Координаты: точные координаты неизвестны. Что посмотреть: река Синара


Аверкина яма изнутри


Ты ведь живешь в Айлино, конечно, знаешь про Аверкину яму. Просьба у меня к тебе как к краеведу: составь план и сделай описание пещеры, собери рассказы о ней. - С таким предложением обратился ко мне, молодому тогда еще парню, недавно пришедшему из армии, директор Саткинского музея Дмитрий Иванович Вахрушев. И пояснил просьбу: - Видишь ли, люди часто спрашивают про нее, очень уж много бродит всяких побасенок.

Было начало апреля 1966 года, когда я с добровольными своими помощниками, десятиклассниками Володей Трапезниковым и Сашей Ефремовым, приступил к обследованию Аверкиной ямы. Когда мы подошли, края колодца были покрыты кристаллами инея, из глубины тянуло влагой. Двумя бревнами мы перекрыли провал, соорудили настил из досок, начали опускать самодельную плетеную лестницу. 10 метров... 12... 15... Лишь на 20-м метре наша лесенка дала знать, что достигла чего-то. Закрепили ее, я начал спускаться.

Метров через пять оказался уступ. Стало сумрачно, включил фонарь. Светлое пятно неба уже еле проглядывало над головой. Стены чуть поблескивали от капель воды. Прошло еще несколько минут, пока ноги не ощутили опору. Включил сразу два фонаря, огляделся. Следом за мной спустились и помощники-ребята.

Впереди бревенчатый завал, - сказал Володя, бывавший здесь ранее. - Смотри, сколько бревен, жердей! Как замусорили пещеру.

Протиснувшись между скользкими полусгнившими стволами, мы выбрались в первый грот.

Каменная лестница, - сообщил Володя.

Вниз уходили ступени, выложенные из камня. По лестнице мы прошли к южной стене грота, повернули, пошли по каменному коридору.

Первый грот был большим. С его потолка свисали белые сосульки-сталактиты. Кое-где на выступах вниз головой висели летучие мыши. Они завернулись в свои крылья-перепонки, точно в плащи. У мышей еще был сезон спячки. С приходом весны они проснутся и безошибочно найдут дорогу на поверхность.

Поднявшись по лестнице обратно, мы обследовали и западную сторону, куда вела вторая часть грота, прошли невысоким коридором, вышли к подземному озеру. Вода в нем оказалась очень прозрачная, чистая. Но грот дальше сузился и перешел в тесный лаз с двумя боковыми ответвлениями, закончившимися тупиками и щелями.

На обратном пути Володя и Саша нашли в первом гроте кости каких-то животных. При осмотре установили, что среди них есть зубы домашних коз и овец.


На пути к Аверкиной яме


Тайны Аверкиной пещеры-ямы вот уже более ста лет волнуют жителей окрестных деревень - Старой пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой пристани. Пещера находится в трех километрах от Старой пристани на левом берегу реки Ай в лесистом склоне горы. Чуть ниже по течению реки находится Песчаный остров на так называемом Белом броду у бурного переката. Вход в пещеру незаметен, искать его нужно от поймы Ая в 300 м вверх по Винокуренному ключу, которому пещера обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 м, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере, как уже говорилось, два довольно просторных грота. У обоих пол неровный, засыпан обломочным известняком, перемешанным с глиной. В первом гроте есть небольшое мелководное озерцо, во втором - тоже, но оно появляется лишь весной. Его глубина достигает 1,5-2 м, длина около 10 м, ширина - 6 м. Длина второго грота - 24 м, ширина - 12 м, высота - 6 м и выше. Этот грот заканчивается тремя тупиковыми ходами длиной 8-15 м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры около 130 м. Наибольшая глубина пещерной полости - 28 м. В пещере сыро, влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.

Теперь установлено, что пещера названа по имени раскольника-кержака Аверкия, который появился на айских берегах свыше ста лет назад. Он прожил в этой пещере несколько лет, а затем внезапно исчез. Исчезновение это вызвало много кривотолков.

В 1974 году в газете «Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием «Золотая трагедия», в которой события касались и Аверкиной пещеры. Разгорелись горячие споры - правда это или ложь. Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слыхал о тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал.

А вот сравнительно недавно удалось обнаружить любопытный материал о пещере - статью Долгова «Путешествие к «святым отцам», напечатанную в златоустовской уездной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924 года. В ней, в частности, сказано:

«Айлинская молодежь 15 июня постановила, а 29 осуществила экскурсию на реку Ай и в Аверкину пещеру... Ребята создали комиссию, которая запаслась керосином, свечами, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землей.

Придя к пещере, молодежь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате стала спускаться. Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина в полтора в диаметре, дальше шире и шире. На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, бревен, камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. А на глубине 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идет каменная лестница, дальше обширное каменное помещение... Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, кровать. Еще сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много костей, среди них и человеческих...

Время берет свое - все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник. Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он и сам выходил, но так, чтобы не видели. Имел знакомых женщин, которые с ним иногда пребывали «в посте и молитве» или совершали «святую» прогулку по лесу».


Долина реки Ай


«Аверкий, скрывавшийся в этой пещере, бежал из сибирской ссылки, - писал мне бывший житель села Айлино Д. С. Чебыкин. - Ему помогали, так же кержаки, местные жители Соснины - снабжали пищей, а тот занимался столярным ремеслом, делал нательные крестики из пещерного «текучего камня». Побывав в пещере в 1910-1911 годах, мы нашли там верстак, обрезки железа. Куда и зачем ушел из пещеры Аверкий, неизвестно».

А вот жительница Айлино Елена Михайловна Шляпина (девичья фамилия Соснина) утверждала другое:

«Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, один глаз выколот. Он был черен лицом и с окладистой бородой. Аверкий был конокрадом и его посадили в тюрьму, но он бежал и скрывался здесь. Братья Савва и Иосиф Соснины сказывали, что Аверкий ушел из пещеры тайком, скитался по лесам, занимался грабежом. Его поймали при угоне лошадей, связали, сдали в полицию. Потом он снова появился в этих местах, айлинские мужики видели его около Винокурного ручья. Он сидел на камне, был худ, бос. С тех пор исчез навсегда».

Чему верить? Было ведь и еще одно мнение, согласно которому Соснины приветили странника неспроста, не по сердечной доброте или общей вере. Согласно этой версии Аверкий привез из Сибири золото, этим-де и заинтересовал богатых мужиков. Утверждалось и то, что одинокий старец был «окаянным прелюбодеем», к нему в пещеру, якобы, хаживали не только вдовушки, но и монашки из монастыря.

Были среди окрестных жителей и такие, что уверовали всерьез, будто золото было спрятано Аверкием в тайном ходу, так как ход был, а после исчезновения этого странного человека оказался замурованным. Поисками заветного клада, похоже, занимались долгое время, но безуспешно. Даже автор этого очерка находил в пещере погнутый лом и заржавленную лопату. Это ли не свидетельство поисков? В наше время золото, конечно, уже никто не ищет, но найти засыпанный ход спелеологи и туристы пытались еще не раз.

Итак, как видим, все то же - слухи, предположения. Тогда, в июле 1924-го, в пещере побывали учитель, врач, даже «ячейка РКП, жентодел», не говоря о комсомольцах. Но, как признает газета, «главная цель экскурсии - изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».

Так что же выяснилось из всей этой истории? Ясно что: Аверкий - личность не вымышленная, он жил в пещере один, работал там, вероятно, скрывался от властей, его поддерживали Соснины, а затем он почему-то исчез. Все это было в конце прошлого века. Такая вот история отшельника, которого кто-то даже поспешил назвать «уральским Распутиным».

Уже в начале 90-х годов учащиеся школы № 13 взялись за очистку входного колодца пещеры Аверкиева яма. Входной колодец, как говорилось, завален стволами деревьев. Но не только экологическую цель преследовали ребята. Дно входного колодца находится под настилом из бревен, веток, земли и среди досок попадаются кованые гвозди, таких сейчас не делают. А как-то извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служило желобом для стока воды. И кто знает, что там еще удастся обнаружить?

Челябинскую область многие называют самым аномальным местом в России, так как она переполнена мистическими местами, загадочными зданиями, памятниками с тайнами и прочим, от чего по коже обычного человека пробегут мурашки. Особенно в горнозаводском крае Челябинской области много загадочных мест. Издревле люди сталкивались здесь с неопознанным. Мистикой овеяно буквально все в округе: подножия, склоны и вершины гор хранят тайны, которые непостижимы человеческому восприятии.

Аркаим

Лидер списка самых мистических мест Челябинской области занимает, конечно же, Аркаим. Расположен он на юге региона у подножья Уральских гор. Это самый таинственный археологический памятник не только нашей области, но и всей России. Он отличается от остальных еще тем, что четыре тысячи лет назад «хозяева» города сожгли и покинули его, но все же он неплохо сохранился. С высоты птичьего полета Аркаим выглядит как два почти правильных круга - это главные кольцевые улицы. Посередине города находится площадь для совершения ритуалов. Вся планировка улиц с четырьмя выходами из города выстроена как правильная свастика, которая во времена палеолита являлась сакральным символом удачи и света. Аркаим давно привлекает сюда на экскурсии российских и зарубежных туристов. Обычные люди утверждают, что в момент нахождения в крепости, их сознание изменилось, дыхание замедлилось, а в ушах слышен потусторонний шепот. Известны случаи, когда обычные люди на экскурсии не справлялись с обрушившейся на них силой и теряли сознание. Некоторые даже временно теряли рассудок и уходили в неизвестном направлении. Позже они объясняют это приказами, которые они слышали у себя в голове и не могли им противиться. Для людей, владеющих экстрасенсорными силами, древняя крепость является поистине энергетически богатым местом. Но скептики объясняют энергетические явления всего лишь местом расположения Аркаима - в древности здесь был активный палеовулкан.

Озеро Шайтанка

Оно расположено у западной границы Челябинской области, чуть южнее города Аша, на окраине поселка Ук. Согласно «Энциклопедии Ашинского района», глубина озера составляет 200 метров. Не исключено, что у озера не одно дно, а несколько. Местные жители утверждает, что Шайтанка бездонна, что, конечно, маловероятно. Если смотреть на него с воздуха, то по форме это почти ровный круг совсем крошечного диаметра. Все оттого, что водоем карстового происхождения. Еще более интересно, что по некоторым сведениям там, внизу, Шайтанка соединяется с гигантской подземной водной системой. Есть легенда, что когда-то на берегу озера было поселение, и разлившееся однажды болото его поглотило.И будто бы до сих пор его недра время от времени выплевывают на поверхность гладко обтесанные бревна. По словам местных жителей, раньше здесь орудовали разбойники. Они безжалостно грабили и убивали. А все улики (кареты, трупы) топили в этом озере. Теперь якобы неуспокоенные призраки невинных жертв порой являются тем, кто окажется ночью на берегу водоема. А также ашинцы утверждают, что несколько раз видели летящие неопознанные объекты.

Игнатьевская пещера

Пещера находится в Катав-Ивановском районе, близ села Серпиевка. Она одна из самых посещаемых пещер России, ведь в ней обнаружили наскальные рисунки, которым более 14 тысяч лет. Поэтому её называют древнейшей в стране картинной галереей первобытного человека. Подземные залы и галереи пещеры, расположенные в труднодоступных местах и вдали от дневного света, скорее всего, имели священное значение и служили местом проведения обрядовых действий. Игнатиевская пещера получила свое название по имени келейника Игнатия, жившего в пещере и, по преданию, захороненного в ней. До наших дней сохранился стол, на котором исцелял Игнатий. Он расколот пополам, причём одна из его частей холодная, а другая тёплая. Говорят, прикосновение к тёплой части, и молитва могут исцелить любые недуги. Согласно легенде, дух святого Игнатия ночью выходит к краю пещеры и смотрит на Луну. Туристы по ночам слышат странные голоса и шаги, исходящие непонятно откуда. В самой пещере и около неё быстро разряжаются батарейки, сгорают лампы фонариков, отказываются работать вспышки фотоаппаратов, люди чувствуют чьё-то незримое присутствие. А в одном из залов очень трудно получить качественные фотоснимки - на них проявляется «белая прозрачная вуаль».

Ильменский заповедник

Заповедник находится в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте, к северо-востоку от города Миасс. Весной в заповеднике появляются так называемые «бездонные дырки» - провалы, куда стекает талая вода. Диаметр их составляет около 15 сантиметров, а вот глубина так велика, что ее невозможно определить. Есть мнение, что такие дыры образуют НЛО, добывая редкоземельные элементы. Однако в геологическом отделе самого Ильменского заповедника информацию о феномене бездонных дыр категорически опровергли. Кроме того, в 2004 году здесь были отмечены фенологические аномалии: осенью зацвели ракитник, калина, малина, шиповник коричный.

Национальный парк Таганай

В национальном парке Таганай, раскинувшемся на горных хребтах близ Златоуста, наблюдается полный букет аномалий - пролеты и посадки НЛО, контакты с внеземным разумом, хрономиражи, призраки, изменение хода времени. Люди там нередко ощущают необъяснимый страх и тревогу. Рассказывают и о звуковых миражах, «гуляющем» тумане, частых шаровых молниях, быстро меняющейся погоде и даже о снежном человеке и некой Киалимской бабке.

Озеро Иткуль и Шайтан камень

Озеро Иткуль расположено в северо-западной части Каслинского района, местные жители считают его «нечистым». В переводе с Башкирского Иткуль означает «мясное озеро», так как «ит» («мясо»), а «куль» («озеро»). Ученые полагают, что такое название озеру дали из-за обилия в нем различной рыбы. Хотя есть версия, будто по приказу Демидовых, туда скинули несколько обозов свинины, дабы прогнать мусульман, которые жили неподалеку от водоема и протестовали против промышленных работ. Но не этим фактом печально знаменито озеро Иткуль, а тем, что посреди его водной глади угрожающее возвышается так называемый Шайтан Камень. Существует версия, будто в давние времена на этом камне приносились жертвоприношения ради урожая и хорошей погоды. В наше время на этом месте тонет много людей. А те, кто остается в живых, рассказывают, что через них словно проходит какой-то невидимый шнур, в результате чего сковывается тело и очень трудно потом выбраться на берег.

Озеро Тургояк и остров Веры

Небольшой островок на озере Тургояк близ Миасса хранит невероятное количество тайн. Местные жители рассказывают, что вначале прошлого века на острове в каменной землянке жила отшельница Вера, а еще раньше здесь скрывался соратник Пугачева, и в честь его остров долгое время назывался Пинаевским. Самым старым памятником истории на острове является стоянка неандертальцев, которой около 60 тысяч лет. Но главными находками стали мегалиты - доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. Наиболее интересен мегалит, выглядящий, как рукотворная пещера. Это каменная конструкция размерами 6 на 19 метров. Она словно врезана в скалу и перекрыта массивными плитами. Причем вес самой крупной плиты составляет 17 тонн. Сдвинуть ее нашим далеким предкам было не просто. Мегалит правильнее назвать дольмен - погребальный ящик, накрытый каменной плитой. Именно в этом дольмене и жила, якобы Вера. Он состоит из трех камер и коридорчика, его размеры достаточно внушительны, а внутри можно встать в полный рост.На мегалитах острова зафиксированы направления, связанные с точками восхода и захода солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Рядом с мегалитами - каменная гора, на которой установлен железный крест. Гора эта не рукотворная, это останец, но он и сегодня привлекает экзальтированных посетителей острова. Люди забираются на гору, молятся, завязывают там яркие тряпочки, оставляют еду и деньги. Археологи считают, что много тысячелетий назад остров Веры был сакральным, святым местом, своеобразным религиозным центром. Во все времена здесь было множество культовых сооружений, люди приезжали сюда за тайными знаниями, поклонялись созданным святилищам. Есть мнения, что в пределах острова есть некие биоэнергетические сильные места. Поэтому люди приезжают сюда, чтобы почувствовать вдохновения, избавиться от отрицательной энергетики, зарядиться положительными эмоциями.

Камень Махади-Таш

Чудотворный камень Махади-Таш находится в Кунашакском районе около села Усть-Багаряк на стыке трех областей - Челябинской, Свердловской и Курганской (на бугре, на левом берегу реки Синары, немного выше села). По мнению местного населения - это священный камень, раньше он был огорожен небольшим забором. Верующие ухаживали за этим местом: чистили камень, убирали мусор. Забора уже давно нет, да и истинно верующих осталось не так и много, но все равно в засушливую погоду у камня можно увидеть молящихся женщин, которые просят дождя. Других чудес Махади-Таш не творит, но с дождем помогает. Приметна на ней и вмятина - след святого Махади. О Махади говорят, что он был из татар-мишар, которые переселились в эту местность с Кавказа или Волги. Реальный это был человек или нет, сейчас установить практически невозможно. Есть также легенда, что он спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения.

Пещера Аверкина яма

Пещера Аверкиева Яма, или как её называют в простонародье Аверкина пещера, - одно из самых загадочных и таинственных мест Южного Урала. Она расположена недалеко от Старой пристани на скалистом берегу реки Ай. Вход в пещеру представляет собой 20-метровый провал, внутри которого находятся два грота, а также подземное озеро с пригодной для питья водой. Пещера названа по имени раскольника-кержака Аверкия, который появился на айских берегах свыше 100 лет назад. Он прожил в этой пещере несколько лет, а затем внезапно исчез. Существуют и другие легенды, что Аверкий был беглым каторжником, скрывавшимся от властей. Так или иначе, по преданиям, ему помогали местные жители, приносившие еду. Кто-то даже считал его святым. Некоторые называли его уральским Распутиным. Согласно другому укоренившемуся мнению, здесь до самой своей смерти скрывались остатки пугачёвского войска. Здесь же было спрятано награбленное Емельяном Пугачёвым золото. Даже говорят, что находили в Аверкиевой Яме старинные монеты. Ученые обнаружили пещеру близ Сатки в 1924 году. Тогда экспедиция нашла полуразрушенную каменную лестницу, деревянную дверь, станок неизвестного назначения, кровать и человеческие кости. Чуть позже в пещере обнаружили остатки древнего трубопровода.Связана с пещерой и одна мистическая история. Местные жители знают, что у нее есть два выхода. Согласно поверьям, в советское время два молодых человека нашли один из выходов, скрытый камнем, и открыли его. Один от увиденного сошел с ума, второй онемел.

Окрестности Сатки и озеро Зюраткуль

Разного рода легенды и сказания испокон веков ходят об окрестностях Сатки. Здесь находится единственное на западном склоне Уральских гор высокогорное чистое озеро Зюраткуль. Именно в этих краях и происходят загадочные события, связанные с появлением НЛО и «снежного человека». В этих краях часто пропадают люди, а некоторые по несколько часов, а то и дней, плутают на одном месте. В феврале 2001 года НЛО в виде «светящейся пульсирующей сферы» был даже заснят на видеоплёнку.

Чёртово болото близ Миасса

Чертово болото - это заросшее травой и кустарником небольшое озеро, где происходят разные аномалии. Хоть озеро и невелико, но подойти к нему невозможно. Кто бы ни пытался, всех одолевает какой-то необъяснимый страх. Жители близлежащих деревень рассказывают приезжающим уфологам, что часто видят в небе едва различимые шары, зависающие над этим болотом. Проходит всего несколько суток после такой «разведки», и ночью здесь появляется таинственное свечение. А как минимум раз в полгода небо над водоемом словно освещается огромным мощным прожектором. В такие ночи деревенские собаки, поджав хвосты, прячутся в своих будках. Домашний скот наоборот мечется в сараях и пытается вырваться на волю. Такие мистические ночи воздействуют не только на животных, но и на современную электронную аппаратуру.

Сугомакская пещера

Сугомакская пещера - единственная пещера Урала, образовавшаяся в мраморной породе. Этот памятник природы находится около города Кыштым. Длина пещеры - 123 метра. Она является главной местной достопримечательностью и представляет собой полость, состоящую из трех гротов, которые соединены узкими проходами. Третий грот частично залит водой. Там спелеологи якобы находили неизвестных науке мелких рачков. А представители «Космопоиска» при помощи эхолота обнаружили здесь под толщей ила как минимум три странных объекта. Эхолот показал, что в озере на глубине до восьми метров лежат дискообразные полые конструкции неясного происхождения. Ещё под водой имеются затопленные ходы, ведущие, по всей вероятности, в новые участки пещеры. По одной из легенд о пещере, в потолке второго грота был выход, который теперь завален, по другой - выходы есть в южной части Каслей и во дворе старой кыштымской больницы, по третьей - есть подводные пути в каслинские озера, а тайные тоннели ведут в кыштымский дом Демидовых. Еще говорят, что Емельян Пугачев в пещере прятался, а до него жили старообрядцы, поэтому второй грот так и называется - «старообрядческий». Самое смелое предположение сделал Федор Коняев в книге «Урал и Библия» (1927 г.), переместив библейские сцены на Южный Урал, доказав, что Ной на своем ковчеге причалил к горе Аракуль, а не к Арарату, после чего «семья Ноя перешла жить на гору Сугомак и жила здесь в пещере же». Известная на весь мир история кыштымского Алешеньки также связана с Сугомакской пещерой, якобы он там родился, а потом уж к людям вышел. Сама же гора, в которой находится пещера Сугомак, считается «местом силы». Местные экстрасенсы ходят сюда «подзаряжаться энергией».

Кыштымский карлик Алешенька

Небольшой городок Кыштым находится в 80 километрах от Челябинска. В 1996 году здесь произошла необычная история, которая волнует вот уже на протяжении многих лет не только российских и зарубежных уфологов, но и любителей сверхъестественного. Несмотря на множество недосказанностей, эту невероятную историю отличает от тысячи ей подобных наличие фото- и видеодоказательств ее правдивости.

Началось все летом 1996 года, когда местная пенсионерка подобрала недалеко от своего дома странное человекоподобное существо - всего 25 сантиметров роста. Пришелец прожил у нее недели две, в течение которых, его видели соседи, они то и подтверждают, что Алешенька был жив, ел сладости и посвистывал. Очевидцы его описывали так: на его теле не нашлись какие-либо половые органы. Не было у Алешеньки и пупка, тело было серо-зеленого цвета, «как экран выключенного телевизора». Голова его, напоминавшая заостренный древнерусский шлем, была, как бы сложена из четырех лепестков. Посреди лица проходила небольшая складка, почти не разделяющая два огромных глаза с кошачьими вертикальными зрачками. Кстати, эти глаза не закрывались веками, а как бы вваливались вовнутрь головы. На месте ушей у существа были крохотные отверстия. Рот представлял собой щелевидную прорезь с двумя маленькими зубками и явно атрофированной нижней челюстью. A вот руки и ноги были гораздо более подвижны, чем у людей, благодаря особому строению суставов, длинные пальцы кончались коготками.

Когда состояние пенсионерки ухудшилось, ее забрали в больницу, а Алешенька остался дома. Оставшись в пустом доме без той минимальной заботы, которую оказывала ему бабушка, «младенец» скончался. А вот дом, хоть и опечатанный, стал находкой для безработного сожителя невестки, который промышлял кражей и перепродажей металлолома. Он залез в дом и нашел там крохотный трупик, уже усеянный какими-то личинками. «Диковинка» ему очень понравилась, и мужчина его вымыл, извлек все внутренности, «подсушил на солнце» и положил в холодильник. Алешенька был обнаружен милицией, во время обыска. После того как было установлено, что существо не принадлежит к человеческому роду, уголовное дело о его убийстве было закрыто.

Самого кыштымского карлика Алешеньку забрал домой следователь и поместил в морозильную камеру. Однако следователь не мог остановиться, не узнав точно, что это было за создание и откуда оно взялось на Земле. Для более точного ответа на его вопросы нужна была дорогостоящая экспертиза ДНК. К сожалению, в то время не было возможности провести это исследование. Но жена следователя стала возмущаться тем, что в ее холодильнике лежит труп, и мужчине пришлось отдать тело неизвестным личностям, которые представились исследователями паранормальных существ. Дальнейшая судьба пришельца покрыта мраком. Найти тех людей не удалось, и остается только догадываться, где сейчас находится кыштымский карлик Алеша. Тайна его происхождения до сих пор интересует миллионы людей. Неизвестные источники сообщают, что экспертиза ДНК все же была проведена. По результатам этого исследования стало известно, что Алешенька, кыштымский карлик на самом деле мутировавший эмбрион человека.

Как оказалось, в его ДНК присутствуют лишь женские хромосомы. А это значит, что Алешенька вовсе не мальчик, а девочка. То, что это существо значительно отличается от человека, ученые списали на радиацию, которая повышена в той зоне, где он был найден. Причиной радиационного заражения стала Челябинская авария, которая случилась в 1957 году. Поэтому эксперты не отрицают возможность генной мутации, которую мог перенести кыштымский карлик. По данным уфологов из «Космопоиска», Кыштым является одним из самых популярных у инопланетян городов мира. Ежегодно местные жители видят десятки необъяснимых явлений и НЛО. Существа подобные Алешеньки находили и в Южном Америке. Последний раз «родственника» «кыштымского пришельца» обнаружили в Чили в 2003 году.

Чертова Ворота (Крылья Дракона, Каменные Ворота)

Находятся на северо-западном отроге горы Теплой (высота 615 м). Скалы представляют собой вытянутый в длину каменный гребень на вершине горы. Но внимание туристов привлекает каменный останец с аркой. Тропа приведет вас именно к нему. Высота скал, сложенных из гранито-гнейсов, достигает примерно 10 метров. Гора окружена преимущественно березовым лесом - следствие частых вырубок. Главная «фишка» - сквозное отверстие овальной формы, образовавшееся в результате выветривания скал. Порода в этом месте оказалась менее устойчивой, поэтому постепенно разрушилась под воздействием ветра и воды. Высота арки почти в рост человека. Залезть в нее можно с южной стороны. К северу скала вертикально обрывается. Когда-то Каменные Ворота считались сакральным местом, где исполняются загаданные желания. Издавна сюда приходили охотники вымолить удачу, сделать свое оружие более точным и смертельным. В наши дни люди ходят сюда посмотреть, удивиться скале, а также великолепным видам, открывающимися с горы на окрестности. Поклонники эзотерических учений утверждают, что скала и сейчас является своеобразной энергетической точкой - «местом силы». Также здесь выходит из строя аппаратура, садятся батарейки, теряются люди и происходят другие мистические явления.

Гора и Озеро Сугомак

Недалеко от Кыштыма расположена невысокая гора с лысой скальной вершиной. Высота горы Сугомак приближена к отметке 600 метров над уровнем моря. Интересен тот факт, что у горы не одна, а три вершины. Среди местных жителей ходит поговорка: «Первый пригорок, второй пригорок, третий - гора». Многие считают гору Сугомак чудодейственной, так называемым «местом силы», которое лечит, наполняет здоровьем и энергией. Существует немало вариаций легенды о сильном и смелом батыре по имени Сугомак и красивой девушке Егоза. Но основная линия сюжета сводится к тому, что родные влюбленных против их союза, они принадлежат к двум враждующим родам.

Несмотря на все запреты и преграды, Сугомак и Егоза стали жить вместе вдали от своих племен. Но это решение только усилило неприязнь их родственников друг к другу. Тогда юноша и девушка обратились к богам за помощью. Они умоляли о мире и ладе. Желание исполнилось, но какой ценой: Боги превратили влюбленных в две горы (Сугомак и Егозу), стоящие рядышком. А слезы, которые они пролили от несчастной любви, образовали красивейшее озеро Сугомак. Говорят, что до сих пор башкирки верят в волшебную силу озера и стараются приехать сюда со своими новорожденными, чтобы окунуть их в воды озера. Возможно, они мечтают о том, чтобы их сыновья стали такими же сильными, как Сугомак, а дочери красивыми, как Егоза. Предание гласит, что среди башкир появился поэт и батыр Салават Юлаев именно потому, что его еще новорожденным мама искупала в озере Сугомак

Аракульские Шиханы

Аракульские Шиханы, чаще именуемые просто Шиханы, - гранитный скальный массив Среднего Урала, самый южный и самый высокий (более 40 метров). Своё название Шиханы получили от широко распространённого на Южном Урале диалектизма «шихан» и названия башкирской родовой группы «уван» - «высокая конусообразная гора». Длина каменного гребня, сложенного гранитами, - более двух километров. Высота отвесных скал достигает 60 метров, а ширина гребня - до 40-50 метров. Сложены огромными гранитными плитами и глыбами, обтесанными веками стихией, что придает им старческий и величественный вид. Шихан напоминает с виду Китайскую стену или неприступную крепость. Археологи нашли у скал несколько стоянок древнего человека (эпохи бронзы и раннего железного века), всего - 13 археологических памятников. Возраст находок варьируется от энеолита до второй половины XIX века. Особый интерес вызывают рукотворные углубления, расположенные на вершине гребня. Диаметр таких чаш достигает двух метров, а глубина доходит до метра.

По одной из версий в этих каменных чашах наши далёкие предки совершали обряды жертвоприношения и разводили ритуальные костры. Кроме того, богато это место и легендами о некой Бабке Шиханке, которая обитает в Аракульских Шиханах. Молва гласит, что злой дух, принимающий образ немощной старушки, бродит по горам и навлекает беду на туристов. Встреча с ней не предвещает ничего хорошего. Поговаривают, что те, кто увидел Бабку Шиханку, только то и успевают, что рассказать о своей встрече, а после всенепременно умирают. Разумеется, при самых загадочных обстоятельствах.

Гора Иремель

Гора Иремель находится на территории республики Башкортостан, но на границе с Челябинской областью, со стороны которой добраться до горы проще. Иремель - вторая по высоте вершина Южного Урала. У башкир гора издавна считалась священной. Для обычных людей она была закрыта для посещения. У Иремеля есть своя загадочная история. Название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основано два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам горы. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай. В наши дни гора пользуется большим интересом не только среди туристов, но и среди эзотериков. Спортивные туристы, кочующие эзотерики и просто любопытствующие в последнее время наводнили гору. Кто-то в шутку, кто-то на полном серьезе, рассказывают свои истории об Иремель. Одни верят что это - «портал», «энергетический центр» и приезжают сюда «заряжаться». Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать «в трех соснах». Уфологи, которых тоже достаточно много, утверждают, что где-то здесь находится подземная база НЛО и утверждают, что регулярно видят «летающие тарелки». Колдуны и экстрасенсы приезжают сюда собирать магические растения. Например, только здесь произрастает занесенная в Красную Книгу - «Родиола розовая иремельская» (Rhodiola Iremelica). Это растение, которое ещё называют «золотым корнем», входит в состав многих алхимических рецептов бессмертия. Некоторые ставят Иремель в один ряд с такими культовыми вершинами, как Кайлас на Тибете и Белуха на Алтае. Экстрасенсы утверждают, что здесь очень сильная энергетика. Они относят Иремель к местам силы.

Хребет Москаль (Ведьмина Гора)

Хребет Москаль находится на территории национального парка «Зюраткуль», на юго-западе от одноимённого озера, в Саткинском районе. С запада от хребта находится долина речки Малая Сатка, а за ней хребет Большая Сука (ударение на последний слог). На севере как бы продолжением является хребет Зюраткуль. Значение слова «москаль», «маскаль» выводится не из популярного у некоторых братских народов названия русских, а с башкирского «мэскэй» - «ведьма». Отсюда и его второе название - Ведьмина гора. Среди горных гряд хребта геологи обнаружили уникальный палеовулкан, а в его жерле - настоящую подземную кладовую. В Москальской «шкатулке» более 70 минералов. И это на площади всего в один квадратный километр. Поклонники эзотерических учений сравнивают хребет Москаль с Тибетом, а гору Большую Калагазу - со священной горой Кайлас. Незаметные непосвящённым потоки энергии, по их словам, прямо-таки льются в этих местах. Тишина и покой прилегающих территорий способствует духовному отдохновению, медитации и самосозерцанию.

Горный хребет Нургуш

Хребет Нургуш - одно из красивейших мест Южного Урала в переводе означает лучезарная (светлая, великолепная) птица. Это место одно из любых у туристов. Главная вершина хребта Большой Нургуш (1406 метров) - самая высокая точка Челябинской области. По сообщениям туристов и охотников, а также сотрудников МЧС, в небе над горой периодически можно наблюдать НЛО, а в окрестных лесах повстречать Снежного человека, о встречах с которым на страницах своей книги рассказывал Саткинский краевед Виталий Черенцов. Именно в окрестностях Нургуша криптозоологу из Челябинска - Николаю Авдееву, посчастливилось сделать снимок снежного человека, но как и все материалы на данную тему, снимок получился размытым и слабоинформативным. Загадочная и трагичная история произошла в 2001 году. При восхождении на вершину пропал 10-летний мальчик Ростислав. Он поднимался вместе с группой со стороны Зюраткуля, где у них был туристический лагерь, но посередине пути устал и попросился назад в лагерь. Больше его никто не видел. Мальчика искали целый год много поисковых групп, искали очень тщательно, все прочесали, но увы он пропал бесследно. Со слов родителей, куда они только не обращались, в том числе и к ясновидящим. Никто мальчика мертвым не считает. Если бы он погиб, собаки наверняка взяли бы след и нашли место. Одним словом - загадка.

Свято-Симеоновский (Ново-Тихвинский) монастырь

Загадочная, аномальная церковь, именуемая в народе просто церковь Свобода (Каслинский район), - это место, где дают сбой приборы, не работает компас, в подземельях которого таится тайна, что не выдали шесть монахинь и были расстреляны, души которых до сих пор витают в окрестностях церкви. Именно здесь, по уверениям, произойдет возрождение человеческой цивилизации. Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление - в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий.

Чудотворная могила блаженной Евдокии Маханьковой (святой Дуняши)

Могила Евдокии Маханьковой, больше известной в народе как святая Дуняша (Дунюшка), превратила небольшое село Чудиново Октябрьского района в место паломничества. Сюда приезжают не только из Челябинской области, но и из других регионов. Евдокия Маханькова на сегодняшний день не канонизирована, ведется сбор документов по причислению ее к лику святых. Но многие уже считают ее святой за ее праведный образ жизни и за то, что она дарует чудесное исцеление после своей смерти. Многие приезжают к Дуняше именно за помощью, кто-то просто хочет поклониться могиле местной праведницы. Из уст в уста передаются сведения о том, что найти это место на кладбище совершенно просто: там так часто ходят, что тропинка к могиле всегда хорошо протоптана и убрана. А находясь рядом с исцеляющей могилой, многие чувствуют себя более легко; кто-то отмечает, что проблемы, которые давили раньше на сердце, начинают уходить. Наиболее часто к мученице приезжают семьи, просящие своему ребенку выздоровления, а также женщины, которые не могут забеременеть. Незачем приносить на могилу Дуняши фотографии - говорят, что Дуняша сама поймет, кому и в чем надо помочь. При этом Дуняша разборчива и не станет помогать тому, кто ей «неугоден». Замечают, что часто во время посещения могилы Дунюшки происходят странные вещи. Например, вдруг начинает ярко светить солнце во время дождя.

Киселевская пещера

Эта пещера является памятником природы областного значения. Находится в четырех километрах от города Аша. Пещера начинается небольшим узким отверстием и наклонно вниз идущим ходом, приводящим в грот Зимующих летучих мышей. За ним следует целая цепь больших гротов, соединенных между собой короткими переходами: Музыкальный, Манежный, Температурной аномалии, Органный зал, Пустой, Жемчужный, Банкетный зал. Каждый имеет свою морфологию и свои особенности. Самым большим является Банкетный зал. Его длина 100 м, ширина от 10 до 40 м при высоте потолка от 2 до 10 м. В пещере в зимнее время образуются ледяные сталактиты различной высоты и снежные кристаллы. Но не только этим природным явлением может завлечь туристов Киселевская пещера. По данным ученых, в пещере по необъяснимым причинам возникают разные световые эффекты. Кроме этого, есть очевидцы, свидетельствующие о том, что в пещере частенько случается искривление времени.

Книга "Горное сердце края. Исторические, культурные, природные достопримечательности Саткинского района" — Челябинск
Издательство «Рифей», 1994 г.

Ты ведь живешь в Айлино, конечно, знаешь про Аверкину яму . Просьба у меня к тебе как к краеведу: составь план и сделай описание пещеры, собери рассказы о ней. — С таким предложением обратился ко мне, молодому тогда еще парню, недавно пришедшему из армии, директор Саткинского музея Дмитрий Иванович Вахрушев. И пояснил просьбу: — Видишь ли, люди часто спрашивают про нее, очень уж много бродит всяких побасенок.

Аверкина яма изнутри


Было начало апреля 1966 года, когда я с добровольными своими помощниками, десятиклассниками Володей Трапезниковым и Сашей Ефремовым, приступил к обследованию Аверкиной ямы. Когда мы подошли, края колодца были покрыты кристаллами инея, из глубины тянуло влагой. Двумя бревнами мы перекрыли провал, соорудили настил из досок, начали опускать самодельную плетеную лестницу. 10 метров... 12... 15... Лишь на 20-м метре наша лесенка дала знать, что достигла чего-то. Закрепили ее, я начал спускаться.



Метров через пять оказался уступ. Стало сумрачно, включил фонарь. Светлое пятно неба уже еле проглядывало над головой. Стены чуть поблескивали от капель воды. Прошло еще несколько минут, пока ноги не ощутили опору. Включил сразу два фонаря, огляделся. Следом за мной спустились и помощники-ребята.

Впереди бревенчатый завал, — сказал Володя, бывавший здесь ранее. — Смотри, сколько бревен, жердей! Как замусорили пещеру.

Протиснувшись между скользкими полусгнившими стволами, мы выбрались в первый грот.

Каменная лестница, — сообщил Володя.

Вниз уходили ступени, выложенные из камня. По лестнице мы прошли к южной стене грота, повернули, пошли по каменному коридору.

Первый грот был большим. С его потолка свисали белые сосульки-сталактиты. Кое-где на выступах вниз головой висели летучие мыши. Они завернулись в свои крылья-перепонки, точно в плащи. У мышей еще был сезон спячки. С приходом весны они проснутся и безошибочно найдут дорогу на поверхность.

Поднявшись по лестнице обратно, мы обследовали и западную сторону, куда вела вторая часть грота, прошли невысоким коридором, вышли к подземному озеру. Вода в нем оказалась очень прозрачная, чистая. Но грот дальше сузился и перешел в тесный лаз с двумя боковыми ответвлениями, закончившимися тупиками и щелями.

На обратном пути Володя и Саша нашли в первом гроте кости каких-то животных. При осмотре установили, что среди них есть зубы домашних коз и овец.


На пути к Аверкиной яме

Тайны Аверкиной пещеры-ямы вот уже более ста лет волнуют жителей окрестных деревень — Старой пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой пристани. Пещера находится в трех километрах от Старой пристани на левом берегу реки Ай в лесистом склоне горы. Чуть ниже по течению реки находится Песчаный остров на так называемом Белом броду у бурного переката. Вход в пещеру незаметен, искать его нужно от поймы Ая в 300 м вверх по Винокуренному ключу, которому пещера обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 м, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере, как уже говорилось, два довольно просторных грота. У обоих пол неровный, засыпан обломочным известняком, перемешанным с глиной. В первом гроте есть небольшое мелководное озерцо, во втором — тоже, но оно появляется лишь весной. Его глубина достигает 1,5—2 м, длина около 10 м, ширина — 6 м. Длина второго грота — 24 м, ширина — 12 м, высота — 6 м и выше. Этот грот заканчивается тремя тупиковыми ходами длиной 8—15 м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры около 130 м. Наибольшая глубина пещерной полости — 28 м. В пещере сыро, влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.

Теперь установлено, что пещера названа по имени раскольника-кержака Аверкия, который появился на айских берегах свыше ста лет назад. Он прожил в этой пещере несколько лет, а затем внезапно исчез. Исчезновение это вызвало много кривотолков.

В 1974 году в газете «Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием «Золотая трагедия», в которой события касались и Аверкиной пещеры. Разгорелись горячие споры — правда это или ложь. Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слыхал о тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал.

А вот сравнительно недавно удалось обнаружить любопытный материал о пещере — статью Долгова «Путешествие к «святым отцам», напечатанную в златоустовской уездной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924 года. В ней, в частности, сказано:

«Айлинская молодежь 15 июня постановила, а 29 осуществила экскурсию на реку Ай и в Аверкину пещеру... Ребята создали комиссию, которая запаслась керосином, свечами, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землей.

Придя к пещере, молодежь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате стала спускаться. Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина в полтора в диаметре, дальше шире и шире. На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, бревен, камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. А на глубине 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идет каменная лестница, дальше обширное каменное помещение... Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, кровать. Еще сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много костей, среди них и человеческих...

Время берет свое — все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник. Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он и сам выходил, но так, чтобы не видели. Имел знакомых женщин, которые с ним иногда пребывали «в посте и молитве» или совершали «святую» прогулку по лесу».


Долина реки Ай


«Аверкий, скрывавшийся в этой пещере, бежал из сибирской ссылки, — писал мне бывший житель села Айлино Д. С. Чебыкин. — Ему помогали, так же кержаки, местные жители Соснины — снабжали пищей, а тот занимался столярным ремеслом, делал нательные крестики из пещерного «текучего камня». Побывав в пещере в 1910—1911 годах, мы нашли там верстак, обрезки железа. Куда и зачем ушел из пещеры Аверкий, неизвестно».

А вот жительница Айлино Елена Михайловна Шляпина (девичья фамилия Соснина) утверждала другое:

«Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, один глаз выколот. Он был черен лицом и с окладистой бородой. Аверкий был конокрадом и его посадили в тюрьму, но он бежал и скрывался здесь. Братья Савва и Иосиф Соснины сказывали, что Аверкий ушел из пещеры тайком, скитался по лесам, занимался грабежом. Его поймали при угоне лошадей, связали, сдали в полицию. Потом он снова появился в этих местах, айлинские мужики видели его около Винокурного ручья. Он сидел на камне, был худ, бос. С тех пор исчез навсегда».

Чему верить? Было ведь и еще одно мнение, согласно которому Соснины приветили странника неспроста, не по сердечной доброте или общей вере. Согласно этой версии Аверкий привез из Сибири золото, этим-де и заинтересовал богатых мужиков. Утверждалось и то, что одинокий старец был «окаянным прелюбодеем», к нему в пещеру, якобы, хаживали не только вдовушки, но и монашки из монастыря.

Были среди окрестных жителей и такие, что уверовали всерьез, будто золото было спрятано Аверкием в тайном ходу, так как ход был, а после исчезновения этого странного человека оказался замурованным. Поисками заветного клада, похоже, занимались долгое время, но безуспешно. Даже автор этого очерка находил в пещере погнутый лом и заржавленную лопату. Это ли не свидетельство поисков? В наше время золото, конечно, уже никто не ищет, но найти засыпанный ход спелеологи и туристы пытались еще не раз.

Итак, как видим, все то же — слухи, предположения. Тогда, в июле 1924-го, в пещере побывали учитель, врач, даже «ячейка РКП, жентодел», не говоря о комсомольцах. Но, как признает газета, «главная цель экскурсии — изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».

Так что же выяснилось из всей этой истории? Ясно что: Аверкий — личность не вымышленная, он жил в пещере один, работал там, вероятно, скрывался от властей, его поддерживали Соснины, а затем он почему-то исчез. Все это было в конце прошлого века. Такая вот история отшельника, которого кто-то даже поспешил назвать «уральским Распутиным».

Уже в начале 90-х годов учащиеся школы № 13 взялись за очистку входного колодца пещеры Аверкиева яма. Входной колодец, как говорилось, завален стволами деревьев. Но не только экологическую цель преследовали ребята. Дно входного колодца находится под настилом из бревен, веток, земли и среди досок попадаются кованые гвозди, таких сейчас не делают. А как-то извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служило желобом для стока воды. И кто знает, что там еще удастся обнаружить?

Справка

Два подвесных моста, которые перекинуты через реку Ай и обеспечивают сообщение между Верхним Айском и Старой Пристанью, были возведены в 80-е годы, когда эти два посёлка входили в состав Айлинского совхоза. Длина мостов составляет по 100 метров.

Посреди реки Ай, между мостами, раскинулся остров, на котором высятся гигантские тополя. На острове можно загорать, плескаться в реке, устроить фотосессию, пикник или просто любоваться природой. В Верхнем Айске, совсем недалеко от перехода на остров, есть универсальный магазин, где можно запастись провиантом для пикника. Главное, не забудьте прихватить с собой пакеты для мусора, чтобы не «наследить» в столь живописном месте тарой от напитков и лакомств.

Мы условно назвали остров «Тополиный». Возможно, нашим читателям известен общепринятый топоним. Может быть, вы даже знаете, кто сажал тополя на острове годах в 70-80-х?

Аверкиева яма – пещера, вход в которую открывается на левом берегу Ая, в 3 км к югу от Старой Пристани, близ так называемого Белого брода. Входное отверстие пещеры представляет собой колодец 2х3 м и глубиной 21 м. В пещере есть два подземных водоёма, она также включает систему узких низких проходов и два больших грота: Пещерных затворников и Музыкальной капели. Общая длина ходов и гротов карстовой полости составляет 130 м при глубине 28 м.

Своё название пещера получила по имени старца Аверкия – отшельника и раскольника (по другой версии беглого каторжника), жившего здесь в 1870-80-х годах. В 1924 году айлинская молодёжь спустилась в пещеру и осмотрела её. Она обнаружила остатки избушки, деревянный слесарный станок, каменное ложе, отпечаток с медной иконы, разрозненные кости людей и домашних животных, на полу грота Пещерных затворников – большой каменный крест из несцементированных булыжников.

Как доехать

От трассы М-5

1. После того, как свернули с трассы М-5 у стелы с указателем «Сатка», двигаемся до города, а когда въедем в жилой сектор – по ул. Карла-Марка до её пересечении с ул. 1 мая.

2. Сворачиваем на светофоре налево на ул. 1 мая, затем направо – на ул. Бочарова и едем мимо Саткинского чугуноплавильного завода (он должен оставаться справа, а Саткинский пруд – слева).

3. Продолжаем двигаться по главной дороге до перекрёстка и далее (главная дорога поворачивает направо), мимо заправочной станции «Зюраткуль» (будет справа) и забора станции скорой помощи (будет слева), въезжаем на улицу 50 лет ВЛКСМ.

4. Едем по ул. 50 лет ВЛКСМ, никуда не сворачивая, пока она сама не завернёт налево и не перейдёт в ул. Орджоникидзе.

5. По ул. Орджоникидзе двигаемся прямо, мимо автовокзала (он будет слева), добираемся до выезда из города и следуем указаниям ниже.

До подвесных мостов

1. Со стороны Сатки въезжаем в Айлино и проезжаем его насквозь по улицам Ленина, Гагарина и Пионерской.

2. После выезда из Айлино двигаемся ещё 4 км.

3. Первый из мостов расположен справа, не доезжая магазина на центральной улице.

4. Второй мост расположен за первым и одним концом упирается в остров посреди реки Ай.

До Аверкиевой ямы

1. Со стороны Сатки добираемся до пос. Тельман, проезжаем его насквозь и выезжаем на дорогу, ведущую к Старой Пристани.

2. Через 3,8 км слева будет хорошо отсыпанный поворот на дорогу до летнего лагеря СПНИ.

3. По этой дороге двигаемся ещё около 2 км. Когда справа на берегу реки покажется лагерь СПНИ, поворачиваем налево и двигаемся по дороге параллельно Аю вниз по течению до ручья, пересекающего дорогу. Дальше идём пешком.

4. После того, как пересекли ручей (вода бежит из металлической трубы слева), через несколько десятков метров слева, на пригорке, покажется тропа, уводящая вверх примерно на 300 метров.

5. Подъём бодрым шагом займёт минут 5-6.

О чём следует помнить

Подвесные мосты в Верхнем Айске и Старой Пристани предназначены исключительно для пешеходов. Ездить по ним на велосипеде или тем более на мотоцикле ни в коем случае нельзя. Не стоит метаться по подвесным сооружениям, специально их раскачивать или пытаться нырнуть с них в Ай. Соблюдайте элементарную технику безопасности.

Мосты, когда по ним идёт несколько человек, начинают ощутимо колыхаться, так что маленьких детей при переходе лучше держать за руку.

Дорога до Аверкиевой ямы, которая, кстати, является памятником природы областного значения, после дождей может стать местами непроходимой для автотранспорта с низкой посадкой. Это касается участка от летнего лагеря СПНИ до ручья и дальше. Скорее всего, в зависимости от погодных условий, придётся проделать часть пути пешком. Если от подъёма к пещере пройдёте дальше, в сторону, противоположную летнему лагерю СПНИ, то попадёте на небольшую полянку на самом берегу Ая. Здесь можно устроить пикник или искупаться. С собой захватите средство от комаров и на всякий случай - мешки для мусора.

Внимание! Спускаться в Аверкиеву яму без специального снаряжения и опытного инструктора опасно! За помощью в организации экскурсии обратитесь к специалистам.

 

Возможно, будет полезно почитать: