Мои дороги. Средневековые башни осетии Краткое сообщение о осетинских башнях

«Строитель башни, прежде чем поставить камень в стену, поворачивал его сто раз. И когда находил лицо камня, клал его так, чтобы оно смотрело наружу» - утверждает древнее предание.

Глядя на осетинские башни, начинаешь этому верить. Только с таким отношением к труду, они смогли простоять семь веков. Не просто простоять, а до сих пор остаться удивительно ровными. А, ведь, камни просто лежат друг на друге, они сложены без цемента!



2. Экономию на строительных материалах можно объяснить. Во-первых, известь, яйца и сметану, из которых в те годы делался раствор, в горах еще надо добыть. Во-вторых, при нападении, в качестве оружия использовалась сама башня - незакрепленные камни сбрасывались сверху на головы.

3. Мы в селе Лирси в Мамисонском ущелье. 14 башен, из которых сохранились семь, и множество пристроек создали маленький городок-лабиринт.

4. Заходи, изучай, место малолюдное - в траве даже не протоптаны дорожки.

5. Ни охранников, ни билетов, ни даже ленточек «Проход запрещен» и табличек «Руками не трогать».

6. В башнях жили и оборонялись. Обычно в них было три-четыре этажа. На первом - скот, на втором - очаг и спальня, выше - помещение для гостей и кладовые.

7. Более поздние башни строились уже со связующим раствором. В эту я залез снизу, там где заходили овцы, а просвет выше - дверь, к которой приставлялась лестница.

8. В башнях было все необходимое, они могли выдержать длительную осаду и даже поджигать их было бесполезно.

9. Но к 18 веку осетины переселились на равнину и горные районы опустели.

10. Новых никто не строил - современному оружию они противостоять уже не могли. Да и к тому времени во Владикавказе уже появились первые кирпичные заводы, значительно упростившие строительство.

11. Обрабатывая вечером эту фотографию, я увеличил свет в тенях и испугался - там голова! Но я был внутри совсем один! Уф... это же я...

12. Наскальные пещерные крепости - еще один удивительный вид осетинских сооружений.

13. Повыше в горах, в труднодоступном месте вокруг пещер строились крепости.

14. Опасные тропинки, вырубленные в скалах, соединяли сооружения, а входом были веревочные лестницы.

15. Дзивгисская крепость - самая крупная на Кавказе, в ней могли находиться десятки воинов.

16. Здесь тоже вам расскажут легенду. Про кошку, которую выпустили в крепости и как она вышла по пещерным проходам на другой стороне хребта.

17. Как ее напугали, что она не вернулась обратно, каким образом поняли, что это именно та кошка и как на той стороне кто-то смог ее встретить, история умалчивает.

13 апреля 2015, 18:44

Начну пост рассуждениями из одного ЖЖ, на который я случайно наткнулась при поиске информации на эту тему. Тем более что у автора возникают точно такие же вопросы что и у меня.

Башня Курта и Тага в Куртатинском ущелье

"Я не историк, не археолог, я фотограф. Фотографией занимаюсь давно и, как считают некоторые – успешно. Большую часть моего архива составляют фотографии различных мест Северной Осетии, родины моей. Естественно, что в коллекции моей имеется и раздел посвященный средневековой архитектуре Осетии. Ведь наши уникальные башенные комплексы, одинокие средневековые башни и склепы являются не украшением республики, а лицом её, и даже, в какой-то мере, философией нашей жизни.

Цмыти - самый красивый башенный комплекс в Осетии

Во время путешествий и съёмок башен, восхищаясь смелостью архитектурных и инженерных решений наших предков, учитывая их скромные технические возможности, невольно задаешься вопросом – «Для чего? С какой целью?». В детстве, когда, не задумываясь, верил всему сказанному старшими, меня вполне устраивала военно-оборонительная версия постройки этих башен. Разжигание костров, сбрасывание камней на нападающих, дозорный пункт, забраться в недоступное место и переждать.… Но, судите сами. Зачем надо было возводить тяжелое архитектурное сооружение только для того, что бы развести на нем костер в минуту опасности, когда по близости имеется подходящий камень или скала и достаточно соорудить легкий навес для хранения хвороста. Для обороны многие из средневековых башен (с точки зрения современного человека) тоже мало подходят. Я забирался на многие из них, пытался представить себя средневековым воином…. Ну очень неудобно, стоя наверху, лить вниз кипяток (все равно на ветру остынет), швырять большие камни в проходящих, или тащить наверх расплавленный свинец. А стрелять из огнестрельного оружия, по-моему, гораздо удобнее со склона горы, спрятавшись за какой-нибудь валун. «Спрятаться и переждать», но многие «влепленные» в скалы башни имеют настолько малую полезную площадь, что и двоим развернуться негде, а вскарабкаться к спасительному бастиону сможет только профессиональный скалолаз с комплектом крючьев и веревок. А прятать и оберегать необходимо было почтенных старцев, тучных женщин и маленьких детей. Вообщем, военно–оборонительная версия происхождения башен у меня вызывает сомнения.

Практически недоступная башня в с. Зинцар (замок Ос-Багатора)

Для чего же они строились? А для чего строят башни в наши дни? На капищах, у въезда в село, на входе в альплагерь, у себя во дворе? Для обороны? – нет, для хранения утвари? – нет, для привлечения туристов – вряд ли. Вот и в ХII – ХIV веках", возможно, на территории нашей республики тоже существовал обычай, (мода, если хотите). Каждая уважающая себя фамилия должна была увековечить свой род этаким вот памятником. Ведь недаром же многие башни являются фамильными. Либо памятник – башня возводилась в честь какого-либо значимого события, как башня Курта и Тага в Куртатинском ущелье. Тешили наши предки своё «Я». Не доедали, не досыпали, не отдыхали, а строили нам, своим потомкам, загадки."

Взято из Журнала Владимира Майорова.

Загадка сванских башен (Грузия)

В первую очередь, Сванетия знаменита своими башнями. Их здесь превеликое множество, Местиа и Ушгули, вообще представляют собой сплошной лес из башен. Здесь башни есть в каждом дворе. Именно, для того чтобы посмотреть на башни, сюда валят огромные толпы туристов.

Но вот что интересно, на данный момент, достоверно никому не известно, ни как строились эти башни, ни зачем.

В общем случае, башня представляет собой сооружение правильной формы, с гладкими стенами, высотой в два-три этажа. Время строительства большинства башен, датируется XII-XIII вв.

Основная теория возникновения башен – боевая, дескать, строились они для обороны, что не лишено смысла, башня ведь. Но вот беда, внутренних войн в Сванетии не было, а большинство башен, построены во времена «золотого столетия», когда в Сванетию никто не вторгался. Так зачем строить башни? Задел на будущее? Быть может. Вот только, башни, в текущем их состоянии не очень пригодны для обороны, простой пример – большинство башен, имеют окна, только с одной стороны, и что самое интересно, часто, эти окна смотрят в противоположную сторону, от вероятного места появления противника. Согласитесь, что это выглядит глупо для боевой башни. Правда, на верхних этажах, часто имеются окна, смотрящие на подножье башни, но они похожи больше на смотровые окна, нежели на бойницы, при этом, они достаточно узки, чтобы из них можно было сбрасывать что-то существенное, разве что, лить смолу.

Еще одна теория – это жилые помещения. Но эта теория совсем слабая, все местные в один голос утверждали, что в башнях никто и никогда не жил. И это очень похоже на правду, по одной простой причине – в башне нет камина. А это, учитывая суровый климат Сванетии, очень серьезный аргумент.

Некоторые говорят, что в башнях хранили припасы. Но тогда не понятно, почему башня? Зачем нужны вертикальные, гладкие стены и окна, столь похожие на бойницы? Но то, что в башнях иногда хранили продукты – правда.

Так же интересен тот факт, что при захвате селения, башни, чаще всего сносились? Зачем? Ведь если это защитное сооружение, не лучше ли его использовать в своих целях?

В общем, в истории сванских башен, много загадочного, и самое загадочное – что никто, точно не знает, зачем они были нужны. А пока ученые гадают, башни продолжают стоять, пустые, как и многие века до этого.

Башни вайнахов в Чечне и Ингушетии


Земли Чечни и Ингушетии часто называют «страной вайнахов». Вайнахи – это общие предки чеченцев и ингушей, от которых им достались единые язык (обладающий различными диалектами) и культура. Много веков этот народ жил на территории между Осетией и Дагестаном, вдоль Главного Кавказского хребта.

Здесь, в долинах бурных рек и между высокими горными хребтами, он оставил после себя великое архитектурное наследие: языческие святилища, храмы, родовые склепы и башни.

"Башни двух соперниц" в Ингушетии

В горном Джейрахском районе Ингушетии и прилегающих горных районах Чечни, располагаются сотни средневековых каменных башенных комплексов, селений, просто отдельно стоящих башен. Практика строительства башен берет начало в 5-м веке.

Почти все они расположены на возвышенностях. Многие из них малоизученные, но поражающие своим великолепием. То, что они мало известны – следствие их фактической недоступности. Иначе говоря, проход к ним крайне сложен и опасен.

Башни-близнецы из Ушкалоя, Аргунское ущелье

Считается что эти башни делятся на боевые и жилые. Может быть позднее их уже приспособили для этих целей, а с какой целью они были построены, неизвестно.

Ингушские башни

Самый известный башенный комплекс Ингушетии - Вовнушки. Стоящие в живописном ущелье реки Гулой-Хи, каменные башни выглядят как естественное продолжение скал. Башенный комплекс Вовнушки в 2008г. стал финалистом конкурса "Семь чудес России".


Как это ни странно, но башни Северного Кавказа имеют сходство с башнями из провинции Сычуань в Китае и с башнями индейцев анасази в Калифорнии.

Башни Тибета

B Тибете и в китайской провинции Сычуань тоже стоят странные ребристые башни, некоторые - с десятиэтажный дом. На юго-западе Китая более тысячи подобных древних сооружений. Местное население не знает, кто, когда и зачем их создавал. Говорят, что самые первые башни были построены в этих местах еще в 1700 году до нашей эры.

В отличие от ингушских башен, башни провинции Сычуань имеют звездообразную форму: некоторые представляют в плане восьмиконечную звезду, другие – двенадцатиконечную.

Башни индейцев племени анасази , культура которых развивалась на юго-западе Северной Америки в нач. III-XV вв., также напоминают башни Кавказа.

Сторожевая башня (Desert View Watchtower), точная копия индийских башен, построенная в 1932 году.

Круглые башни Ирландии

Ирландия буквально усеяна непонятными башнями, которые нигде больше не встречаются. Точнее, две еще есть в Шотландии и одна на острове Мэн. На протяжении уже трех веков, историки и архитекторы не могут объяснить их назначение. По всему острову насчитывается 65 таких башен. И еще 23 полностью или частично разрушенных башен.
Построены башни явно по одной технологии, отличаются только диаметром и высотой. Высота колеблется от 18 до 34 метров. Стены башни выложены из мало обработанного камня на известковом растворе. У башни две стены - внутренняя и внешняя. Внутренняя идет ровно, а внешняя с небольшим уклоном к вершине. Пространство между стенами, заполнено раствором.

Также вызывает вопросы каменный купол башен, имеющий коническую форму. Для чего он такой сложный и массивный?

Интересно, что вход в башню, находится на высоте от 1,5 до 7 метров над основанием. Никаких ступенек, ведущих к этому входу, строителями не предусматривалось. Возводились башни на протяжении 5 веков, с 700 по 1200 год.

Первое письменное упоминание об этих башнях появляется в XII веке. В нем писалось, что башни символизируют стремление людей к Богу. Ну а что еще мог написать в те годы, прелат церкви, о непонятных сооружениях?

Лишь в эпоху Просвещения в XVII веке, возникло предположение, что к церкви, эти башни не имеют никакого отношения. И возникла диаметрально противоположная версия – башни возводили викинги, для контроля над местным населением. Но викинги, тогда должны были бы строить такие башни не только в Ирландии. Да и в центральной части острова, башни есть, а вот следов викингов нет. Значит все же не викинги.

Последняя официальная версия, гласит, что башни строили для укрытия в них во время набегов викингов. И действительно башни находятся вблизи христианских церквей. Да и высокий вход, позволял забраться по приставной лестнице людям и укрыться на время набегов. А известковый раствор стали применять только во времена христианства.
Но как оказалось, известковый раствор применялся на острове еще в бронзовой эпохе. Об этом свидетельствует, открытый археологами в Белфасте склеп, эпохи бронзы. Да и насколько такое укрытие, как башня, могло защитить от викингов?
Похоже, что до конца назначение этих башен так и не раскрыто.

Фантастические башни Болоньи

Из всех древностей больше всего в Болонье поражают ее башни. Особенно стоящие в центре Торре Азинелли и Торре Гарисенда.

С высотой 97,2 м, башня является самым высоким строением исторического центра Болоньи и самой высокой из «падающих башен». Ещё при строении башня начала отклоняться, и сегодня этот наклон составляет 1.3°, со смещением на 2.2 м в верхней части. А соседняя башня Гаризенда из-за своего наклона на 3 м трижды была укорочена, и на сегодняшний день её высота - 48 м.

Точной даты постройки башни Азинелли нет, но считается, что строительство началось между 1109 и 1119 годами. Однако первый документ, упоминающий башню Азинелли, датируется только 1185 годом, почти через семьдесят лет после предполагаемой даты строительства. Название башни происходит от семьи, которой традиционно приписывается строительство этого сооружения.

По преданию, в средние века среди самых богатых семей Болоньи шло негласное соревнование: кто построит башню выше других, тот достоин наивысшего почета.

В XIV веке владельцами башни Азинелли стали городские власти. C тех пор башня использовалась и как тюрьма, и как крепость.

А еще пишут, что тогда, в 12-м веке такие башни строили все состоятельные семьи, так что Болонья в те годы напоминала Манхэттен. Это потом уже какие башни сами рухнули, какие разобрали, так что до наших дней дожили всего несколько.

Сан Джиминьяно: город «ста башен».


В другом итальянском маленьком Сан Джиминьяно концентрация башен столь высока, что создается ощущения маленького человечка среди небоскребов.

Зачем это, почему? Но, опять же, пишут "затем чтобы показать свое богатство и мощь семейства выстраивали башни, так в XIV в. насчитывалось 72 башни, из которых сохранились 14."

"Средневековые небоскрёбы"

Башни Средней Азии и Ближнего Востока

Многие скажут, что в них ничего необычного – это минареты, но…

Башня Бурана, Киргизия, приблизительно 10-го века.

Почему-то вход не на уровне земли. Строители не искали легких решений?

Первоначальная высота башни была не менее 40 м, её верхняя часть была сброшена землетрясением. На сегодняшний день высота составляет чуть более 21 метра.

Внутри башни

Свастичная вязь

Рядом с башней Бурана находится занесённое грунтом древнее городище.

Башня Кабуса (Иран), построенная в 1006-1007 гг. Видим такую же как и в Ирландии конусную массивную крышу .

Так башня выглядела до реставрации

Самарра. Минарет аль Мальвия, Ирак. Приблизительная дата постройки - 849 год.

Качество обработки каменных блоков поражает.

Джамский минарет в Афганистане.

В одном из удаленных и пустынных уголков Афганистана расположена таинственная башня. Высота более 1500 метров над уровнем моря и скалы сделали его труднодоступным, именно это и позволило ему сохраниться до наших дней. На долгое время об этой башне позабыли, пока в 1957 году не произошло ее открытие заново.

Вершина первого яруса содержит текст из Корана. Здесь же имеется и другая надпись, свидетельствующая, что этот минарет был построен Гияс-уд-Дин Мухаммедом ибн Сама, являющегося одним из ведущих правителей времен Гуридской империи. По этой же надписи считается, что Джамский минарет был построен в 1194 году.

А его загадка ещё и в том что входа в это сооружение обнаружено не было. Сейчас его роль исполняет пробитый уже в наше время проход.

Это лишь некоторые башни - минареты, как считают современные историки. Может быть, это одно из их назначений, но думаю, не первоначальное.

Очень интересная и информативная статья о башнях.

Originally posted by gvernikov at Ингушские родовые башни

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!

Михаил Лермонтов. Демон.


Так всегда бывает в подобных поездках: оказываешься в том или ином месте неподготовленным, восторгаешься, фотографируешь и только потом, вернувшись домой, начинаешь собирать информацию об увиденном.

Это в полной мере коснулось поездки к родовым башням в Джейрахское ущелье , которую в Ингушетии нам любезно организовал Калой Ахильгов . Несмотря на очевидную уникальность этих мест и памятников архитектуры, информации о них в сети не так много, как я ожидал, и почти все материалы сосредоточены на ингушских сайтах. Это ничто иное, как следствие нереализованности туристического потенциала и статуса закрытой пограничной зоны, в которой находятся Джейрахо-Ассиновский историко-архитектурный музей-заповедник.

Немного из истории родовых башен

По мнению современных историков массовое строительство каменных башен в горных районах современной Ингушетии относится к XVI-XVII вв.

Чтобы подняться к башням, необходимо преодолеть трудный путь, петляя по отвесным скалам (впрочем, наш Сева из Кинокружка, вооружившись камерой, преодолел этот путь без особых проблем). Такое расположение строений исключало неожиданное нападение. Более того, обитатели замка могли при случае успешно противостоять нападавшим, выдерживая длительную осаду крепости. Из уст в уста потомкам передается легенда о женщине, которая в дни осады спасла от огня и нападавших врагов маленьких детей в люльках. Предание гласит, что ей чудом удалось совершить несколько переходов из одной башни крепости в другую по канату, оставшемуся от разрушенного осаждавшими подвесного моста.

Место, в котором построены Вовнушки, заслуживает отдельного рассказа. Это образец горской природы – быстрая и холодная горная река Асса , окруженная зарослями, течет у подножия высокого скалистого хребта Цорейлам. Асса возникает из родников и талых вод снежников на высоте 2700 метров. Она имеет множество притоков и впадающих в нее речек, как например, реки Галгай-Че и Гулойхи. На теневом склоне горного массива растет густейший лес, а на солнечной стороне, где стоят башни замка Вовнушки, только отдельные деревья упрямо цепляются за камни. Вся местность, в которой расположены Вовнушки, называется Таргимская котловина. Дно Таргимской котловины лежит на высоте 1000-1100 м. над уровнем моря. Эта котловина, так же, как и долина реки Армхи, расположена в зоне «дождевой тени». Осадков в ней выпадает значительно меньше, чем в зоне северных предгорий. Высокий горный хребет загораживает ее от дожденосных северных ветров, которые всю влагу оставляют на северных склонах хребтов и попадают в котловину в виде нисходящих – сухих и теплых воздушных потоков. Поэтому здесь господствует сухая и солнечная погода.

Кстати, один из сотрудников Джейрахо-Ассиновского заповедника, который нас сопровождал в поездке, является прямым потомком Оздоевых, которые в средневековье воздвигли замок в Вовнушках.

Также можно отметить, что есть как минимум один ингуш, который строит башню и в наши дни . С детства увлекающийся историей своей родины, художник Мурад Полонкоев изображал башни практически на каждой своей картине. А в один день отложил мольберт и взялся за мастерок. На возведение башни ушло уже десять лет и шесть камазов горных камней. Пожелаем Мураду удачи и успешного завершения строительства!

Туризм в Ингушетии

С давних времен башни приковывали к себе внимание историков, путешественников и этнографов. Будучи одним из самых устойчивых типов сооружений, они появлялись в культурах различных народов на протяжении многих веков. Это сложные и дорогостоящие произведения зодчества.

На Северном Кавказе башни несли и жилую функцию, и оборонительную, именно поэтому они чаще всего были сторожевыми родовыми. Из-за вражеских нашествий бóльшая часть этих сооружений не сохранилась. Некоторые из башен были фамильными. По обычаю башня должна была строиться не более года, иначе род могли счесть неблагополучным; возводилась она обычно вблизи поселения. Ранние сторожевые башни (XV–XVII века) отличались от сторожевых родовых высотой и месторасположением.

Селение Ицари

На окраине плато, у дагестанского селения Ицари, стоит круглая сторожевая родовая башня. Местные жители возвели ее на окраине села, чтобы защититься от набегов соседней общины. В башне размещается декоративный подвесной карниз, копирующий навесные бойницы для вертикального обстрела противника. Вход расположен на уровне второго этажа. Толщина стен уменьшается по направлению к верхней части. Башню собирали из отколотых камней, промазанных глиняным раствором. Для выравнивания кладки использовались мелкие камни. Такой тип конструкций характерен для Дагестана.

Селение Мусрух

Семиэтажная сторожевая родовая башня у крутого склона горы в селении Мусрух строилась келебской общиной. Она была необходима для защиты от родовых общин из долины Гидатля. Башня, установленная в центральной части поселка, занимает главенствующее положение и в нем, и в котловине Келебской долины. Высота сооружения и размещение его на скальной площадке обеспечивали отличный обзор.

Аул Хулам

В Балкарии, в верховьях Черек-Балкарского и Хуламо-Безенгийского ущелий, башни строились в стратегически важных точках. Они представляли собой идеально продуманную оборонительную систему. Хуламская сторожевая родовая башня располагается над аулом Хулам, с левой стороны Хуламо-Безенгийского ущелья. Она возведена на труднодоступной горизонтальной площадке. К башне можно было пробраться лишь по опасной горной тропе, которая завершалась заграждающей стеной между скалами.

Башня Мамия-Кала

Хузрукская трехэтажная башня (Мамия-Кала) возведена на вершине горы Кала-Баша. Арочный вход расположен на уровне первого этажа. Сообщение между этажами осуществлялось по приставным лестницам через люки в междууровневых перекрытиях. Мамия-Кала имеет квадратное основание. Стены состоят из идеально соприкасающихся обтесанных камней, промазанных известковой смесью. На стенах каждого уровня - уступы для брусьев межэтажного перекрытия. Рядом с входом расположен выдолбленный в стене и выложенный камнями колодец. В нем хранили продовольственные запасы и топливо.

Башня Амирхана

Башня Амирхана у древнего аула Шканты - форпост оборонительной системы Черек-Балкарского ущелья. Она была сооружена на пятиметровом валуне, из тесаных камней, промазанных известковым раствором. По предположению историка И. М. Мизиева, башня состояла из двух этажей.

Комплекс Болат-Кала

Главная достопримечательность села Верхняя Балкария - башенный комплекс Болат-Кала, считающийся самым мощным оборонительным сооружением Черек-Балкарского ущелья. Первоначально он представлял собой однокамерное строение с укрепленной заградительной стеной. Затем у главной башни была возведена двухкамерная пристройка; через ее окна и бойницу отлично просматривалась вся окружающая территория. Вход в комплекс - в стенном проеме, прилегающем к отвесу скалы. Несколько колодцев в углу главной башни использовались для хозяйственных нужд.

Комплекс Эрзи

Наиболее крупным и хорошо сохранившимся считается замковый комплекс Эрзи в Джейрахском районе Ингушетии. Он состоит из девяти боевых, двадцати жилых и двух полубоевых башен. Археологи полагают, что комплекс создавался из тесаных валунов в XIV–XVII веках. У башен отсутствует фундамент, они находятся на скальной террасе, за ними вздымаются горные вершины. Пятиярусные боевые башни практически целиком дошли до наших дней.

Башни как символ

Много башенных комплексов и сторожевых родовых башен встречается и в восточной части Балкарии, у границы с Северной Осетией.

Северокавказские башни символизируют честь рода, сплоченность и мужество, являясь вершиной строительного и архитектурного мастерства горцев Северного Кавказа.

На территории проживания осетин расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются средневековые башни и замки, широко распространённые в горной зоне.
Начало башенного строительства относят к раннему средневековью - к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.


Оборонительные сооружения осетин подразделяются на боевые («мæсыг») и полу-боевые жилые башни («гæнах»), замки («галуан»), наскальные и пещерные крепости, заградительные стены. Для каждого из этих видов памятников характерны определённые способы сооружения, особая планировка и определённое назначение. Осетинские мастера приглашались строить башни и другие сооружения в Балкарию, Грузию и другие регионы Кавказа.
В Осетии отмечено более трёхсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые. Большое количество башен и других укреплений было уничтожено или повреждено во время карательной экспедиции генерала Абхазова в Осетии 1830 года. Документально подтверждено разрушение башни Шанаевых в селении Даргавс, трёх башен в селении Чми, селения Барзикау, Лац, Хидикус, Уаласых, всего 10 населённых пунктов были сожжены и разрушены. Также осетинские башни и крепости массово уничтожались во время различных карательных экспедиций в Южную Осетию.
О последовательном уничтожении осетинских башен упоминает Коста Хетагуров в этнографическом очерке «О́соба» (1894).:
В настоящее время в Нарской котловине, да и во всей Осетии, нет ни одной сохранившейся в целости башни; все они, по распоряжению русского правительства, были разрушены в сороковых и пятидесятых годах прошлого столетия.

В глубине Куртатинского ущелья, на одном из плато южного склона скального массива Кариу-хох, на высоте около 170 м от подножья горы, находится уникальный памятник средневековья, архитектурный комплекс селение Цмити.
Рука времени изгладила следы богатства и блеска этого древнего осетинского поселения, но у осетин сохранилось предание, что здесь был богатый город, безопасный от всех хищнических набегов, и служивший отличным местом для торговли.
В селении Цмити сохранились древние боевые и жилые башни. Строились они в три этажа. Первый служил хлевом для скота, на втором размещалась семья, а третий использовался как сторожевое или оборонительное сооружение.

Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

 

Возможно, будет полезно почитать: