Географические объекты в честь первооткрывателей. Какие географические объекты, названные именами великих мореплавателей, вы знаете? Ф.П.Литке Исследование Новой Земли










  • Самые читаемые статьи


    • 223 просмотра

    • 216 просмотров

    • 215 просмотров
    • 154 просмотра

    • 1 просмотр

    • 116 просмотров

    • 111 просмотров

    • 94 просмотра

    • 79 просмотров

    • 78 просмотров

    • 1 просмотр

    • 64 просмотра

    • 63 просмотра

    • 54 просмотра

    • 52 просмотра

    • 52 просмотра

    • 1 просмотр

    • 1 просмотр

    • 1 просмотр

    • 50 просмотров

    • 50 просмотров

    • 44 просмотра

    • 43 просмотра

    • 1 просмотр

    • 39 просмотров

    • 39 просмотров

    • 38 просмотров

    • 36 просмотров

    • 34 просмотра

    • 33 просмотра

    • 1 просмотр

    • 1 просмотр

    • 30 просмотров

    • 30 просмотров

    • 29 просмотров

    • 28 просмотров

    • 28 просмотров

    • 27 просмотров

    • 26 просмотров

    • 26 просмотров

    • 26 просмотров

    • 25 просмотров

    • 24 просмотра

    • 22 просмотра

    • 1 просмотр

    • 20 просмотров

    • 19 просмотров

    • 18 просмотров

    • 18 просмотров

    • 17 просмотров

    • 16 просмотров

    4.3 (86%) 10 vote[s]

    Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей и их открытия.

    Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

    Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

    Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

    Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

    Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

    Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

    В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

    Семен Дежнев

    В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

    Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

    Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

    Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

    Витус Беринг

    Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

    На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

    Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

    Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

    Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

    Харитон и Дмитрий Лаптевы

    Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

    Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

    Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

    Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

    Иван КрузенштернЭто путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

    Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

    Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

    Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

    Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.

    Василий Головин Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

    В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

    Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

    Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.

    Фаддей Беллинсгаузен Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

    Михаил Лазарев

    Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

    Яков Санников

    Яков Санников (около 1780, Усть-Янск, Российская империя - после 1811) - русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов.
    Известен как открыватель острова-призрака «Земля Санникова», которую он видел с Новосибирских островов. Открыл и описал острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805).
    В 1808-1810 годах участвовал в экспедиции ссыльного рижского шведа М. М. Геденштрома. В 1810 году пересёк остров Новая Сибирь, в 1811 году обошёл остров Фаддеевский.
    Санников высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов, в частности от острова Котельного, обширной земли, названной «Земля Санникова».

    После 1811 года следы Якова Санникова теряются. Неизвестны ни дальнейший род занятий, ни год смерти. В 1935 году лётчик Грацианский, проводивший полёты в нижнем течении реки Лена, около Кюсюра обнаружил надгробную плиту с надписью «Яков Санников». В его честь назван пролив, по которому сегодня проходит участок Северного морского пути. Открыт в 1773 году якутским промышленником Иваном Ляховым. Изначально пролив был назван в честь врача экспедиции Э.В. Толля В.Н. Катина-Ярцева Ф.А. Матисеном. Нынешнее название дано К.А. Воллосовичем на его карте, и в 1935 году утверждено правительством СССР.

    Григорий Шелихов

    Григорий Иванович Шелихов (Ше́лехов; 1747, Рыльск - 20 июля 1795, Иркутск) - русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Он организовал несколько торгово-промысловых компаний, в том числе и на Камчатке. Григорий Иванович осваивал новые земли для Российской империи, был инициатором Российско-американской компании. Основатель Северо-Восточной компании.

    В его честь был назван залив. Залив Шелихова (Камчатская область, Россия) располагается между Азиатским побережьем и основанием полуострова Камчатка. Относится к акватории Охотского моря.

    Фердинанд Врангель

    Врангель показал себя с самой лучшей стороны, и ему, испытанному в сложном кругосветном плавании, поручают возглавить экспедицию на крайний северо-восток Сибири, к устьям Яны и Колымы, чтобы нанести на карту побережье Ледовитого океана вплоть до Берингово пролива, а помимо этого проверить гипотезу о существовании не открытой ещё земли, соединяющей Азию с Америкой.
    Три года проводит Врангель во льдах и тундрах со своими спутниками, среди которых главным его помощником был Федор Матюшкин - лицейский товарищ А.С. Пушкина.
    В перерывах между походами на Север под руководством Врангеля и Матюшкина была сделана топографическая съёмка огромного побережья, охватившая 35 градусов по долготе. На территории недавно белого пятна было определено 115 астрономических пунктов. Впервые были проведены исследования влияния климата на существование и развитие морских льдов, а в Нижнеколымске была организована первая в этом краю метеостанция. Благодаря метеорологическим наблюдениям этой станции было установлено, что в междуречье Яны и Колымы находится «полюс холода» Северного полушария.
    Фердинанд Врангель подробно описал экспедицию и её научные результаты в книге, которая впервые вышла в свет в 1839 году и имела огромный успех. Прославленный шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд назвал её «одним из шедевров среди сочинений по Арктике».

    Экспедиция в Чукотско-Колымском краю поставила Врангеля в один ряд с крупнейшими исследователями суровой Арктики. Став впоследствии одним из учредителей Русского географического общества, он продумывал проект экспедиции к Северному полюсу. Он предлагает отправиться к полюсу на судне, которое должно стать на зимовку у северного побережья Гренландии, с осени заготовить по пути следования полюсной партии продовольственные склады, а в марте людям выйти точно по направлению меридиана на десяти нартах с собаками. Интересно, что план достижения полюса, составленный Робертом Пири, вступившим на полюс 64 года спустя, в малейших деталях повторил старый проект Врангеля. Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому.

    Пётр Бекетов (1600 - после 1661) - русский землепроходец XVII века, исследователь Сибири.

    Один из наиболее образцовых «российских конкистадоров», честно служивший своему делу и не ввязывавшийся ни в какие авантюры, Бекетов явился основателем нескольких российских городов.

    Биография

    О ранних годах жизни многих выдающихся личностей XVII века практически ничего не известно; не является исключением в этом смысле и Пётр Бекетов. Информация о нём появляется только в 1620-х годах, когда он устроился стрельцом на государственную службу.

    Через некоторое время, в 1627 году, Бекетов отправил челобитную царю, в которой просил дать ему должность сотника, чтобы иметь хоть какое-то приличное жалованье.

    Василий Поярков - один из первооткрывателей Сибири. Он внес огромный вклад в освоение этих земель.

    В 17 веке Российская империя мечтала присоединить к своим землям Сибирь. Это была огромная и богатейшая территория, на которой проживало множество народов.

    Для изучения и присоединения Сибирских земель собирались специальные экспедиции. Одну из них и возглавил Василий Поярков.

    Годы жизни

    Не сохранились точные сведения о годах жизни Василия Пояркова. До наших дней дошли лишь документальные источники, в которых есть сведения об его деятельности. Датируются они 1610-1667 гг.

    Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири.

    Он исследовал неизученные территории, помогая енисейскому воеводе А. Ошанину.

    Годы жизни

    Точные годы жизни Бугора неизвестны, но историки считают, что он родился около 1600 года и умер в 1668.

    Биография Бугора

    У Бугора не было знатного происхождения. Он был казачим десятником, участвовал в строительстве острогов и изучении Сибири.

    Михаил Стадухин - землепроходец и полярный мореход 17 века, исследовавший Северо-Восточную Сибирь, человек, одним из первых побывавший на севере Охотского моря, а также на реках Колыма, Гижига, Пенжина и Анадырь.

    Географические открытия М. Стадухина стали огромным вкладом в открытие, изучение российского побережья Арктики и Тихого океана.

    Годы жизни Михаила Стадухина

    Год рождения неизвестен, умер в 1666г.

    Биография Михаила Стадухина

    Достоверно неизвестно, в каком году родился Михаил Стадухин. Предположительно, русский землепроходец появился на свет в семье поморов в одной из деревень на реке Пинеге


    Освоение Сибири в XVII веке часто преподносится как важнейшее событие в истории России Нового времени.

    О нём говорится как о русском аналоге Великих географических открытий европейского мира и завоевания Нового Света.

    Частично это справедливое сравнение. В условиях зарождения всероссийского рынка и подъёма экономики освоение новых торговых путей - немаловажный этап развития страны.

    С. И. Челюскин - морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.

    Происхождение

    Предки Челюскина (по документам 17 в. - Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты

    Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.

    Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.

    Обучение

    В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.

    Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.


    Ю. Ф. Лисянский - выдающийся русский мореплаватель, вместе с совершивший кругосветное путешествие.

    Молодые годы

    Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате «Подражислав» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

    Кругосветное плаванье

    Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп «Нева» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом «Надежда». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились.

    Харитон Прокофьевич Лаптев является одним из крупнейших русских полярных исследователей. Будущий покоритель Арктики родился в деревне Пекарево, расположенной недалеко от , в 1700 году. В 1715 г. юный Лаптев поступает в Петербуржскую Морскую академию, которую через три года успешно заканчивает и поступает во флот гардемарином. В 1726 г. производится в мичманы. В 1734 г. участвует в войне против Станислава Лещинского, провозглашенного годом ранее польским королем.

    Фрегат «Митава», на котором служил Лаптев, в ходе военных действий попадает в плен к французам, прибегнувшим для этого к обману. По возвращению на родину, Лаптев вместе с остальными офицерами «Митавы» приговаривается к смертной казни за сдачу судна без боя, однако экипаж вовремя признается невиновным. После этого недоразумения Харитон Прокофьевич возвращается на службу. В 1737 г. производится в лейтенанты, и назначается командиром отряда в Великую Северную экспедицию. Целью похода было исследование арктического побережья между Леной и Енисеем, в нем также принял участие другой великий русский полярный исследователь - Дмитрий Яковлевич Лаптев, двоюродный брат Харитона Прокофьевича. В начале весны 1738 г. члены экспедиции прибыли в Якутск.

    Дмитрий Яковлевич Лаптев - знаменитый русский путешественник, прославившийся вместе со своим двоюродным братом Харитоном Прокофьевичем Лаптевым своими полярными экспедициями.

    Родился в 1701 году в семье мелкопоместных дворян в селе Болотово . В 1715 году вместе с двоюродным братом начинает обучение в Морской академии в Петербурге. По окончанию учебы в 1718 году Лаптев был произведен в гардемарины на одном из кораблей Кронштадской эскадры.

    В 1721 году получает звание мичмана, а в 1724 становится унтер-лейтенантом. С 1727 по 1729 год командовал фрегатом «Святой Яков».

    Биография великого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова необычна и трагична. Он родился в 1877 году в небольшом азовском селе, сегодня этот поселок носит имя великого полярного исследователя. Георгий с ранних лет познал тяжелый труд. Его отец, простой азовский рыбак, пропал без вести на несколько лет. Мальчику пришлось работать, чтобы прокормить мать и восьмерых братьев и сестер. У него не было времени, чтобы учиться грамоте, и до 14 лет он не умел ни читать, ни писать.

    После того, как отец вернулся домой, за два года он окончил церковно-приходскую школу и сбежал из дома. Чем мальчик занимался в той жизни и как пробивался к желанной цели, мало известно. Но в 21 год Георгий Седов получил диплом штурмана дальнего плаванья. В 24 года, после успешной сдачи экзамена, он получает чин поручика.
    Первая его гидрографическая экспедиция была на Северный Ледовитый океан. Северные льды давно манили молодого моряка. Он мечтал покорить Северный полюс и доказать, что русскому человеку такое под силу.

    Началась , и экспедицию на Северный полюс пришлось отложить. Но идея не оставляет его. Он пишет статьи, в которых доказывает, что освоение Северного морского пути необходимо . Он работал на Каспийском море, на Колыме, исследовал Крестовую губу на Новой земле.

    Сегодня мы решили вспомнить людей, в честь которых были названы моря в Северном Ледовитом океане и их окрестностях, а также разобраться, чем еще они были знамениты.

    Виллем Баренц

    Голландский мореплаватель и исследователь.


    Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

    Именем Виллема Баренца названо Баренцево море


    Три раза (1594, 1595, 1596—1597 гг.) Баренц отправлялся в путешествие в поисках Северо-Восточного прохода из Европы в Азию. Во время первых двух экспедиций достиг архипелага Новая Земля. В ходе третьей обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли; корабль при этом оказался затёрт во льдах. После арктической зимовки команда отплыла на материк, погрузившись в две шлюпки.


    Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами, в 1596 году


    За время своих путешествий Баренц совершил столь значительные географические открытия и составил такие точные карты, что поныне остается одним из крупнейших исследователей Арктики. Метеорологические данные, собранные им, до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.

    Витус Беринг

    Именем Беринга названы остров, Берингов пролив ( пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами ) и Берингово море (на севере Тихого океана ), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

    Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга.

    Именем Витуса Беринга названы пролив и море, а также Командорские острова

    Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

    Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

    В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив ).

    В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова ). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.


    Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

    Дмитрий и Харитон Лаптевы

    Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.


    Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.

    Море Лаптевых было названо в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых


    С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

    Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

    Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

    Сэр Фрэнсис Бофорт

    В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.


    Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.

    Сэр Френсис Бофорт был избран членом Ирландской королевской академии


    С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.

    Море Линкольна

    Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.


    Роберт Тодд Линкольн (слева) и Адольфусом Вашингтоном Гриль (справа)

    Море Линкольна было названо сына Авраама Линкольна


    Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.

    Уильям Баффин

    Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.


    Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта

    О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.

    В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.


    После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.

    Ответ оставил Гость

    Самый северный мыс Азиатского материка называется мысом Челюскина,
    самая восточная оконечность Азии — мысом Дежнева,
    пролив между Новой Землей и полуостровом Таймыр носит имя Бориса Вилькицкого,
    острова в Карском море названы именами полярных исследователей Шокальского, Сибирякова, Неупокоева, Исаченко, Воронина…

    Среди морей, названных именами известных географов Баренца и Беринга, появилось на географических картах море Лаптевых, которого не существовало на старых, дореволюционных картах. Оно было названо в честь замечательных исследователей Арктики Харитона Прокофьевича и Дмитрия Яковлевича Лаптевых, принимавших участие в Великой Северной экспедиции XVIII века. Именем Дмитрия Лаптева назван и пролив, соединяющий море Лаптевых с Восточно-Сибирским морем, а берегом Харитона Лаптева назвали северо-западное побережье Таймырского полуострова — от Пясинского залива до залива Таймырского.

    Города и поселки, названные в честь отечественных путешественников:

    пос. Беринговский (Чукотка) — В. И. Беринг (мореплаватель, капитан-командор Русского флота) ,
    г. Кропоткин (Краснодарский край) — П. А. Кропоткин (князь, русский географ и геолог) ,
    г. Лазарев (Хабаровский край) — М. П. Лазарев (русский путешественник) ,
    г. Макаров (Сахалинская обл.) — С. О. Макаров (русский флотоводец, океанограф) ,
    пос. Пояркова (Амурская обл.) — В. Д. Поярков (русский землепроходец) ,
    пос. Пржевальское (Смоленская обл.) — Н. М. Пржевальский (русский путешественник) ,
    г. Хабаровск, станция Ерофей Павлович (Амурская обл.) — Ерофей Павлович Хабаров (русский землепроходец) ,
    г. Шелехов (Шелихов) (Иркутская обл.) — Г. И. Шелихов — русский путешественник;

    именем С. П. Kрашенинниковa названы остров и бухта у юго-восточной оконечности Камчатки, мыс на острове Карагинском и гора около озера Кроноцкого на восточном побережье полуострова Камчатка.

    Географические объекты, названные в честь А. И. Чирикова
    мыс в Анадырском заливе, Россия;
    мыс в Тауйской губе, Россия;

    Девятнадцатый век был временем величайших географических открытий российских исследователей. Продолжая традиции своих предшественников. — Исследователи и пассажиры XVII-XVIII вв. Обогатили представление россиян о мире, что способствовало развитию новых территорий, входящих в состав империи.

    Россия впервые сделала старую мечту: ее корабли вошли в мировой океан.

    И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Ф. Лисянский. В 1803 году экспедиция по изучению северной части Тихого океана была проведена в направлении Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева». Это была первая российская экспедиция, которая длилась 3 года.

    Его возглавил Иван Федорович Крузенштерн — величайший штурман и ученый-географ XIX века. Century.

    Во время поездки впервые было показано более тысячи километров побережья острова Сахалин. У участников поездки много интересных замечаний не только о Дальнем Востоке, но и о других областях, на которых они плавали. Командующий «Неве» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный в честь него.

    Члены экспедиции собрали много данных об Алеутских островах и Аляске, в Тихоокеанском и Арктическом океанах.

    Результаты наблюдений были представлены в докладе Академии наук.

    Это оказалось настолько сложным, что И. Ф. Крузенштерну назвали академиком. Его материалы были заложены в основу того, что было опубликовано в начале 20-го века. «Атлас южных морей». В 1845 году адмирал Крузенштерн стал одним из основателей Русского географического общества. Он даже взял галактику российских исследователей и исследователей.

    Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. Таддеус Фаддеевич Беллинсгаузен стал одним из учеников и последователей Крузенштерна.

    Он был участником первой российской экспедиции в мире.

    В 1819-1821 годах. Беллинсгаузен был назначен возглавить новый глобальный марш на шлюпках («одномачтовые корабли») «восток» (который командовал) и «мир» (командир Михаил Петрович Лазарев). План экспедиции был Крузенштерн. Его главная цель была названа «приобретением самых полных знаний о нашем мире» и «обнаружением возможной окрестности полюса Антарктики».

    Экспедиция приблизилась к берегам Антарктиды, затем неизвестной, которую Беллинсгаузен назвал «ледяным континентом». После пребывания в Австралии российские корабли переместились в тропическую часть Тихого океана, где обнаружили группу островов, называемых русскими островами.

    За 751 день парусного спорта российские моряки пересекли около 50 тысяч километров.

    Значительные географические открытия были проведены, они принесли ценные коллекции, наблюдали за водами Мирового океана и ледяной массы нового континента для человечества.

    А. А. Баранов и развитие российской Америки.

    Александр Андреевич Баранов вряд ли приписывается пионерам или пассажирам в строгом смысле этих слов. Но это был человек, который является неоценимым вкладом в развитие российской Америки нашими соотечественниками. Как торговец в Каргополе, он торговал в Восточной Сибири, а с 1790 года он был в северо-западной Америке.

    В поисках новых охотничьих угодий Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, в поисках поисков полезных ископаемых, основал новое российское поселение и предоставил им все необходимое для установления связи с местными жителями.

    Именно для него в первый раз Россия действительно укрепила большие территории России на тихоокеанском побережье Северной Америки.

    Деятельность Барана была чрезвычайно сложной и опасной. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только значительным образом, но и жизни. Только в 1802 году они попытались создать поселение на острове Ситка, и более 200 иммигрантов были убиты.

    Усилия Барана были настолько успешными, что они были в 1799 году

    стал правителем российско-американского общества, а в 1803 году он был назначен правителем русских колоний в Америке. Он держал это высокое и опасное место почти до самой смерти.

    В 1804 году Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем форт Форт. В 1815 году он совершил экспедицию на Гавайские острова с намерением присоединиться к России. Но это не принесло счастья. Будучи пожилым и больным человеком, Александр Андреевич трижды просил уйти в отставку.

    Однако для освобождения от службы такой человек не спешит. Только в 1818 году было достигнуто соглашение о его отъезде из Америки на родину. На дороге, на острове Ява, Баранов умер в 1819 году.

    После его смерти выяснилось, что после того, как он умножил капитал российско-американской компании и расширил активы России, он умер как нищий. Узнав о своей смерти, А. С. Пушкин записал в своем дневнике: «Баранов умер. Извините за честного гражданина, умного человека …»

    Г.И. Невельской и Е.В. Путятиным.

    Величайший исследователь российского Дальнего Востока в середине XIX века. стал Геннадий Иванович Невельской.

    В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855 гг.) Сахалин бил на севере, где он открыл много новых, ранее неизвестных территорий и вошел в нижний поток Амура, преуспел. Здесь в 1850 году он основал Миколайновский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествие Невельского было важно: впервые выяснилось, что Сахалин не был связан с материком, островом и татарским проливом — пролив не был полив, потому что он был подсчитан.

    Евтимиус Васильевич Путятин в 1822-1825 гг.

    он путешествовал по всему миру и оставил описательное описание того, что видел. В 1852-1855 годах. Во время экспедиции, которая привела его на фрегат «Паллада», были обнаружены острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из россиян, которому удалось посетить закрытых европейцев японцев и даже там, чтобы подписать контракт (1855 год).

    Результатом экспедиции Невельского и Путятина, кроме строго научных, стала консолидация Приморского края на Дальнем Востоке для России.

    Научная информация, собранная российскими пассажирами, была настолько велика и важна, что обобщение специальных институтов требовало их обобщения и применения.

    Наиболее важный среди таких учреждений был открыт в 1845 году.

    Русское географическое общество. Он стал центром географических знаний в России. Регулярная организация научных экспедиций, проведение исследований населения России и соседних стран, публикация географических и статистических сборников. В 1851 году были созданы кавказские и сибирские подразделения Русского географического общества для развития экономических и географических исследований в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, на Кавказе и в Центральной Азии.

    Вопросы и задания

    Почему только в XIX веке. Российские корабли отправились в мировой океан и начали окружать мир? 2. Какие цели и задачи были заданы участникам первой российской экспедиции российского пассажира?

    Каковы были результаты этой экспедиции? 3. Каково историческое значение открытия российских антарктических моряков? 4. Какие действия А. А. Баранова привели к росту и укреплению российской собственности в Северной Америке?

    5. Каков вклад географической науки Г. В. Невельского и Е. В. Путятина?

    географические объекты в России, названные в честь российских пассажиров

    6. Какие практические результаты были обнаружены российскими пассажирами?

    документы

    Из меморандума Ф. П. Литке о создании Русского географического и статистического общества. 1 мая 1845 г.

    Основная задача этой компании — собирать и распространять как в России, так и за ее пределами полную и достоверную информацию о нашей стране:

    Что касается географического, то есть, с этим, все, что принадлежит до описания земельной площади, физические характеристики государства, работа природы и т. Д.

    2. Что касается статистики, то понимание этого слова не просто выбор анонимных чисел, а не одна количественная статистика, но также описательная или качественная,

    то есть. все относительные элементы общественной жизни.

    3. Что касается этнографии. Это дно вопроса, то есть знание о разных племенах, живущих в нынешнем состоянии, ограничивает физическую, моральную, социальную и лингвистическую …

    Вторая задача Географической ассоциации — распространение на нашей родине, а также основная географическая информация, вкус и любовь к географии, статистике и этнографии.

    От журналиста мичмана П.

    М. Новосильский — участник первой антарктической экспедиции

    Мы подошли к сплошному льду, через который на юге не было отверстий, поэтому нам пришлось сначала повернуться на запад, а затем на север с напряженным сердцем. Хорошая погода вскоре прекратилась; она начала снег, стоя на коленях, туман иногда был настолько густым, что мы не могли видеть водохранилище из корма, в то время как мы были более частыми на льду …

    Затем на юге стали появляться плавающие световые колонны; постоянно исчезает и вновь появляется; Иногда они были в форме длинных расходящихся лучей, иногда на небе пробегала волнистая огневая лента, иногда наполовину кричащий мигающий красный свет, одним словом, мы присутствуем во всей красе великолепных, прекрасных южных огней!

    Вопросы для документов: 1.

    Каковы были основные цели создания российского географического общества? 2. Зачем вам нужно активное изучение народов России? 3. Как он должен использовать географические знания в образовании населения? 4. Какие впечатления участники круглого мира принесли на вечный лед?

    Расширьте словарь:

    Экспедиция — путешествие группы людей для любых целей (научных, военных, образовательных).

    Какие географические объекты названы в честь русских путешественников

    Ответы:

    Самый северный мыс Азиатского материка называется мысом Челюскина, самая восточная оконечность Азии — мысом Дежнева, пролив между Новой Землей и полуостровом Таймыр носит имя Бориса Вилькицкого, острова в Карском море названы именами полярных исследователей Шокальского, Сибирякова, Неупокоева, Исаченко, Воронина… Среди морей, названных именами известных географов Баренца и Беринга, появилось на географических картах море Лаптевых, которого не существовало на старых, дореволюционных картах.

    Оно было названо в честь замечательных исследователей Арктики Харитона Прокофьевича и Дмитрия Яковлевича Лаптевых, принимавших участие в Великой Северной экспедиции XVIII века. Именем Дмитрия Лаптева назван и пролив, соединяющий море Лаптевых с Восточно-Сибирским морем, а берегом Харитона Лаптева назвали северо-западное побережье Таймырского полуострова — от Пясинского залива до залива Таймырского. Города и поселки, названные в честь отечественных путешественников: пос.

    Беринговский (Чукотка) — В. И. Беринг (мореплаватель, капитан-командор Русского флота) , г. Кропоткин (Краснодарский край) — П. А. Кропоткин (князь, русский географ и геолог) , г. Лазарев (Хабаровский край) — М. П. Лазарев (русский путешественник) , г. Макаров (Сахалинская обл.) — С. О. Макаров (русский флотоводец, океанограф) , пос.

    Пояркова (Амурская обл.) — В. Д. Поярков (русский землепроходец) , пос. Пржевальское (Смоленская обл.) — Н. М. Пржевальский (русский путешественник) , г.

    Хабаровск, станция Ерофей Павлович (Амурская обл.) — Ерофей Павлович Хабаров (русский землепроходец) , г. Шелехов (Шелихов) (Иркутская обл.) — Г. И.

    14 мест, названных в честь великих путешественников

    Шелихов — русский путешественник; именем С. П. Kрашенинниковa названы остров и бухта у юго-восточной оконечности Камчатки, мыс на острове Карагинском и гора около озера Кроноцкого на восточном побережье полуострова Камчатка. Географические объекты, названные в честь А. И. Чирикова мыс в Анадырском заливе, Россия; мыс в Тауйской губе, Россия;

    Таблица «Российские пассажиры и пионеры» (пионеры)

    Кто: Семен Дежнев, казачий атаман, торговец, продавец меха.

    когда: 1648

    Что он обнаружил: Сначала она пересекла Берингов пролив, который отделяет Европу от Северной Америки. Поэтому я понял, что Евразия и Северная Америка — это два разных континента, и они не закрываются.

    Кто: Таддеус Беллинсгаузен, русский адмирал, штурман.

    когда: 1820-й

    Что он обнаружил: Антарктида вместе с Михаилом Лазаревым на фрегатах «Восток» и «Мирный». Он командовал «Востоком». До экспедиции Лазарева и Беллинсгауса ничего не было известно о существовании этого континента.

    Экспедиция Беллинсгаузен и Лазарев, наконец, взорвали миф о существовании мифического «южного континента», который был неправильно использован во всех средневековых картах Европы.

    Навигаторы, в том числе известный капитан Джеймс Кук, неудались более трехсот пятидесяти лет в поисках «Южного континента» в Индийском океане, и, конечно же, они ничего не нашли.

    Кто: Камчатский Иван, акула и охотник за саблями.

    когда: 1650 лет.

    Что он обнаружил: Камчатка названа в его честь.

    Какие географические объекты мы называем чешскими пассажирами

    Кто: Семен Челюскин, полярный исследователь, офицер российского флота

    когда: 1742

    Что он обнаружил: Самый северный мыс Евразии, названный в честь мыса Челюскин.

    Кто: Ермак Тимофеевич, казачий атаман на службе у русского императора. Фамилия Ермакова неизвестна. Может быть, Токмак.

    когда: 1581-1585

    Что он обнаружил: завоевал и исследовал Сибирь для российского государства.

    С этой целью началось успешное вооруженное сражение с татарскими хижинами в Сибири.

    Иван Крузенштерн, член российского флота, адмирал

    когда: 1803-1806.

    Что он обнаружил: Он совершил кругосветное турне с Юрием Лисянским на слоях «Надежда» и «Нева». Команда «Надежда»

    Кто: Юрий Лисянский, офицер российского флота, капитан

    когда: 1803-1806.

    Что он обнаружил: С крыльями «Надежда» и «Нева» он путешествовал по всему миру с Иваном Крузенштерном. Он сделал Неви.

    Кто: Петр Семенов-Тянь-Шанский

    когда: 1856-57

    Что он обнаружил: Первый из европейцев изучал горы Тянь-Шаня. Позже он изучил ряд областей в Центральной Азии. Чтобы исследовать горную систему и ее услуги для науки, он получил почетное имя Тянь-Шанского от властей Российской империи, которое он имел право передавать и наследовать.

    Кто: Витус Беринг

    когда: 1727-29

    Что он обнаружил: Второй (после Самона Дежнева) и первый научный сотрудник достиг Северной Америки, которая пересекла Берингова пролива и тем самым подтвердила его существование. Подтверждено, что Северная Америка и Евразия являются двумя различными континентами.

    Кто: Хабаров Ерофей, Казак, Фурман

    когда: 1649-53

    Что он обнаружил: овладел русскими частью Сибири и Дальнего Востока, изучал землю недалеко от реки Амур.

    Кто: Михаил Лазарев, российский военно-морской офицер.

    когда: 1820

    Что он обнаружил: Антарктида вместе с Таддеем Беллинсгаузеном на фрегатах «Восток» и «Мирный». Он сделал Мирный. До экспедиции Лазарева и Беллинсгауса ничего не было известно о существовании этого континента.

    Российская экспедиция также наконец начала миф о существовании мифического «южного континента», который был сделан на средневековых европейских картах, которые в течение четырех лет не искали моряков.

    Великие путешественники, мореплаватели и первооткрыватели

    Великие путешественники, мореплаватели, первооткрыватели и их открытия навсегда записаны в вехи истории. Людей одновременно пугает и притягивает неизвестность, особенно когда речь идет о нашей планете.

    Средние века, когда о Земле было известно очень мало, ознаменовались рядом фантастических открытий, сделанных отважными мореплавателями из разных стран Европы.

    Любой культурный человек, для которого история – не пустой звук, без труда назовет имена таких великих путешественников, как Джеймс Кук, Христофор Колумб, Васко да Гама и многие другие.

    Все они жили во времена, когда путешествия были полны опасности, неизвестности и зачастую безрассудного авантюризма.

    Корабли, управляемые лишь ветром и веслами гребцов, бороздили океаны в надежде пристать к еще неизведанной земле.

    Представьте себе, что кругосветное путешествие, совершенное на кораблях под руководством Магеллана, продолжалось три года.

    Из пяти кораблей, назад в Испанию вернулось только одно, из двухсот восьмидесяти человек выжило сорок, и великий мореплаватель не входил в их число.

    Приехавшие из дальних стран первооткрыватели нередко удивляли народ своими удивительными открытиями и рассказами о необычных явлениях, с которыми им прошлось встретиться.

    К примеру, Франсиско де Орельяна, прославившийся тем, что первым проплыл всю Амазонку, утверждал, что встретил на берегах реки воинственное племя амазонок – собственно, отсюда и возникло название самой длинной реки в мире.

    Уолтер Рэли, английский мореплаватель, побывавший в Северной Америке, рассказывал об уродливых людях, населявших Новый Свет.

    Якобы у них отсутствовали головы, а глаза и рот располагались прямо на теле. Кроме того, по его словам, его экспедиция видела Золотое Эльдорадо.

    После того, как в 1820 году Беллинсгаузен и Лазарев, первооткрыватели Антарктиды, нанесли на карту мира последний материк, пора великих открытий прошла. Теперь любителям путешествий оставалось только ходить непроторенными тропами по известным землям и бороздить моря, у которых давно есть свои имена.

    Тем не менее, и в двадцатом веке нашлись великие мореплаватели, открытия которых потрясают воображение.

    Чего стоит один только Тур Хейердал, со своей командой пересекший Тихий океан на плоту из брусьев.

    Сейчас для любителей проверить себя на прочность, и поискать приключений на свою голову не существует преград. Они сплавляются по рекам, переходят горы и пустыни, странствуют по свету уже не для того, чтобы нанести на карту новую территорию — этим путешественникам уже не стать первооткрывателями. Они бросают вызов природе, ничуть не страдая от отсутствия связи с цивилизацией и ее благами.

    С первым полетом человека в космос началась эра космических путешествий.

    Необъятные просторы Вселенной зовут своих героев для совершения новых открытий. Несколько астронавтов уже побывали на Луне, не за горами высадка на Марсе.

    Возможно, скоро научно-фантастические романы о далеких планетах и внеземных цивилизациях станут реальностью, а в книги по истории будут занесены новые великие путешественники и их открытия.

    Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

    Морской коч XVI века. Рис. В.Дыгало и Н.Нарбекова


    Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

    Первый - путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

    Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.
    Третий - Волжский торговый путь к Каспийскому морю.

    Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу.

    В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит. Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

    Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.

    Самым известным путешествием XIV в. является путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Летом 1466 г. купцы из Твери решили отправиться торговать на берега Каспийского моря. Главой каравана из двух судов избрали купца Афанасия Никитина. Он с первых же дней путешествия стал вести дневник. Караван благополучно добрался до Нижнего Новгорода. Для того чтобы плыть дальше беспрепятственно по Волге, купцам пришлось присоединиться к каравану ширванского посольства во главе с Хасан-беком. Вместе с ним они миновали Казань, свободно проехали Орду, Сарай. Но в устье Волги на них напали татары астраханского хана. Здесь путешественники потеряли два судна, которые сели на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен всех, кто там находился.

    Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. В Каспийском море суда попали в шторм. Одно из судов было выброшено на берег близ города Тархы (ныне Махачкала). Жители побережья разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин вместе с десятью оставшимися купцами на посольском судне добрался до Дербента. Там он провел почти год.

    Афанасий Никитин не мог вернуться обратно с пустыми руками, так как, отправляясь торговать, он взял у других купцов товары в долг. Афанасию Никитину ничего не оставалось делать, кроме того, как идти дальше на юг. Он добрался до Баку, где устроился работать на одну из нефтяных скважин. Заработав необходимую сумму, в сентябре 1468 г. Афанасий Никитин отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Там он провел более восьми месяцев, затем, перейдя через Эльбрус, двинулся на юг. Маршрут его пролегал по караванному пути, объединявшему юго-восточное побережье Каспия с внутренними районами Персии.

    Весной 1469 г. Афанасий Никитин дошел до Ормуза – большого порта при входе из Аравийского моря в Персидский залив, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Афанасий Никитин пробыл здесь месяц. Он узнал, что главным товаром вывоза из Персии и Аравии в Индию были лошади. В Индии лошадей не разводили, так как они не выдерживали жаркого и влажного климата и быстро погибали. Тверской купец, вложив все свои средства, купил хорошего коня, чтобы затем в Индии выгодно продать.


    Карта путешествия Афанасия Никитина


    В апреле 1471 г., Афанасий Никитин под именем Хаджи Юсуфа отправился в Индию и в июне этого же года отправился в глубь Индии на восток, а оттуда на северо-запад в Джуннар (Джунейр). Там Афанасий Никитин провел два месяца, в ожидании, когда просохнут дороги после сезона дождей. Всюду Афанасий Никитин водил за собой коня, которого он никак не мог продать. Афанасий Никитин отправился в Алланд, где открывалась большая ярмарка. Но и там не удалось продать коня, так как на ярмарке собралось более двадцати тысяч коней. Через четыре месяца ему, наконец, удается выгодно продать коня.

    Путешествуя по Индии, Афанасий Никитин вел наблюдения и записи. Проведя более трех лет в Индии, тверской купец пришел к заключению о бесперспективности торговли с Индией. Истомившись в Индии, Афанасий Никитин отправился в обратный путь, описанный им очень кратко.

    В Каллуре Никитин провел пять месяцев, закупил драгоценных камней и направился в город Дабул (Довбыль), расположенный на западном побережье Индии. Там он сел на корабль, который шел через Аравийское море к берегам Эфиопии. От Эфиопии судно повернуло на северо-запад и, обогнув Аравийский полуостров, достигло Маската. Конечным пунктом плавания был Ормуз. Из Ормуза Афанасий Никитин дошел по уже знакомому пути к городу Рей. Дальше ему предстояло перейти через Эльбрус, чтобы попасть на южное побережье Каспийского моря.

    Далее Афанасий Никитин переправился через Черное море и достиг Балаклавы, а затем Феодосии. Там Афанасий Никитин встретился с русскими купцами и весной 1475 г. по Днепру отправился на север. Он остановился в Киеве, пошел дальше, но, не дойдя до Смоленска, умер. Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Путь его так и не был повторен.

    В начале сентября 1581 г. отряд Ермака (около 600 человек) вышел из селения Кергедан (в настоящее время там находится Камское водохранилище). Затем в составе нескольких десятков кораблей казаки отплыли по реке Чусовой. После этого казаки переправились через Уральские горы и достигли реки Тагил, а затем реки Тура. Пройдя по этой реке около 100 километров, отряд Ермака встретил первое сопротивление в районе селения Епанчин-городок (ныне Туринск). Без труда преодолев сопротивление, корабли пошли дальше вниз по Туре. Но татары, бежавшие из-под Епанчина предупредили хана Кучума о приближении флотилии Ермака.

    В октябре 1582 г. корабли Ермака достигли реки Иртыш и сделали стоянку в Тобольске. Оттуда казаки пошли вверх по Иртышу с целью захвата Искеры. Казаки обратили в бегство татар и Искер был взят, а Кучум бежал. Здесь казаки зазимовали. Зимой 1583 г. десятитысячное войско татар двинулось на Искер. Ермак не стал ждать осады, а внезапно атаковал колонну татар в 15 километрах к югу от Искеры. В результате тяжелого боя татарское войско отступило.

    Весной Ермак отправил отряд атамана Богдана Брязги вниз по Иртышу с целью разведать путь на Обь. Идя вниз по Иртышу, флотилия Брязги достигла Белогория (место впадения Иртыша в Обь) и вернулась назад. Не дождавшись подкрепления ни зимой 1583 г., ни летом 1584 г., Ермак решил вернуться назад во владения Строгановых, следуя по течению реки Тавды. По реке Тавда Ермак подошел к столице Пелымского княжества городу Пелым- укрепленной крепости с гарнизоном более 700 воинов. Чтобы уберечь свою дружину, Ермак не стал штурмовать эту крепость и повернул назад в Искер.

    К тому времени подошло подкрепление в составе 300 стрельцов во главе с воеводой Волховским. Воеводе Волховскому был дан приказ взять управление Сибирью в свои руки, а Ермака отправить в Москву. Приказ этот осуществить не удалось, так как воевода вскоре умер. Ермаку пришлось провести еще одну зиму в Искере.

    С начала весны 1585 г. отряды хана Карачи целый месяц держали Искер в осаде, рассчитывая уморить оставшихся казаков голодом. Не имея возможности вступать в открытое противостояние, Ермак, под покровом ночи, с отрядом казаков пробрался в ставку Карачи и разгромил ее. Самому хану удалось избежать гибели, но его войска отошли от Искера.

    Летом 1585 г. казаки предприняли поход в южные районы ханства, куда отступили отряды Карачи. После нескольких мелких столкновений с татарами Ермак достиг хорошо укрепленной крепости Кулары. Через пять дней безуспешного штурма казаки, оставив крепость, двинулись дальше к Ташатканскому городку, откуда Ермак ушел на Шиш-реку, где проходили рубежи Сибирского ханства. После этого казаки решили вернуться обратно в Искер.

    В это время хан Кучум объединил свои силы с ханом Карачи и решил заманить отряд Ермака в западню. Когда казаки проходили мимо крепости Кулар, татары распространили слух о том, что в устье реки Вагай задержан караван из Бухары. Отряд Ермака поспешил на помощь каравану. В начале августа 1585 г. у города Вагай казаки остановились на ночлег и были атакованы многочисленными отрядами татар. С тяжелыми потерями казакам удалось вырваться из окружения и на кораблях добраться до Искера. Но в этом бою Ермак погиб. Лишившись атамана, остатки отряда вышли из Искера, спустились по Иртышу на Обь, а оттуда пошли печорским путем на родину. В Россию смогли вернулись 25% отряда.

    Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

    В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море. Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. Из Якутска русские землепроходцы продвигались вверх по Лене, а затем по ее притокам – Олёкме и Витиму. Далее путешественники переходили через водораздельные хребты и достигали берегов Амура. Первым, кто проник в бассейн Амура, был Василий Данилович Поярков.


    В июле 1643 г. была снаряжена экспедиция с целью выяснения природных богатств юго-восточной Сибири. Сначала Поярков по Лене дошел до реки Алдан, затем он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учур и Гонам. Осенью Поярков с отрядом в 90 человек пошел на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брятны, впадающей в реку Зею. Через 10 дней отряд достиг левого притока Зеи. Там Поярков потребовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю. Разграбив одно из селений, Поярков послал отряд из 50 казаков в другое селение. Но дауры, собрав конный отряд, разбили казаков.

    В мае 1644 г. к Пояркову подошли люди, зимовавшие на реке Гонам. Экспедиция отправилась дальше. В конце июня 1644 г. отряд Пояркова вышел на Амур в районе устья Зеи. Часть отряда вместе с Поярковым решили двигаться вверх по Амуру, на реку Шилку – для поиска серебряных руд. Другая часть – отправилась на разведку вниз по Амуру. Через три дня разведчики вернулись, так как выяснили, что море далеко, а местное население враждебно. Через несколько месяцев экспедиция достигла устья Амура, и там устроили вторую зимовку.

    В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, и повернул на север. Морское плавание на речных лодках продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море.

    Первым из европейцев открыл Охотского море и обследовал его берега Иван Юрьевич Москвин в 1639 г. Он же открыл Сахалинский залив. В начале сентября 1645 г. Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков и остались на третью зимовку. Весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и вышел к реке Мае, бассейна Лены. Здесь путешественники выдолбили лодки и через три недели дошли до Якутска.

    Во время этой трехлетней экспедиции Поярков прошел около 8 тыс. километров, в том числе по течению Амура до его устья – 2 тыс. километров. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зея, а также Амурско-Зейскую и Зейско-Бурейскую равнины. От устья Зеи он первым спустился по Амуру, дойдя до Амурского лимана, первым совершил плавание вдоль берегов Охотского моря, открыл Сахалинский залив и собрал некоторые сведения о Сахалине. Поярков также собрал сведения о народах, живущих по Амуру.

    Наиболее известным первооткрывателем был Семен Дежнев из Великого Устюга. Он служил рядовым казаком в Тобольске, Енисейске, Якутске, занимался пушным промыслом. С 1640 г. участвовал в походах за ясаком. В 1642 г. проводил сбор дани в районе реки Оймякон. В 1643 г. Дежнев в составе отряда казачьего десятника и купца Михаила Стадухина прошел на кочах из Оймякона вниз по Индигирке, вошел в Восточно-Сибирскоре море и зашел до устья Колымы. Здесь было заложено Нижнекамское зимовье.

    В 1648 г. Дежнев в составе экспедиции Исая Игнатьева из Нижнеколымска отправился из устья Колымы на восток. На шести кочах они вышли в Восточно-Сибирское море, и пошли на восток вдоль берега. Целью экспедиции были поиск развития запасов и добыча моржового клыка. Экспедиция вышла в Чукотское море. Дежнев строго придерживался береговой линии. В октябре 1649 г. Дежнев обогнул Чукотский полуостров и продолжал следовать на юг. В Анадырском заливе во время шторма Дежнев потерял одно судно. У мыса Наварин затонуло другое. На оставшемся судне Дежнев дотянул до бухты в устье реки Укэлаят (ныне эта бухта называется «бухта Дежнева»). Около Олюторского полуострова затонуло его последнее судно. Высадившись на берег, Дежнев повернул на север вдоль берега Камчатки. Через три месяца отряд Дежнева дошел к Устью реки Анадырь.

    В 1659 г. Дежнев отправился по реке Белая и достиг Колымы. В 1661 г. он прибыл в Оймякон на реке Индигирка. Далее он достиг реки Алдан и из нее попал в Лену. В 1662 г. Дежнев прибыл в Якутск. Оттуда его послали в Москву с большой партией моржовых клыков. Благополучно добравшись до Москвы и сдав груз, Дежнев неожиданно заболел и умер.
    Открытие Дежневым пролива между Азией и Америкой тогда никто не принял во внимание. Лишь в 1898 г., в честь 250-летия плавания Дежнева, крайняя восточная точка Азии была названа мысом Дежнева.

    Таким образом, к концу XVII в. благодаря путешествиям и открытиям русских землепроходцев образовалось крупнейшее в мире государство, простирающееся с запада на восток от Белого моря до Камчатки и Тихого океана. Южные границы России были еще неопределены. Эта задача решалась во время дальнейших походов.

     

    Возможно, будет полезно почитать: