет услуги аренды персонала, прошедшего тщательный отбор и специальную подготовку. Мы имеем большой опыт работы в сфере аренды трудовых ресурсов, поэтому прекрасно понимаем потребности представителей малого и среднего бизнеса, которым требуется в кратчайшие сроки увеличить количество сотрудников. С нашей помощью можно быстро собрать сплоченную команду квалифицированных специалистов или подобрать временный персонал для работы в различных отраслях. К нам регулярно обращаются руководители строительных компаний и промышленных предприятий, торговых сетей и небольших магазинов, объектов общественного питания и других организаций, работающих в Москве и Московской области.

У нас можно заказать разные виды услуг, среди которых:

  • аутсорсинг отдела продаж, интернет-магазина, кадрового делопроизводства и пр.;
  • аутстаффинг менеджеров, юристов, разнорабочих, водителей и других специалистов;
  • аренда персонала службы безопасности или отдела маркетинга.

Каждая услуга предоставляется после подписания официального договора о сотрудничестве. В этом договоре четко прописывается количество работников и их квалификация, срок выполнения работ и другие пункты, которые проходят согласование с заказчиком. Если договор предусматривает полную передачу части бизнес-задач на внешнее обслуживание, то наши специалисты подписывают дополнительный контракт о неразглашении конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Аутстаффинг персонала на выгодных условиях

Ключевые преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • Высокий уровень обслуживания. Мы постоянно работаем над улучшением качества наших услуг, поэтому каждый человек, решивший заказать у нас временную аренду, аутсорсинг или аутстаффинг, может рассчитывать на внимательное отношение и индивидуальный подход.
  • Большая база соискателей. Мы тщательно проверяем каждого сотрудника. Наши специалисты проводят собеседования и отслеживают подлинность документов. В том случае, если работник по каким-то причинам не подошел компании, которая заказывает наши услуги, мы можем выполнить замену персонала с учетом личных пожеланий заказчика.
  • Строгое соблюдение обязательств перед клиентом. Мы заботимся о собственной репутации, поэтому можно быть уверенным в том, что все пункты договора о сотрудничестве будут выполнены точно в установленные сроки.

Царской Россией правило три династии: Рюриковичи, Годуновы и Романовы. Правление Рюриковичей и Романовых исчисляется веками, в то время как Годуновы царствовали всего 7 лет. Почему основатель династии Борис Годунов не смог закрепить Московское государство за своими потомками? Ответ на этот вопрос кроется в его биографии.

Изображение из Царского титулярника

Годунов Борис Федорович (годы жизни: 1551/1552-1605) принадлежал к костромскому дворянскому роду. Его предки служили при московском дворе ещё со времен Ивана Калиты (14 в.). У рода Годуновых была весьма интересная генеалогическая легенда, связывающая их происхождение с татарским мурзой Четом. Согласно родовому преданию, этот мурза принял православие и основал Костромский Ипатьевский монастырь. Большинство историков критически относятся к этой легенде, отмечая, что Годуновым, было выгодно украсить свою начальную историю знатным предком – «князем» Золотой Орды.

Отчество Бориса Годунова – Федорович. Но его отец Федор высоким чином не отличился, да и умер достаточно рано. Родословная матери Степаниды Ивановны вообще неизвестна. Вряд ли Борис попал бы к столичному двору без родственников, взявших его на воспитание. Мальчик вырастал в доме дяди Дмитрия Годунова, постельничего, а позже боярина при царе Иване Грозном.

Служба при дворе

При дворе Борис Годунов начал служить в 1567 г. Спустя три года после этого его женой становиться Мария Григорьевна Скуратова-Бельская, дочь главы опричников Малюты Скуратова. Удачная женитьба упрочняет положение Бориса, вскоре он становится боярином.

Правда, видным политическим деятелем Годунов стал лишь после того, как к власти пришел Федор Иванович (1584-1598 гг.). Сестра Годунова Ирина являлась женой царя. Во многом благодаря этому Борис начал занимать среди придворных особое положение. В борьбе за влияние на царя он победил даже таких влиятельных соперников, как Шуйские и Мстиславские.

При Федоре Ивановиче Годунов был своего рода топ-менеджером. Именно он поспособствовал учреждению в Москве патриаршества, которое возглавил архиепископ Иов. Эта церковная реформа привела к независимости русской церкви от греческой. Не менее успешной была и его экономическая политика, чему способствовали писцовые описания земель. Продолжалась колонизация окраин и укрепление рубежей страны.


Однако в 1591 г. произошло событие, которое до сих пор напрямую ассоциируется с Борисом Годуновым. Погиб младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Согласно следственным документам, дошедшим до нашего времени, гибель произошла в результате эпилептического припадка. Однако некоторые современники заявляли, что это было убийство, выгодное Годунову.

Вопрос о причастности Годунова к смерти пока остается открытым. Обвинители царедворца заявляют, что убийство Дмитрия спасало Бориса от возможной опалы и открыло путь к престолу. Прямых доказательств этого не найдено, зато угличское дело нанесло Годунову непоправимый урон. До конца своих дней ему приходилось держать ответ за гибель Дмитрия.

Воцарение

Избрание Бориса Годунова на царство было событием небывалым. Произошло оно спустя несколько недель после смерти Федора Ивановича. В этот период проходили заседания Боярской думы и Земского собора. Годунов в это время покинул Кремль, сославшись на траур по умершему царю. Необычным в воцарении было и то, что он отказывался стать правителем.

Согласно официальной точке зрения, могущественный царедворец хотел, чтобы проблема престолонаследия разрешилась как можно более легитимно. Но противники Годунова считали его поведение лицемерием.

И у них были основания ведь, невзирая на отсутствие Годунова, в Москве развернулась полноценная «агитация» за его избрание на царство. В ход шло всё – от подкупа и лести до увещеваний и запугиваний. Апогеем всего этого стал поход москвичей в Новодевичий монастырь с целью «умолить» его принять власть. В итоге Земский собор избрал Бориса царём, а 1 сентября 1598 года стало датой его венчания на царство.

Царствование (1598-1605 гг.)

Начало царствования Бориса Годунова отнюдь не предвещало скорого краха новой династии. В первые два года правления обстоятельства благоприятствовали ему. Страна признала нового царя.

Внутренняя политика

В первую очередь Годунов делал всё возможное, чтобы упрочить свои позиции. Начало его правления связано с выдачей дворянам жалованных грамот и предоставлением податных льгот. Специально для царских пожалований выпускался золотой червонец. Лицевая сторона этой монеты была украшено изображением правителя в царском облачении.

Продолжалась колонизация Сибири. Появление таких городов, как Туринск, Мангазея и Томск, заслуга Годунова. Новый царь поощрял каменное строительство и такое новаторство, как книгопечатание.

Но очень скоро он столкнулся с проблемой, которая стала одной из главных причин недовольства его правлением. Роковым для новой династии стал голод 1601-1603 гг., спровоцированный стихийными бедствиями и неурожаем. В глазах людей со средневековым сознанием все это могло означать лишь одно – новоизбранный царь «неугоден Богу». Поэтому социальное напряжение росло с каждым днем, предвещая скорую смуту.

Стоит отметить, что именно в 1601 г. Годунов начал прямые гонения против Романовых, которых считал своими главными соперниками в борьбе за русский престол. Тогда вместе с отцом и матерью был отправлен в ссылку будущий царь Михаил Романов. Однако свержение династии Годуновых было спровоцировано не этим древним боярским родом, а человеком, о личности которого исследователи спорят до сих пор.

Внешняя политика

Правление Годунова началось с успешного похода против крымского хана. Затем было заключено перемирие с Речью Посполитой. В число основных направлений внешней политики вошли контакты России с Западом. Царь приглашал в страну иностранных промышленников, ученых, военных и врачей, а русских людей отправлял на обучение заграницу.

Как завершилось правление Бориса Годунова?

Главной причиной неудач Годунова, а затем и его сына стало появление самозванца, выдававшего себя за погибшего царевича Дмитрия. В историю он вошел как Лжедмитрий І. В октябре 1604 г. он появился на территории России вместе с вооруженным войском. Поддержку самозванец получил от польских магнатов.

Несмотря на победу над самозванцем при Добрыничах в январе 1605 г., подавить разгорающееся антиправительственное движение не удалось. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов неожиданно для всех умер. По словам очевидцев, у него случился «удар», при котором кровь хлынула изо рта, носа и ушей. Слухи о его смерти ходили самые разные, одни говорили об убийстве, другие – о самоубийстве.

Как и другие русские венценосцы, Борис первоначально был похоронен в Архангельском соборе Кремля. Но вскоре Лжедмитрий приказал перенести его останки в Варсонофиевский монастырь. В конце концов, его могилой стала родовая усыпальница в Троице-Сергиевском монастыре.

Весьма печальной была и судьба детей Годунова. Его сын Федор пробыл у власти всего полтора месяца, после чего был убит без суда. Дочь Ксения была пострижена в монахини, молва гласила, что перед этим Лжедмитрий обесчестил её.


Гробница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре

Как историки оценивают личность Бориса Годунова?

В дореволюционной России образ этого деятеля носил в основном негативный характер. Достаточно вспомнить хотя бы драму «Борис Годунов», написанную Александром Пушкиным. Историки того времени тоже не жаловали Бориса, к примеру, Татищев называл его «святоубийцею» и «рабоцарем». Но находились и такие, кто находил в его деятельности положительные черты, к примеру, М. Погодин.

Советская историография во многом оправдала Бориса Годунова, сосредоточив внимание на его государственной деятельности. В современной историографии распространен взгляд, согласно которому после избрания царем Годунов вполне мог стать успешным правителем, если бы не ряд непредвиденных обстоятельств. Так, если бы не страшный голод, итоги правления Бориса вполне могли быть иными.

Дать однозначную оценку историческому портрету Бориса Годунова так же трудно, как и любому другому видному . Именно поэтому не прекращается череда историков, исследующих различные аспекты его биографии.

14 февраля 2018

Учреждение московской патриархии

Из внутренних мер царствования Федора Иоанновича главнейшим было учреждение русского патриаршества .

Хотя с середины XV века русская церковь была самостоятельной, митрополиты ее выбирались из среды русского духовенства и не ездили на утверждение к цареградскому патриарху, однако в Москве тяготились и номинальной зависимостью своей церкви от патриарха, ставшего рабом турецкого султана. Москва считала себя Третьим Римом, в чистоте сохранявшим древнее православие, и желала, чтобы её архипастырь сравнялся со старейшими греческими иерархами.

Греческие духовные лица часто приезжали в Россию для сбора милостыни; но в числе их еще не было ни одного патриарха. И вот в начале правления за царя Федора Бориса Годунова прибыл в Москву (1586) патриарх Иоаким Антиохийский. Царь принял его торжественно. Потом гостя проводили в Успенский собор к митрополиту Дионисию. Сей последний, стоявший в полном облачении посреди собора, первый благословил патриарха, а потом принял от него благословение. Иоаким слегка заметил, что пригоже было митрополиту сначала благословиться у патриарха. Но Дионисий так поступил не одной собственной волей, а по согласию с государем, в чем ясно сказывалась задняя мысль правительства Годунова. Затем государь отправил шурина своего Бориса к Иоакиму просить, чтобы он посоветовался с другими патриархами о том, как бы устроить в Московском государстве российского патриарха. Иоаким обещал. Он уехал из Москвы щедро одаренный. Другие патриархи, узнав о желании правительства Бориса Годунова и Федора, не спешили его исполнением, и дело могло затянуться, если бы случайно, через два года, в Москву не прибыл лично сам цареградский патриарх Иеремия, который был несколько раз свергаем и возводим на свою кафедру султаном. Так как его патриаршая церковь была обращена в мечеть, он намеревался строить новую и для сбора средств приехал через Литву в Московское государство.

Патриарха со свитой поместили на Рязанском подворье и снабжали обильными кормами, однако приставы не пускали к нему посторонних. Так обыкновенно поступали у нас с иноземными посольствами. Торжественный царский прием гостей состоялся 21 июля 1588 года. Потом патриарха отвели в Малую Ответную палату, где он беседовал с правителем Борисом Годуновым, рассказав ему о бывших своих цареградских злоключениях и о своем путешествии чрез литовские земли. Но, по-видимому, об учреждении русского патриаршества тут не было речи. Только спустя несколько месяцев, постепенно, правительство Годунова вовлекло Иеремию в переговоры об этом. Он не вдруг дал согласие на учреждение русского патриаршества; потом согласился, но под условием самому остаться для сего в России. Тогда только открыты были официальные переговоры, которые взял на себя Борис Годунов.

Правительство Бориса Годунова желало возвести в сан патриарха своего человека, митрополита Иова, а никак не приезжего грека. Оно поступило с обычной дипломатической ловкостью: Иеремии предложили быть русским патриархом и жить в древнем стольном Владимире-Залесском. Иеремия говорил, что патриарх должен жить при государе, в Москве. Борис Годунов отвечал ему, что царь не хочет обидеть своего богомольца митрополита Иова, удаляя его из Москвы. После долгих переговоров, щедрых даров и обещаний, Иеремия отказался от намерения остаться в России и согласился поставить для нее патриарха из русских. Созвали духовный собор, который избрал трех кандидатов на сие достоинство, митрополита Иова, архиепископов новгородского Александра и ростовского Варлаама, предоставляя окончательный выбор государю. Но этот выбор был известен заранее: государь и Борис Годунов указали на Иова. Торжественное посвящение его в патриарха происходило 26 января 1589 года в Успенском соборе; оно совершено было Иеремией в сослужении с русскими архиереями. После того происходил пир в государевом дворце. Во время обеда Иов встал из-за стола и отправился на осляти вокруг Кремля; потом того воротился во дворец. На другой день была торжественная трапеза у патриарха Иова. Тут он снова вышел из-за стола, и, сев на осля, объехал вокруг Белого города, только что построенного; часть пути его осля вел за повод сам правитель Борис Годунов.

Иов, первый патриарх московский. Миниатюра из царского титулярника

Спутник Иеремии, архиепископ елассонский Арсений, описал роскошь и великолепие Московского двора. С особым восторгом он рассказывает о приеме обоих патриархов 27 января у государя, а потом в покоях сестры Бориса Годунова, царицы Ирины. Он восхищается ее красотой, говорит о ее жемчужной короне с 12 зубцами, в ознаменование 12 апостолов, и унизанной жемчугом бархатной одежде. Она вручила Иеремии, кроме других подарков, драгоценную чашу, обильно жемчугом и самоцветными камнями, и просила молить Бога о даровании ей наследника Русской державы. Правительству Бориса Годунова недешево обошлось исполнение давнего желания Москвы относительно русского патриаршества.

Возвышение Московского архипастыря принадлежало к числу важнейших дел правления Бориса Годунова. Оно повело за собой и возвышение некоторых других архиереев. Четыре архиепископии были возведены в достоинство митрополий: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; а шесть епископов получили титул архиепископский: Вологодский, Суздальский, Нижегородский, Смоленский, Рязанский и Тверской. Кроме того, установлено быть семи или восьми епископиям, большая часть которых вновь учреждена, каковы: Псковская, Ржевская, Устюжская, Белозерская, Коломенская, Брянская, Дмитровская. Вселенский патриарх уехал, осыпанный щедрыми подарками. В мае 1591 года, в Москву прибыл тырновский митрополит Дионисий за милостыней и с грамотой, которой патриархи Антиохийский и Иерусалимский, совместно с Цареградским, подтверждали учреждение Русского патриарха. Ему назначено было пятое место, т. е. после четырех восточных патриархов, Москва была не очень довольна последним условием, ибо желала получить третье место на том основании, что считала себя Третьим Римом .

Таким образом, со времени правления Бориса Годунова русская церковь сделалась вполне самостоятельной и независимым от Царьграда патриархатом, чем возвысилась и в собственных глазах, и во мнении других христианских народов. Изменились и церковные отношения между Москвой и Западной Русью. Прежде возобновление в середине XV века особой Киевской митрополии разделило Русскую церковь надвое. Но после учреждения при Борисе Годунове московского патриархата, западнорусские митрополиты уже не могли считать себя равными с московскими архипастырями, и если не de facto, то de jure восстановлялось до некоторой степени русское церковное единство. Возвышение титула сопровождалось и новыми преимуществами в обряде и облачении: московский патриарх носил теперь митру с крестом наверху, бархатную мантию зеленого или багряного цвета; его церковный амвон, вместо прежних восьми ступеней, возвышался на двенадцати.

Учреждением патриаршества правитель Борис Годунов исполнил давнее желание русских людей и лично приобрел крепкую поддержку во главе Русской церкви: впатриархе Иове, всем ему обязанном, и в других архиереях, им возвышенных. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович старался расположить в свою пользу и военное сословие. Поэтому он усердно радел о его поместьях и вотчинах. По этой причине ко времени правления Бориса Годунова приписывают также начало прикрепления крестьян к земле , а следовательно, начало крепостного права в России.

Годунов расчищает себе дорогу к престолу

Самым важным по своим последствиям событием начала правления Бориса Годунова оказалась внезапная смерть девятилетнего царевича Дмитрия , которого отправили с матерью и родственниками Нагими в его удельный город Углич. Следствие по делу царевича объявило, что Дмитрий сам убил себя в припадке падучей болезни, но это современники не верили этому. В народе упорно держался слух, что царевича убили по приказу правителя Годунова, который расчищал самому себе дорогу к трону после смерти бездетного царя Федора.

В народе распространялись подозрительность и недоверие к действиям Бориса Годунова, доходившие до нелепости. В июне 1591 года в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал Белый город. В народе пошла молва, что это правитель Годунов велел поджечь город, чтобы отклонить царя Федора Ивановича от поездки в Углич, куда он будто бы собирался для личного расследования о смерти царевича Дмитрия. А когда Борис стал щедро помогать погорельцам, это истолковали в смысле заискивания перед народом по причине все того же преступления. В июле месяце совершился известный набег на Москву Казы-Гирея , и нашлись люди, которые стали обвинять Годунова, будто он подвел хана, чтобы отвлечь общее внимание от смерти царевича Дмитрия. Правительство Бориса старалось щедротами приобретать народное расположение; царские милости обыкновенно связывались с именем Годунова, раздавались как бы по его ходатайству; а немилости являлись «по совету» с боярской думой. Злая клевета сильно раздражила правителя. Начались розыски; оговоренных пытали, резали им языки, морили в темницах. В 1592 году жена царя Федора и сестра Бориса, Ирина Федоровна, разрешилась от бремени дочерью, но в следующем году маленькая царевна Феодосия скончалась. И тут обвиняли Бориса Годунова в ее смерти. Любопытно, однако, как быстро исчезло потомство царя Ивана III. В занятой поляками Риге проживала вдова титулярного ливонского короля Магнуса , Марья Владимировна, с маленькой дочерью Евдокией. Годунов обещанием разных благ убедил ее воротиться в Москву. Но тут ее заставили постричься, а ее дочь вскоре умерла, и смерть эту также приписали ненасытному честолюбию Бориса Годунова, который, стоя во главе правления, расчищал себе путь к престолу устранением всех возможных конкурентов. Крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, которого Иван Грозный когда-то шутя поставил царем над земщиной, после смерти царевича Дмитрия лишился зрения – и в этом молва обвиняла правителя Годунова!

Стремление Бориса Годунова к престолу выражалось и в его обращении к ведунам, которых он призывал и спрашивал о будущем. Волхвы будто бы предсказали Годунову, что он действительно будет царствовать, но не более семи лет, а Борис на сие воскликнул: «хотя бы и семь дней, но только царствовать!» Подозрительность в отношении к нему достигла до того, что некоторые сказания приписывают ему отравление самого Федора Ивановича. После его смерти Борису оставалось только два исхода: или достижение трона, или падение, которое привело бы его в монастырь или на плаху. Конечно, он выбрал первый исход.

Избрание Бориса Годунова на царство

Болезненный Федор Иванович достиг только сорокалетнего возраста. Он скончался 7 января 1598 года. С ним прекращался царствовавший род, и все ожидали, какое распоряжение он сделает относительно престолонаследия. На этот счет существуют различные известия. По одним, перед смертью на вопросы патриарха и бояр, кому приказывает царство и царицу, он отвечал: «в сем моем царстве и в вас волен создавший нас Бог; как Ему угодно, так и будет». Но прощаясь наедине с Ириной, он, по тому же сказанию, «не велел ей царствовать, а повелел иноческий образ принять». По другим, более достоверным известиям, наоборот, он завещал престол Ирине, а исполнителями своей духовной назначил патриарха Иова, двоюродного брата своего Федора Никитича Романова-Юрьева и стоявшего во главе правления шурина – Бориса Годунова. При вести о кончине Федора, народ толпами устремился в Кремлевский дворец, чтобы проститься с усопшим государем. Народная горесть была вполне искренняя; давно уже Россия не испытывала такого сравнительно тихого и благополучного времени, как царствование Федора Ивановича. Федор за свою набожность и целомудренную жизнь был почитаем народом почти за святого человека. Русских людей удручали опасения за будущее.

Бояре, чиновники и граждане беспрекословно присягнули Ирине; она могла не только править государством подобно Елене Глинской, но и прямо царствовать. Но, весьма набожная и чуждая властолюбия, она привыкла руководствоваться советами своего брата Бориса, и теперь, по-видимому, имела одно намерение: добиться, чтобы Бориса избрали на царство. Из правителя-регента Борис Годунов должен был сделаться настоящим государём. На девятый день по кончине супруга Ирина удалилась в московский Новодевичий монастырь и там вскоре постриглась под именем Александры, предоставляя духовенству, боярам и народу избрать себе нового царя. Управление государством перешло в руки патриарха Иова и боярской думы; но душой правительства оставался Борис Годунов, которому Иов был предан всем сердцем. Правительственные грамоты продолжали выдаваться «по указу» царицы Ирины.

Жена Федора Иоанновича, царица Ирина Годунова, сестра Бориса, жена царя Федора Ивановича

Между знатнейшими боярами находилось немало потомков Владимира Великого, которые помнили о своих удельно-княжеских предках и считали себя вправе занять московский трон. Но никто из них не имел надежной опоры в народе. В последнее время ближе всех стояли к трону две боярские фамилии: Шуйские, или Суздальские, ведшие свой род от Александра Невского, и Романовы-Юрьевы, близкие родственники последних государей с женской стороны, двоюродные братья Федора Ивановича. Однако их время еще не наступило. Законной царицей почиталась Ирина, а у нее был родной брат Борис; на его стороне были все обстоятельства. Борис Годунов уже не менее десяти лет руководил всеми делами правления. В его пользу действовали два самых могущественных союзника: патриарх Иов и царица-инокиня Александра. Говорят, что первый разослал по России надежных монахов, которые внушали духовенству и народу о необходимости избрать Бориса Годунова на царство; а вторая тайно призывала к себе военных сотников и пятидесятников и раздавала им деньги, чтобы склоняли к тому же своих подчиненных. Еще сильнее в пользу Бориса Годунова говорило его прежнее умное правление: народ привык к нему; а наместники и чиновники, лично им поставленные тянули общество в его сторону. Нет оснований отвергать следующий рассказ иностранцев. Когда Ирина удалилась в монастырь, дьяк Василий Щелкалов вышел в Кремле к народу и предложил присягнуть боярской думе. «Не знаем ни князей, ни бояр – ответила толпа – знаем только царицу, которой присягали; она и в черницах мать России». На возражение дьяка, что царица отказалась от правления, толпа воскликнула: «да здравствует (или да царствует) брат ее Борис Федорович!» Тогда патриарх с духовенством, боярами и народной толпой отправился в Новодевичий монастырь, куда, вслед за сестрой, часто стал удаляться и ее брат. Там патриарх просил царицу, чтобы она благословила брата на царство; просил Бориса принять это царство. Но последний отвечал отказом и уверениями, что ему и на ум не приходило помыслить о царском престоле. Первое открытое предложение короны было отклонено Борисом. Это просто объяснить тем, что избрание царя должно было совершиться великой земской думой из выборных людей всей Русской земли, и правитель Борис Годунов только от нее мог принять избрание в монархи.

В феврале съехались в Москву выборные из городов и вместе с московскими чинами составили Земский собор . Число его членов простиралось свыше 450; большинство принадлежало духовному и военно-служилому сословию, которое было предано давно стоявшему во главе правления Годунову; самые выборы производились по распоряжению патриарха Иова и под надзором преданных Годунову чиновников. Следовательно, заранее можно было предвидеть, на ком остановится соборное избрание на царство. 17 февраля патриарх открыл заседание великой земской думы, и в речи своей прямо указал на правителя Бориса Годунова. Все собрание постановило «неотложно бить челом Борису Федоровичу и кроме него никого на государство не искать». Два дня сряду в Успенском соборе служили молебны о том, чтобы Господь Бог даровал им государем Бориса Федоровича. А 20 числа патриарх и духовенство с народом отправились в Новодевичий монастырь, где пребывал тогда Борис Годунов, и со слезами молили его принять избрание. Но и на сей раз получили решительный отказ. Тогда патриарх Иов прибегает к крайним мерам. На следующий день, 21 февраля, после торжественных молебнов по всем церквам столицы он поднимает хоругви и иконы и идет крестным ходом в Новодевичий монастырь, призывая туда же не только граждан, но и их жен с грудными младенцами. Патриарх и все архиереи уговорились, что если и на сей раз царица и брат ее откажутся исполнить народную волю, то отлучить Бориса от церкви, а самим сложить с себя архиерейские ризы, одеться в простое монашеское платье и запретить везде церковную службу.

Из монастыря вышел Борис Годунов; пал ниц перед иконой Владимирской Богородицы и со слезами говорил патриарху, зачем он воздвигнул чудотворные иконы. Патриарх со своей стороны укорял его в противлении воле Божией. Иов, духовенство и бояре вошли в келию царицы и со слезами били ей челом; народ, толпившийся около монастыря, с плачем и рыданием падал на землю и также молил царицу дать брата на царство. Наконец, инокиня Александра объявляет согласие и приказывает брату исполнить желание народа. Тогда и Борис, как бы поневоле, со слезами произносит: «Буди, Господи, святая Твоя воля!» После того все отправились в церковь, и там патриарх благословил Бориса Годунова на царство.

Трудно сказать, сколько в этих действиях было искренности и сколько лицемерия. Однако, можно предположить, что все делалось по тайному руководству Бориса Годунова, в чьих руках находились все нити управления. Есть известия, что приставы почти насильно сгоняли народ к Новодевичьему монастырю и принуждали его плакать и вопить; прибавляют, что клевреты, вошедшие с духовенством в келью царицы, когда сия последняя подходила к окну, из-за нее давали знак приставам, а те приказывали народу падать на колени, толкая непокорных в шею. Говорят, что многие желавшие изображать плач, слюной мазали себе глаза. Со стороны Бориса Годунова неоднократные отказы объясняются ожиданием избрания от великой земской думы и желанием придать своему согласию вид подчинения настойчивой всенародной воле, а наконец и русским обычаем, который требовал, чтобы даже простое угощение принималось не вдруг, а только после усиленных просьб. Рассказывают, что Шуйские едва не испортили дела: после отказа 20 февраля они стали говорить, что далее упрашивать Бориса Годунова не подобает и что надо избрать другого царя. Но патриарх отклонил их предложение и устроил крестный ход на следующий же день. Рассказывают также, что бояре хотели избрать Годунова на условиях, ограничивающих его власть, и готовили грамоту, на которой он должен был присягнуть. Узнав о том, Борис Годунов тем долее отказывался, чтобы при всенародных мольбах всякие ограничивающие условия сделались неуместными.

Собственное правление Бориса Годунова

Весь Великий пост и Пасху Борис провел подле сестры в Новодевичьем монастыре и лишь после того водворился в царском дворце с женой Марией Григорьевной, дочерью Ксенией и сыном Федором; это было обставлено торжественными церковными церемониями и роскошным пиром. Далее правление Бориса Годунова велось уже от его собственного имени. Борис хорошо понимал, что прочность его на престоле зависит от поддержки военно-служилого сословия, и старался приобрести его расположение.

Из Крыма пришли слухи, что хан Казы-Гирей готовится к новому набегу на Москву. Неизвестно, были ли эти слухи основательные или намеренно пущенные, но Борис ловко ими воспользовался. Он велел ратным людям спешить на сборные места и двинуть полки к Серпухову, куда и сам прибыл в начале мая с блестящим двором. Тут он лично устраивал собравшуюся огромную рать. Говорят, будто она простиралась до полумиллиона, будто никогда еще Россия не выставляла такого многочисленного войска. Дворяне и дети боярские, старались показать усердие перед новым царем Борисом Годуновым и почти все явились с полным числом вооруженных людей, а бояре на время отложили свои местнические счеты. Несколько недель царь провел в стане под Серпуховом, и осыпая ратных людей разными милостями. Наконец пришло известие, что хан, услыхав о царских приготовлениях, отменил свой поход; от него явились послы с мирными предложениями. Их провели к царю сквозь многолюдный лагерь, в котором раздавалась стрельба из орудий; послы татарские уехали, напуганные видом Русского могущества. Борис Годунов воротился в Москву, распустив ратников по домам и оставив необходимые для сторожевой службы отряды. Служилые люди были весьма довольны новым царем и ждали от него и впредь таких же милостей. Годунов въехал в столицу с торжеством, как после великой победы.

Только 1 сентября 1598 совершилось венчание Бориса Годунова на царство. Царь и патриарх говорили друг другу приветственное слово. Но что было вне обычая и поразило современников – это следующий обет, неожиданно и громко произнесенный Борисом в ответ на патриаршее благословение: «Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве нищего и сирого»! Взяв себя за ворот сорочки, он прибавил: «и последнюю рубашку разделю с ними!» Иностранцы прибавляют, что Борис Годунов сверх того дал обет первые 5 лет своего собственного правления никого из преступников не казнить смертью, а только ссылать. Однако рядом с подобными обетами составлена была крестоцеловальная запись, которая слишком отзывалась недоверием царя к своим подданным, обличая его подозрительность и суеверие. Присягавшие по этой записи, кроме обещания помимо царя Бориса Годунова и его детей никого другого на Московское государство не искать, клялись также никакого лиха над государем и его семьёй не учинять ни в еде, ни в питье, ни в платье, лихого зелья или коренья не давать, ведунов и ведьм на государское лихо не добывать, по ветру никакого лиха государю не посылать, а если узнает о чьих-либо таковых замыслах, о том доносит без всякой хитрости.

Царское венчание Бориса Годунова сопровождалось роскошными пирами, угощением народа и многими милостями: пожалованиями в бояре, окольничие, выдачей служилым людям двойного годового жалованья, льготами торговым людям в платеже пошлин, а крестьянам и инородцам в податях и оброках. Из многочисленных родственников Годунова Дмитрий Иванович Годунов был пожалован на конюшие, а Степан Васильевич – в дворецкие. Борис старался примирить со своим избранием и старые боярские фамилии, которые считали за собой больше прав на сие избрание. Он породнился с Шуйскими и с Романовыми: брат Василия Ивановича Шуйского Дмитрий был женат на царской свояченице (младшей дочери Малюты Скуратова) Екатерине, а Иван Годунов женился на сестре Романовых Ирине.

Первые годы собственного правления Бориса Годунова были как бы продолжением времени Федора Ивановича. Внутри государства опытный и деятельный правитель Годунов много трудился над поддержанием гражданского порядка и правосудия и действительно показывал заботу о низших классах населения. Он сокращал число кабаков, вновь дозволил некоторые случаи перехода крестьян от одного помещика к другому, строго наказывал воров и разбойников.

Внешняя политика периода собственного правления Бориса Годунова ставила задачи сближения России с Европой и упрочения новой династии на троне путём брачных союзов с правящими родами Запада . Годунов любил своих детей и заботился об их будущности. Свою дочь Ксению он пытался выдать замуж за одного из европейских принцев, а сына, Федора, воспитывал с особым тщанием, старался дать ему лучшее образование и, чтобы возбудить к нему любовь народа, выставлял заступником и миротворцем. Борис не только сажал Федора рядом с собой на торжественных приемах, но и поручал ему иногда принимать иностранных послов. Борис давал сыну значение соправителя – обычай не новый в Московском государстве, шедший еще от Византии.

Подозрительность Годунова и его гонение на бояр

Но все старания Бориса о прочности своей династии оказались тщетными. Годунову недоставало любезных народу открытого, мужественного характера и великодушия. (Этими качествами обладал его современник Генрих IV , родоначальник Бурбонской династии во Франции.) Вместо того чтобы показывать более доверия и уметь прощать, в годы своего собственного правления Борис Годунов все более обнаруживал мелочную завистливость и подозрительность. Клятвенными записями он думал оградить себя и свое семейство от покушений. Нечто подобное повторяется и в его указе о заздравной чаше. Прежде чем выпить эту чашу, надобно было теперь произносить особую молитву о здоровье и счастье царского величества и его семейства, о нескончаемости его потомства на «Российском царствии» и т. п. Опасаясь козней от знатнейших бояр, Борис Годунов тщательно следил за ними, поощрял шпионство и доносы. Последние скоро настроили его к таким действиям, которые окончательно лишили его народного расположения.

В числе бояр, пострадавших в правление Бориса Годунова от его подозрительности, находился Богдан Бельский, когда-то его приятель, удаленный из Москвы в начале царствования Федора Иоанновича и потом возвращенный из ссылки. Озабоченный постройкой крепостей на южной украйне против крымцев, Годунов в начале своего собственного правления послал Бельского строить там город Борисов. Но царю донесли, что Бельский щедро награждает ратных людей, а бедных оделяет деньгами и платьем; за что те и другие его прославляют. Доносили также о следующей его похвальбе: «Борис царем в Москве, а я в Борисове». Годунов распалился гневом на Бельского, приказал его схватить и посадить в тюрьму в дальнем городе. Один иностранец (Бруссов) прибавляет, будто Годунов велел своему иноземному медику выщипать у Бельского его густую бороду, вероятно в отместку за то, что он не любил иноземцев и был ревнителем старых русских обычаев. Пострадали и дворяне, находившиеся вместе с Бельским при постройке города.

В правление Бориса Годунова свирепствовали опалы и на других знатных бояр, большей частью по доносам их слуг и холопей. Слуга князя Шестунова донес на своего хозяина. Хотя обвинение оказалось неважным, и Шестунова оставили в покое, но доносчик был щедро награжден: на площади перед всем народом объявили, что царь жалует ему поместье и зачисляет в сословие детей боярских. После такого поощрения доносов слуги бояр начали часто взводить на своих господ разные обвинения. Доносы умножились до такой степени, что жены начали доносить на мужей, дети на отцов. Обвиняемых пытали и томили в тюрьмах. Печаль и уныние распространились по всему государству. Тех боярских слуг, которые не подтверждали на суде взводимые на их хозяев обвинения, подвергали жгли огнем и резали им языки, пока не вымучивали из них желаемых показаний.

Начав править самостоятельно, Борис добирался до Романовых-Юрьевых (родоначальников следующей царствующей династии), которые казались ему опасными по своей близости к последним царям Владимирова дома и по народному к ним расположению. Клевретам Годунова удалось подговорить Бартенева, дворового человека одного из пяти братьев «Никитичей», Александра. Семен Годунов дал Бартеневу мешки с разными кореньями; тот подбросил их в кладовую Александра Никитича, а потом явился с доносом, говоря, что его господин припас какое-то отравное зелье. При обыске подброшенные мешки были обнаружены. Делу постарались придать огласку: мешки привезли на двор к самому патриарху. Братьев Романовых взяли под стражу; взяли и их родственников князей Черкасских, Репниных, Сицких и др. Их слуг по приказу Годунова подвергли пыткам, стараясь вымучить от них нужные показания. В июле 1601 года последовал приговор. Старшего из братьев Романовых Федора Никитича , самого даровитого и предприимчивого, постригли под именем Филарета и сослали в Антониев Сийский монастырь, в Холмогорском краю. Жену его Ксению Ивановну, урожденную Шестову, постригли, под именем Марфы, и сослали в Заонежье. Александра Никитича сослали в Усолье-Луду около Белого моря, Михаила Никитича в Пермский край, Ивана Никитича в Пелым, Василия Никитича в Яренск. Трое из братьев не выдержали суровой ссылки и скончались, не дожив до конца правления Бориса Годунова. Остались в живых Филарет и Иван. Иван был возвращен Годуновым в Москву. Но Филарет Никитич оставался в заточении; шпионы доносили обо всех его речах. Филарет вначале был осторожен, и пристав Воейков сообщал: «Только, когда жену вспомянет и детей, то говорит: Малые мои детки! кому их кормить и поить? А жена моя бедная! жива-ли? Чай она туда завезена, куда и слух никакой не зайдет. Как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце толкнет. Много они мне мешают; дай Бог слышать, чтобы их ранее Бог прибрал». Спустя три года (в 1605) пристав Воейков уже жалуется на сийского игумена Иону за то, что он делает разные послабления старцу Филарету. А о последнем доносит, что он «живет не по монастырскому чину, смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про ловчих и про собак, как он в мире жил, и к старцам жесток, бранит их и бить хочет, и говорит им: увидите, каков я впредь буду». Эта перемена в поведении Филарета произошла после того, как и на отдаленный север достигли слухи об успехах самозванца и ожидания близкого падения Годуновых.

Бедствия конца правления Бориса Годунова

К унынию, распространенному опалами и казнями (вопреки обещанию Бориса во время царского венчания), прибавились и физические бедствия. Последние годы правления Бориса Годунова оказались для России очень тяжкими. В 1601 году настал страшный голод вследствие чрезвычайно дождливого лета, которое не дало хлебу созреть, и раннего мороза, который его окончательно побил. Люди щипали траву, подобно скоту; тайком ели даже человеческое мясо и во множестве умирали. Борис Годунов хотел милостями привлечь народ и велел раздавать деньги бедным людям. Но эта мера вызвала еще большее зло: в Москву двинулись жители окрестных областей и гибли голодной смертью на улицах и по дорогам. К голоду присоединилась моровая язва. В одной Москве, говорят, погибло около полумиллиона. Только хороший урожай 1604 года прекратил бедствие. Около этого времени, чтобы дать работу черным людям, Борис Годунов велел сломать деревянный дворец Грозного и на его месте возвел новые каменные палаты в Кремле. (В 1600 была окончена им знаменитая колокольня Ивана Великого.)

В связи с голодом и мором умножились и страшные разбои. Начиналось Смутное время . Многие бояре и дворяне, не имея чем кормить слуг, распустили своих холопей; от других холопы разбегались сами. Эти голодные, бродячие толпы составляли многочисленные разбойничьи шайки, которые особенно свирепствовали на Северской Украйне. Они появились под самою Москвою, под начальством удалого атамана Хлопки Косолапа. Борис Годунов выслал против них значительное войско с воеводой Иваном Басмановым. Только после упорного боя царское войско рассеяло разбойников, потеряв при этом своего воеводу. Хлопко был взят в плен и повешен (1604).

Недовольство царской подозрительностью и бедствия последних лет правления Бориса Годунова подкопали прочность его престола и подготовили умы к

Среди российских самодержцев едва ли найдётся личность, образ которой оставил в истории столь противоречивый след. Одарённый поистине государственным умом, он всего себя посвятил благу России. Проводимая политическая линия почти на столетие предварила славные деяния Петра I. Но, став жертвой рокового стечения обстоятельств и гнёта собственных страстей, он остался в сознание народа как детоубийца и узурпатор власти. Имя ему — Борис Годунов.

История восхождения на престол

Будущий государь всея Руси Борис Фёдорович Годунов происходил от одного из татарских князей, обосновавшихся в московских землях в XIV веке. Родился он в 1552 году в семье небогатого помещика Вяземского уезда, и если бы не случай, то так и остался бы никому не известным этот человек, вошедший в историю как царь Борис Годунов.

Биография его после смерти отца делает крутой поворот. Совсем ещё молодым человеком он оказался в семье своего дяди, сделавшего во времена опричнины блестящую карьеру при дворе Ивана Грозного. Умный и честолюбивый племянник в полной мере воспользовался открывшимися перед ним возможностями. Сам став опричником, он сумел пробиться в ближайшее окружение царя и завоевать его расположение. Его положение окончательно упрочилось после женитьбы на дочери одного из могущественнейших людей того времени — Малюты Скуратова.

Смерть Ивана Грозного и дальнейшее усиление Годунова

Через некоторое время Годунову удаётся устроить брак своей родной сестры Ирины с сыном Ивана Грозного Фёдором. Породнившись, таим образом, с самим государем и получив звание боярина, бывший вяземский помещик вошёл в число высшей государственной элиты. Но, будучи человеком осторожным и дальновидным, Борис старается держаться в тени, что не мешает ему, однако, в конце жизни Ивана Грозного оказывать существенное влияние на принятие многих государственных решений.

Когда 18 марта 1584 скончался Иван Грозный, то с восшествием на престол его сына Фёдора начался новый этап на пути Годунова к высшей власти. Фёдор стал царём по закону престолонаследия, но в силу своей умственной ограниченности не мог руководить страной. По этой причине был создан регентский совет, состоящий из четырёх наиболее именитых бояр. Годунов в их число не вошёл, но в короткий срок путём интриг сумел полностью захватить власть в свои руки.

Большинство исследователей утверждают, что в течение четырнадцати лет царствования Фёдора Иоанновича фактическим правителем России был Борис Годунов. Биография его тех лет рисует образ выдающегося политического деятеля.

Укрепление страны и рост городов

Сосредоточив в своих руках всю верховную власть, он направил её на всестороннее укрепление российской государственности. В результате его трудов в 1589 году Русская православная церковь обрела своего патриарха и стала автокефальной, что повысило престиж России и усилило её влияние в мире. В то же время его внутренняя политика отличалась умом и расчётливостью. В период правления Годунова по всей стране с небывалым размахом развернулось строительство городов и крепостных сооружений.

Правление Бориса Годунова стало временем расцвета российского церковного и светского зодчества. Всесторонней поддержкой пользовались наиболее талантливые архитекторы. Многие из них были приглашены из-за границы. Именно по инициативе Годунова были заложены города Самара, Царицын, Саратов, Белгород, Томск и многие другие. Закладка крепостей Воронежа и Ливен — также плод его государственной мысли. Для защиты от возможной агрессии со стороны Польши было воздвигнуто грандиозное оборонительное сооружение — Смоленская крепостная стена. И во главе всех этих начинаний стоял Борис Годунов.

Кратко об иных деяниях правителя

В этот период в Москве по указанию Годунова был сооружён первый в России водопровод — дело неслыханное по тем временам. Из Москвы-реки при помощи специально изготовленных насосов вода поступала на Конюшенный двор. В конце XVI века это было настоящим техническим прорывом. Кроме того, правление Бориса Годунова отмечено и ещё одним важным начинанием — были сооружены девятикилометровые стены Белого города. Возведённые из известняка и обложенные кирпичом, они были укреплены двадцатью девятью сторожевыми башнями.

Несколько позже построена ещё одна линия укреплений. Она находилась там, где сегодня проходит Садовое кольцо. В результате столь масштабных работ по строительству оборонительных сооружений войско татарского хана Казы-Гирея, подступившее к Москве в 1591 году, было вынуждено отказаться от попыток штурмовать город и отступило. Впоследствии оно было полностью разбито преследовавшими его русскими войсками.

Внешняя политика Бориса Годунова

Кратко описывая его достижения на поприще дипломатии, следует прежде всего упомянуть заключённый им мирный договор со Швецией, завершивший войну, длившуюся более трёх лет. Годунов воспользовался сложным положением, сложившимся внутри Швеции, и в результате выгодного для Москвы договора сумел вернуть все земли, потерянные в результате Ливонской войны. Благодаря его таланту и умению вести переговоры в состав России вновь вошли Ивангород, Ям, Копорье и ряд других городов.

Гибель юного царевича

В мае 1591 года произошло событие, во многом омрачившее исторический образ Бориса Годунова. В удельном городе Угличе при весьма загадочных обстоятельствах погиб законный наследник престола, младший сын Ивана Грозного — малолетний царевич Дмитрий. Так как его смерть открывала Годунову путь на царствование, то всеобщая молва поспешила обвинить именно его в организации убийства.

Официальное следствие, возглавляемое боярином Василием Шуйским и установившее причиной смерти несчастный случай, было воспринято как попытка скрыть преступление. Это во многом подорвало авторитет Годунова в народе, чем не преминули воспользоваться его политические противники.

Восшествие на престол

После кончины государя Фёдора Иоанновича Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Дата его восхождения на трон — 11 сентября 1598 года. Согласно обычаям тех лет все — от верховных бояр до мелкого служилого люда — целовали крест, принося ему присягу на верность. Царствование Бориса Годунова с первых дней было отмечено тенденцией к сближению с Западом. В Россию в те годы приезжали многие иностранцы, оставившие впоследствии заметный след в развитии страны. Среди них были военные, купцы, врачи и промышленники. Всех их приглашал Борис Годунов. Биография его в этот период ознаменована деяниями, подобными будущим свершениям Петра Великого.

Усиление боярской оппозиции

Но не суждено было новому государю спокойно и безмятежно править Россией. В 1601 году в стране начался голод, вызванный гибелью урожая из-за тяжёлых погодных условий. Он продолжался три года и унёс много человеческих жизней. Этим воспользовались противники Бориса. Они всячески способствовали распространению в народе слухов о том, что постигшие страну бедствия являются Божьей карой царю-убийце за смерть законного наследника престола.

Усугубило ситуацию и то, что подозрительный и склонный всюду видеть измену Годунов, взойдя на престол, предал опале многие боярские семьи. Они-то и стали его главными врагами. Когда же появились первые известия о приближающемся Лжедмитрии, выдававшем себя за спасшегося от смерти царевича, то положение Годунова стало критическим.

Конец жизни Годунова

Постоянные нервные стрессы и переутомления подорвали его здоровье. Борис Годунов, биография которого до той поры представляла собой цепь непрерывных восхождений по ступеням власти, в конце жизни оказался в политической изоляции, лишённым всяческой поддержки и окружным кольцом недоброжелателей. Он скончался 13 апреля 1605 года. Его скоропостижная смерть породила слухи об отравлении и даже о самоубийстве.

 

Возможно, будет полезно почитать: