Особенности организации туров выходного дня. Путешествия на выходных. Как организовать? Автобусные туры и экскурсии по городам России

Важно проанализировать влияние тура на реабилитацию людей после рабочей недели, анализируя сущность туров выходного дня как явления в жизни человека. Определить функции тура выходного дня, выбор района и комплектование группы.

После рабочей недели у человека нередко наблюдается упадок сил, эмоциональное и физическое напряжение, снижение двигательной активности, состояние стресса и даже депрессии. Освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности - основная задача тура выходного дня .

Цель тура выходного дня с точки зрения эксперимента -

проанализировать влияние тура на реабилитацию людей после рабочей недели. Анализируя сущность туров выходного дня как явления в жизни человека, можно выделить некоторые общие функции: «спортивная» - восстановление физического тонуса и работоспособности, укрепление мышц, развитие выносливости и т.д.; «эмоциональная» - повышение настроения, улучшение психоэмоционального состояния; «экологическая» - экологическая не вредность, приобщение человека к природе и бережное отношение к ней; «социальная» - развитие навыков общения и взаимопомощи в группе в условиях природы, организаторских способностей; «познавательно-развивающая» - изучение рекреационных (исторических, религиозных, природных) достопримечательностей местности, культурное развитие и т.д. .

К организации и проведению рекреационных туров выходного дня в общем случае не предъявляются какие-либо стандартные, установленные нормативными документами требования, кроме случая походов с учащимися. Ни этим, ни иными нормативными документами не регламентируются количественные параметры оздоровительного похода (продолжительность тура и протяженность маршрута), выбор района, комплектование походной группы, выбор снаряжения и порядок питания участников в походных условиях и т.д.

Данные, несомненно, важные моменты организации и проведения рекреационных туров, определяют сами организаторы (туристские фирмы или руководители самодеятельных туров), исходя из поставленных целей и задач, требований безопасности, наличия организационных и материальных ресурсов и пр. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждого конкретного похода будет диктовать основные требования к его организации и проведению .

При выборе района проведения тура следует учитывать, прежде всего, поставленные перед ним цели и задачи, состав конкретной группы (возраст, состояние здоровья, устремления и пожелания участников), объем свободного времени, которым располагают участники. Для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления, полноценного отдыха участников в природной среде. С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи - расширение кругозора участников, их знаний природы, культурно-исторического наследия предков и пр. Обычно такие походы совершаются «по родному краю» и преследуют, в том числе, краеведческие цели .

Таким образом, выбор района оздоровительного тура продиктован наличием в нем природных рекреационных ресурсов (лесные массивы: чистые водоемы, пригодные для купания, чистый воздух, эстетически привлекательные ландшафты и пр.). Кроме того, он определяется наличием целевых рекреационно-познавательных объектов посещения, которые вызовут наибольший интерес у участников тура. К таким объектам можно отнести, например, локальные участки маршрута с наиболее красивыми ландшафтами, живописные озера или группы озер; реки, привлекательные участки лесных массивов (сосновые светлые боры, рощи из широколиственных деревьев) и т.д.

Организация туристского тура непременно включает и комплектование группы. Группа оздоровительного похода формируется на основе общности интересов и желания принять участие в конкретном туристском мероприятии. В случае туров выходного дня и многодневных рекреационно-оздоровительных походов ограничением может служить состояние здоровья участников (оно должно позволять переносить физические нагрузки похода). Рекомендуется комплектовать группу из участников примерно одного возраста и социального статуса (тогда достигается общность интересов и легкость общения). Например, можно создать школьную, студенческую, семейную группу и пр. В то же время из туристской практики известно, что эффективность управления группой и достижения целей похода будет максимальной, если группа туристов не превышает 12-15 участников. В случае более массовых походов, всю походную группу («отряд») желательно разделить на «отделения» со своими туристскими руководителями (инструкторами) .

При любой форме организации оздоровительного похода (самодеятельной, коммерческой, социальной) в группе существует формальный или неформальный руководитель, который берет на себя ответственность за успешное его проведение. Когда поход осуществляет туристская организация, руководитель назначается официальным образом (приказом по организации).

Поход выходного дня – простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть походы выходного дня .

Такая форма проведения свободного времени особенно важна для детей, т.к. в процессе похода у них появляется возможность общения, познания, подготовки к труду, они приобретают социальный опыт. В таких походах дети будут учиться самообслуживанию, коллективизму, дисциплинированности, ответственности.

Еще одной отличительной особенностью походов выходного дня является повышенная степень свободы действий ребенка в коллективе и непосредственный контакт с природной средой, которая хранит в себе кладезь знаний и незабываемых ощущений. На каждом шагу его ждет что-то новое, неведомое ранее, то, что учит и воспитывает.

Поход выходного дня включает в себя: подготовительный этап, непосредственное проведение и подведение его итогов. Все это составляет цикл туристкой деятельности.

Первая часть цикла состоит из подготовительной работы:

    Выбор района и разработка маршрута. Составление плана-графика похода.

    Комплектование группы. Распределение обязанностей.

    Расчет сметы похода. Составление меню.

    Подготовка документации похода.

    Подготовка группового и личного снаряжения. Приобретение продуктов питания.

Вторая часть цикла включает в себя:

    Преодоление намеченного маршрута.

    Соблюдение походного режима жизни.

    Самообслуживание участников похода.

    Сбор познавательно-краеведческого материала (фото, видео и пр.)

В третью часть цикла входит:

    Обработка собранного познавательно-краеведческого материала.

    Составление письменных отчетов, оформление фотогазет и пр.

    Обсуждение итогов похода.

Подготовка к любому походу начинается с определения его цели.И хотя главной целью похода выходного дня является активный отдых в условиях природной среды, тем не менее, целью маршрута для участников должно быть что-то интересное, особенное с точки зрения познания окружающего мира или получение эстетических впечатлений от красоты посещаемых мест.

Цель похода выходного дня зависит от состава группы и туристических возможностей родного края, познание которого необходимо каждому, независимо от возраста и профессии. Посещение исторических или природных памятников, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, наблюдений за растительным и животным миром, в сочетании с играми, соревнованиями, конкурсами сделают поход выходного дня содержательным и запоминающимся.

При разработке маршрута похода выходного дня необходимо учесть следующие важные принципы:

1. Поход должен соответствовать подготовленности руководителя и подготовленности группы к прохождению запланированного маршрута. Не следует торопиться с включением в маршрут сложных препятствий представляющих физическую и психологическую трудность для путешественников (крупные подъемы, водные преграды, заболоченные или труднопреодолимые участки и пр.).

2. Маршрут должен проходить по максимально красивым местам. Присутствие интересных туристских объектов будет способствовать возникновению позитивному эмоциональному возбуждению, которое в свою очередь снимет накопившуюся усталость. Трудный же маршрут по непривлекательным местам не будет способствовать развитию у детей интереса к туризму.

3. Маршрут похода должен учить и воспитывать. Поэтому, разрабатывая маршрут похода необходимо предусмотреть все, что способствовало бы пополнению знаний детей, их воспитанию (разнообразие растительного и животного мира, места боевой и трудовой славы, места жизни и деятельности выдающихся людей), развитию навыков самообслуживания и самообеспечения при выполнении бивачных работ, сборе дров, работе у костра.

4. Маршрут похода должен быть разработан так, чтобы его конечная точка была максимально близко расположена к транспортным коммуникациям. Возвращение домой после похода, утомившихся путешественников должно быть коротким, чтобы не испортились позитивные впечатления от похода.

В походы выходного дня с ночевками можно выходить, когда участники имеют опыт загородных прогулок и продолжительных по преодолимому расстоянию походов выходного дня без ночевки.

В подготовке похода выходного дня с ночевкой участники должны принимать самое активное участие: готовить к походу групповое и личное снаряжения, приобретать продукты, обеспечивать их сохранность и транспортировку.

Выбор района похода выходного дня проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал.

Это должны быть не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса), живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками, гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха).

В районе похода должны быть удобные, с точки зрения подъезда и отъезда группы на общественном или заказном транспорте, пункты начала и окончания путешествия. Район должен содержать набор удобных, не утомительных для движения пешком лесных или полевых дорог и троп.

С точки зрения сохранности окружающей среды и максимального комфорта для участников похода выходного дня преимуществом обладает тот район, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские стоянки устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды.

Немаловажным фактором при выборе района похода выходного дня является объем свободного времени, которым обладают участники и их потенциальные материальные затраты. Район похода расположенный максимально близко к месту жительства сократит время и финансовые расходы на проезд.

Лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения походов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий – национальные парки. Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута). Нитка маршрута, нанесенная на топографическую карту района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша.

При разработке маршрута похода выполняется следующая творческая работа:

    определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода (с учетом состава группы, намеченных целей похода);

    из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно–познавательные объекты посещения («изюминки» путешествия);

    определяются удобные для достижения намеченных рекреационно–познавательных объектов посещения пункты приезда и отъезда группы с маршрута;

    определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно–познавательных задач;

    определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения);

    определяются пути достижения намеченных главных рекреационно–познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (маршрут движения группы);

    маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности;

    на дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Как было указано выше, протяженность маршрута определяется составом группы. На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, нитка маршрута автоматически разобьется на ряд дневных переходов, которые должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления.

Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения).

Линейный маршрут не замкнут, и имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша.

В случае кольцевого (замкнутого) маршрута – предполагается единый пункт старта и финиша.

В походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами, так как они не обременены походным грузом и могут преодолевать значительные расстояния.

При выборе оптимального пути движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте по карте намечают лесные, полевые дороги (рекомендуется отказаться от передвижения по шоссейным и автомобильным дорогам), идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т.д.). Следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий – не цель похода выходного дня. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода.

В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В заключение следует оценить намеченный маршрут в целом: удаленность точек начала и окончания маршрута от транспортных магистралей, привлекательность выбранных рекреационных и познавательных объектов, удобство и надежность выбранных путей движения к ним, логичность выбранной тактической схемы маршрута, мест организации биваков и т.д.

Исходя из масштаба карты, необходимо еще раз тщательно (строго по линии предполагаемого движения) измерить протяженность всех намеченных дневных переходов; определить общую протяженность маршрута и сравнить ее с намеченными параметрами для конкретной группы туристов. При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы.

Следующим этапом подготовки к походу выходного дня является сбор группового снаряжения. К нему относятся: продукты питания, полиэтиленовая пленка, топор, пила, ведра или котелки, половник, спички, компас, карта маршрута, медицинская аптечка и спортивный инвентарь. Все групповое снаряжение распределяется среди участников похода. Спички и карту во время похода следует хранить в полиэтиленовом мешке.

Такой набор снаряжения необходим, если планируется приготовление горячей пищи на костре, а если планируется «шведский стол» из продуктов захваченных всеми участниками похода из дома, то необходимость в этом отпадает. Но романтика путешествий предполагает дым, костер и горячий чай. Кроме того, в походах могут возникать самые различные ситуации, в том числе и экстремальные: то дождь пошел, то ногу натер или руку обжег участник, а то и вовсе заблудились в незнакомой местности…

При выборе личного снаряжения следует выполнять следующие рекомендации.

В походы выходного дня выходят с учетом сезона: в удобной одежде (спортивные или брючные костюмы) и свободной обуви (кроссовки, кеды, туристские ботинки). Обувь обязательно должна быть ношенной, иначе неизбежны потертости и мозоли на ногах. Также обязательно необходимо иметь шерстяные и хлопчатобумажные носки. Носки из синтетических ниток для походов неприемлемы, т. к. они не обеспечивают должного тепло– и воздухообмена при ходьбе. Ноги быстро потеют и возможно образование мозолей.

Головной убор из синтетической ткани также нежелателен, как и меховые шапки для лыжных прогулок и походов. Головной убор для летних походов должен быть из простой ткани светлых тонов, для осенне-зимних походов – из шерстяной ткани разной толщины. В зависимости от времени года и погоды берутся с собой шерстяные свитера, ветрозащитные костюмы и запасные хлопчатобумажные футболки, хотя опытные туристы никогда не рассчитывают на милость природы, а рассчитывают только на себя.

Обязательным атрибутом личного снаряжения является рюкзак. Использование спортивных сумок не желательно, так как конструкция рюкзака наиболее оптимально распределить груз вдоль тела, что позволяет комфортно преодолевать маршрут.

Краткое описание

Туры выходного дня – это короткие по продолжительности туры (1- 2 дня) ,позволяющие полноценно отдохнуть за пару дней. По сравнению с другими видами туров, туры выходного дня имеют массу преимуществ:
1.Это уникальная возможность посетить различные исторические места нашей Родины, а также съездить за границу без какого-либо отрыва от работы;
2.Это прекрасная возможность необычно весело отметить день рождения, юбилеи или просто встречу с друзьями;
3.Это наиболее экономичный вид отдыха, так как не нужно тратить деньги и время на сборы чемоданов.

Введение……………………………………………………………………….. ….3
Глава 1. Тур выходного дня
1.1 История туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России……………………………………………………………………………………..
1.2 Понятие о турах выходного дня, о свободном времени, о досуге, и рекреации………………………………………………………………………………..1
1.3 Понятие туризма выходного дня и его наполнение……………………….19
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2.Технология разработки тура выходного дня
2.1 Принципы и порядок формирования туров выходного дня……………....26
2.3Семейный туризм……………………………………………………………..30
2.4 Программа тура выходного дня от туристической компании «Русь -Тревел», Динопарк на озере Банном»
Выводпо2главе………………………………………………………………...............39
Заключение………………………………………………………………….................40
Список литературы…………………………………………………………….............

Прикрепленные файлы: 1 файл

АНОСПО Челябинский колледж Комитент

Курсовая работа

По дисциплине «Технология тур операторской деятельности »

На тему: «Составление программ обслуживания туров выходного дня »

Студент: Сафина Индира Рифатовна

Специальность: «Туризм»

Преподаватель: Тарханова Галина Петровна

Челябинск 2014

Введение………………………………………………………… …………….. ….3

Глава 1. Тур выходного дня

1.1 История туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России………………………………………………………… …………………………..

1.2 Понятие о турах выходного дня, о свободном времени, о досуге, и рекреации……………………………………………………… ………………………..1

1.3 Понятие туризма выходного дня и его наполнение……………………….19

Вывод по 1 главе………………………………………………………………… 25

Глава 2.Технология разработки тура выходного дня

2.1 Принципы и порядок формирования туров выходного дня……………....26

2.3Семейный туризм……………………………………………………………. .30

2.4 Программа тура выходного дня от туристической компании «Русь -Тревел», Динопарк на озере Банном»

Выводпо2главе…………………………………………… …………………...............39

Заключение…………………………………………………… …………….................40

Список литературы…………………………………………………… ……….............

Приложение…………………………………………………… ……………………...4

Введение

Туры выходного дня – это короткие по продолжительности туры (1- 2 дня) ,позволяющие полноценно отдохнуть за пару дней. По сравнению с другими видами туров, туры выходного дня имеют массу преимуществ:

1.Это уникальная возможность посетить различные исторические места нашей Родины, а также съездить за границу без какого-либо отрыва от работы;

2.Это прекрасная возможность необычно весело отметить день рождения, юбилеи или просто встречу с друзьями;

3.Это наиболее экономичный вид отдыха, так как не нужно тратить деньги и время на сборы чемоданов.

Такие туры идеально подойдут и для отдыха с детьми. Купив тур выходного дня, можно провести незабываемые выходные с ребенком, например в Диснейленде. Такие выходные он уж точно никогда не забудет!

Очень часто такие туры покупают для проведения различных корпоративов. Не правда ли здорово отметить юбилей в компании, где нибудь в Европе!?

Туры выходного дня были придуманы для людей, у которых не хватает времени на отдых. С каждым годом туры выходного дня становятся все более популярными - это прекрасная возможность отлично отдохнуть, не дожидаясь наступления отпуска или же для тех, кто не может отключиться от дел на долгий срок.

Как часто люди ждут выходного дня в надежде немного отдохнуть, но всё же проводят их в домашних условиях. Можно отдохнуть в выходные по настоящему, позволить себе туры выходного дня, с ее разнообразием.

Наиболее привлекательно в этих турах – разнообразие возможностей отдыха. Такие туры предлагают разнообразные программы. Такие путешествия, как туры выходного дня, позволяют вырваться из повседневной жизни и отлично отдохнуть.

Тема курсовой работы была выбрана потому, что среди населения, очень востребован такой вид тура.

Так как большая часть населения проживает в больших городах, с постоянным зачастую агрессивным информационным потоком и с плохой экологией. Туры выходного дня и различные развлекательные программы выходного дня, которые предлагает данное направление помогут решить некоторые проблемы и удовлетворить потребности людей, в кратковременном отдыхе и восстановлении физических и духовных сил, смене обстановки и впечатлений, разнообразии досуговой деятельности и эмоциональном насыщении, времяпрепровождения.

В силу небольшой продолжительности, но высокой частоте этих туров, население активно вовлекается в социо-культурную деятельность, что напрямую влияет как на развитие экономической инфраструктуры страны или региона, так и на культурный уровень населения.

Проблема состоит в противоречии между особенностями туризма выходного дня, как эффективной формы организации рекреационной деятельности, с одной стороны, и современной практикой работы не в полной мере реализующей рекреационный потенциал туризма выходного дня.

Отсюда вытекает Цель исследования. На основе изучения особенностей туризма выходного дня, определить основные положения оптимизации деятельности по организации туризма выходного дня.

Задачи исследования:

1.Определить понятие свободного времени, досуга, рекреации для более детального изучения такого явления как туризм выходного дня.

2.Выявить и рассмотреть проблемы и задачи стоящие перед туризмом выходного дня. Определить понятие тура выходного дня его наполнение.

3.Обобщить собранный материал для определения семейного и выходного туризма и описания структуры туров выходного дня, целей и задач, порядка и методов разработки туров, выявление целевой аудитории, для последующего эффективного продвижения исходного продукта.

Объект исследования - туризм выходного дня.

Предмет исследования – оптимизация деятельности по организации туризма выходного дня.

Методы исследования:

Изучение специальной литературы, документов, а также интернет ресурсов;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была предпринята попытка изучить информацию об организации туров выходного дня, поскольку она имеет разрозненный характер, а также имелось множество неточностей в использовании терминологии касаемо туризма выходного дня.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может послужить в качестве методической помощи организаторам туризма выходного дня (базам отдыха, санаториям, тур. фирмам).

Глава 1. ТУР ВЫХОДНОГО ДНЯ

1.1 ИСТОРИЯ ТУРИЗМА, ПУТЕШЕСВТИЙ И ЭСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”.

За год до смерти Петр сам составил подробный план путешествия В. Беринга. После смерти Петра в 1725году Беринг отправился в первое Камчатское путешествие. Целью путешествия, было проверить есть ли перешеек между Европой и Америкой. Петр, первый из правителей, который отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог. Он был основоположником морского флота в России.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. В XVIII веке стало обязательным отправлять детей в Европу, как для учения, так и для того, что бы они учились жизни путешествий.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели.
В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.

В России первые экскурсии проводило “Общество восстановления христианства на Кавказе”. Первые экскурсии в 1870 году в городе Тифлисе, проводили для учеников Александровской школы, изучая достопримечательности Кавказа. Многие организации использовали экскурсии для просвещения народа. Экскурсионная деятельность этих организаций привела к тому, что стали открываться музей, исторические и культурные памятники, различные выставки.

В 1872 году на основе первой промышленной выставке открывается первый Политехнический музей, а в 1873 году основан Исторический музей. В этот период получают широкую известность: “ Общество любителей естествознания”. Общество имело свои филиалы в Петербурге, Москве, Тифлисе, Казане, Екатеринбурге и других городах России.

Начиная с 1899 года, в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. Эти комиссии создавали свои сборники и журналы: “ Экскурсионный вестник”, ” Школьные экскурсии и школьный музей”, “ Русский экскурсант”, так же эти общество занимались подготовкой руководителей экскурсий. Основной целью экскурсий было подержание познавательного интереса людей к путешествиям.

Большую часть территории России занимают горы и горные хребты. Естественно, что в России был высокий интерес к горному туризму. В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Вскоре такой же клуб создается в Тбилиси и через несколько лет два клуба объединяются в один, и он стал называться ”Крымско-Кавказский горный клуб”. Его учредителями были ученые с мировым именем: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин и другие. В 1895 году в Петербурге образовался первый русский туристский клуб. “Клуб велосипедистов-туристов”, так называемый русский туринг клуб. Вскоре у клуба появилось много филиалов в Москве, Киеве, Риге, Харькове, Тобольске, Ростове и Благовещенске.

Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. Общества “Крымско-Кавказское горный клуб” и “Клуб велосипедистов-туристов”, возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи.

Туризм в 19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.

В 1901 году “Русский туринг клуб” был преобразован в “Российское общество туристов”, которое просуществовало до лета 1928 года. По уставу членами РОТ не могли быть студенты, женщины и лица низших чинов. Членами Рот были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями древних русских городов, а также организацию путешествий к “ святым местам”.

В 1907 году при ”Российском обществе туристов” создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которое занималось экскурсиями по России и знакомством с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году “Российское общество туризма” насчитывало 5 тысяч человек.

После событий 1917 года многие организации и общества были запрещены. Возникновение советского туризма можно отнести к 20-м годам XX века. В 1918 году создается первая туристическая организация ”Бюро школьных экскурсий”. В 1919 году были приняты декреты о лечебных местностях. На их основе стали строиться курорты различных направлений. В 1920 году было подписан декрет “об использовании Крыма для лечения трудящихся”. В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.

Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. С 20-х годов вновь свою активную деятельность начинает “Российское общество туризма”. В 1928 году РОТ был закрыт, и на его основе было создано “Общество пролетарского туризма ОПТ РСФСР, а в марте 1930 года – “Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий”, ОПТиЭ, членами являлись 6, 5 миллионов человек. “Общество пролетарского туризма и экскурсий” объединило экскурсионно-туристские общества и организации, такие как “Советский турист”, “Турист Грузии” и другие. В 1929 году создается Всесоюзное акционерное общество “Интурист”, для обслуживания зарубежных туристов и организацией туристских поездок граждан СССР за рубеж.

С течением времени у “Интуриста” были открыты отделения во многих городах СССР и представительства в зарубежных странах. В дальнейшем в собственности Госком интуриста СССР за границей находилось 4 туристические фирмы и свыше 20 представительств, часть которых было зарегистрировано под знаком ВАО ”Интурист”.

Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС был учрежден Цент туристско-экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.


Подобные документы

    Организация железнодорожных туров и обеспечение их безопасности. Потенциал края для организации маршрутов выходного дня. Перспективы развития туров выходного дня в Хабаровском крае. Возможности использования подвижного состава для размещения туристов.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Достопримечательности Уральского региона. Информационное сопровождение в туристских путешествиях. Проблемы и тенденции развития туризма. Разработка тура выходного дня по окрестностям Урала. Расчет общей стоимости тура маршрута "Шемахинские СКАЗы".

    курсовая работа , добавлен 16.07.2014

    Современное развитие туризма в Беларуси. Туристический пакет и основной комплекс услуг. Организация тура выходного дня по гродненскому региону. Типы, категории, виды и формы туризма. Памятники города, монастыри, архитектурные ансамбли, особняки знати.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Сущность туров выходного дня, организация, подготовка и проведение рекреационных походов в его рамках. Распределение обязанностей в туристской группе. Проектирование модели рекреационного похода в рамках выходного дня. Методы, принципы контроля качества.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Туризм и его значение в современном мире. Анализ программ развития туризма во Владимирской области. Требования к разработке тура, программа обслуживания. Авторское проектирование экскурсии выходного дня "По городам Золотого кольца земли Владимирской".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Анализ проблем и перспектив развития водного туризма в Карелии. Физико-географическая характеристика водных ресурсов и реки Шуя. Проектирование водноспортивного тура и расчет его экономических показателей. Обеспечение безопасности при проведении тура.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2013

    География и экономика Заринского района. Исторические достопримечательности и проведение туров выходного дня, их разновидности и программное обслуживание. Рукотворный пещерный православный храм в долине р. Чумыш, сходство с Киево-Печерской Лаврой.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Формирование в туристских походах у взрослых и у детей чувства коллективизма, ответственности. Устройство походного быта, приготовление обеда на костре, наблюдение за природой. Разработка маршрута похода выходного дня, расчет и распределение обязанностей.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2009

    Понятие экологического туризма, исторические этапы его развития, оценка современного состояния и перспективы. Характеристика инвестиционного проекта экологического тура "Поход выходного дня в Селигер", расчет затрат и экономическая оценка эффективности.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2010

    Туристско-экскурсионный потенциал Республики Карелия, уровень развития инфраструктуры в районе. Swot-анализ объекта путешествия. Маркетинговые исследования существующего рынка спроса и предложения на данный вид туризма. Разработка рекламной кампании тура.

 

Возможно, будет полезно почитать: