В годы Второй мировой простые колхозники дарили героям именные танки и самолеты. Из первых уст. Интервью с летчиком авиагруппы Военно-воздушных сил России о проблемах и перспективах молодого пополнения ВВС. Оклад командира отделения

Гражданские и военные лётчики (пилоты) поднимаются в небо практически каждый день, а в ряде случаев, их вылеты могут осуществляться и по нескольку раз за сутки. Очевидно, стоит подчеркнуть, что профессия лётчика, вне зависимости от того, является ли пилот командиром гражданского или же военного воздушного судна, является опасной, а, следовательно, наверняка будет и высокой зарплата пилота.

Действительно, на сегодняшний день квалифицированные лётчики ценятся очень сильно, ведь благодаря действиям опытных авиаторов даже самолет, вышедший из под контроля можно посадить без ненужных жертв. И, здесь, следует подчеркнуть, чем большим опытом обладает пилот, тем выше будет и зарплата лётчика.

Конкретные цифры зарплаты пилота могут варьироваться от минимума к максимуму исходя из того, в какой авиакомпании работает командир воздушного судна, а также от того, какие задачи поставлены перед ним. Если брать Великобританию, то минимальная зарплата лётчика здесь составляет порядка 32 тысяч долларов в год , в то время, как максимальная может превышать 120 тысяч долларов . Что касается самоё высокой зарплаты лётчика, то она зафиксирована в Китае, где пилот грузового самолёта Boeing 747-400 получает свыше 250 тысяч долларов в год , что естественно, делает такую профессию весьма перспективной.

Весьма часто, зарплата лётчика зависит от того, каким типом воздушного судна он управляет. Если это небольшой легкомоторный самолёт, то всего скорее, пилоту придётся рассчитывать на относительно небольшую заработную плату, но в том случае, если это гигант на подобии Airbus A380, то вероятно зарплата лётчика будет приближена к максимуму, так как управление этой сложной воздушной машиной требует максимальной квалификации.

Что касается зарплаты пилота в России, то здесь она не настолько высока как того хотелось бы, что зачастую и приводит к утечке лётного состава. Для примера, лётчики гражданской авиации, работающие в авиакомпании «Аэрофлот», получают порядка 72 тысяч долларов в год . Тем не менее, квалифицированные специалисты действительно необходимы отечественной авиации, а потому, ряд авиаперевозчиков, специально стимулирует работу опытных пилотов, предлагая им заработную плату в размере 100-120 тысяч долларов в год .

Что же касается военных летчиков (пилотов), то в среднем они зарабатывают 110 тыс. рублей в месяц . Лейтенант, отслуживший 1 год, зарабатывает в среднем 40 тыс. рублей в месяц . Офицеры, прослужившие от 5 лет, могут довольствоваться заплатой 70-90 тыс. рублей в месяц. Но не будем забывать что всех военных летчиков Государство обязало обеспечить жильем.

Как бы то ни было, главным для пилота любого воздушного средства являются далеко не деньги, а уникальная возможность вновь и вновь подниматься в небо, навстречу бесконечному горизонту.

В годы Второй мировой простые колхозники дарили героям именные танки и самолеты

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронте, но и в тылу. «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей», - эти слова из песни отражают истинную картину тех дней. Но был еще один источник поступления ресурсов для фронта - личные вклады граждан в Фонд обороны на приобретение военной техники для Красной Армии.

В газете «Правда» от 18 декабря 1942 года опубликовано послание Ф. П. Головатого И. В. Сталину:

Цитата:
Москва, Кремль, Товарищу Сталину
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Провожая двух своих сыновей на фронт, я дал им отцовский наказ - беспощадно бить немецких захватчиков, а со своей стороны я обещал своим детям помогать им самоотверженным трудом в тылу.
Узнав о Вашей приветственной телеграмме Саратовским колхозникам и колхозницам и желая помочь героической Красной Армии быстрее уничтожить немецко-фашистские банды, я решил отдать на строительство боевых самолётов все свои сбережения.
Советская власть сделала меня зажиточным колхозником, и сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь ей всем, чем могу. Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, отдаю это в фонд Красной Армии. 15 декабря я внёс Государственный Банк 100 тысяч рублей и заказал боевой самолёт в подарок защитникам Родины. Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков.
Колхозник колхоза «Стахановец» Ново-Покровского района Саратовской области Ферапонт Головатый

Газета «Правда», 18 декабря 1942 года:
Цитата:
Колхоз «Стахановец» Ново-Покровского района Саратовской области
Ферапонту Петровичу ГОЛОВАТОМУ
Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и её воздушных силах. Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолёта.
Примите мой привет.
И. СТАЛИН

«Подарок сыну» - шаг к бессмертию
Илья Андреевич и Мария Филипповна Ширмановы из Чувашской АССР все свои сбережения передали на строительство танка для их единственного сына Андрея, который служил в 162-й танковой бригаде.

Танк с надписью «Подарок сыну», построенный на уральском заводе, в начале июня 1943 года был передан экипажу. На митинге по случаю передачи машины присутствовали родители бойца. Они сфотографировались вместе на броне. На фотографии видны натруженные руки Ильи Андреевича.
К сожалению, родительская любовь не уберегла Андрея. Старший сержант, наводчик, Андрей Ширманов храбро воевал на именном танке почти год, и геройски погиб вместе с экипажем в бою под Черновцами.

Все - для Победы
За годы войны в Фонд обороны от граждан СССР поступило свыше 16 млрд. рублей,13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,8 млрд. рублей драгоценностей, свыше 0,5 млрд. рублей вкладов в сберегательных кассах (в ценах 1941 года), на сумму свыше 4,5 млрд. рублей облигаций государственных займов. На эти средства построили 2,5 тыс. боевых самолетов, более 30 тыс. танков и самоходных установок, 8 подводных лодок, 16 военных катеров и много другой военной техники.
За родину сражались Як-7 «За Победу!» Вольфа Мессинга, танк «Русская песня» Воронежского русского народного хора, тяжелый танк ИС-2 «Владимир Маяковский», приобретенный артистом Яхонтовым, КВ «Беспощадный», построенный на Сталинскую премию знаменитых Кукрыниксов, Т-34 «Грозный», построенный на Госпремию Алексея Толстого... Врага громили танки «Байкальский рыбак» и «Ейский колхозник», «Верховский железнодорожник» и «Верхоянский охотник», «Макеевский школьник» и «Комсомолец Нордвика», «Малютка» и «Таня». Врага били экипажи боевых машин «Амурский мститель», «За радянську Украiну», «Мариуполь - мстит», «Крамарев Ераст Федорович», «Личный танк Андреева», «Колыма», «Колхозник», «Матери - своим сыновьям»..

«От Леночки за папу»
В начале 1943 года в 237 штурмовой авиаполк прибыл новый самолет Ил-2. От других штурмовиков он отличался необычной надписью на борту «От Леночки за папу». У этой машины уже была история, которая началась с письма Сталину. «Дорогой Иосиф Виссарионович. Мой папа, Азаренков Анатолий Васильевич, командир эскадрильи штурмовой авиации, погиб на фронте, защищая нашу Родину, которую я очень люблю. Моя мама погибла в Киеве, я живу с бабушкой. Она пенсионерка, инвалид 2-й группы. При получении пенсии она дарит мне игрушки. Я копила деньги на елку и накопила 110 рублей, которые прошу вас принять для построения штурмового самолета, и передать его в полк 237, в котором служил мой папа, чтобы товарищи моего папы отомстили гадким немцам за смерть папы, за бабушку, она так много плачет и за меня».

Автором обращения была ученица 1-Б класса московской школы № 612 Лена Азаренкова. Письмо опубликовали в журнале «Огонек» №4 за 1943 год, и дети всей страны начали жертвовать свои «елочные» и «конфетные» деньги на постройку самолета. Вместе их маленькие вклады складывались в значительные суммы. От школьников Ивановской области - миллион рублей, от учащихся Ставропольского края - 100 тыс. Желание Лены осуществилось. Получив купленный на детские деньги самолет, летчики 237 штурмовой авиаполка написали девочке: «Дорогая Леночка! Мы получили в боевой строй построенный на собранные по твоему почину деньги самолет. Заверяем тебя, что мы, боевые друзья твоего папы отомстим немецким бандитам за его смерть. На боевом самолете-штурмовике мы написали твое имя и вручили его лучшему товарищу твоего папы».

«Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой.»

И дети отозвались.

Адик Солодов, 6 лет: «Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги - 135 рублей 56 копеек - на строительство танка «Малютка»».

Тамара Лоскутова: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко».

Таня Чистякова: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».

Шура Хоменко из Ишима: «Мне рассказали о письме Ады Занегиной и я внёс все свои сбережения - 100 рублей и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения».

А дети, у которых сбережений не было - старались заработать, как сказали бы сейчас, благотворительными акциями. Например, дети детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили концерт и перечислили на спецсчёт в омском отделении Госбанка 20 рублей.

Так, всем детским миром, была собрана далеко не детская сумма, которую омские власти перечислили в Фонд обороны.

Цитата:
Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин.

«Малютка» выглядел именно так

Механиком-водителем его стала одна из 19 советских женщин-танкистов Екатерина Петлюк. Она и сама была невысокой, что служило в части источником постоянных шуток. Однако воевала геройски, что было отмечено орденами Красной Звезды и Отечественной войны.

Танк «Малютка» воевал под Сталинградом, стал свидетелем сдачи в плен фельдмаршала Паулюса. Перед Курской дугой его боевая служба закончилась, и, как и вся остальная отслужившая бронетехника, он был отправлен в переплавку. Екатерина оставила себе на память танковые часы (они сейчас экспонируются в Музее обороны Сталинграда) и пересела на более совершенную, хотя и тоже небольшую машину Т-70.

Механик-водитель ст. с-т Екатерина Петлюк

На Курской дуге, как оказалось впоследствии, Екатерина воевала где-то рядом с отцом Ады. Но, увы, для танкиста Александра Занегина бои под Курском оказались последними.

Ада Занегина перед войной

Историю «детского» танка в 1975 году раскопали омские «красные следопыты», и 9 мая 1975 года в Омске работник одного из одесских ЗАГСов Екатерина Алексеевна Петлюк впервые встретилась с Адой Занегиной - к тому времени врачом-окулистом из подмосковной Электростали Аделью Александровной Воронец.

Кстати сказать, Первомай сего года поисковики Волгоградской области отметили редкой удачей: они подняли танк Т-60 - после реставрации он станет шестым сохранившимся в мире и третьим в России (это из шести тысяч выпущенных машин).
_________________
И один в поле воин, если он по-русски скроен!

Орел 25 25-03-2009 13:07

какое денежное довольствие военнослужащих в Советской Армии

Какое жалованье (денежное довольствие)
было у военных в СССР?
у летчик (техник, инженер),
надбавки ОУС, БД и т.д. .

как был у другие самолета?

лётчик оператор Ми-24 140,-
командир 150,-
старший лётчик 155,-
штурман звена 160,-
командир звена 170,-
штурман АЭ
з.к. по политической части
замзкомэска 190,-
Комэска 200,-

С уважением

AWND 25-03-2009 16:26

А за какой год? Инфляция ведь даже в Союзе была.

Орел 25 25-03-2009 16:52

70-е - 80-е г.

Орел 25 25-03-2009 16:53

меня интересует 50-е - 80-е г.

SeRgek 25-03-2009 18:04

батя на дв праваком лейтенантом в 80-е 500 ч сумме получал

4V4 26-03-2009 13:04

С 50 до 80 денежное содержание выросло минимум в два раза. По цифрам.

Орел 25 26-03-2009 13:25

ты знают несколько точно?

Maksim V 26-03-2009 13:37

1968 год, лейтенант,в/ч за Полярным кругом -800 рублей, 1977 год, майор-комбат 300 рублей, 1981 год подпол-нач. политотдела дивизии-800 рублей. Эти цифры взяты из прартийного билета,с этой суммы платились партвзносы.

Орел 25 17-04-2009 19:42

Сколько составляла денежная компенсация в денежном выражении
за дни, когда не питался в столовой?

С уважением

KDmitry 19-05-2009 20:07

1986 год правак Ил-76 лейтенант без класса - 265 руб минус за яйца, минус взносы.

mals1 22-05-2009 12:46

1990 г. лейтенант, техник Су-25: 220 руб. - минус за яйца и взносы в ВЛКСМ

Орел 25 25-05-2009 23:33

KDmitry
лейтенант без класса - 265 руб

лейтенант = 120 руб. должность = 145 руб.

какой самолета?

--------------------
mals1
лейтенант, техник Су-25: 220 руб.

техник Су-25 , должность 100 руб. ?!

Орел 25 26-05-2009 13:54

1986 год правак Ил-76 лейтенант

самолета Ил-76 - не замеченный

а как был ШО ПКК ШК КК и т.д.

С уважением

Орел 25 26-05-2009 13:57

и надбавка за это самолета

KDmitry 26-05-2009 18:20

Орел 25 04-06-2009 17:29

спасибо KDmitry!
был тоже у летчик ИЛ-76 прцентов за квалификайию военны
летчик 1 класс 15 %, 2 класс 10 % ?
и были надбавки в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью,
полетных за минуту 0,10 - 0,20 руб (за полеты в СМУ днем
и ночью в ПМУ)?
или за полета в многие часов надбавки в % / денги?

Орел 25 21-06-2009 20:38

новый должностной оклад был с
1.10.1946 г.
1.10.1956 г.
1.6.1966 г.
1.7.1968 г.
1.1.1990 г.

С уважением

Орел 25 16-07-2009 16:27

речь идет у меня об этом то, что стоило/стоимость
солдат (финансовый). как был история развития.

Орел 25 31-10-2009 14:38


денежное довольствие

4V4 05-11-2009 17:32

В 70х точно пару раз меняли, а потом ещо 13ю ввели, правда не всем.

Орел 25 28-02-2010 19:24

С 1.10.1946г...........1.10.1956г.......1.7.1968г.
лётчик......... 900 руб.... (+300).....1.200....(+20)...140
ст. лётчик... 1.000 руб. ..(+300).....1.300....(+20)...150
ком. звена... 1.200 руб. ..(+300).....1.500....(+20)...170
ком. эска.... 1.500 руб.... (+30?).....1.800.?..(+20?)...210
ком. полка... 2.100 руб.. (+20/30?)..2.300....(+10?)...240
ком. див. ....2.600 руб. (?).(+20)....2.800................280

я думаю с 1956г. ? + 10 руб. сверхзвук и + 10 руб. крыло махающее
лётчик 1.200 руб (на МиГ) + 100 руб. сверхзвук, 1.300 , с 1.1.1961г. 130 руб

ст. лётчик 150 руб (на МиГ-23) + 10 руб. сверхзвук и + 10 руб. крыло махающее - 170
(1968г. - 1989г.)

с 1.1.1990г. в ВВС ДО + 40 - 60 руб.

Орел 25 20-05-2010 20:05

на сколько было должност с контракт,
сверхсрочников в рублей?

Орел 25 27-12-2014 11:30

начальник связи полка - 140 , дивизии 160 ?
помощник начальник штаба по специальной связи полка - 130
помощник начальник штаба - офиццер по И.С.О. - 125 ?

Voron65 30-12-2014 21:49

цитата: 1968 год, лейтенант,в/ч за Полярным кругом -800 рублей,

1980-й, Североморск, майор со всеми полярками (начальник службы в АТБ)- 600 рублей.
+-

Sobaka1970 30-12-2014 22:47

цитата: Изначально написано Орел 25:
кое-что стоит в расчетная книжка к
денежное довольствие

Расчётные книжки забирали по замене, но по комсомольским и партбилетам можно достаточно точно смотреть.

Родоначальниками пилотируемой авиации современного типа (тяжелее воздуха) принято считать братьев Райт. Даже 100-летие авиации отмечалось в 2003 году – в годовщину их первого полета. Заслуг этих инженеров никто не умаляет.

Но все-таки пилотируемый аппарат тяжелее воздуха впервые оторвался от земли двумя десятками лет ранее. Самолет Можайского не получил практического применения, и биография его оказалась недолгой. Но первым он был.

Одиссея изобретателя

Создание российского самолета окружено большим количеством исторических загадок, мифов, неточностей и нерешенных вопросов. В этом повинны как объективные исторические реалии, так и особенности мышления отечественных бюрократов

Моряк с мечтой о крыльях

Понятно, что инженер-разработчик не был авиаконструктором – в его время не было такой профессии. Биография у него была вполне обычной для сознательного небогатого дворянина. Александр Федорович Можайский (1825-1890) был флотским офицером, дослужился до контр-адмирала. Офицеры флота часто имели хорошую инженерную подготовку, были способны проводить сложные вычисления.

В 1850-1855 годах молодой моряк участвовал в дальнем походе в Японию, и даже пережил там кораблекрушение. Есть основания полагать, что он стал автором проекта первого в Японии корабля, оснащенного килем.

Затем он принял участие в Хивинском походе, в результате чего составил описание Амударьи и Аральского моря.

Можайскому довелось также служить на фрегате «Гремящий», на котором передвигались члены царской семьи.

Чин контр-адмирала изобретатель выслужил уже «на гражданке» – пришлось оставить военную службу после поражения в Крымской войне. Занимал он административные должности сначала в вологодской, а затем в подольской губернии.

В последней за ним закрепилась нехорошая слава, в том числе из-за авиационных экспериментов. Крестьяне считали это «богохульством». Поработал Александр Федорович и в Петербургском пароходстве, где хорошо освоил принципы работы паровых двигателей.

Объективные трудности

В 1856 году молодой морской лейтенант заинтересовался аэродинамикой полета птиц и стал вычислять удельные нагрузки на их крылья. Позже он много экспериментировал с воздушными змеями и изучал свойства винтов.

Есть свидетельства, что исследователь сам несколько раз поднимался в воздух на змее собственной конструкции.


Результаты этих исследований и превратили Можайского в изобретателя первого в мире самолета. Хотя единственное «полевое испытание» образца следовало счесть неудачным, многие идеи Можайского получили успешное развитие у других разработчиков.

В своей работе изобретателю пришлось бороться с серьезными неблагоприятными обстоятельствами. Во второй половине века не существовало теории аэродинамики (она была позже). Не было материалов, сочетающих в себе прочность и легкость (алюминий в то время относили к числу драгметаллов). Выбор двигателей также был невелик – паровая машина, и только.

Идея создания летательного аппарата с возможностью управления и тяжелее воздуха уже обрела популярность. Предложения по этой части выдвигались и до Можайского, в том числе и в России. Но более привлекательной тогда казалась конструкция орнитоптера, то есть машины, машущей крыльями по птичьему подобию.

С учетом этих объективных трудностей, достижения Можайского вызывают еще большее уважение.

Проблемы иного свойства

Но были и другие преграды. Прежде всего, постройка самолета стоила денег, а их у Можайского было негусто. Он был достаточно обеспечен, но не богат. От разных государственных комиссий ему удавалось получить деньги, но не всегда, когда он их просил, и всегда меньше, чем требовалось. Бывало и так, что ему советовали заняться чем-то другим (в том числе орнитоптером!)

В значительной мере первый самолет строился на средства самого конструктора. Это тоже объясняет скромный успех – Можайский не мог позволить себе все необходимое оборудование и помощников.

Путь к первому полету

История создания первого самолета изобилует «белыми пятнами». В ней много неточностей и расхождений. Но есть и факты, установленные точно. Многие из них связаны с обстоятельствами борьбы изобретателя с бюрократией.

Преодоление бюрократических препон

В 1872 году авиаконструктор закончил расчеты подъемной силы и лобового сопротивления для различных условий. Они делались на основе его работы с полетом птиц. Эти исследования привели его к идее «воздухолетательного снаряда», то есть самолета, близкого к современному типу, а не орнитоптера.

В 1876 году изобретатель обратился со своим проектом в Военное министерство за финансированием. Он изначально намеревался сделать свое создание военным – предусматривалась установка на нем прицела для бомбометания. Приближалась война с турками (1877-1878), время было выбрано удачно. В министерстве проект одобрили, но вместо запрошенных 19 тыс. выделили только три.


Авиаконструктор все равно продолжил работу, и через 2 года представил комиссии (уже другого состава) модель будущего самолета. Он был готов перейти к изготовлению образца, способного нести человека, но для этого требовались средства. Комиссия отказала, дав совет насчет орнитоптера.

Не сдаваясь, инженер выхлопотал себе небольшую сумму в 2500 рублей и право на заграничную командировку, что дало ему возможность заказать в Англии двигатели по собственным проектам. За другие материалы и оборудование он доплачивал из собственного кармана. В 1881 году все необходимое было закуплено. Можайский опять попросил в министерстве финансовой помощи (5 тыс.) на осуществление работ, но на этот раз запрос «завернул» лично царь.

Загадки полета

А вот дальше начинаются загадки. Все согласны, что полноценный образец самолета А.Ф.Можайского с человеком на борту была испытана. Но даже дата этого испытания вызывает сомнения. Официально называется день – 20 июля.

А вот годы у разных специалистов почему-то разнятся – от 1882 до 1885.

В отчете, датированном 1884 годом, говорится о проведенных ранее успешных испытаниях «модели». Поэтому при необходимости дать точный ответ на вопрос, когда изобрели самолет, придется назвать 1878-й год. Тогда Можайский получил «привилегию» (патент) на свое изобретение. Но конструкция 1881 года несколько отличалась от заявленной.


По-разному описываются и результаты испытаний. По наиболее популярной версии, первый в мире самолет все же оторвался от земли, разогнавшись на деревянной дорожке с небольшим наклоном, а потом завалился на крыло из-за ошибки пилота. Но есть и мнение, что взлета не произошло совсем, и самолет завалился в процессе разбега.

Никто не сомневается, что сам изобретатель лететь не пробовал.

Оно и понятно – возраст не летный. Первым русским пилотом стал механик, помощник Можайского. Известно, что он получил при аварии неопасные травмы, но нет уверенности в том, как его звали. Многие историки называют имя Н.Голубев. Но другие уверены, что человека с такой фамилией в окружении Можайского не было.

Технические характеристики

Первый в мире самолет долгое время хранился в ненадлежащих условиях. После смерти своего создателя он и вовсе был разобран. В практических условиях он не использовался, и его технические характеристики восстановлены по документам Можайского и описаниям очевидцев.

Основные показатели

Самолет Можайского следует отнести к фюзеляжным винтовым монопланам. Для его создания применялось дерево, лакированная шелковая ткань, проволока. Двигатели были изготовлены в Англии. Россия сама не выпускала еще достаточно хороших машин, а американскую модель конструктор забраковал.


Согласно исследованиям историков техники, самолет имел следующие показатели:

  • Высота – 7,5 м;
  • Длина – 25 м;
  • Площадь крыльев – 329 кв.м;
  • Размах крыльев – 23,2 м;
  • Максимальная взлетная масса – 1266 кг;
  • Скорость (расчетная) – 40 км/ч;
  • Количество винтов – 3 (2 на крыльях, 1 на носу);
  • Количество двигателей – 2;
  • Суммарная мощность двигателей – 30 л.с. (20+10)

Самолет имел горизонтальное и вертикальное управление. В процессе работы в конструкцию вносились изменения. Так, по проекту все винты должны были быть одного размера, но исследователями установлено, что в конечной версии передний винт был сделан больше двух других. Двигатели были смещены, и самолет получил утяжеленный нос.


В распоряжении пилота были два руля управления, креномер, высотомер, компас.
Свое детище создатель назвал «Жар-птицей».

Современная проверка

В советское время несколько крупных специалистов в области авиации (В.Ф.Болховитинов, Б.Н.Юрьев, В.Б Шавров и др.) проводили исследования проекта Можайского с целью проверки возможности его реализации.

Ученые высказывали разные соображения. Многие предполагали, что с паровыми двигателями самолет вовсе не имел шансов взлететь. Но основной являлась точка зрения, что это было возможно, и возможен был даже стабилизированный горизонтальный полет. Но для этого требовались дополнительные условия:

  • Наклонная взлетная полоса;
  • Форсаж двигателей на старте;
  • Встречный ветер в момент взлета.

Большинство специалистов сошлись во мнении, что при имеющейся мощности машин шансы на стабилизированный полет у самолета были невелики.


Очевидно, это понимал и изобретатель. Вскоре после испытаний он пытался заказать более мощные двигатели. Помешало безденежье.

Реальные результаты

Несмотря на скромные результаты полета «Жар-птицы», вклад А.Ф.Можайского в развитие авиации велик. Многие его идеи были затем применены в более успешных конструкциях.

  1. Инженер произвел расчет формул для авиации: соотношения силы сопротивления и подъемной силы;
  2. Можайским в процессе работы были предложены первые попытки формулирования законов аэродинамики;
  3. Он использовал тянущие и толкающие винты; ныне большинство винтовых самолетов пользуются тянущими конструкциями;
  4. Изобретатель первым предложил фюзеляжный тип летательного аппарата, оказавшийся наиболее перспективным;
  5. Можайским разрабатывалась теория вертикального и горизонтального управления. Он первым выдвинул идею элеронов (управляющих подвижных частей крыльев);
  6. Фюзеляж самолета был выполнен в форме лодки, и сам изобретатель утверждал, что его создание должно плавать. Таким образом, русский инженер должен считаться отцом «летающих лодок».

В то время разработки Можайского не получили широкой огласки. В результате еще долго воздухоплаватели гибли из-за отсутствия систем управления (так разбился знаменитый изобретатель Отто Лилиенталь). А братьям Райт пришлось «изобретать велосипеды» наново.


Они делали это в более благоприятных условиях, поэтому и получили лучший результат. При этом некоторые детали, интересные Можайскому, братья не учитывали – элеронов в их конструкциях не было.

В книгах и фильмах

Но позже изобретателю было отдано должное. Его имя получило село в Вологодской области, где он когда-то жил. Его имя носит Петербургская военно-космическая академия.

Сам Можайский и его самолет даже превратились в героев кино и литературных произведений.

В 1950 году поэт С.Васильев написал поэму об испытании первого самолета и его конструкторе. В том же году режиссер В.И.Пудовкин изобразил сцену испытания самолета Можайского в своем фильме о Жуковском.
Современная литература превратила «Жар-птицу» в героя фантастических произведений.

В 2013 году вышла книга белорусского писателя А.Е Матвиенко «Аэропланы над Мукденом» (жанр альтернативной истории). В ней судьба изобретения сложилась более благоприятно. А в 2016 году культовый В.Пелевин выпустил «Лампу Мафусаила», где тоже изображено в фантастической форме изобретение первого самолета.

Россия – не родина слонов, и приписывать русским все мировые изобретения не стоит. Они достаточно сделали на самом деле. В том числе изобрели самолет.

Видео

 

Возможно, будет полезно почитать: