Хурба 2 военная часть. Аэропорт Хурба Комсомольск-на-Амуре на карте

Аэропорт Хурба Комсомольск-на-Амуре представляет собой региональный авиатранспортный узел, расположенный в 17 километрах от центра города Комсомольск-на-Амуре. Аэропорт представляет собой авиаузел совместного базирования, поскольку помимо гражданских самолётов здесь также располагаются и ВВС Российской Федерации.

Краткая история

Аэропорт «Комсомольск-на-Амуре Хурба» изначально был создан как военный аэродром во времена второй мировой войны. Первая взлетная полоса имела длину в 810 метров. Этого было достаточно для посадки небольших военных самолетов.

В послевоенное время на аэродроме дислоцировались такие виды самолетов:

С осени 1948 года по 1962 год здесь находился полк истребителей с самолетами МиГ-15, Су-9, Ми-17 и МиГ-15. Полк был расформирован летом 1962 года.

С 1991 года по 1998 на аэродроме базировались полк истребителей Су-27.

Также с осени 1970 года по 2009 год на территории аэропорта базировались бомбардировщики типа Су-24.

Все военные части были реорганизованы на авиабазу 6988. Из-за военной эксплуатации аэродром был построен по всем требованиям Министерства Обороны. Поэтому стоянки для самолетов рассредоточены в определенном порядке. Также имеются железобетонные укрытия для летательных аппаратов. Для резерва оборудована грунтовая взлетная полоса параллельно с бетонной ВПП. Несмотря на долгое использование в военных целях, существует пассажирский перрон и аэровокзальное помещение.

Во времена СССР аэропорт «Комсомольск-на-Амуре Хурба» выполнял много рейсов, которые в основном были направлены к Дальнему Востоку. После распада СССР по 2000 года аэропорт был практически закрыт для пассажирских авиалайнеров. Иногда осуществлялись рейсы к столице страны на самолетах Ту-154 авиакомпании «Красноярские авиалинии».

Возобновление пассажирских перелетов с аэропорта началось только с 2009 года. Основным перевозчиком выступала авиакомпания «Владивосток Авиа» на самолетах типа Ту-204.

В 2012 году руководству аэропорта «Комсомольск-на-Амуре Хурба» удалось заключить договор с авиакомпанией «Якутия» на осуществления регулярных перевозок в Москву. Полеты проводились дважды в неделю на самолетах Boeing 757 до 2013 года.

На конец 2015 года ситуация с перевозками по аэропорту «Хурба» немного улучшилась. Несмотря на небольшой пассажирооборот, аэропорт все же несет прибыль.

Взлётно-посадочные полосы аэропорта Хурба Комсомольск-на-Амуре

Аэропорт Хурба имеет в своём составе только одну взлётно-посадочную полосу, протяжённость которой составляет 2500 метров, а ширина составляет 42 метра. В качестве покрытия ВПП используется бетонное покрытие, что в свою очередь позволяет принимать все типы вертолётов, а также самолёты типа Ан-26, Ан-28, Ан-140 , Ту-214 , Ил-76, Airbus A320, Boeing 757 и другие, более лёгкие воздушные средства.

Инфраструктура аэропорта Хурба Комсомольск-на-Амуре

Ввиду того, что на сегодняшний день аэропорт Хурба Комсомольск-на-Амуре не пользуется большой популярностью у российских авиаперевозчиков, инфраструктура на территории аэропорта практически отсутствует.

Тем не мене, на территории аэропорта Хурба Комсомольск-на-Амуре располагаются:

    Зал повышенной комфортности;

Ближайшие места временного пребывания и гостиничные комплексы находятся в 15 километрах от аэропорта:

    Гостиница «Сити»;

    Гостиница «Космос»;

    Гостиница «Дальнобойщик»;

    Гостиница «Восход».

Добраться до аэропорта Хурба Комсомольск-на-Амуре можно только либо на собственном автомобильном транспорте, либо прибегнув к услугам такси.

Маршрутная сеть аэропорта Хурба Комсомольск-на-Амуре

По состоянию на середину 2014 года, из аэропорта Хурба Комсомольск-на-Амуре выполняются авиарейсы исключительно в направлении Москвы, услуги которых оказываются российским авиаперевозчиком «ВИМ-Авиа ».

Аэропорт Хурба Комсомольск-на-Амуре официальный сайт: нет официального сайта.

Основные данные:

    Обслуживает региональные рейсы города Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке.

    Координаты аэропорта: широта 50.41, долгота 136.93.

    GMT часовой пояс (зима/лето): +11/+11.

    Страна расположения аэропорта: Россия.

    Количество терминалов аэропорта: 1.

    ИАТА код аэропорта: KXK.

    ИКАО код аэропорта: UHKK.

    Внутренний код: КСЛ.

Аэропорт Хурба Комсомольск-на-Амуре на карте:

Контактные данные:

    Адрес электронной почты аэропорта: [email protected] .

    Факс аэропорта: +74217568703.

    Телефон управления аэропорта: +74217568507.

    Телефон справки аэропорта: +74217568500.

    Почтовый адрес аэропорта: аэропорт, с.Хурба-2, Комсомольский р-н, Хабаровский край, Россия, 681062.

Аэропорт Хурба Комсомольск-на-Амуре расписание:

Пару слов про военный городок, в котором я жила.
Я видела не один гарнизон за свою жизнь, но этот выделялся тем, что был очень маленьким--штук 7 хрущёвок посреди леса--но очень красивым по сравнению с другими. И начальство гарнизона эстетикой внешнего вида очень хорошо занималось.
Прямо от проходной дорога шла между двумя домами на небольшую площадь, где на постаменте возвышался шикарный самолёт.


Дом справа--мой.
Аххх... я даже помню расположение комнат в нашей квартире...
По периметру площади стояли лавочки и круглые фонари, а уже когда мы там жили, по середине соорудили два фонтана. В то время такого не было нигде.

Зимой с задней части самолётного постамента мы с ребятами катались, как с горки. Потому что он был мраморный и хорошо скользил. Ледяные горки рядом не стояли. На месте фонтанов строили большие снежные фигуры, ставили ёлку. Периметр украшали флагами и гирляндами. Рядом заливали каток.

Весенними и осенними погожими вечерами, все лавочки были оккупированы мамами с детьми. Ни одна машина не смела проехать через эту площадь. И ребятишки могли без опасности для здоровья бегать в своё удовольствие, кататься на велосипедах, позволяя мамам спокойно посидеть без головной боли.
Рядом, на баскетбольно-волейбольной площадке гоняли мяч старшеклассники или офицеры, если день был выходной.
А когда спускались сумерки и фонари мягким светом озаряли устремлённый ввысь самолёт, площадь превращалась в место молодёжной тусовки.
Танцев для нас, конечно, никто не устраивал. Но нам было и не надо. Старшеклассники с гитарами устраивали целые концерты, нарядные старшеклассницы пританцовывали вокруг них, флюиды первой любви так и витали в воздухе, а мы, соплявки, смотрели на них с интересом и лёгкой завистью, мечтая скорее вырасти, что бы эти принцы обратили внимание и на нас.
Я любила эти вечера, когда жители маленького военного городка становились как будто одной семьёй. Наверное так и было в какой-то степени.

Праздничные построения на 23е, на День Авиации и в другие праздники, проходили тоже на этой площади.


Для детей это были дни особой гордости за своих отцов.
Пока офицеры тусовались в ожидании команды, мы старались подойти и как-то обозначить свою принадлежность к своим папам, что бы все это видели. Хотя героев-то среди них не было.

Я вам скажу, момент очень важный--гордость за отца. Я только сейчас понимаю, на сколько важный.
Меня распирало тогда вдвойне. Ведь команду "равняйсь-смирррно!" для всего полка подавал именно мой папа.

(на фото мой папа--справа)

Кстати, про героев. Я наверное напрасно сказала, что героев среди них не было. Летать в то время--уже само по себе геройством было. Слово "разбился" я слышала ужасающе часто и с раннего возраста. Помню мамино нервозное состояние, когда он уходил на полёты. Как она мерила углы в квартире и выглядывала в окно, если слышала гул пролетающего самолёта. Как будто, если она выглянет, ничего не случится.
Если полёты были ночные, наверное ночами не спала. Особенно, если накануне они ругались..
В середине 80х с этим стало немножко по лучше, техника всё-таки обновлялась. Но мама так и не избавилась от тревожного состояния.

В 1932 году на берегу Амура среди дальневосточной тайги был заложен Комсомольск-на-Амуре. Уже через 10 лет город стал важным промышленным и оборонным центром. В годы Великой Отечественной войны на его предприятиях велась выплавка стали, строились боевые самолёты и корабли.


В военное время для обеспечения ПВО города в 18 км юго-восточней Комсомольска-на-Амуре началось возведение взлётно-посадочной полосы.

Первоначально были построены грунтовая ВПП длиной 800 метров и капониры. Личный состав размещался в землянках и строениях барачного типа с печным отоплением. В послевоенное время велось строительство бетонной ВВП длиной 2500 м, капитальных сооружений, жилых и технических зданий, укрытий для самолётов.

Своё название аэродром, расположенное рядом село и военный городок Хурба-2 получили от протекающих неподалёку небольших рек Малая Хурба и Большая Хурба.

В настоящее время аэродром Хурба является одним из двух крупных аэродромов в окрестностях Комсомольска-на-Амуре. Второй аэродром, где имеется взлётно-посадочная полоса, способная принимать все типы воздушных судов, - это заводской аэродром Дзёмги на северо-восточной окраине города. На Дземгах так же базируется 23-й иап, на вооружении которого состоят истребители Су-27СМ, Су-30 и Су-35.


Спутниковый снимок Google Earth: аэродром Хурба

В силу разных причин размещение истребителей, обеспечивающих прикрытие Комсомольска-на-Амуре, произошло в Хурбе уже в послевоенное время. С 1948 года по 1962 годы здесь базировался 311-й истребительный авиационный полк ПВО (до 28 июня 1946 года 48-й иап).


Памятник МиГ-17 в военном городке Хурба-2

На вооружении полка состояли истребители: И-15бис, И-16, И-153, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-9. Боевые самолёты и лётчики полка принимали участие в боях на озере Хасан, Халхин-Голе и Советско-японской войне.

В 1969 году в Хурбу из ГДР перебазирован 277-й бомбардировочный Млавский Краснознаменный авиационный полк.

Полк в составе двух эскадрилий на самолетах СБ-2 был сформирован в апреле 1941 года в Краснодарском крае. 13 сентября 1941 года он получил наименование 277-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Эта дата в летописи полка зафиксирована как день образования части.

Полк вошел в состав ВВС 56 армии Южного фронта и с октября 1941 года участвовал в обороне Таганрога, нанося бомбовые удары по наступающим танкам и мотопехоте немецко-фашистских захватчиков. После этой операции в июне 1942 года полк, понёсший серьезные потери в личном составе и технике отведен на переформирование в Кировабад, где личный состав полка прошел переподготовку на полученные из США по «ленд-лизу» самолеты A-20 «Бостон».

Бомбардировочный полк воевал на Кавказе и в Крыму, после чего вошел в 16 ВА 1-го Белорусского фронта, где участвовал в Бобруйской и Люблинской операциях по разгрому и уничтожению крупных группировок противника. За высокие показатели боевой деятельности, мужество и героизм, проявленные личным составом, приказом Главнокомандующего от 19 февраля 1945 года полку присвоено почетное наименование «Млавский». После окончания войны самолёты полка базировались на аэродромах Польши и ГДР.
Успехи, достигнутые личным составом полка в послевоенные годы, неоднократно отмечались командованием.

На момент перебазирования, на дальневосточный аэродром Хурба 277-й бап был вооружен бомбардировщиками Ил-28, в том числе и штурмовой модификации Ил-28Ш. Отличием штурмовой модификации от обычных бомбардировщиков было наличие дополнительных пилонов под плоскостями для подвески разнообразного вооружения. Штурмовой вариант Ил-28 предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок и танков. Под крыльями самолета устанавливали до 12 пилонов, на которых могли подвешиваться: блоки НАР, подвесные пушечные гондолы, кассетные или обычные авиабомбы.

Идея создания Ил-28Ш появилась в конце 60-х годов после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский в 1967 году. В этот вариант переоборудовались бомбардировщики проходившие ремонт на авиаремонтных предприятиях.

В 1975 году лётчики полка одними из первых в ВВС начали переучиваться на новые фронтовые бомбардировщики Су-24. Параллельно продолжая эксплуатацию проверенных Ил-28.

Первые пять Су-24 поступили в 277-й бап с балтийского аэродрома Черняховск (63-бап), где они проходили войсковые испытания. Это были машины самых первых серий - 3, 4 и 5-й.

По мере освоения новой техники Ил-28 передавались на созданную в Хурбе базу хранения авиатехники (база резерва), где позднее кроме бомбардировщиков находились также истребители-бомбардировщики Су-17 и перехватчики Су-15.

Одновременно с поступлением Су-24 велось строительство железобетонных укрытий для них, а также расширение и благоустройство военного городка Хурба-2.

Возведение гражданского аэропорта в Хурбе началось в 1964 году, когда по решению главного штаба ПВО страны был выделен участок на военном аэродроме с передачей части зданий и сооружений, принадлежавших ранее военным.

До этого грунтовая ВПП аэропорта в городе Комсомольске-на-Амуре располагалась в п. Победа. С неё совершали регулярные рейсы Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14. После появления в парке Аэрофлота турбореактивных и турбовинтовых лайнеров старый аэропорт уже не мог их принимать. Впоследствии эта грунтовая ВПП была передана аэроклубу. До недавнего времени с неё летали поршневые Як-52 и мотодельтапланы.

После выделения гражданского сектора в Хурбе началось строительство современного аэропорта с взлетно-посадочной полосой для приема всех существующих в то время самолетов гражданской авиации.

В 1971 году была построена ВПП для приема самолетов Ил-18, а в 1976 году было окончено строительство первой очереди аэропорта. Полёты на турбовинтовых самолетах Ан-24 открыли регулярное воздушное сообщение с городами Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Николаевск.

Новой вехой в аэропорта стал 1977 год, когда был совершен первый пассажирский рейс на Ил-18 в Москву, с промежуточной посадкой в городе Новосибирске. К началу 80-х аэропорт обрёл нынешние законченные очертания.

Для развития местного сообщения в 1983 году в аэропорту Комсомольска была создана Комсомольская объединенная авиационная эскадрилья, имеющая популярные в СССР самолеты чехословацкого производства Л-410. На которых выполнялись регулярные полеты по местным воздушным линиям в Хабаровск, Владивосток, Николаевск, Благовещенск, Рощино, Чегдомын, Полина Осипенко, Аян, Чумикан.

В 1986 году Ту-154 сменил заслуженные турбовинтовые Ил-18 на регулярные рейсах из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск, Новосибирск, Красноярск, Москву. Наибольшее количество пассажиров было перевезено в 1991 году. Тогда услугами аэропорта воспользовалось 220 тыс. пассажиров, кроме того было доставлено 288 тонн почты и 800 тонн грузов. За сутки аэропорт обслуживал 22 регулярных рейса.


Открытка с изображением аэровокзала

Только в направлении Хабаровска из Комсомольска ежедневно совершалось восемь рейсов при вполне приемлемой стоимости билета. Обычно время перелёта до Хабаровска составляло 40-45 минут, что было очень удобно для пассажиров не желающих тратить время на восьми часовую поездку на поезде. В наше время о таком можно только мечтать.

Развал Советского Союза и экономические неурядицы отразились на дальневосточном регионе очень остро. Отток населения в западные регионы и резкое снижение платёжеспособности, скачкообразный рост цен на авиатопливо сделали большую часть авиационных маршрутов экономически невыгодными для перевозчиков.

В 90-е годы состояние аэропорта отражало общий упадок, в котором находится город Комсомольск-на-Амуре с начала проведения «рыночных реформ». Пассажиропоток сократился в несколько раз, регулярное воздушное сообщение имелось только в летний период, а в зимнее время аэропорт работал с минимальной загруженностью.

Тем не менее, жизнь в аэропорту не прекратилась. В 90-2000-е годы авиакомпания «Красноярские авиалинии» на самолётах Ту-154 с промежуточной посадкой в Красноярске выполняла рейсы в Москву (раз в неделю).

Летом 2009 года после длительного перерыва вновь стали выполняться прямые авиарейсы в Москву. Полёты осуществляла авиакомпания «Владивосток Авиа» на авиалайнере Ту-204.

В 2010 году, в самый разгар «сердюковщины», руководством Министерства обороны РФ была предпринята попытка «выдавливания» гражданских перевозчиков с территории аэродрома Хурба. Всё это мотивировалось «необходимостью устранения нарушений законодательства РФ в сфере землепользования со стороны гражданского сектора авиации на территории аэродрома».

К счастью, тогда авиаперевозчикам с помощью краевых властей удалось отстоять свои позиции и решение ущемляющее интересы дальневосточников, заинтересованных в регулярном воздушном сообщении с отдаленными территориями не было реализовано.

В 2011 году «Владивосток Авиа» была куплена «Аэрофлотом» и Комсомольск-на-Амуре опять остался без прямого воздушного сообщения с Москвой, так как руководство «Аэрофлота» сочло это направление убыточным.

В 2012 году авиакомпания «Якутия» начала выполнение регулярных рейсов в столицу на Boeing-757.


Boeing 757-200 авиакомпании ««Якутия» » на аэродроме Хурба

С 2014 года в Комсомольск стала летать «ВИМ-Авиа» на Boeing -757, а с мая 2015 года авиакомпания «Трансаэро» возобновила рейсы «Комсомольск-на-Амуре - Москва» на самолётах Ту-214.


Ту-214 авиакомпании «Трансаэро» на аэродроме Хурба

По сравнению с прошлым десятилетием дела и экономическое состояние Комсомольского аэропорта несколько улучшились. Однако отсутствие за прошедшие два десятилетия вложений в обвешавшую инфраструктуру требует незамедлительного ремонта и модернизации значительной её части.

Годы «реформ» и экономические трудности 90-х негативным образом сказались на уровне боевой подготовки и техническом состоянии боевых самолётов 277-го бомбардировочного авиационного Млавского Краснознамённого полка. Из-за отсутствия авиакеросина и дефицита запасных частей резко сократилось количество полётов. В упадок стала приходить инфраструктура аэродрома и военного городка.

В середине 90-х ликвидированы прикрывавший Хурбу зенитно-ракетный дивизион ЗРК С-125 и база хранения авиатехники. Имевшиеся на базе самолёты: Ил-28, Су-15 и Су-17 были разделаны на металлом.

Тем не менее, в самый разгар «рыночных реформ», в 1997 году, пилоты 277-го бап начали переучивание на модернизированные Су-24М. С учётом того, что производство самолётов этого типа к тому моменту было прекращено, это были не новые машины из других авиационных частей, подвергаемых «оптимизации».

Весной 1998 года произошел случай, когда пригодилась старая, построенная ещё в годы войны грунтовая полоса.

На Су-24М (б/н 04 белый) при заходе на посадку из-за отказа гидросистемы, произошел невыпуск основных опор шасси. Экипаж делал проходы над ВПП, пытаясь перегрузкой выпустить основные опоры шасси. Когда это не удалось, было принято решение садиться на грунт. Над ближним приводным радиомаяком штурман сбросил фонарь, аварийная посадка была произведена успешно.


Снимок с места аварийной посадки на грунт Су-24М

Совершивший аварийную посадку на грунт Су-24М прибыл из Озёрной Пади, после посадки на грунт был восстановлен и впоследствии передан в Джиду, где продолжал летать.

В 1998 году полк успешно освоил Су-24М и стал принимать участие во всех крупных авиационных учениях, проводимых на Дальнем Востоке.
Бомбардировщики полка неоднократно участвовали в ликвидации ледовых заторов во время весеннего половодья в Якутии, где они осуществляли точечное бомбометание авиабомб ФАБ-250 в узостях рек, для предотвращения затопления населённых пунктов и разрушения гидротехнических сооружений и мостов.

После освоения модернизированных Су-24М, по итогам боевой подготовки за 1998-1999 гг. полк был признан лучшим в дальневосточной 11-й армии ВВС и ПВО. С 2000 по 2007 годы полк занимает 1-е место среди бомбардировочных полков 11 армии ВВС и ПВО. За проявленные мужество, героизм и успехи в деле освоения новой техники ряд офицеров полка награжден орденами и медалями.

В июне 2007 года полк принимал участие в учениях "Крыло-2007". При этом на практике был отработан вывод авиаполка из-под удара. С аэродрома Хурба менее чем за 13 минут взлетели 20 самолётов Су-24М. Также была проведена имитация посадки на подготовленный для этого участок автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. В ходе учений звено Су-24М прошло над участком автомагистрали подготовленном под ВПП на минимальной высоте.

К сожалению, в этот период не обошлось без аварийных ситуаций. Так, 23 августа 2007 года при выполнении учебно-тренировочного полёта на Су-24М (бортовой номер "63 белый") возникла нештатная ситуация - пожар в закабинном отсеке. Экипаж благополучно катапультировался. Через полгода, 15 февраля 2008 года, уже на другом Су-24М в полёте произошел отказ двигателя, лётчики действовали грамотно и выполнили благополучную посадку на одном работающем двигателе.

После начала «сердюковщины» и перехода вооруженных сил на «новый облик» начался очередной виток реорганизаций и переименований. В конце 2009 года на аэродроме Хурба была создана 6988-я Млавская авиабаза 1-го разряда. Тогда же было принято решение о ликвидации 302-го бап в п. Переясловка под Хабаровском, с передачей техники и вооружения в Хурбу. Способные подняться в воздух фронтовые бомбардировщики перелетели с Переясловки под Комсомольск. Часть наземного оборудования и вооружения была доставлена самолётами военно-транспортной авиации. Остальное, в том числе и авиабомбы, везли автомобильным транспортом по трассе Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Примерно в тоже время в Хурбу была передана часть техники из 523-го апиб дислоцированного на аэродроме Воздвиженка.

Когда шли массовые сокращения, объедения и переименования, в Хурбе, ставшей родным домом для 277-го бап, базировались боевые самолёты других авиационных частей, которые согнали со своих аэродромов.

Некоторое время параллельно с фронтовыми бомбардировщиками здесь находились истребители МиГ-29 404-го иап, ранее базировавшиеся на аэродроме Орловка в Амурской области, и Су-27 216-го ИАП с аэродрома Калиновка под Хабаровском.


Спутниковый снимок Google Earth: Су-24М и МиГ-29 на стоянке аэродрома Хурба

С 2010 года на вооружение начали поступать прошедшие ремонт и модернизацию самолёты Су-24М2 «Гусар» с более совершенным БРЭО.

Впрочем, на территории аэродрома имеются и вовсе раритетные в наше время образцы авиатехники. Например, Як-28П, установленный в качестве памятника недалеко от КПП.


Як-28П на территории воинской части в Хурбе

История появления перехватчика Як-28П в Хурбе загадочна. Судя по всему, он прибыл на аэродром «своим ходом», но самолёты этого типа не состояли на вооружении авиационных частей, базирующихся здесь. По уверениям старожилов, таких самолётов на аэродроме никогда не было. Скорее всего, этот экземпляр был отправлен с одной из частей ПВО на расформированную в настоящее время базу хранения (БРС, в/ч 22659). В отличие от других боевых самолётов, «хранившихся» там, он счастливо избежал участи разделки на металл.

По состоянию на 2011 год на базе аэродрома Хурба сформирована 6983-я гвардейская авиационная Витебская дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Почетного Легиона база "Нормандия-Неман" 1-го разряда.

В настоящее время бомбардировочный полк, базирующийся в Хурбе, имеет прежнее обозначение - 227-й бап (в/ч 77983), но уже без почётного наименования «Млавский».

В целом аэродром Хурба, являясь одним из крупнейших на Дальнем Востоке, вполне соответствует статусу авиабазы 1-го разряда. Однако ВПП, ряд сооружений и объектов инфраструктуры давно нуждаются в ремонте и реконструкции.


Уборка камушков с ВПП

Ещё в 2014 году был объявлен тендер на реконструкцию аэродрома. Планами предусмотрена реконструкция хранилища авиационного вооружения, здания зарядно-аккумуляторной станции, котельной, караульных и служебных зданий, а также строительство более 30-ти новых объектов. Пока всё упирается в финансирование, и особых подвижек в этом направлении не случилось.

Не так давно было восстановлено зенитное прикрытие аэродрома, которого он был лишен в 90-е. На противоположном берегу Амура, в окрестностях национального нанайского села Верхняя Эконь, примерно в 11 км от Хурбы, развёрнут зенитно-ракетный дивизион ЗРС С-300ПС.


Спутниковый снимок Google Earth: позиции С-300ПС в окрестностях села Верхняя Эконь

Помимо аэродрома Хурба, расположенный весьма удачно на вершине одной из сопок зенитно-ракетный дивизион прикрывает с юго-восточного направления аэродром Дзёмги и город Комсомольск-на-Амуре.

Во всём огромном дальневосточном регионе только на аэродроме Хурба осталась авиационная часть, имеющая на вооружении фронтовые бомбардировщики Су-24М и М2.

Полёты на фронтовых бомбардировщиках Су-24 всегда были непростым делом. Это достаточно сложная в эксплуатации и пилотировании машина, предъявляющая высокие требования к уровню наземного обслуживания и навыкам пилотов.

Летом этого года лётчики 227-й бап подтвердили свою высокую квалификацию. На конкурсе профессионального мастерства военных
летчиков "Авиадартс-2015" экипаж из Хурбы на Су-24М2 завоевал 3-е призовое место.

Однако самолёты Су-24 всех модификаций имеют сомнительную славу самого аварийного в ВВС РФ боевого самолёта. За период с 2000 года в различных происшествиях потеряно два десятка Су-24, в том числе и модернизированных Су-24М и М2. Как это ни печально, но 227-й бап, базирующийся под Комсомольском, тоже не стал исключением.

В марте 2013 года из-за ошибки пилота был серьёзно повреждён Су-24М2, который при рулёжке врезался в аэродромный передвижной агрегат АПА-5Д.

Совсем недавно в Хурбе случилась трагедия: 6 июля 2015 года при взлёте с аэродрома Хурба разбился Су-24М2, оба пилота погибли. После отрыва самолета от ВПП отказала двигательная установка, самолет резко свалился в левый крен и столкнулся с землей. Фронтовой бомбардировщик упал недалеко от взлётно-посадочной полосы. В связи с тем, что он направлялся на учебное бомбометание на полигон Литовко, на борту находилась бомбовая нагрузка.

До этого лётчикам Су-24, летавшим с этого аэродрома, в случае аварийных ситуаций всегда удавалось катапультироваться.

После катастрофы на время расследования её причин специально созданной комиссией полёты всех Су-24 были приостановлены, а аэродром Хурба закрыт для полётов.

В настоящее время полёты фронтовых бомбардировщиков ВВС России возобновились. Тем не менее, продолжает остро стоять вопрос безопасности полётов и крайне высокой аварийности Су-24. Руководство Министерства обороны неоднократно заявляло о том, что к 2020 году все бомбардировочные полки эксплуатирующие самолёты семейства Су-24 перейдут на Су-34. Однако в нынешних непростых экономических условиях крайне сомнительно, что в обозримом будущем удастся заменить все старые бомбардировщики новыми ударными машинами в соотношении 1:1.

Ссылки на то, что Су-34 эффективней Су-24М2, несостоятельны. По своим ударным возможностям обе машины очень близки. Более того, Су-24М2 гораздо лучше в полёте на предельно малой высоте при прорыве ПВО. В то же время Су-34 гораздо более сильная машина при ведении оборонительного воздушного боя, и он лучше защищён бронезащитой.

По всей видимости, модернизированные Су-24М и М2 будут эксплуатироваться и после 2020 года, поскольку одномоментный отказ от них приведёт к резкому ослаблению и без того достаточно скромных ударных возможностей наших ВВС.

А это означает, что эти стремительные и очень изящные машины и дальше будут совершать полёты с аэродрома Хурба. И дай бог, чтобы число посадок всегда равнялось числу взлётов.

По материалам:
http://aviaforum.ru
http://forums.airbase.ru
http://vertoletciki.ru

 

Возможно, будет полезно почитать: