Ил 96 где летают. Авиация россии. Летно–технические характеристики Ил–96

Ил-96-400М — перспективный проект глубокой модернизации лайнера Ил-96. Увеличенная вместимость, улучшенные летные и экономические характеристики предполагают возвращение лайнера на рынок коммерческих авиаперевозок.

Ил-96-400 – широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Является глубоко модернизированной модификацией базового самолета Ил-96-300. Разрабатывается усовершенствованная версия Ил-96-400М.

Пассажирская версия не была изготовлена из-за отсутствия заказов.

История

Ил-96М

В 1988 году совершил свой первый полет новейший советский дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96, получивший дополнительный индекс -300. Оснащенный новым бортовым оборудованием и двигателями Ил-96-300 значительно превосходил как дальнемагистральный Ил-62, так и своего прямого прародителя - Ил-86. Однако, среди его достоинств перед предшественниками была еще одна - Ильюшинцы учли проблемы, возникшие при попытке модифицировать Ил-86 и, при создании Ил-96 вложили в него огромный потенциал для модернизаций в различных направлениях. Все это могло бы сделать лайнер очень успешным, если бы не крах СССР и резкое ослабление авиапрома новой России. Ил-86 перестали выпускать к 1997 году, а Ил-96 хоть и удалось удержать, но выпускается он поштучно.

Тем не менее, модернизационный потенциал самолета отлично сыграл ему на пользу. В 1993 году на волне эйфории и взаимной дружбы между РФ и США в воздух был поднят обновленный Ил-96М - первое в истории детище совместно работы авиаторов двух стран. Самолет получил удлиненный на целых 8,5 метров фюзеляж, американскую авионику и двигатели Pratt & Whitney PW2337 (из семейства двигателей, используемых на Boeing 757 и C-17 Globemaster III). Вместимость при этом выросла до 435 человек, максимальная взлетная масса до 270 тонн, а дальность до 12 800 км (аналогичные показатели Ил-96-300: вместимость 300 человек, максимальная взлетная масса 250 тонн, дальность 9000 км). Лайнер даже получил сертификат FAA, но, особого спроса, конечно, не увидел: на дворе 1997 год - у США своих самолетов много, а в России нет на такие лайнеры денег. В итоге, какое-то время самолет вернулся на родину, получил старые двигатели НК-86 и показался на МАКС-2003 под индексом Ил-96-400. В 2009 году самолет был порезан.

Ил-96-400

Тем не менее, весьма впечатляющие показатели Ил-96М не позволяли ему кануть в историю навсегда. Тем более, что в 1990-хх большие двухдвигательные лайнеры еще не завоевали небо, а в Европе набирал популярность близкий по характеристикам Airbus A340.

Ильюшинцы решили не отпускать возможность и создали на базе Ил-96М новую версию, заменив иностранные комплектующие российскими. Индекс ему оставили Ил-96-400, но это была модернизированная машина: бортовые системы были улучшены, а под крыло установили новые, форсированные двигатели ПС-90А1 тягой до 17,4 тс (обычные ПС-90А тягой 16 тс не тянули потяжелевшую машину). Попытки продать пассажирскую версию не увенчались успехом, а вот грузовая версия Ил-96-400Т оказалась более успешна: несколько самолетов эксплуатировались авиакомпаниями Атлант-Союз и Полет, но к 2017 году обе они прекратили свое существование. Один из самолетов для Полета модифицируется в версию ВКП - воздушный командный пункт. Так же, Минобороны заявлялось о покупке пробной партии Ил-96-400 в версии топливозаправщика. Имеется информация о потенциальном большом заказе на 30 самолетов в будущем.

Силовая установка

Основной силовой установкой Ил-96-300 являются двигатели ПС-90А тягой до 16 тс. Ил-96-400 тяжелее своего младшего брата на 20 тонн и для обеспечения нужных летных характеристик его оснащают четырьмя двигателями ПС-90А1, тяга которых достигает 17,4 тс каждый. Очень серьезным недостатком двигателей семейства ПС-90А всегда считалась их довольно низкая надежность и малая ремонтопригодность. Зачастую, главной проблемой коммерческой эксплуатации Ил-96 были именно его двигатели. Тем не менее, в течение многих лет эти двигатели были доведены до приемлемых показателей и моторы ПС-90А1, А2, А3 уже можно считать приемлемыми. Версиями этих моторов оснащаются Ил-76МД-90А, известные так же под индексом Ил-476.

Тем не менее, одно дело - не плохой двигатель для военного транспорта, другое - достаточно дешевый и экономичный в эксплуатации двигатель для коммерческого авиалайнера. ПС-90 - был разработан еще в 1980-хх и острием современного прогресса его уже не назовешь. Конечно, первое, что при ходит в голову при произношении словосочетания «новый российский авиадвигатель» это ПД-14. ПД-14 - новейший и перспективный авиационный реактивный двигатель, который разрабатывается, в первую очередь, для среднемагистрального лайнера МС-21. К тому же, руководство авиапрома явно делает ставку на этот двигатель в долгосрочной перспективе. Однако, при всех своих достоинствах, у двигателя есть недостаток - при своей тяге в 14 тс он недостаточно мощный для установки на Ил-96-400М. Часто обсуждается вариант установки ПД-14М - форсированной версии ПД-14 тягой уже в 15,5 тс - его делают для перспективных, более крупных вариантом МС-21-400. Однако, и этого недостаточно, даже с учетом возможного снижения массы лайнера за счет меньшего количества топлива или более легких материалов.

Решением является ПД-18 - двигатель, созданный на базе ПД-14. При тяге в 18-20 тс он ближе всего тому, что должно быть под крылом Ил-96-400М. Однако, на данный момент неизвестно, когда данный двигатель будет создан и выведен в серию. Возможно, с учетом модернизации Ил-96, создание данного мотора будет ускорено.

Так что для Ил-96-400М есть 3 варианта:

  • ПС-90А1 - имеющийся, но устаревший
  • ПД-14М - перспективный, но недостаточно мощный (пределы эффективного форсирования неизвестны, возможно до 17-17,5 тс его разогнать можно)
  • ПД-18 - наиболее оптимальный вариант, но сроки его создания, пока, неизвестны

Ил-96-400М и ШФДМС

ШФДМС - Ш ирокоФ юзеляжный Д альнеМ агистральный С амолет, так же известный, как CR929 - проект нового широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера вместимостью 250-300 мест. Самолет создается совместно российской ОАК и китайской Comac.

Предполагается, что этот самолет появится в середине 2020-хх. Будет оснащаться опционально двигателями европейского или американского производства (Rolls-Royce, Pratt & Whitney или General Electric), а потом уже и российскими двигателями ПД-35.

На первый взгляд может показаться, что Россия создает сразу два дальнемагистральных лайнера, что, при учете экономической ситуации странно. Однако, необходимо иметь в виду то, что эти самолеты относятся к разным нишам рынка:

CR-929 вмещает 250-300 пассажиров, в то время, как Ил-96-400М вмещает от 330-435 пассажиров. То есть, в линейке Ил-96 идет на ступеньку выше, CR-929 - это разные и, дополняющие друг друга лайнеры.

Ил-96-Х

Кроме того, к концу 2020-хх, когда CR-929 получит ПД-35 этот же двигатель может стать основой силовой установки обновленного Ил-96 - назовем его условно - Х.

Это тот самый вариант Ил-96 с двумя двигателями, который уже очень давно муссируется в экспертных кругах и в СМИ.

С учетом опыта создания CR919, Ил-96-Х может получить не только новые моторы, но и двухдвигательную схему, улучшенную начинку и новое, черное крыло. При таких условиях, Ил-96 может оказаться вполне не плохим самолетом.

ИФК предлагает сделать салон на 415

Тем не менее, в нынешней итерации Ил-96-400 все равно не отвечает требованиям заказчиков (будь то госструктур или коммерческих организаций). Он требует модернизации, о которой речь пойдет далее:

Ил–96 – пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980 годов. Совершил первый полет в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил–96 стал первым и последним советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом.

К середине 1970 годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолетах Ил–62. Однако, возможности этих самолетов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объема дальних перевозок: из–за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты.

Кроме того, салон узкофюзеляжного самолета был далек от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге 747 , ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолетом.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил–86Д, в ОКБ приступили к разработке самолета Ил–96 с Т–образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолета Ил–96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолета Ил–86 и перейти к созданию принципиально нового самолета Ил–96–300.

Самолет Ил–96–300 отличается от своего предшественника Ил–86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона.

В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолете используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолета в полете. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолета.

На Ил–96 используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. Также на Ил–96–300 было решено установить новые двигатели Соловьева ПС–90А. Нехарактерная для ранее выпускавшихся в СССР двухконтурных двигателей плавная гондола ПС–90А повышала топливную эффективность самолета.

Комплекс требований, предъявленных КБ Ильюшина Министерством гражданской авиации – перевозка коммерческой нагрузки 30 и 15 тонн на практическую дальность 9 000 и 11 000 км с крейсерской скоростью от 850 до 900 км/ч на высоте от 9 000 до 12 000 м – делал оптимальной аэродинамической схемой традиционную: четырехмоторный свободнонесущий низкоплан с вертикальным оперением. От Т–образного оперения отказались. Ил–96–300 изначально создавался как самолет с потенциалом развития: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций самолёта.

Дальнейшим развитием самолета Ил–96–300 стало создание варианта Ил–96М, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Фюзеляж самолета был удлинен до 64 метров, то есть даже больше чем на Ил–86. Но главной отличительной чертой Ил–96М стали двигатели Pratt & Whitney PW2337.

Опытный экземпляр был создан на базе первого опытного Ил–96–300. Самолет поднялся в воздух 6 апреля 1993 года, но в серийное производство запущен не был. На базе Ил–96М был создан грузовой Ил–96Т, который так же был собран в единственном экземпляре. Исследовался также двухпалубный вариант Ил–96–550, оснащённый ТРДД НК–92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.

В 1999–2000 годах проводились работы по проекту грузового самолета Ил–96–400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил–96Т, но имеет российские ТРДД ПС–90А–2 и бортовое оборудование. Он совершил первый полет 16 мая 1997 года. В эксплуатации с 2009 года.

Первый опытный экземпляр был собран непосредственно в цеху КБ на Ленинградском проспекте в Москве. В начале сентября 1988 года самолет торжественно выкатили из сборочного цеха. Первый полет опытный самолет Ил–96–300 выполнил 28 сентября с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Самолет пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика–испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полет прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.

В процессе испытаний Ил–96 выполнил несколько примечательных полетов на дальность, в том числе Москва–Петропавловск–Камчатский–Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолет преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил–96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов.

Самолет испытывался в Якутске при –50 °C и в Ташкенте при +40 °C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат летной годности. Полгода новые машины обкатывали на трассах Аэрофлота, причем из–за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками.

Коммерческая эксплуатация самолета началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва–Нью–Йорк. Первое время самолет использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас–Пальмас, Нью–Йорк, Тель–Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос–Анджелес, Сан–Франциско, Сиэтл, Рио–де–Жанейро, Буэнос–Айрес, Сеул, Сан–Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму.

Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолеты Ил–96 были собраны в первой половине 1990 годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил–96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.

В 2005–2006 годах три Ил–96–300 были поставлены на Кубу, в том числе один – для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил–96–300 – один для пассажирских, другой для VIP–перевозок. Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил–96–300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатежеспособностью компании.

В 2009 году в авиакомпании Полет началась эксплуатация грузовых самолетов Ил–96–400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полет насчитывается три Ил–96–400Т с планом получением еще трех машин в 2010 году.

Также, в ходе авиакосмического салона МАКС–2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил–96–400Т с опционом еще на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолета оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно–навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких–либо ограничений по всему миру.

Подобных самолетов в России до сих пор не производилось. Ил–96–400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяженности. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами летной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США. В разное время велись переговоры о продаже Ил–96 в Китай (три самолета), Сирию (три самолета) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил–96 в мокрый лизинг на год в Iran Air.

Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.

Создатели Ил–96–300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767 , однако с момента первого полета Ил–96–300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил–96–300 для СЛО Россия (в том числе президентский Ил–96–300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил–96–400Т.

Летно–технические характеристики Ил–96









Фото: Алексей Петров / @aviationcolors / https://twitter.com/aviationcolors?s=20

История отечественных аэробусов, сейчас их чаще называют широкофюзеляжными самолётами, начинается в 1967 году, когда в октябре месяце вышло Постановление Совета Министров СССР, давшее старт разработке первого советского среднемагистрального широкофюзеляжного самолёта Ил-86 пассажировместимостью на 350 человек.

Первый отечественный аэробус Ил-86

Проектирование самолёта было поручено ОКБ им. Ильюшина. На начальном этапе прорабатывался вариант увеличенного до 250 кресел Ил-62-250 с удлинённым на 6,8 метра фюзеляжем. Дальнейшего развития этот проект не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить количество кресел в ряду, а чтобы сохранить уровень комфорта, достигнутый на Ил-62, прорабатывались варианты двухпалубного самолёта и однопалубный с овальным фюзеляжем и двумя раздельными пассажирскими кабинами. Эти исследования также остались только на бумаге.

22 февраля 1970 года ОКБ им. Ильюшина было выдано техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолёта на 350 мест. 9 марта 1972 года Совет Министров СССР принял постановление № 168-68 о начале работ по самолёту Ил-86. Отличительной особенностью первого советского аэробуса была возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Совместно с ЦАГИ был проведён обширный комплекс исследований по выбору диаметра фюзеляжа. В результате был спроектирован фюзеляж с девятью креслами в ряду и двумя широкими проходами. Крыло оснастили предкрылками и трёхщелевыми закрылками, которые позже были заменены на двухщелевые. Такая механизация обеспечивала высокую подъёмную силу и давала возможность выполнять взлёт с относительно коротких ВПП.

Первый полёт опытный Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года. В июне 1977 года самолёт был показан на авиасалоне в Ле-Бурже. Заводские испытания завершились в конце сентября 1978 года, после чего начались сертификационные испытания. Заявка на получение сертификата лётной годности была подана 15 мая 1974 года, а сам сертификат получен 24 декабря 1980 года. Через два дня Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент - Москва.

Более 30 лет этот комфортабельный красавец-гигант возил пассажиров на самых загруженных авиамаршрутах. В 80-х за его создание ОКБ Ильюшина получило Государственную премию.

На начало 2017 года в эксплуатации находилось четыре самолёта Ил-86. Все они использовались в ВВС страны и пассажирских перевозок не выполняли. Всего было выпущено 104 серийных самолёта и два прототипа.

Ил-86 RA-86140 , SVO, 4 октября 2009 г. Перед рейсом Москва - Хургада - Москва

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Ил-96-300

С ростом объёма авиаперевозок в Советском Союзе встала необходимость создания отечественного дальнемагистрального самолёта большой вместимости. В зарубежных авиакомпаниях значительную часть парка дальнемагистральных самолётов составляли широкофюзеляжные лайнеры, которые при многочасовых перелётах предоставляли пассажирам значительно более высокий уровень комфорта, чем дальние узкофюзеляжные ВС.

Первоначально предполагалось, что дальнемагистральный аэробус будет дальнейшим развитием самолёта Ил-86 и сохранит с ним максимально возможную конструктивную общность. В соответствии с таким подходом новый самолёт, получивший обозначение Ил-86Д ("дальний"), имел одинаковую с Ил-86 конструкцию фюзеляжа, оперения, основных бортовых функциональных систем. Это позволяло сократить сроки создания новой машины, быстро внедрить её в серийное производство параллельно с производством самолёта Ил-86. От своего предшественника Ил-86Д отличался только площадью крыла (470 м 2) и новыми двигателями НК-56 с большой степенью двухконтурности и малым удельным расходом топлива в крейсерском полёте.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил–86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил–96 с Т–образным оперением, крылом большого удлинения сверхкритического профиля и площадью 387 м 2 . Проработка такого варианта дальнемагистрального аэробуса велась в ОКБ до 1983 года. К этому времени в области авиационной науки и авиастроении был достигнут прогресс, который позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил–96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил–86. В ОКБ было принято решение разрабатывать принципиально новый широкофюзеляжный самолёт Ил–96–300.


Первоначально предполагалось оснастить новый самолёт четырьмя двигателями НК-56 со взлётной тягой 18000 кгс каждый. Но из-за многочисленных сложных и противоречивых причин министр авиапромышленности И.С. Силаев своим силовым решением сделал ставку на единый для пассажирской авиации двигатель Д-90 (ПС-90), разрабатывавшийся пермским ОКБ под руководством П.А. Соловьева. Было дано распоряжение прекратить разработку НК-56, одновременно ОКБ им. С.В. Ильюшина получило указание перепроектировать Ил-96 под четыре двигателя Д-90. Тяга разрабатывавшегося пермского двигателя (13500 кгс) оказывалась недостаточной. По требованию "Ила", П.А. Соловьев согласился довести её до 16000 кгс.

Ильюшинцам пришлось уменьшить длину самолёта, отказаться от Т-образного оперения и увеличить площадь киля за счёт увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обуславливалась требованием обеспечить путевую устойчивость в случае отказа одного двигателя. Размах крыла увеличили до 60 м и уменьшили его стреловидность, при этом площадь крыла сократилась до 350 м 2 . На законцовках крыла появились винглеты высотой 3,1 метра и углом отклонения от горизонтальной оси 15 o .

Крыло и конструкция планера

Крыло Ил-96-300 оснащено сложной и эффективной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из предкрылков вдоль всего его размаха, внутреннего двухщелевого и наружного однощелевого закрылков, а также органов поперечного управления: внутренних элеронов и интерцепторов. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей сопротивляемости самолёта болтанке была разработана система демпфирования колебаний крыла, в которой задействованы внешние элероны, работающие в автоматическом режиме, в поперечном управлении самолётом они не участвуют, креном управляют внутренние элероны.

Конструкция силового кессона крыла разработана с использованием монолитно-сборных панелей с более высоким, чем на Ил-86, уровнем расчётных напряжений при обеспечении требуемой прочности, ресурса и живучести. Это достигнуто путём применения в конструкции панелей новых материалов как с повышенными характеристиками вязкости разрушений, малоцикловой усталости, с низкими скоростями роста трещин, так и высокопрочных, с повышенной прочностью на разрыв и хорошими усталостными характеристиками.

Для сокращения числа продольных и поперечных стыков, являющихся основным источником усталостных трещин, в конструкции планера самолёта Ил-96-300 применяются длинномерные и широкие полуфабрикаты. Другой особенностью крыла является большой объём применения сотовых конструкций. Из них изготавливаются носовая и хвостовая части крыла, створки отсеков шасси, различные элементы механизации крыла: интерцепторы, элероны, часть закрылков.

С целью снижения лобового сопротивления гондол двигателей, потерь тяги и, в конечном итоге, для уменьшения расхода топлива в крейсерском полёте, гондолы двигателей Ил-96-300 имеют плавные, а не ступенчатые внешние обводы, характерные для гондол двигателей с большой степенью двухконтурности, которые устанавливались до этого на отечественных и зарубежных самолётах. И хотя выигрыш от гондол такой формы сравнительно невелик, он выражается весьма существенной экономией топлива при выполнении дальних полётов.

Фюзеляж Ил-96-300 такого же диаметра, что и у Ил-86 - 6,08 м. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надёжности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Уменьшение длины фюзеляжа привело к сокращению пассажировместимости. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. Стандартная компоновка эконом-класса позволяет разместить в двух салонах 300 кресел: в первом - 66 и во втором - 234 кресла с шагом 870 мм по девять в ряд с двумя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает трёхклассный салон: в первом классе - 22 кресла с шагом 1020 мм, в бизнес-классе - 40 кресел и в экономклассе - 173.

Кабина экипажа, авионика и оборудование

На Ил-96 применяется система управления по схеме «стеклянная кабина», включающая современный российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, электро-дистанционная система управления с резервной механической СУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. Самолёт оснащён комплексной системой выдачи экипажу на мониторы информации о работе систем лайнера. Бортовой пилотажно-навигационного комплекс обеспечивает практически полную автоматизацию самолётовождения в сложных метеорологических условиях над любыми районами земного шара и выполнение автоматической посадки в условиях, соответствующих категории IIIA ИКАО. Управляет самолётом экипаж из трёх человек: командир воздушного судна, второй пилот и бортинженер.

При разработке кабины экипажа перед инженерами ОКБ Ильюшина ставилась задача снизить утомляемость пилотов при длительной работе в дальнем многочасовом перелёте, повысить надёжность, безопасность и регулярность полётов. Как и на Ил-86, здесь применён хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации принцип впередсмотрящего экипажа, размещённого в единой группе, при котором обеспечивается взаимоконтроль и взаимопомощь между его членами. Все средства отображения информации и органы управления размещаются в доступных и обозримых местах. Такой подход потребовал объединения отдельных сигнализаторов, индикаторов и органов управления в единую многофункциональную информационно-управляющую систему, обеспечивающую выдачу сигналов (световых, звуковых, речевых), отображение параметров пилотажно-навигационного комплекса, силовой установки и самолётных систем, а также управление работой систем и бортового оборудования.

Использование на Ил-96-300 многоканальных резервированных систем с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов в основном освобождает экипаж от каких-либо действий при возникновении отказов. Система отображения информации оповещает экипаж о произошедшем отказе и лишь в некоторых случаях экипажу необходимо продублировать вручную работу автоматики. Только в отдельных случаях, когда несвоевременное включение или выключение наиболее ответственных систем, таких, как двигатели или вторая и третья очереди пожаротушения, может существенно влиять на безопасность полёта, автоматика не используется и принятие решения возлагается на экипаж.

Вся информация о работе бортовых систем, а также индикация данных, необходимых для пилотирования и навигации, объединены в единую систему отображения информации, основой которой являются две подсистемы - экранной индикации и комплексной информационной сигнализации.


Кабина экипажа Ил-96-300

Система экранной индикации входит в состав пилотажно-навигационного комплекса и её основными средствами представления информации экипажу являются четыре цветных экранных индикатора по краям приборной доски, два из которых предназначены для командира корабля и два - для второго пилота. Каждая пара этих индикаторов состоит из комплексного пилотажного индикатора и комплексного индикатора навигационной обстановки, которые предоставляют экипажу информацию, необходимую для пилотирования самолёта и навигации.

Индикаторы комплексной информационной системы сигнализации расположены в средней части приборной доски. Правый экран предназначен, в основном, для индикации параметров работы двигателей, а левый - для сигнальной информации.

Кроме того, имеется возможность ручного вызова на каждый из этих экранов любой информации, которой располагает система. Она имеет запоминающие устройства, которые позволяют после полёта выдать на экраны информацию об отказах и неисправностях бортовых систем, имевших место во время полёта. Для оперативного документирования отказов и неисправностей на борту самолёта имеется печатающее устройство, которое в случае необходимости выдаёт бланк с перечнем отказавших в полёте систем и агрегатов для наземного обслуживающего персонала и экипажа.

Топливная система Ил-96-300 разработана на базе топливной системы его предшественника - Ил-86. Топливная система работает автоматически, не требуя участия экипажа, и только при необходимости обеспечивается ручное управление. Топливо располагается в девяти кессонных крыльевых баках, из которых восемь расположены в консолях крыла и один - в центроплане.

Топливная система выполнена раздельной для каждого из четырёх двигателей, в свою очередь, каждый двигатель питается топливом из расходного отсека своего бака. Расходные отсеки на протяжении всего полёта заполнены топливом, что обеспечивает его надёжную подачу в двигатели на всех режимах полёта. Выработка топлива из консольных баков производится с задержкой для разгрузки крыла и увеличения критической скорости флаттера.

Шасси Ил-96-300 состоит из трёх основных опор, расположенных сзади центра масс самолёта, и передней опоры, расположенной в носовой части фюзеляжа. Каждая из трёх основных опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс одинакового размера 1300х480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см 2 .

Современное состояние программы Ил-96

На 1 января 2017 года в эксплуатации находилось 15 самолётов Ил-96. Из них - 4 лайнера в версии Ил-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания Cubana de Aviacion (один из них находится на хранении), два самолёта Ил-96-400 и 9 Ил-96-300 - в специальном лётном отряде "Россия". Самолёты используются для перевозки первых лиц (RA-96019, RA-96102). Самолёт Ил-96-300ПУ, бортовой номер RA-96019 - это Борт № 1, Пункт Управления, на котором летает президент страны, борт RA-96102 предназначен для министра обороны.

Самолёт Ил-96-400Т – грузовая модификация Ил-96-300. Длина фюзеляжа самолёта Ил-96-400Т увеличена на 9,35 м по сравнению с базовым самолётом Ил-96-300.

Основное отличие грузового самолёта Ил-96-400Т от его пассажирской версии состоит в том, что пассажирская кабина переоборудована в грузовую с усилением пола кабины и с установкой дополнительных рельсов для крепления напольной механизации, предназначенной для загрузки-разгрузки международных авиационных поддонов и контейнеров. Компоновка грузовой палубы Ил-96-400Т позволяет использовать при размещении груза различные схемы погрузки и средства пакетирования. Максимальная коммерческая нагрузка составляет 92 т.

Регулярных пассажирских перевозок в нашей стране на этом типе ВС не производится. В конце 2013 года руководство Аэрофлота предложило совету директоров компании отказаться от эксплуатации Ил-96, мотивируя своё предложение экономическими соображениями.

30 марта 2014 года лайнер Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» с бортовым номером RA-96008, выполнявший рейс из Ташкента, совершил последнюю посадку в аэропорту «Шереметьево». Больше эти самолёты на регулярных рейсах пассажиров не перевозили.

На 1 января 2017 года в сборочных цехах "Воронежского акционерного самолётостроительного общества" (ВАСО) строились пять Ил-96 - три Ил-96-400Т и два Ил-96-300, в планах ОАК - выпускать по два-три самолёта в год на период до 2023-2025 годов.

ПАО "Ил" по заданию Минобороны разрабатывало топливозаправщик Ил-96-400ТЗ на базе грузовой модификации Ил‑96–400Т. Планировалось, что это будет "чистый" топливозаправщик с верхним расположением бака, способный передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км от своего аэродрома базирования. Однако в мае 2018 года стало известно, что военное ведомство отказалось от разработки этой машины в пользу топливозаправщика Ил-78М-90А 2 .


Самолёт Ил-96-400М
Размеры
размах крыла (м) 60,105
длина самолёта (м) 63,939
высота самолёта (м) 15,717
площадь крыла (м 2) 350
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град) 30
диаметр фюзеляжа (м) 6,08
Основные характеристики двигателя
количество и модель двигателя 4 х ПС-90А3М 1
максимальная взлётная тяга, не менее (кгс) 4 х 17400
соответствие нормам ИКАО Прил.16, Гл.4
Массовые характеристики
максимальная взлётная масса (т) 265
58
максимальная ёмкость топливных баков (л) 152620
Летно-технические характеристики
крейсерская скорость (км/ч) 870
дальность полёта при максимальном количестве пассажиров (км) 10000
высота полёта (м) 9000-12000
взлётная дистанция (м) 2700
посадочная дистанция (м) 1650
Число мест
лётный экипаж 3 (2)
пассажирских одноклассная компоновка - 436
двухклассная компоновка - 386
трёхклассная компоновка - 315

Ил-96-400М

В мире есть только три производителя, которые способны выпускать широкофюзеляжные лайнеры - американский Boeing, европейский Airbus и российский "Ильюшин". И евроатлантической дуополии совсем ни к чему конкурент в лице нашей страны.

За годы после развала СССР Россия многое потеряла в области гражданской авиации. Зачастую позиции промышленности сдавались добровольно, но по большей части антипромышленное лобби приложило немало усилий для уничтожения российского авиапрома. Результаты этой "плодотворной" работы мы имеем сейчас - подавляющее количество самолётов в российских авиакомпаниях - иностранного производства.

В 2010 году опытнейший пилот «Аэрофлота», налетавший свыше 20 тысяч часов, командир экипажа Ил-96 Владимир Сальников рассказывал, что компания Airbus в контракте на продажу самолётов прямо указывает: посредник получает 10 процентов от суммы сделки. Корпорация Boeing, ничуть не стесняясь, сообщает, что в 2009 году потратила 72 миллиона долларов на подкуп чиновников в СНГ. И если, например, «Аэрофлот» вместо Ил-96 приобретает несколько «Боингов» или «Эйрбасов» на миллиард долларов, 100 миллионов из них сразу разойдутся по карманам заинтересованных людей.

Кроме прямого подкупа чиновников прилагаются усилия и по ограничению полётов для отечественных самолётов в Европу и США, и начались такие ограничения не вчера. Достаточно вспомнить конец 50-х годов, когда в Европе в целях повышения безопасности был введён запрет на реактивные самолёты с двумя двигателями. Эта мера явилась ответом на появление в СССР прорывного реактивного пассажирского лайнера Ту-104. Туполевскому КБ для преодоления этого ограничения пришлось разработать самолёт Ту-110 с четырьмя двигателями.

Введённые в 2014 году и постоянно продлеваемые Вашингтоном и Брюсселем санкции направлены, в том числе, и на ограничение ввоза в Россию новых технологий, которыми наша страна не обладает. В таких условиях России ничего иного не остаётся, кроме как заботиться и об укреплении обороны и о средствах поддержания воздушного сообщения между европейской частью страны и её восточными рубежами. Нужен обновлённый вариант широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера.

Сообщения о возобновлении производства Ил-96 в версии Ил-96-400М и проработке проекта ШФДМС - широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт, появились почти одновременно в 2014-2015 годах. Первоначально было не совсем понятно, зачем понадобилось разрабатывать два похожих самолёта. Полную ясность внёс в сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин, который в ходе визита в Воронеж сообщил, что в период до создания стратегически нового пассажирского самолёта (российско-китайский CR929), а это примерно 2027 год, Ил-96–400М закроет основные потребности России как по дальнемагистральным полётам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные перевозки в курортный сезон в те страны, куда нужны вместительные ВС.

Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии "-400Т", поэтому его фюзеляж будет длиннее на 9,35 м по сравнению с базовым самолётом Ил-96-300 и составит 63,939 метра.

Главные отличия версии "-400М" от предыдущих модификаций - это два лётчика в кабине экипажа и замена двигателей ПС-90А1 на двигатели следующего поколения ПД-14М, который развивает взлётную тягу 16-17 тонн. Как известно, базовый ПД-14 тягой 14 тонн разработан для установки на лайнер МС-21, а вариант с индексом «М» разрабатывается для военно-транспортного самолёта Ил-214 (в июне 2017 года самолёт Ил-214 (МТА/СВТС) получил официальное название Ил-276 1). Замена ПС-90А1 на ПД-14М сулит значительное уменьшение расхода топлива и затрат на техническое обслуживание силовой установки.

Примечание Авиации России: информация о перспективной замене двигателя взята из журнала ОАК "Горизонты" №4 2016 (#12) стр.31, где эти данные приводит заместитель начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова. По нашему мнению, мощности ПД-14М не хватит для нового Ил-96, и речь может идти о перспективных ПД-18Р со взлётной тягой 18-20 тс. Вероятно, пока не будет создан, испытан и сертифицирован новый двигатель тягой не менее 18 тс, на самолёт будут устанавливаться всё те же проверенные временем ПС-90А1.

В начале марта 2017 года генеральный директор пермского «Авиадвигателя» Александр Иноземцев сообщил, что двигатель ПС-90А1 будет модернизирован в версию ПС-90А3М , который в конечном итоге и будет устанавливаться на Ил-96-400М 1 .

Дополнительно повысить топливную эффективность самолёта позволит перекомпоновка пассажирского салона. При наличии бизнес-класса вместимость составит 370 мест, а в экономичном варианте - 436.

Эти улучшения приблизят Ил-96-400М по операционной экономике к популярным западным моделям Airbus A330-300 и Boeing 777-200.

ОКБ им. Ильюшина провело сравнение Ил-96-400М, в варианте на 332 пассажирских кресла и серийного Airbus A330. Расчёты показали что, с учётом всего комплекса планируемых улучшений, показатель ПЭР (прямые эксплуатационные расходы, на западный манер - direct operational costs, DOC) практически сравнялся. «Самолёты оказались близки по операционной экономике. А с учётом разницы цен в связи с изменением валютного курса, российская машина выходит на конкурентоспособный уровень», - утверждает Генеральный конструктор "Ила" Николай Таликов.

Вносить какие-либо другие серьёзные изменения в проверенные временем планер и системы не предполагается. Также не требуются дополнительные испытания. Самолёт имеет высокий подтверждённый ресурс конструкции в 70 тысяч часов. Максимальный взлётный вес ВС последовательно увеличивался с 235 до 250 и, затем, до 270 тонн. Повышаться далее он также не будет.

В 2019 году на мощностях ВАСО будет собран первый опытный образец пассажирского самолёта Ил-96-400М, одновременно с этим самолёт получит новое обозначение - Ил-496, по сообщениям из ПАО "ИЛ", принципиальное решение об этом уже принято 3 , на реализацию проекта производства Ил-96-400М на период до 2021 года планируется направить около 50 млрд рублей. С 2020 по 2023 г. пять новых самолётов должна принять Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Ожидается, что они будут эксплуатироваться на линиях между Москвой и Владивостоком с Хабаровском.

18 января 2019 года генеральный директор ПАО "Ил" Алексей Рогозин обозначил приоритеты на год, одним из которых назвал запуск в серийное производство широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96-400М 4 .

Весной 2018 года на ВАСО началось изготовление деталей для первого опытного образца Ил-96-400М. Тогда же был освобождён стапель для сборки фюзеляжа самолёта, который до этого занимал фюзеляж недостроенного пятого Ил-96-400Т. Изготовление опытного Ил-96-400М должно завершиться до конца 2019 года, в первой половине 2020 года пройдут предварительные и сертификационные испытания лайнера, которые к июню 2020 года должны завершиться выдачей дополнения к сертификату типа - одобрения главного изменения конструкции 3 .

«…командующий ВВС Александр Новиков доложил, что к полету готовы два самолета. Первый поведет генерал-полковник Голованов, второй - полковник Грачев. Верховному предложили лететь с Головановым, но Сталин усмехнулся: «Генерал-полковники самолеты водят редко, полетим с полковником...» … Вместе они и прибыли в Тегеран - Сталин, Молотов, Ворошилов и мой отец» (из книги воспоминаний Серго Берия).

Визит Сталина на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 г. стал первым авиапутешествием Первого лица государства в отечественной . Подробности этого события достаточно скудны: известно лишь, что для полета был выбран оригинальный американский «Дуглас» С-47 (по другим данным – его лицензионная копия Ли-2 индивидуальной сборки). В полете «Борт №1» сопровождал эскорт из 27 истребителей ВВС РККА.

Никита Хрущев, наоборот, был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолетами во время своих мировых турне. Наибольшую известность приобрела история его визита в США (1959 год). Для трансатлантического путешествия Хрущев выбрал Ту-114, самый крупный турбовинтовой самолет в мире, он же - гражданская версия межконтинентального бомбардировщика Ту-95. Помимо Генсека, на борту авиалайнера находилась его семья и свита из 63 сопровождающих лиц. Не обошлось без конфуза – по прибытию на авиабазу Эндрюс выяснилось, что все американские трапы имеют недостаточную длину, чтобы дотянуться до двери высоченного ТУ-114. Советской делегации пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.


Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – флагман гражданской авиации Советского Союза. Этим же самолетом летали преемники Брежнева – Юрий Андропов и Михаил Горбачев. За все время самолет ни разу не подвел своих VIP-пассажиров, всякий раз он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце Земли. Предельно надежная техника. Лишь однажды, находясь в воздушном пространстве Алжира, «брежневский» Ил-62 попал под обстрел французских «Миражей». К счастью, все обошлось (до сих пор доподлинно неизвестно, что это было – ошибка, провокация или попытка диверсии).

Первый Президент Российской Федерации пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 (специальная модификация Ил-96-300ПУ – «пункт управления»). До сих пор об этом самолете (бортовой номер RA96012) ходят легенды: эксклюзивный дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, покраска в Голландии, внутренняя отделка в Швейцарии, бронестекла и электронные замки кают, ценные породы дерева, инкрустация драгоценными камнями, гобелены и раритетные произведения искусства. Наконец, системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного – наличие спецоборудования выдаёт характерный плексигласовый «желоб» на фюзеляже самолета. Кроме того, «ельцинский» Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также системой спасения Первого лица из падающего самолета (парашюты или катапультируемая капсула – тут уже неистощимая народная фантазия уходит в бесконечность).


Тот самый, RA96012


Если не принимать во внимание различные домыслы сомнительно качества и адекватности, то Ил-96 - просто изящный самолет с благородными линиями и гармоничным обликом, обладающий, к тому же, отменной надежностью – за все 20 лет эксплуатации самолетов этого типа, не было отмечено ни одной крупной аварии, повлекшей за собой гибель людей. Согласитесь, звучит впечатляюще на фоне непрекращающихся сообщений о катастрофах «Боингов» и «Эйрбасов»! Высокая безопасность Ил-96 отчасти объясняется теорией вероятностей (всего порядка 30 построенных машин) и специфическими эксплуатантами – качество обслуживания самолетов в летном отряде Управления делами Президента наверняка выше, чем у любой частной авиакомпании.

В настоящий момент в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагманом является Ил-96-300ПУ(М), бортовой номер R96016 – модернизированный вариант «ельцинского» Ил-96-300ПУ, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Настоящий «Летающий Кремль» с рабочим кабинетом Президента, комнатами для совещаний, конференц-залом и салоном «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту самолета. Под рукой у Первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. Уникальная радиоэлектронная «начинка» авиалайнера, разработанная на одном из оборонных предприятий г. Омска, позволяет транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира.


Из других особенностей супер-самолета – на борту имеется мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. Во избежание повторения инцидента 1959 г., когда Никите Хрущеву пришлось спускаться по лестнице пожарного автомобиля, на новом российском самолете имеется встроенный нижний трап. Кроме того, «путинский» самолет оборудован модернизированными двигателями ПС-90А.
Ил-96-300ПУ(М) строился по специальному заказу в г. Воронеже, над внутренней отделкой работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украшают гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шелковой фабрики. Планировкой помещений и техническим обустройством самолета занимались специалисты из Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Салон выполнен в преимущественно светлых тонах, предпочтение отдано цветам российского флага.

Несмотря на звучащие порой возмущения по поводу богатого убранства салона Ил-96-300ПУ(М), следует заметить, что это не просто самолет для личного пользования. На борту Ил-96-300ПУ(М) регулярно присутствуют зарубежные гости, дипломатические миссии и представители СМИ. Самолет Президента – это особый символ, создающий имидж нашей страны в глазах иностранцев.
К разочарованию злопыхателей, здесь нет никаких «золотых унитазов», интерьеры Флагмана выдержаны в «державном» стиле с намеком на Имперские амбиции России. Благородно, красиво и качественно, без лишней «мишуры» и прочих вульгарных элементов кричащей роскоши.

Одним словом, президентский "Ил" - комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру - ничего похожего на «дорогую игрушку» саудовского Принца Алвалида бин Талал бин Абдулазиз Аль-Сауда, который повелел разместить на борту личного трехэтажного «Эйрбас» А380 огромный бассейн и концертный зал с симфоническим оркестром!
Высокая стоимость «правительственного Ила» в большей степени обусловлена установленным на борту комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и особыми мерами, связанные с обеспечением безопасности полета правительственного "борта".

В декабре 2012 года воздушный флот Специального летного отряда «Россия» пополнился еще одним Ил-96-300 (бортовой номер RA96020), пришедшем на замену своим предшественникам. В конце нынешнего 2013 года Управление делами Президента получит второй заказанный «Ил» (бортовой номер RA96021).

Специальные правительственные самолеты существуют во всех стран мира. Президент США летает на комфортабельном бело-голубом Боинг-747 «Air Force One». Канцлер Германии – на европейском авиалайнере «Эйрбас» А340 с личным именем «Конрад Аденауэр». Президент Украины для своих визитов пользуется небольшим самолетом бизнес-класса Ан-74. Однако, большинство сильных мира сего, вынуждено передвигаться на зарубежной авиатехнике. Лишь считанные единицы стран обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для Первых лиц своего государства. Здесь можно с гордостью констатировать, что Высшие должностые лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил - 96-300.

Размеры
Размах крыла: 60,1 м; длина самолета 55,35 м; высота самолета 17,57 м; площадь крыла 391,6 м2; угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 30 градусов; диаметр фюзеляжа 6,08 м;

Размеры пассажирской кабины
Длина 41 м;
максимальная ширина 5,7 м;
максимальная высота 2,61 м;
объем 350 куб.м.

Двигатели
ТРДД Пермского моторостроительного КБ ПС-90А с реверсивными устройствами(4х156,9 кН, 4х16000 кгс)

Массы и нагрузки
Максимальная взлетная масса - 230 т; максимальная посадочная масса - 175 т; масса пустого снаряженного - 119 т; максимальная масса без топлива - 157 т; максимальная коммерческая нагрузка - 40 т, максимальный запас топлива - 122 т (150400л).

Летные данные
Крейсерская скорость на высоте 10100 м - 850-900 км/ч; скорость захода на посадку - 260-270 км/ч; дистанция сбалансированного взлета - 2600 м, потребная посадочная дистанция - 1980 м; практическая дальность полета с резервом топлива: с максимальной коммерческой нагрузкой 7500 км, с коммерческой нагрузкой 30 т - 9000 км; с коммерческой нагрузкой 15 т - 11000 км.

Конструктивные особенности и технико-экономические характеристики
Крыло со сверхкритическим профилем и концевыми аэродинамическими поверхностями. Расчетный ресурс 60 000 летных часов (12 000 посадок в течение 20-летнего срока службы), трудоемкость техобслуживания 11 человеко-часов на 1 час полета, время подготовки к повторному вылету 45 мин. Расход топлива на пассажиро-километр находится в пределах 23 г.

Оборудование
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета по минимуму категории IIIА ИКАО. Используется встроенная аналоговая электродистанционная система управления полетом и система оптимизации режимов полета, встроенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации и радионавигационной системы "Омега", электронная система отображения информации с шестью индикаторами на ЭЛТ и ИЛС. Имеется аппаратура встроенного контроля, автоматическая система отображения информации о центровке самолета.

Производство и выпуск
Выпускается серийно с 1992 года.

Состояние программы
Сертификация самолета по российским нормам была завершена к концу 1992 года. К настоящему моменту Ил-96 соответствует второй категории ИКАО, т.е. может совершать взлет и посадку при самой минимальной видимости.

Разработчик
Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина.

Ил 96 сконструирован на базе предыдущей модели Ил-86. Это отечественный широкофюзеляжный пассажирский аэробус. Он предназначен для выполнения рейсов средней и дальней протяженности. Его разработка началась в 80-х годах ХХ века. Уже в 1988 г. мир увидел первый экземпляр этой воздушной техники.

Согласно установленной программе испытаний лайнер совершил несколько полетов на дальние расстояния. Одним из показательных является рейс «Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва». В нем не была предусмотрена промежуточная посадка. Протяженность рейса составила 14 800 км на высоте до 12 000 м. Воздушное судно преодолело это расстояние за 18 часов 9 минут. На тот момент это был рекордный показатель для пассажирских воздушных суден, выпущенных в СССР.

По итогам многочисленных испытаний летных характеристик самолету выдали сертификат в 1992 г. Все тестирования проводились на свободных воздушных трассах «Аэрофлота».

Полезно знать! Ввиду недостатка финансов эксплуатационные испытания проводили вместе с коммерческими рейсами по перевозке грузов.

Особенности и преимущества воздушного судна

Диаметр фюзеляжа самолета Ил-96 не отличается от предшественника. Изменилась только его длина, которая меньше на 5 м. Крылья аэробуса стреловидные с большим удлинением. Они оснащены суперкритическими профилями и вертикальными оконцовками.

Интересный факт! Такие конструктивные особенности позволили увеличить аэродинамические характеристики.

Форма хвостового отсека такая же, что и у Ил-86. Конструкторы увеличили длину вертикального оперения. Это сделано в целях обеспечения безопасности полета в случае отказа одного из двигателей аэробуса.

Шасси установлены на трех опорах, которые оснащены тележкой с четырьмя тормозными колесами.

Примечание. На передней стойке шасси монтированы два не тормозных колеса. Это увеличивает скорость при разгоне самолета на взлетной полосе.

Ил-96, как и его предшественник, оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями ПС-90А. Вмонтирована автоматическая топливная система. При необходимости можно управлять ей в ручном режиме.

Топливо размещается в девяти баках, один из которых находится в центре фюзеляжа. Остальные - в консолях крыла. Расход топлива, а также его остаток контролируется посредством специальных устройств. В конструкции авиалайнера предусмотрены расходные отсеки для каждого двигателя. В них постоянно находится горючее.

Преимущества:

  • значительная дальность полета;
  • оптимальный показатель максимальной загрузки;
  • высокая скорость;
  • надежность и безопасность.

Авиалайнер оборудован двумя палубами. На первой размещается багажное отделение. На второй - пассажирский салон.

Технические характеристики

Вес воздушного лайнера составляет 117 000 кг. Он легче Ил-86. Масса при максимальной загрузке превышает 200 000 кг. Длина корпуса - 55,35 м, высота - 17,55 м. Площадь крыла у Ил-96 уменьшена, и достигает 391,6 кв.м. Самолет сконструирован для полетов на высоте до 12 000 м на расстояния не более 9 000 км. Максимальная скорость аэробуса при нулевой загрузке - 910 км/ч, а крейсерская - 850 км/ч.

Вместимость салона - 230-300 пассажиров. Сколько мест находится в лайнере, зависит от его модификации.

Оснащение Ил-96

Топливная эффективность воздушного судна повысилась за счет использования двухконтурных двигателей. Корпус выполнен из новых сплавов и композитных материалов. Это позволило уменьшить показатель основной нагрузки на шасси, а также улучшить аэродинамические характеристики.

В целях безопасности авиасудно оборудовано такими устройствами:

  • российским цифровым авиационным комплексом с 6-ю многофункциональными дисплеями;
  • ЭДСУ (электродистанционной системой управления);
  • современной многофункциональной навигационной системой;
  • устройствами спутниковой связи.

Также встроена электроимпульсная противообледенительная система с цикличным действием. Она предназначена для защиты передних кромок крыльев, стабилизаторов и киля.

Схема пассажирского салона Ил-96

Существует две компоновки этого воздушного судна: монокласс и три класса. В салоне первого типа авиалайнера расположено 300 пассажирских мест. Они относятся к экономклассу. Расстояние между сиденьями составляет 87 см.

Самолет второго типа в салоне имеет три отсека:

  • 1-й класс;
  • бизнес-класс;
  • экономкласс.

Первый класс повышенной комфортности. В нем размещено 22 кресла по схеме 2+2+2 с двумя проходами. Между рядами расстояние в 102 см. Во время полета можно разложить спинку сиденья, и не мешать соседу. В этом классе удобными считаются кресла в последнем ряду.

В бизнес-классе размещено 40 пассажирских мест. Расположение: 2+4+2 с двумя проходами. Расстояние между сиденьями - 90 см. В этом отсеке лучше выбирать места в первом ряду по бокам салона.

В экономклассе расположено 173 места, расстояние между которыми 87 см. В этом отсеке не получится полностью разложить спинку сиденья. Расположение кресел: 3+3+3. Исключение составляют ряды в первом ряду данного отсека. В нем размещено по 2 кресла в центре и по бокам салона.

Полезно знать! В хвостовой части авиалайнеров моно- и трехклассового салонов расположено одинаковое количество посадочных мест.

Версии Ил-96

Ил-96-300 - самолет базовой комплектации. Он «поступил на службу» в компанию «Аэрофлот» в 1993 году. Лайнер оснащен мощными отечественными двигателями. Всего было выпущено 20 единиц такой техники.

На его основе был сконструирован Ил-96-300ПУ. Этот аэробус предназначен для перевозки президента РФ. Он не имеет отличий в технических характеристиках от базовой модели. Было выпущено два лайнера этой серии: в 1995 г. для Б. Ельцина и в 2003 г. для В. Путина.

Ил-96-400 представляет собой модернизированный Ил-96-300. Самолет может летать на высоте до 13 000 м. Максимальная загруженность салона составляет 435 пассажиров. Предельная взлетная масса - 270 тонн.

Полезно знать! Самолеты данной модели ни разу не выпускались. С 2009 года на их производство заказов не поступало.

Ил-96-400Т - грузовой вариант лайнера Ил-96-400. Он был создан путем модернизации Ил-96. Летные характеристики остались аналогичными, что и у пассажирского авиасудна.

Были разработаны и другие модели:

  1. Ил-96М - первый российский воздушный лайнер, который сконструирован в сотрудничестве с иностранными компаниями. Он имеет удлиненный фюзеляж.
  2. Ил-96МД - аэробус с двумя двигателями зарубежного производства. В авиакомпаниях его заменил более функциональный и скоростной Боинг.
  3. Ил-96МК - авиасудно, оснащенное четырьмя двигателями НК-92. Их тяга достигает 20 000 кгс.

В 1997 году выпустили грузовой лайнер Ил-96Т. Он участвовал в различных выставках.

Безопасность самолета Ил-96

За 22 года эксплуатации в путешествиях не погибло ни одного пассажира и члена экипажа. В оснащении воздушного судна были использованы многоканальные резервные системы с автоматическим управлением. Они самостоятельно переключают каналы связи, подают сигналы на дополнительные приборы в случае поломки любого авиационного устройства.

Также вмонтирована система оповещения экипажа об отказе двигателей. Ей можно управлять вручную. На безопасность самолета влияет система контроля топлива и несвоевременное оповещение о поломке одного из моторов.

Где производится Ил-96?

Воздушный лайнер спроектирован в конце 80-х годов 20-го века в Конструкторском бюро им. Ильюшина. Серийное производство этой модели началось в 1993 г. на авиастроительном заводе в г. Воронеж. Первый экземпляр был выпущен в 1988 году Конструкторским бюро в Москве на Ленинградском проспекте.

Стоимость разных моделей

Цена на Ил-96 различной модификации постоянно изменяется. Модели совершенствуют. Примерная стоимость базового Ил-96 составляет 1,320 млрд.руб. Более новая версия (Ил-96-400) превысила этот показатель на 200 млн.руб.

Модернизация авиасудна

Впервые Ил-96 был модернизирован в 1993 году. Новая модель получила название Ил-96М. У нее удлинен корпус. Она оснащена американскими двигателями PW-2337. Самолет совершает полеты на расстояния более 12 000 км. В его салоне размещено 435 пассажирских мест.

В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. На его базе собран самолет Ил-96-400. У него фюзеляж, как и у Ил-96М. Самолет оснастили турбореактивными двигателями ПС-90А-1. Это повысило его летные и технические характеристики. Он может совершать полеты на высоте около 13 000 м.

В распоряжении авиакомпаний находятся самолеты Ил-96-300 и грузовая модель Ил-96-400Т. Пассажирская версия последнего авиалайнера не востребована в настоящее время. Заказов на ее производство не поступает.

 

Возможно, будет полезно почитать: