Уникум – это необычное место планеты. Природные уникумы России. Тема: Введение (1) Уникумы дальнего

Возраст нашей планеты исчисляется не сотнями и не тысячами лет, а миллиардами. За это время происходили различные катаклизмы, менялся климат, изменялся облик окружающей среды. В результате появилось огромное количество интересных достопримечательностей природного происхождения. Россия - огромная страна. Путешествуя с севера на юг, с запада на восток, можно увидеть природные уникумы, которые не встречаются больше нигде на Земле. Эти необычные уголки страны привлекают внимание не только туристов, но и историков, археологов, исследователей.

Природные уникумы Дальнего Востока

Камчатский полуостров является одним из уникальных мест в мире. Здесь богатый растительный и животный мир, особенные климатические условия, а еще много природных уникумов. Одним из них считается Долина Гейзеров. В геотермальном заповеднике на участке около 4 км 2 действует примерно две сотни фонтанчиков кипятка, над которыми поднимаются клубы пара. Все это происходит на фоне деревьев и буйных трав. Долина Гейзеров является одним из наиболее посещаемых мест на Камчатке. Уникальным местом на полуострове считается роща пихты грандиозной, входящая в состав Кроноцкого заповедника. Дерево относится к доледниковой, очень древней растительности. Диаметр ствола пихты - около 25 см, в высоту она вырастает до 13 м. Хвоя очень приятно пахнет, содержит эфирные масла.

Уникум - это место, которое не встречается больше нигде в мире, именно таким является На Дальнем Востоке по размеру оно занимает первое место. Озеро уникально тем, что в него впадает 13 рек. В Ханке водится много рыбы, а еще тут произрастает гигантская кувшинка, лотос, водяной орех. Лазовский заповедник интересен животным миром. Тут обитают пятнистые олени, рябчики, тигры, соболи, изюбры, рыси, кабаны, фазаны. А еще на территории заповедника разместился являющийся природной и археологической достопримечательностью Приморья.

Удивительные места Урала

Разнообразные творения природы разбросаны по всему миру. На Урале также очень много интересных мест, достойных посещения. В этой части России расположен Ильменский хребет, его недра хранят уникальные минералы, которых нет больше нигде в мире. Именно поэтому здесь создан минералогический заповедник. Уникум - это место, поражающее воображение своей красотой. Недалеко от г. Асбеста раскинулся край самоцветов, здесь очень много скоплений драгоценных и Природным уникумом можно назвать и входящую в список самых огромных пещер в мире. В процессе ее образование активное участие принимали подземные воды, вымывшие и растворившие часть ангидритов и гипсов. Пещера имеет четыре яруса ходов, 58 гротов, 16 из которых доступны для осмотра туристам.

Озеро Байкал - крупнейший источник пресной воды

На юге Восточной Сибири расположено самое глубокое в мире пресное озеро. Если составлять список «Природные рекордсмены и уникумы России», то Байкал, несомненно, займет одно из лидирующих мест. Озеро и его прибрежные территории богаты разнообразным растительным и животным миром. На площади, занимаемой Байкалом, могла бы разместиться целая страна, например Бельгия. Это самое глубокое озеро на планете, вода в нем невероятно чистая, минерализация выражена слабо. На Байкале располагается 22 острова. Местность здесь очень красивая, имеются обрывистые скалы, впечатляющие водопады, нетронутая человеком тайга. На Байкале функционирует заповедник, цель которого - сохранить и восстановить популяцию соболя, нерпы, бурого медведя, марала и других животных.

Красавец Эльбрус

В северной части Главного Кавказского хребта располагается самая высокая в России и во всей Европе гора. Природные уникумы разных регионов России не могут соперничать с главной достопримечательностью Кавказа - «двуглавым» Эльбрусом. Еще тысячу лет назад гора была действующим вулканом, который потом потух и покрылся ледниками. То тут, то там на Эльбрусе можно найти минеральные и термальные источники, выделяющие хлористые и сернокислые газы, они-то и напоминают о былом прошлом этого красавца, когда он грохотал на всю округу, извергая лаву. Гору покрывают огромные площади ледников, питающих горные и долинные реки. На Эльбрус ежегодно поднимается около 100 тысяч человек, потому как восхождение не требует особой подготовки.

Уссурийская тайга

Леса Приморского края, являющиеся смесью субтропической и сибирской растительности, занимают особое место в лесной зоне страны. Местный уникум - это сочетание двух миров. В рядом уживаются животные и птицы тропиков и Сибири. Летом здесь селятся теплолюбивые существа. С приходом зимы птицы улетают в тропические страны, а животные впадают в спячку. С наступлением холодного времени года в тайгу прилетают пернатые северных видов. Эта местность привлекает туристов и исследователей красивыми ландшафтами, обилием разных видов птиц, зверей, насекомых, многие из которых внесены в Красную книгу.

Столбы выветривания

На располагается удивительный геологический уникум - это так называемые Мансийские болваны. Природный памятник еще известен под названием «Столбы выветривания». Это каменные фигуры причудливых форм, расположенные в труднодоступном месте. Археологи утверждают, что сама природа создавала их на протяжении 200 миллионов лет. Столбы окутаны легендами и мифами, местные народы их почитали и считали священными. Сегодня это чудо природы могут увидеть все желающие, хотя чтобы добраться до него, придется потратить немало сил.

Это лишь несколько природных уникумов, Россия - богатая и красивая страна, на ее территории много интересных мест с богатой историей.

Статья рассказывает об уникальных природных объектах, которые находятся на этой территории. Содержит информацию о рельефе, флоре и фауне региона. Дает подробные физико-географические характеристики самого отдаленного, но богатого региона России.

Дальний Восток России

Дальним Востоком принято называть территорию России, которая находится у тихоокеанского побережья. Ее площадь составляет 6215,9 тыс. км. кв.

Если под Дальним Востоком понимать Дальневосточный Федеральный Округ, то его столица - Хабаровск, а столицей Приморского края является Владивосток. Этот вопрос нередко вызывает путаницу.

К этой территории принадлежит расположенный непосредственно в Тихом океане природный район, который относится к Курильскому архипелагу.

Рис. 1. Дальний Восток на карте.

Территорию составляют следующие части:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • материковая;
  • полуостровная;
  • островная.

Кроме Курильских островов в состав территории входят полуостров Камчатка, остров Сахалин, Командорские острова и другие одиночные острова, которые находятся у восточных рубежей России.

На Камчатке находится один из примечательных уникумов Дальнего Востока - Долина Гейзеров.

Рис. 2. Долина Гейзеров.

Это единственный в России район с периодически фонтанирующими гейзерами.

Здесь развито морское сообщения и поэтому на территории дальнего Востока размещено множество портов.

Однако наличие большого количества портов порождает и проблемы, которые связаны с незаконным рыбным промыслом.

Протяжённость региона с северо-востока на юго-запад довольно велика и равна 4,5 тысячам километров.

Северные районы территорий находится за полярным кругом, и здесь почти всегда лежит снег.

Почти все моря, омывающие побережье полностью не очищаются ото льда даже в летний период.

Земли этой области находятся во власти вечной мерзлоты. Здесь по большей части царит тундра.

В южной части региона условия чуть мягче.

Сильное воздействие на климат Дальнего Востока оказывает тесное соседство с Тихим океаном.

Регион локализуется на стыке двух массивных литосферных плит. Для южной дальневосточной области характерно преобладание низких и средневысотных горных хребтов.

Лишь 1\4 территории Дальнего Востока охвачена равнинами.

Природные ресурсы

К географическим особенностям относят, прежде всего, уникальное экономико-географическое положение территории. Они характеризуются отчужденностью от основных и наиболее обжитых районов страны.

Следующий фактор - природный потенциал. Дальний Восток причисляется к числу наиболее богатых регионов России.

Здесь добывается:

  • алмазов - 98%;
  • олова - 80%;
  • борного сырья - 90%;
  • золота - 50%.

Нахождение Дальнего Востока на границе величественного материка и самого большого океана земного шара оказало существенное влияние на особенности природно-территориальных комплексов края, а также на их размещение.

К числу экологических проблем региона кроме антропогенного фактора относится и проблема сточных вод.

Внутренние воды Дальнего Востока чрезвычайно страдают от этого - регион признан рыбной сокровищницей России. И это не удивительно, т. к. достаточно представить какими морями омывается территория Дальнего Востока. Список довольно внушительный:

  • Море Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское море;
  • Чукотское море;
  • Берингово море;
  • Охотское море;
  • Японское море.

Ландшафт местности начал свое образование в мезозойскую и кайнозойскую эру. Тогда и появились складчатые зоны и межгорные впадины.

Наиболее высокие участки гор в былые времена находились во власти ледников. Об этом свидетельствуют сохранившиеся мелкие рельефообразующие формы.

Наибольшая высота Курильских гор - 2339 м. - вулкан Алаид.

Рис. 3. Вулкан Алаид.

Часто здесь случаются мощные (до 10 баллов) землетрясения. Они же являются и причиной цунами.

Дальневосточные заповедники - одни из огромнейших в России. Природа в этих краях довольно сурова. Это объясняется тем, что материковая часть на севере и северо-востоке соседствует с водами арктического бассейна.

В тундре часто можно встретить песца, белого медведя или северного оленя. В тайге распространены белки, рыси, росомахи и бурые медведи. В теплое период тундру наводняет большое количество перелетных птиц. В тайге пернатые представлены рябчиками, глухарями, дятлами, поползнями и дроздами. В горной местности из животных в основном обитают снежные барсы и кабарги.

Что мы узнали?

Выяснили, какими особенностями и специфическими чертами обладает территория. Узнали, какие экологические проблемы являются наиболее актуальными. Выяснили, какие моря омывают берега дальневосточного региона.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 542.

Тема урока: Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Цели урока : Сформировать у учащихся знания о природных комплексах Дальнего Востока, Развить у учащихся знания о природных регионах России, воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

I. Образовательные

Сформировать у учащихся знания о природных комплексах Дальнего Востока

Сформировать у учащихся знания об особенностях природы Чукотского нагорья

Сформировать у учащихся знания о природе полуострова Камчатка

Сформировать у учащихся знания об особенностях природы Сахалина

Сформировать у учащихся знания о природе Приморья

Сформировать у учащихся знания об природных уникумах Дальнего Востока

II. Развивающие

Умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

Самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету

III. Воспитательные

Убедить учащихся, что изучение Дальнего Востока необходимо для социально-экономического развития страны, хозяйственной деятельности человека

Средства и оборудование : учебник, атлас, контурные карты, тетрадь, карта Дальнего Востока, карта России
ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка подготовленности к уроку

II. Проверка домашнего задания

При проверке домашнего задания используем фронтальный тип опроса


  1. Общее географическое положение Восточной Сибири

  2. Особенности климата (тип климата, его основные характеристики)

  3. Общая характеристика рельефа

  4. Какие природные регионы Восточной Сибири мы изучили?

  5. Какие виды природных ресурсов встречаются в Восточной Сибири? (примеры)
III. Изучение нового материала

Актуализация знаний

Мотивация изучению нового материала

Учитель : Итак, нами уже изучены практически все природные регионы России. Сегодня же мы приступим к изучению последнего региона – это Дальний Восток. Познакомимся с природными комплексами Дальнего Востока, особенностями природы региона и с некоторыми уникумами Дальнего Востока

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. (запись на доске)

Метод изложения нового материала – рассказ-беседа.

Учитель : Положение территории Дальнего Востока на границе самого большого материка и самого боль­шого океана Земли существенно повлияло на осо­бенности природно-территориальных комплексов края и их размещение. Морские воздушные мас­сы, поступающие на сушу летом, более холод­ные, чем континент. Поэтому из-за затрат тепла на их прогревание летние температуры воздуха над побережьем значительно ниже, чем во внут­ренних частях материка. Морской воздух прино­сит много влаги, что приводит к увеличению ко­личества осадков по сравнению с внутри материковыми районами. Эти условия являются главной причиной рез­кого смещения на Дальнем Востоке к югу грани­цы природных зон по сравнению с материковыми территориями.

Учитель : Давайте вспомним какие факторы положены в основу районирования природных регионов?

Ученик : Рельеф

Ученик : Животный мир

Ученик : Растительность

Учитель : В основу физико-географического районирова­ния Дальнего Востока положено два фактора: осо­бенности строения поверхности и характер рас­тительности. Рассмотрим наиболее типичные фи­зико-географические районы Дальнего Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские мо­лодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин с хвойно-широколиственными лесами, Уссурий­скую тайгу.
Чукотское нагорье.

Учитель : Давайте отметим Чукотское нагорье на контурных картах

Климат Чукотского на­горья один из самых суровых на Дальнем Вос­токе. Поэтому Чукотское нагорье - это сочетание равнинных и горных тундр с горной арктической пустыней. На севере Чукотского полуострова горная тун­дра поднимается не выше 100-200 м, на юге тундра расположена гораздо выше. Обычными обитателями тундр являются северный олень, пе­сец, лемминги и тундровые куропатки. На забо­лоченной низменности гнездится много водоплавающей птицы. На побережье Чукотского моря есть лежбища моржей, а на береговых скалах - птичьи базары.
Полуостров Камчатка.

Учитель : Не менее интересна природа Камчатки. Но перед тем, как более подробно приступить к изучению данного комплекса давайте познакомимся с историей освоения комплекса.

Заслушивается устный ответ одного из учащихся

Историческая справка.

Первые сведения о Кам­чатке были получены из «сказок» (донесений) землепроходцев. Честь открытия Камчатки при­надлежит Владимиру Атласову, совершившему туда походы в 1697-1699 гг. Вскоре Камчатка, была включена в состав России. Он также соста­вил чертеж (карту) Камчатки и дал ее подробное описание.

В результате Первой (1725-1730) и Второй (1733-1743) Камчатских экспедиций под руко­водством знаменитого русского мореплавателя Витуса Беринга была подтверждена разделенность Азии и Северной Америки, открыты Алеутские и Командорские острова, составлены карты, со­бран ценнейший материал о Камчатке. Во Вто­рой Камчатской экспедиции принимал участие С. П. Крашенинников, работа которого «Описа­ние земли Камчатки» принадлежит к числу клас­сических произведений географической литера­туры.

В XIX в. начались плавания из Петербурга в Русскую Америку с обязательным заходом на Кам­чатку, в Петропавловск. В этот период Петро­павловск стал основной базой России на Дальнем Востоке. Город раскинулся на берегах необычай­но красивой Авачинской губы, глубоко вдающей­ся в сушу части Авачинского залива. Над ней возвышаются Авачинская, Корякская и Вилючанская сопки.
Учитель : Камчатка - страна природных контрастов, необычайного своеобра­зия, покоряющей красоты. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низмен­ности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники - все это есть на полуострове.

Это один из самых удаленных от европейского центра России уголок страны. Около 2/3 площади Камчатки занято горами. Это область молодых складчато-вулканических гор с тундровой и ле­систой растительностью. Вдоль всего полуостро­ва тянутся два хребта - Срединный и Восточный, разделяемые Централъно-камчатской впадиной с протекающей по ней рекой Камчаткой. Хребты увенчаны вулканическими конусами со снеговыми шапками и ледниками. Время от времени Камчатку сотрясают извержения вулканов. На полуострове насчитывается около 30 действу­ющих и более 130 потухших вулканов. Один из наиболее активных и высочайших вулканов ми­ра - Ключевская Сопка, его высота 4750 м.

Учитель : На картах атласа найдите действующие вулканы, отметьте их на контурной карте (Ичинская Сопка, Мутновская Сопка, Корякская Сопка, влк. Шувелуч, Кроноцкая Сопка)

Учитель : Как Вы считаете оказывают ли влияние вулканы на черты природы Камчатки?

Активная вулканическая деятельность оказы­вает влияние на многие другие черты природы. Так, почвы в результате извержений периодиче­ски получают дополнительные порции первич­ных минералов, что обеспечивает их высокое пло­дородие. Прогнозом вулканических извержений зани­мается наука вулканология.

Учитель : Как Вы считаете надо ли следить за вулканами и для чего?

Почти на всех круп­ных вулканах созданы специальные станции, на которых с помощью современных приборов сле­дят за температурой пород, проводят химический анализ газов, прослушивают кратер вулкана. За несколько дней можно предсказать начало акти­визации вулканической деятельности и предуп­редить жителей окрестных городов и сел.
Климат Камчатки характеризуется избыточной влажностью в течение всего года. Самое сухое и теплое место - Центрально-камчатская впадина. Камчатский полуостров занимает подзона хвойно-березовых парковых лесов. Специфика этой подзоны - преобладание мелколиственных де­ревьев (каменной и японской берез) над хвойны­ми и широкое распространение высокотравья. Среди трав распространены шеламайник, василистник, медвежья дудка и другие зонтичные. Горные хребты покрыты зарослями кедрового стланика и кустарничковой ольхи, еще выше рас­полагаются горные тундры, альпийские луга и снежная зона камчатских ледников. В кедровых стланиках обитает очень крупный бурый медведь, камчатский соболь, белка, бурун­дук, рысь, камчатская кедровка и др. В горных тундрах живет северный олень, а на альпийских горных лугах пасется снежный баран.

Сахалин - самый большой остров России, пло­щадь его - 76 400 кв. км, протяженность с севера на юг более 900 км, наибольшая ширина - 160 км, наименьшая - 47 км.

Остров гористый, но горы невысокие - сред­няя высота 500 - 800 м. Наивысшая отметка ост­рова - гора Лопатина в Восточно-Сахалинских горах. Ее высота - 1609 м над уровнем моря. Сахалин находится в сейсмоактивной зоне Тихо­океанского огненного кольца, с чем и связаны частые землетрясения в его пределах. Последнее силой в 8 баллов произошло в 1995 г. В геологи­ческом строении Сахалина участвуют в основном осадочные породы, с которыми связаны место­рождения нефти, газа, строительных материалов.

Характерная особенность климата Сахалина - высокая относительная влажность воздуха и час­тые ветры. Осадки четко распределены по сезо­нам года, что объясняется господством муссонной циркуляции.

На острове много коротких, порожистых гор­ных рек и горных и долинных озер. Раститель­ный и животный мир острова беднее, чем на ма­терике. Зато в прилегающих морских водах здесь сохранились виды, исчезнувшие или очень ред­кие на материке, например полутораметровый калан и двухметровый морской котик. На севере острова можно встретить олений мох, а на край­нем юге - цветущие магнолии.

Две трети территории Сахалина занято леса­ми. На севере господствует светлохвойная тайга из даурской лиственницы (давайте вспомним для какого комплекса характерна эта порода) с примесью берез и ольхи; на юге - темнохвойные леса из аянской ели, пихты с примесью широколиственных по­род - дуба, тиса. Всюду на юге распространены заросли бамбука, лианы.

Приморье, или Приморский край, располага­ется в южной части Дальнего Востока, на побе­режье Японского моря. На его территории сво­бодно могли бы разместиться такие страны Евро­пы, как Бельгия, Голландия, Дания и Швейца­рия вместе взятые. Для облика края характерны многочисленные хребты, увалы и отдельно сто­ящие сопки. Тектонические они достаточно моло­ды. Почти все горы Приморья относятся к горной стране Сихотэ-Алинь.

Характерный для всего Дальнего Востока мусонный климат в Приморье выражен наиболее ярко.

Учитель : Давайте вспомним, что характерно для этого климата

Муссонный климат умеренного пояса типи­чен для южных районов Дальнего Востока. Обыч­но при охлаждении материка зимой и повыше­нии в связи с этим атмосферного давления сухой и холодный воздух устремляется в сторону более теплого воздуха над океаном. Летом материк про­гревается больше океана и теперь более холод­ный океанический воздух стремится на конти­нент, принося облачность, обильные атмосфер­ные осадки; иногда даже образуются тайфуны. Средние температуры января здесь -15, -30 °С; летом, в июле, +10, +20 "С. Осадки - 600-800 мм в год - выпадают преимущественно ле­том. Если таяние снега в горах совпадает с обиль­ными дождями, происходят наводнения. Увлаж­нение всюду избыточное (коэффициент увлажне­ния больше единицы).

По количеству солнечного тепла Приморье за­нимает одно из первых мест в России, не уступая черноморскому побережью Кавказа.

Обилие влаги в летнее время способствует раз­витию мощного растительного покрова. Большую часть территории Приморья занимает знамени­тая Уссурийская тайга, в которой самым при­чудливым образом сочетаются хвойные и широ­колиственные породы. Кедр и лиственница рас­тут рядом с маньчжурским орехом и амурским бархатом. В лесах края произрастает свыше 250 видов деревьев и кустарников. Приморье занима­ет одно из первых мест в России по числу эндеми­ков - растений, распространенных лишь в дан­ном районе. Только здесь растут амурский бархат (пробковое дерево), железная береза, бересклет Маака и др. Много в крае и реликтовых расте­ний, сохранившихся еще с неогена.

Разнообразен и богат животный мир Приморья. К эндемикам относится уссурийский тигр, кожи­стая черепаха, к остаткам фауны неогена и четвер­тичного периода принадлежат пятнистый олень, черный уссурийский медведь, амурская антило­па горал, маленькая изящная утка-мандаринка, поражающая красотой своего оперения, земля­ной дрозд и др.

В озерах и реках края обитает до сотни видов рыб. В хвойно-широколиственных лесах много мошек и клещей, приносящих вред человеку и животным.
Природные уникумы Дальнего Востока.

Учитель : Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников о природных уникумах Дальнего Востока

До­лина гейзеров. Восточная Камчатка - единст­венный в России район с периодически фонтани­рующими гейзерами.

Больше всего действующих вулканов на Вос­точном вулканическом плато, сложенном лавовыми покровами, туфами, пеплом и приподня­том до.600-1000 м. К этим вулканам приуроче­ны многочисленные гейзеры. Долина гейзеров - самая большая примечательность Камчатки. Впер­вые гейзеры обнаружила сотрудница Кроноцкого заповедника Г. И. Устинова в 1941 г., проник­нув к речке, которая впоследствии получила на­звание Гейзерной (приток р. Шумной). Здесь в глубоком каньонообразном ущелье располагает­ся несколько групп гейзеров. Среди них «Перве­нец», «Великан», «Тройной», «Фонтан», «Жем­чужный», «Двойной» и другие - всего 20 гейзе­ров, 10 крупных пульсирующих источников и более 300 мелких, кипящих и свободно изливаю­щихся. Самый крупный гейзер «Великан» дейст­вует весьма оригинально. Его извержение длится недолго - две минуты, но густой пар продолжа­ет подниматься еще 10-15 минут, заволакивая прилегающие части долины.

Роща пихты грандиозной (камчатской) на восточном побережье Камчатки входит в состав Кроноцкого заповедника. Это необычайно стройные и красивые деревья, их высота достигает 13 м, диаметр ствола - 20-25 см, хвоя содер­жит эфирные масла и приятно пахнет. Ботаники относят пихту грандиозную к древней (доледни­ковой) растительности.

Озеро Ханка - самое большое на Дальнем Востоке. Расположено на высоте 69 м над уров­нем океана. Длина его До 95 км, ширина до 65 км, площадь более 4 тыс. кв. км, средняя глубина около 4 м. В него впадает 13 рек. Озеро богато рыбой. На озере произрастает реликтовое растение лотос, гигантская кувшинка, листья которой достигают 2 м в поперечнике, водяной орех.

Лазовский (Судзухинский) заповедник (пло­щадь 116,5 тыс. га) на побережье Японского мо­ря, в кедрово-широколиственных лесах которого обитают тигры, рыси, соболи, медведи, кабаны, пятнистые олени и изюбры, фазаны и рябчики. Частью заповедника является и небольшой (око­ло 30 га) остров Петрова, расположенный в 1 км от берега бухты Сяохе. Остров Петрова - архео­логическая и природная достопримечательность Приморья. Он был обитаем еще несколько столе­тий тому назад. В реликтовой тисовой роще неко­торые деревья достигают 200-300 лет.
IV. Закрепление нового материала

Отметить на контурной карте географические объекты

Какие главные факторы положены в основу районирования Дальнего Востока

Какой тип климата характерен для региона

Сравни­те природные комплексы се­верных и южных частей Дальнего Востока, укажите их существенные различия. 3. Охарактеризуйте при­родные комплексы Камчат­ки.

В чем главное отли­чие природных комплексов островных частей Дальне­го Востока от материко­вых?

VI. Инструктаж домашнего задания

Параграф 42, приступить заполнению таблицы, подготовить контурные карты
Тема: Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока
Цели урока:

1. Изучить население и специализацию хозяйства экономического района.

Показать влияние особенностей ЭГП на развитие экономики Дальнего Востока.

2. Совершенствовать умения работать по типовому плану, анализировать статистические данные, карты атласа.

Учащиеся должны знать:

1. ЭГП Дальнего Востока.

2. Население и специализацию хозяйства района.

3.Нехватку трудовых ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

1. Выполнять практические задания на контурной карте.

2. Уметь анализировать статистические данные, карты атласа.

3. Показывать объекты номенклатуры.

Вид урока: Практикум с элементами лекции.

Оснащение урока:

Физическая и экономическая карты Дальнего Востока.

Карта размещения и плотности населения Дальнего Востока. Статистическая таблица «Территория и население субъектов РФ». Задания для практической работы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. ФНЗ.
2.1.Население Дальнего Востока.

2.2.Работа с тематическими картами атласа.
2.3. Работа в группах.

2.4. Составление таблицы учащимися.

3.Практическая

работа: «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока.
4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Сообщение целей и задач урока.

Долгое время район оставался слабозаселенным. За годы Советской власти население выросло в 8 раз, но, несмотря на это, постоянно ощущается потребность в трудовых ресурсах. Интенсивность миграции самая высокая в стране. В настоящее время характерен отток населения с севера. Преобладает городское население.
Используя политико-административную и карту религиозного состава населения России, назовите народы и языковые семьи, проживающие на Дальнем Востоке.

Используя карту размещения и плотности населения, назовите и покажите крупные и крупнейшие города Дальнего Востока.

Дайте характеристику плотности населения Дальнего Востока.

Специализация хозяйства.

Хозяйственная специализация района – добывающие производства цветной металлургии, лесной, рыбоперерабатывающей промышленности

По природным и экономическим условиям выделяют зоны:

1. На юге заселены плодородные равнины Амурской области, Приморского и Хабаровского краев. Муссонный климат обуславливает хорошие условия для сельского хозяйства и жизни людей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируется промышленность, население и главные города.

Формируется Южно-Якутский (уголь, электроэнергетика, металлургия) и Амурский

(Комсомольск-на-Амуре – центры машиностроения)

В Магаданской области и республике Саха суровые условия севера затрудняют хозяйственное освоение территории. Основные транспортные оси – р. Лена, Северный морской путь.

На Тихоокеанском побережье, Камчатке, Сахалине, Курилах хозяйственное освоение сдерживается слабым развитием социальной сферы и транспорта.

Перспективы развития:

1.Создание технополисов;

2.На юге развивать топливную промышленность, электроэнергетику, машиностроение, оборонную промышленность.
1.Части района (север, юг, восток).

2.Специализация (по каждому району).

3.Факторы, стимулирующие развитие данного производства (плодородные земли, муссонный климат, неблагоприятные природные условия, выход к океану).

1. Особенности ЭГП.

2. Хозяйственное освоение региона.

3.Проблемы Дальнего Востока и пути их решения.

4. Экономические связи Дальнего Востока, способствующие его развитию.

1. Как ЭГП Дальнего Востока влияет на развитие хозяйства региона?

2. Охарактеризуйте структуру хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли можно назвать отраслями специализации?

3. Дальний Восток – это территория со свободной экономической зоной в районе Находки.

Как вы думаете, чем вызвано создание здесь свободной экономической зоны?

4. По рисунку 88 (с.327 учебника) проанализируйте процесс взаимодействия Дальнего Востока с другими экономическими регионами России.

5. Проведите анализ основных статистических показателей экономики Дальнего Востока.

2. Закончить практическую работу: «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».

3. Учить географическую номенклатуру по теме

«Дальний Восток».

Тема: Хозяйство Дальнего Востока
Задачи: 1. Повторить и проверить знания обучающихся по природе и населению Дального Востока.

2.Дать знания школьникам по хозяйству Дальнего Востока.

3.Развивать географическое мышление, память, внимание обучающихся.

4.Стимулировать эмоциональное отношение, заинтересованность в решении социальных и экологических проблем Дальнего Востока, в перспективах развития этой части России.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: атлас России, контурная карта, физическая карта России, компьютерный диск.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Сообщение учителем целей урока.

  1. Повторение и проверка знаний
Каждому школьнику выдается полоска бумаги для проверочной работы. Задача обучающегося пронумеровать на листочке вопросы и поставить рядом знак «+», если согласны с утверждением предложении, «-», если не согласны.

Вопросы.


  1. Практически вся территория Дальнего Востока относится к области кайнозойской складчатости.

  2. В районе часто бывают землетрясения и моретрясения.

  3. Основная дсля осадков на юге Дального Востока выпадает зимой.

  4. Дальневосточные реки преимущественно равнинные.

  5. Амур – крупнейшая водная магистраль Дальнего Востока.

  6. Самое крупное из озер района – Ханка.

  7. Растительный и животный мир Дальнего Востока беднее. Чем Сибири и европейской части России.

  8. Вулкан Ключевская Сопка находится на о. Сахалин.

  9. В Приморье климат муссонный.

  10. В тайге Дальнего Востока обитает уссурийский тигр.

  11. Берега Дальнего Востока омывает 3 моря.

  12. В Чукотском море встречаются киты и тюлени.

Полоски бумаги с ответами обучающихся сдаются учителю.

На доске незаконченный тест, дополнить его

(по очереди вызываю обучающихся к доске)

1.Численность населения Дальнего Востока …………….

2.Средняя плотность населения …………..

3.Коренные жители: чукчи, ………….

4.Преобладает население (городское, сельское) ……….

5.По 500тыс.чел. только в двух городах …………

6.Проблемы района …………..
3.Изучение нового материала.

Учитель задает вопросы:

1.Какими богатствами обладает Дальний Восток?

2.Почему эти богатства используются слабо?

3.Просмотрев на диске материал по теме, выделите ведущие отрасли экономики Дальнего Востока?

Работа с атласом и контурной картой.

Задание: подписать на контурной карте 5 крупных промышленных центров Дальнего Востока.

Заслушивается сообщение обучающегося о городе Владивостоке.
Работа с учеником и рабочими тетрадями.

Из текста параграфа 60 – выписать в рабочую тетрадь основные проблемы Дальнего Востока.

Проверка самостоятельной работы.

Заслушивается сообщение обучающегося о перспективах развития Дального Востока.
4.Заключительная часть урока.

Учитель: Что вы узнали о хозяйстве Дальнего Востока?

Выставление оценок за работу на уроке.
Дома: на альбомном листе придумать и красочно изобразить герб Дальнего Востока, подготовить сообщение о Хабаровске, работая с дополнительной литературой.

Тема: Хозяйство Дальнего востока (2-ой вариант урока)

Девиз урока: «Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?»
Учебно-воспитательные цели:
1. Формирование самостоятельной деятельности учащихся в группах при оценке природно-ресурсного потенциала и специализации экономического района.

2. Уметь анализировать причинно-следственные связи.

3. Вести работу над обще-учебными умениями: обобщать и сравнивать, слушать, уметь отвечать на вопросы по существу.

4. Формировать ключевые компетенции.
Оборудование:
Физическая и политико-административная карта Дальнего Востока, ландшафты дальнего Востока.
Методы и формы учебной деятельности:
Использование интерактивного метода. Коллективная работа по группам в обсуждении вопросов, поставленных учителем с использованием «Мозгового штурма».
Организация работы:
1. Создание четырех групп и назначение командиров.

2. Дать опережающее задание

Гляденская основная общеобразовательная школа №11.

Реферат

по географии

Тема : Полуостров Камчатка.

Природные уникумы Дальнего

Востока.

Выполнила: Тыквенко Марина.

Проверила:

Гляден 2007 г.

Полуостров Камчатка. Камчатка – страна природных контрастов, необычайного своеобразия, покоряющей красоты. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники – всё это есть на полуострове.

Это один из самых удалённых от европейского центра России уголок страны. Около ⅔ площади Камчатки занято горами. Это область молодых складчато – вулканических гор с тундровой и лесистой растительностью. Вдоль всего полуострова тянутся два хребта – Срединный и Восточный , разделяемые Центральнокамчатской впадиной с протекающей по ней рекой Камчаткой. Хребты увенчаны вулканическими конусами со снеговыми шапками и ледниками. Время от времени Камчатку сотрясают извержения вулканов. На полуострове насчитывается около 130 потухших вулканов. Один из наиболее активных и высочайших вулканов мира – Ключевский , его высота 4750 м.

Активная вулканическая деятельность оказывает влияние на многие другие черты природы. Так, почвы в результате извержений периодически получают дополнительные порции первичных минералов, что обеспечивает их высокое плодородие.

Прогнозом вулканических извержений занимается наука вулканология. Почти на всех крупных вулканах созданы специальные станции, на которых с помощью современных приборов следят за температурой пород, проводят химический анализ газов, прослушивает кратер вулкана. За несколько дней можно предсказать начало активизации вулканической деятельности и предупредить жителей окрестных городов и сёл.


Вулканологи – люди опасной профессии. Порой им приходится работать на протоках ещё не остывшей лавы, опускаться в кратер вулкана, находиться под «обстрелом» раскаленных камней, вблизи раскалённой лавы с температурой около +1300оС.

Климат Камчатка характеризуется избыточной влажностью в течение всего года. Самое сухое и теплое место – Центральнокамчатская впадина.

Камчатский полуостров занимает подзона хвойно-берёзовых парковых лесов. Специфика этой подзоны – преобладание мелколиственных деревьев (каменной и японской берёз) над хвойными и широкое распространение высокотравья.

Каменная берёза имеет серую или красноватую кору и густую кудрявую крону: высота деревьев обычно не превышает 10 м. Из-за искривленности ствола каменная берёза мало используется в строительстве, а идёт главным образом на дрова и поделки. Однако леса из каменной берёзы выполняют важную водоохранную и почвозащитную роль.

Среди трав распространены шеламайник, василистник, медвежья дудка и другие зонтичные.

Горные хребты покрыты зарослями кедрового стланика и кустарничковой ольхи, ещё выше располагаются горные тундры, альпийские луга и снежная зона камчатских ледников.

В кедровых стланиках обитает очень крупный бурый медведь, камчатский соболь, белка, бурундук, рысь, камчатская кедровка и др. В горных тундрах живёт северный олень, а на альпийских горных лугах пасётся снежный баран.

Историческая справка. Первые сведения о Камчатке были получены из «сказок» (донесений) землепроходцев. Честь открытия Камчатки принадлежит Владимиру Атласову, совершившему туда походы в гг. Вскоре Камчатка была включена в состав России. Он также составил чертёж (карту) Камчатки и дал её подробное описание.

В результате Первой и Второй Камчатских экспедиций под руководством русского мореплавателя Витуса Беринга была подтверждена разделённость Азии и Северной Америки, открыта Алеутские и Командорские острова , составлены карты.

Природные уникуму Дальнего Востока. Долина гейзеров. Восточная Камчатка – единственный в России район с периодически фонтанирующими гейзерами.

Больше всего действующих вулканов на Восточном вулканическом плато, сложенном лавовыми покровами, туфами, пеплом и приподнятом до м. К этим вулканам приурочены многочисленные гейзеры. Долина гейзеров – самая большая примечательность Камчатки. Впервые гейзеры обнаружила сотрудница Кроноцкого заповедника 1941 г., проникнув к речке, которая впоследствии получила название Гейзерной (приток р. Шумной ). Здесь в глубоком каньонообразном ущелье располагается несколько групп гейзеров. Среди них «Первенец», «Великан», «Тройной», «Фонтан», «Жемчужный», «Двойной» и другие – всего 20 гейзеров, 10 крупных пульсирующих источников и более 300 мелких, кипящих и свободно изливающихся. Самый крупный гейзер «Великан» действует весьма оригинально. Его извержение длится недолго – две минуты, но густой пар продолжает подниматься ещё 10-15 минут, заволакивая прилегающие части долины.

Роща пихты грандиозной (камчатской) на восточном побережье Камчатки входит в состав Кроноцкого заповедника . Это необычайно стройные красивые деревья, их высота достигает 13 м, диаметр ствола – 20 – 25 см, хвоя содержит эфирные масла и приятно пахнет. Ботаники относят пихту грандиозную к древней (доледниковой) растительность.

Озеро Ханка – самок большое на Дальнем востоке. Расположено на высоте 69 м над уровнем океана. Длина его до 95 км, ширина до 65 км, площадь более 4 тыс. кв. км, средняя глубина около 4 м. В него впадает около 13 рек, Озеро богато рыбой. На озере произрастает реликтовое растение лотос, гигантская кувшинка, листья которой достигают 2 м в поперечнике, водяной орех.

Лазовский (Судзухинский) заповедник (площадь 116,5 тыс. га) на побережье Японского моря, в кедрово-широколиственных лесах которого обитает тигры, рыси, соболи, медведи, кабаны, пятнистые олени и изюбры, фазаны и рябчики. Частью заповедника является и небольшой (около 30 га) остров Петрова, расположенный в 1 км от берега бухты Сяохе . Остров Петров – археологическая и природная достопримечательность Приморья. Он был обитаем ещё несколько столетий тому назад. В реликтовый тисовой роще некоторые деревья достигают 200-300 лет.

Главная > Реферат

Природные уникумы Дальнего Востока. Учитель : Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников о природных уникумах Дальнего ВостокаДо-лина гейзеров. Восточная Камчатка - единст-венный в России район с периодически фонтани-рующими гейзерами.Больше всего действующих вулканов на Вос-точном вулканическом плато, сложенном лавовыми покровами, туфами, пеплом и приподня-том до.600-1000 м. К этим вулканам приуроче-ны многочисленные гейзеры. Долина гейзеров - самая большая примечательность Камчатки. Впер-вые гейзеры обнаружила сотрудница Кроноцкого заповедника Г. И. Устинова в 1941 г., проник-нув к речке, которая впоследствии получила на-звание Гейзерной (приток р. Шумной). Здесь в глубоком каньонообразном ущелье располагает-ся несколько групп гейзеров. Среди них «Перве-нец», «Великан», «Тройной», «Фонтан», «Жем-чужный», «Двойной» и другие - всего 20 гейзе-ров, 10 крупных пульсирующих источников и более 300 мелких, кипящих и свободно изливаю-щихся. Самый крупный гейзер «Великан» дейст-вует весьма оригинально. Его извержение длится недолго - две минуты, но густой пар продолжа-ет подниматься еще 10-15 минут, заволакивая прилегающие части долины.Роща пихты грандиозной (камчатской) на восточном побережье Камчатки входит в состав Кроноцкого заповедника. Это необычайно стройные и красивые деревья, их высота достигает 13 м, диаметр ствола - 20-25 см, хвоя содер-жит эфирные масла и приятно пахнет. Ботаники относят пихту грандиозную к древней (доледни-ковой) растительности.Озеро Ханка - самое большое на Дальнем Востоке. Расположено на высоте 69 м над уров-нем океана. Длина его До 95 км, ширина до 65 км, площадь более 4 тыс. кв. км, средняя глубина около 4 м. В него впадает 13 рек. Озеро богато рыбой. На озере произрастает реликтовое растение лотос, гигантская кувшинка, листья которой достигают 2 м в поперечнике, водяной орех.Лазовский (Судзухинский) заповедник (пло-щадь 116,5 тыс. га) на побережье Японского мо-ря, в кедрово-широколиственных лесах которого обитают тигры, рыси, соболи, медведи, кабаны, пятнистые олени и изюбры, фазаны и рябчики. Частью заповедника является и небольшой (око-ло 30 га) остров Петрова, расположенный в 1 км от берега бухты Сяохе. Остров Петрова - архео-логическая и природная достопримечательность Приморья. Он был обитаем еще несколько столе-тий тому назад. В реликтовой тисовой роще неко-торые деревья достигают 200-300 лет.IV . Закрепление нового материала - отметить на контурной карте географические объекты- какие главные факторы положены в основу районирования Дальнего Востока- какой тип климата характерен для региона- Сравни-те природные комплексы се-верных и южных частей Дальнего Востока, укажите их существенные различия. 3. Охарактеризуйте при-родные комплексы Камчат-ки.- В чем главное отли-чие природных комплексов островных частей Дальне-го Востока от материко-вых?VI . Инструктаж домашнего задания Параграф 42, приступить заполнению таблицы, подготовить контурные картыТема: Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока Цели урока: 1. Изучить население и специализацию хозяйства экономического района.Показать влияние особенностей ЭГП на развитие экономики Дальнего Востока.2. Совершенствовать умения работать по типовому плану, анализировать статистические данные, карты атласа.Учащиеся должны знать: 1. ЭГП Дальнего Востока.2. Население и специализацию хозяйства района.3.Нехватку трудовых ресурсов. Учащиеся должны уметь: 1. Выполнять практические задания на контурной карте.2. Уметь анализировать статистические данные, карты атласа. 3. Показывать объекты номенклатуры.Вид урока: Практикум с элементами лекции. Оснащение урока: Физическая и экономическая карты Дальнего Востока. Карта размещения и плотности населения Дальнего Востока. Статистическая таблица «Территория и население субъектов РФ». Задания для практической работы.

Ход урока.

1. Орг. момент. 2. ФНЗ. 2.1.Население Дальнего Востока. 2.2.Работа с тематическими картами атласа. 2.3. Работа в группах. 2.4. Составление таблицы учащимися. 3.Практическая работа: «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока. 4. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание. Сообщение целей и задач урока.Долгое время район оставался слабозаселенным. За годы Советской власти население выросло в 8 раз, но, несмотря на это, постоянно ощущается потребность в трудовых ресурсах. Интенсивность миграции самая высокая в стране. В настоящее время характерен отток населения с севера. Преобладает городское население.Используя политико-административную и карту религиозного состава населения России, назовите народы и языковые семьи, проживающие на Дальнем Востоке.Используя карту размещения и плотности населения, назовите и покажите крупные и крупнейшие города Дальнего Востока.Дайте характеристику плотности населения Дальнего Востока.Специализация хозяйства.Хозяйственная специализация района – добывающие производства цветной металлургии, лесной, рыбоперерабатывающей промышленностиПо природным и экономическим условиям выделяют зоны:1. На юге заселены плодородные равнины Амурской области, Приморского и Хабаровского краев. Муссонный климат обуславливает хорошие условия для сельского хозяйства и жизни людей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируется промышленность, население и главные города.Формируется Южно-Якутский (уголь, электроэнергетика, металлургия) и Амурский (Комсомольск-на-Амуре – центры машиностроения)В Магаданской области и республике Саха суровые условия севера затрудняют хозяйственное освоение территории. Основные транспортные оси – р. Лена, Северный морской путь.На Тихоокеанском побережье, Камчатке, Сахалине, Курилах хозяйственное освоение сдерживается слабым развитием социальной сферы и транспорта.Перспективы развития:1.Создание технополисов;2.На юге развивать топливную промышленность, электроэнергетику, машиностроение, оборонную промышленность.1.Части района (север, юг, восток).2.Специализация (по каждому району).3.Факторы, стимулирующие развитие данного производства (плодородные земли, муссонный климат, неблагоприятные природные условия, выход к океану).1. Особенности ЭГП.2. Хозяйственное освоение региона.3.Проблемы Дальнего Востока и пути их решения.4. Экономические связи Дальнего Востока, способствующие его развитию.1. Как ЭГП Дальнего Востока влияет на развитие хозяйства региона?2. Охарактеризуйте структуру хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли можно назвать отраслями специализации?3. Дальний Восток – это территория со свободной экономической зоной в районе Находки.Как вы думаете, чем вызвано создание здесь свободной экономической зоны?4. По рисунку 88 (с.327 учебника) проанализируйте процесс взаимодействия Дальнего Востока с другими экономическими регионами России.5. Проведите анализ основных статистических показателей экономики Дальнего Востока.1. § 63.2. Закончить практическую работу: «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».3. Учить географическую номенклатуру по теме«Дальний Восток».
Тема: Хозяйство Дальнего Востока Задачи: 1. Повторить и проверить знания обучающихся по природе и населению Дального Востока. 2.Дать знания школьникам по хозяйству Дальнего Востока. 3.Развивать географическое мышление, память, внимание обучающихся. 4.Стимулировать эмоциональное отношение, заинтересованность в решении социальных и экологических проблем Дальнего Востока, в перспективах развития этой части России.Тип урока: комбинированный.Наглядность: атлас России, контурная карта, физическая карта России, компьютерный диск.

Ход урока

    Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Сообщение учителем целей урока.
    Повторение и проверка знаний
Каждому школьнику выдается полоска бумаги для проверочной работы. Задача обучающегося пронумеровать на листочке вопросы и поставить рядом знак «+», если согласны с утверждением предложении, «-», если не согласны.
    Практически вся территория Дальнего Востока относится к области кайнозойской складчатости. В районе часто бывают землетрясения и моретрясения. Основная дсля осадков на юге Дального Востока выпадает зимой. Дальневосточные реки преимущественно равнинные. Амур – крупнейшая водная магистраль Дальнего Востока. Самое крупное из озер района – Ханка. Растительный и животный мир Дальнего Востока беднее. Чем Сибири и европейской части России. Вулкан Ключевская Сопка находится на о. Сахалин. В Приморье климат муссонный. В тайге Дальнего Востока обитает уссурийский тигр. Берега Дальнего Востока омывает 3 моря. В Чукотском море встречаются киты и тюлени.
Полоски бумаги с ответами обучающихся сдаются учителю. На доске незаконченный тест, дополнить его (по очереди вызываю обучающихся к доске) 1.Численность населения Дальнего Востока ……………. 2.Средняя плотность населения ………….. 3.Коренные жители: чукчи, …………. 4.Преобладает население (городское, сельское) ………. 5.По 500тыс.чел. только в двух городах ………… 6.Проблемы района ………….. 3.Изучение нового материала. Учитель задает вопросы: 1.Какими богатствами обладает Дальний Восток? 2.Почему эти богатства используются слабо? 3.Просмотрев на диске материал по теме, выделите ведущие отрасли экономики Дальнего Востока? Работа с атласом и контурной картой. Задание: подписать на контурной карте 5 крупных промышленных центров Дальнего Востока. Заслушивается сообщение обучающегося о городе Владивостоке. Работа с учеником и рабочими тетрадями. Из текста параграфа 60 – выписать в рабочую тетрадь основные проблемы Дальнего Востока. Проверка самостоятельной работы. Заслушивается сообщение обучающегося о перспективах развития Дального Востока. 4.Заключительная часть урока. Учитель: Что вы узнали о хозяйстве Дальнего Востока? Выставление оценок за работу на уроке. Дома: на альбомном листе придумать и красочно изобразить герб Дальнего Востока, подготовить сообщение о Хабаровске, работая с дополнительной литературой.Тема: Хозяйство Дальнего востока (2-ой вариант урока)

Девиз урока: «Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?»

Учебно-воспитательные цели: 1. Формирование самостоятельной деятельности учащихся в группах при оценке природно-ресурсного потенциала и специализации экономического района. 2. Уметь анализировать причинно-следственные связи. 3. Вести работу над обще-учебными умениями: обобщать и сравнивать, слушать, уметь отвечать на вопросы по существу. 4. Формировать ключевые компетенции.Оборудование: Физическая и политико-административная карта Дальнего Востока, ландшафты дальнего Востока.Методы и формы учебной деятельности: Использование интерактивного метода. Коллективная работа по группам в обсуждении вопросов, поставленных учителем с использованием «Мозгового штурма».Организация работы: 1. Создание четырех групп и назначение командиров. 2. Дать опережающее задание по теме: Хозяйство Дальнего востока (9 класс), Дальний восток – край контрастов (8 класс). 3. Выработка условий работы по группам. 4. Организация оформления класса и рабочих мест по группам.На учебных столах лежит весь необходимый материал, подготовленный для урока (учебники, атлас, сообщения, статистика).Ход урока: Учитель называет тему урока и его цели. Представляет командиров групп.Мотивационно-целевой блок: «Ребята! У нас сегодня начало мая, и мы пройдем последний экономический район нашей страны. Позади десять изученных экономических районов. При их изучении мы отметили, что Россия – огромная страна с разнообразными природными условиями и ресурсами, условиями жизни людей, историей освоения. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции и услуг, которыми обеспечивает другие районы страны. Дальний Восток не является исключением. Это край контрастов и природных уникумов. В ходе урока мы ещё раз убедимся, что наша Родина прекрасна. А люди, живущие на этой земле, своим трудом вносят вклад в процветание России».Учитель подходит к доске и читает девиз урока:«Кто же, если не мы? Когда же, если не сейчас?»Первый вопрос командирам: Как вы понимаете этот девиз, применительно к дальнему востоку?Командиры обсуждают девиз урока и поочередно высказывают свои мнения. В конце обсуждения учитель делает вывод.Вывод : Дальний восток российский, хотя со стороны «морского соседа» есть территориальные претензии. Это огромная по площади территория, удаленная от основных экономических районов Запада. Вместе со своими проблемами Дальний восток имеет большое значение в экономике страны. Идет бурное развитие стран Тихоокеанского региона и, чтобы не отстать, необходимы большие финансовые, научные, трудовые «вливания» в этот экономический район. Необходима поддержка всех экономических районов страны. Уже сегодня люди, живущие в данном регионе, должны ощущать изменения, а значит необходимо выработать перспективные направления развития региона.Второй вопрос: В чем уникальность природных условий и ресурсов и их влияние на хозяйство Дальнего Востока?вопросы по группам:Первая группа . Климатические условия и их влияние на экономику района.Вторая группа. Минеральные ресурсы и возможность их использования в хозяйстве.Третья группа. Водные ресурсы и их использование в хозяйстве.Четвертая группа . Биологические ресурсы и их влияние в хозяйстве.Группы обсуждают вопрос (5-7 минут) используя необходимую литературу и карты. Учитель направляет и поддерживает учащихся.Первая группа: Приморское положение Дальнего Востока определило особенности климата. На севере климат суровый. Здесь зарегистрированы самые низкие температуры на северном полушарии. На юге выражен муссонный климат с умеренными температурами, что и определяет развитие сельского хозяйства (соя, рис, кукуруза, овощи). Обилие влаги в летнее время способствует развитию мощного растительного покрова (Уссурийская тайга). Юг Приморья по своим климатическим условиям не уступает курортам Кавказа и Крыма и используется для туризма и организации курортного хозяйства (Российский Артек).Вторая группа: В хозяйстве специализации важное место занимают богатые и разнообразные минеральные ресурсы. Выделяются богатейшие месторождения цветных руд (олово, свинец, цинк, ртуть) и редких металлов (алмазы, золото), полиметаллы, которые определяют специализацию данного региона. На острове Сахалин добывают газ, нефть, уголь. Они уже работают на экономику России, но большинство месторождений слаборазведанно и находятся в сложных природных условиях, и отсутствии транспорта. (Ученик работает с картой, показывает месторождения минеральных ресурсов).Третья группа: Дальний Восток имеет достаточно густую речную систему и обладает большим потенциалом для ГЭС (река Зея, Бурея, Амур) и речного транспорта.(Ученики анализируют рисунок 43 §23 и таблицу 3 приложение учебника В.П.Дронова. Ученики делают сообщения об АЭС Белибино, о гидротермальных источниках, и подводят итог, что в специализации Дальнего Востока выделяется электроэнергетика.)Четвертая группа: В специализации Дальнего Востока важен морской промысел ценными породами рыб и морских животных. Улов рыбы здесь составляет 70% общероссийских. Здесь сконцентрировано 31% древесины России. Уссурийская тайга богата целебными растениями (лимонник, женьшень) и животными (более 30 видов пушных зверей).Учитель подводит итоги второго тура. Открывает вторую половину доски и совместно с группами записывает специализацию Дальнего Востока:1. Рыбная (пищевая)2. Лесная3. Цветная металлургия4. Электроэнергетика5. Морской транспортУченики записывают специализацию Дальнего Востока в тетрадь.Третий вопрос. Каковы основные проблемы дальнего востока? Каковы пути их решения?(Группы обсуждают вопрос 3-4 минуты и поочередно отвечают.)1. Удаленность Дальнего Востока от Центра.2. Неосвоенность, незаселенность Севера.3. Опасные природные явления.4. Браконьерство и расхитительство национальных богатств.5. Отток населения из региона.Пути решения.1. Комплексное развитие хозяйства.2. Создание социально-экономических условий.3. Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.4. Более эффективное использование СЭЗ.5. Развитие транспортных сетей и удешевление проезда Москва – Владивосток.Четвертый вопрос. «Мозговой штурм»1. Почему Дальний Восток имеет более мощный военно-морской флот, чем Черноморский и Северный флот.2. Что такое пантокрин?3. Какие новые административно-территориальные образования произошли на Дальнем Востоке?4. Что такое кимберлитовые трубки?5. В каком море самые большие приливы и отливы в России?Учитель подводит итоги и объявляет оценки группам. Благодарит ребят за сотрудничество.Домашнее задание : §63 повторить. Задание: нарисуйте «образ района». С помощью условных значков изобразить в виде герба, схемы, рисунка основные отличия Дальнего Востока. Устно уметь анализировать свой рисунок.Россия в современном мире 4 часа 66 Россия и страны СНГ (изучение одного или группы государств)67 Взаимосвязи России с другими странами.

Проблемы включения России в мировые процессы. Место и роль России в мировом хозяйстве

После распада СССР Россия оказалась далеко отодвинутой вглубь материка - на северо-восток. В результате этого большая часть железнодорожных и автомобильных магистралей, трубопроводов, авиатрасс проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для России. Учитывая то обстоятельство, что 70% территории РФ располагается в зонах с суровыми климатическими условиям и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна. Россия унаследовала 60% экономического потенциала СССР. Однако в результате последующего длительного недофинансирования важнейшая его часть: основные производственные фонды (особенно активная их часть - машины и оборудование) изнашивались. В результате ко второй половине 90-х годов около 70% основных фондов имели срок службы 20 и более лет, т.е. нуждаются в немедленной замене. Российская Федерация унаследовала примерно 70% внешнеэкономических связей СССР. Однако необходимо отметить, что дальнейшего их развития не последовало. Выходом из создавшегося положения в новых для России условиях может быть развитие мирохозяйственных связей и интеграция в мировую экономику. Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются: уровень и динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении (взаимодействие с международными финансово-кредитными и экономическими организациями), наличие транснациональных корпораций. Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок говорит о том, что основа этого процесса складывается на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т.п. При множестве точек зрения относительно путей включения России в мировые интеграционные процессы несомненно то, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого. Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньше усилий требует создание необходимого законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы. Как показывает анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию - повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа - процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики. Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях. Практика показывает, что в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.). В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

 

Возможно, будет полезно почитать: