Как называется самолет в гражданском. Названия самолетов. Классификация самолетов, их виды и типы. Дальние бомбардировщики России

В гражданской авиации аппараты для полетов разделяют на следующие категории:

пассажирские,

сельскохозяйственного назначения,

транспортные,

почтовые,

экспериментальные

Пассажирские самолеты

Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров. Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году. Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3,

Douglas DC-3

совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2. Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации — Boeing и Airbus.

«Боинг»

Американская компания Boeing возникла ещё в далеком 1916 году. С тех пор она занимается производством самолетов, главным образом, для гражданской авиации, хотя присутствуют и военно-транспортные модели. Наиболее известные названия пассажирских самолетов данной компании — Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8, Boeing 777 и Boeing 787. классификация самолетов их виды типы названия.


Boeing 737

Первая из указанных выше моделей была выпущена в 1968 году, и к сегодняшнему дню является самой массовой из всех пассажирских летательных аппаратов. Boeing 747,

Boeing 747

произведенный годом позже, является пионером среди широкофюзеляжных авиалайнеров. Boeing 747-8 – пассажирский самолет с самой большой длиной. Он был выпущен в 2010 году. Сегодня на рынке пассажирской авиации наибольшую массовость обрел Boeing 777, выпускаемый с 1994 года.

Boeing 777

Самая новая модель корпорации на данный момент – Boeing 787 2009 года создания.

Boeing 787

«Аэробус»

Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB. Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах.

Airbus A300

На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления.

Airbus A320

Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире.

Airbus A380

Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB.

A350 XWB

Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обходя своего соперника по экономичности.

Советские пассажирские самолеты

На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты «Аэрофлота». Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як. Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104.

Ту-104

Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом.

Ту-154

Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер.

Ту-144

Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

Ту-214

Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты «Аэрофлота». Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

Ил-114

Як-40

Авиалайнеры других стран мира

Кроме указанных выше существуют достойные внимания модели и других производителей пассажирских самолетов. Британский авиалайнер De Havilland Comet, выпущенный в 1949 году, является первым в мировой истории реактивным авиалайнером.

De Havilland Comet

Широкую известность приобрел французско-британский авиалайнер Concorde, разработанный в 1969 году.

Concorde

Он вошел в историю благодаря тому, что является второй удачной попыткой (после Ту-144) создания сверхзвукового пассажирского летательного аппарата. Причем до сих пор эти два авиалайнера в данном плане уникальны, так как пока больше никто не смог выпустить пригодный для массовой эксплуатации пассажирский самолет, способный перемещаться быстрее звука.

Транспортники

Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния. Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

Douglas MD-11F

Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность — 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность — 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т).

Ан-225

Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов «Буран», но с развалом СССР проект так и остался нереализованным. В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

Ил-76

Сельскохозяйственные самолеты

Существуют летательные аппараты, в задачи которых входит обработка полей пестицидами, гербицидами и другими химикатами. Данный тип авиационной техники называется сельскохозяйственным. Из советских образцов этих аппаратов известны У-2 и Ан-2, которые из-за специфики применения в народе называли «кукурузниками».

У-2

Детям о самолетах: познавательная сказка про виды самолетов в картинках для детей, видео, задания, игры, презентация «Какие бывают самолеты и зачем они нужны» для детей.

Детям о самолетах

В этой статье Вы найдете познавательную информацию о самолетах и игры для детей на эту тему:

  1. презентацию и сказку «Какие бывают самолеты» для детей с заданиями и картинками,
  2. зачем нужны самолеты,
  3. логоритмику «Самолеты»,
  4. физкультминутки о самолета х,
  5. пальчиковую гимнастику про самолеты,
  6. подвижные игры про самолеты,
  7. дидактические игры для детей про самолеты.

Какие бывают самолеты

Познавательная сказка о самолетах для детей с развивающими заданиями и картинками

С чего всё начиналось, или зачем лететь на самолете на Остров Пальм?

Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил птиц, рыб, зверей. В городе его все звали уважительно – Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии — Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.

Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару. «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. – «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю – видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович открыл письмо и узнал почерк своего старого друга: «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели, нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».

«Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович – Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.

Лётное поле

Рядом со зданием аэровокзала было поле. Очень необычное поле. Петр Иванович Таблеткин видел разные поля. Видел он поле для футболистов – оно называется «футбольное». Бывал он и на поле для игры в хоккей, оно называлось … Ты уже догадался, как? (хоккейное). И поле, на котором растет кукуруза он побывал – оно называлось «кукурузное поле». И поле, на котором растет рожь – «ржаное» поле. И поле с пшеницей. Наверное, ты тоже знаешь, как оно называлось — ? (пшеничное поле).

Но на таком поле он никогда еще не бывал. На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?

Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему? Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?

Кто такой механик (техник)?

Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар. Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?»

— «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец. – Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны. Мою профессию также называют «техник» . На этом самолетике долететь на остров Пальм, конечно, можно». — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет, который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».

Знаменитый ветеринар очень удивился: « Мне надо на Остров Пальм и надо вылететь прямо сегодня. Зачем же я полечу не сегодня, а завтра, да еще и на Мадагаскар? И почему такая странная дорога будет быстрее?»

Винтов снова улыбнулся Петру Ивановичу и пояснил: «Реактивный самолет летит намного быстрее, чем этот маленький самолетик. Если Вы вылетите сегодня на этом самолетике, то будете лететь до Острова Пальм пять дней! И еще Вам придется несколько раз приземляться чтобы дозаправить самолет топливом. А реактивный самолет привезет Вас на Мадагаскар в тот же день. Там Вы пересядете на небольшой самолет и уже через несколько часов будете в нужном месте»

Самолеты винтовые и реактивные

Доктор очень заинтересовался этим сообщением и озадаченно спросил механика: «А как отличить быстрый самолет от медленного? Чтобы мне не ошибиться в следующий раз» — Посмотрите на эти два самолета. У одного самолета есть винт. Поэтому он называется «винтовой» , он летает медленно. Найдите винт у самолета на картинке.

А у другого самолета винта нет. Он называется «реактивный » и летит очень быстро!»

Задание ребенку: Найди на картинке винтовые самолеты и реактивные самолеты. Чем они отличаются друг от друга?

Формы крыла у самолета: прямое, треугольное, стреловидное.

«Ага, я понял!» – воскликнул Петр Иванович. –« Значит, если у самолета есть винт, то он медленно летает! А как-то еще можно отличить самолет скоростной от самолета медленного?» Техник Винтов с удовольствием стал объяснять дальше: «Есть ещё один важный признак. Это форма крыла у самолета. Посмотрите на это фото. На что похоже крыло?».

— «На стрелу!» — тут же ответил Доктор Таблеткин. «Да, — подтвердил с удовольствием Винтов. – «У этого самолета крыло имеет вид стрелы, поэтому такое крыло мы называем «стреловидное» . Если крыло стреловидное, то самолет летит быстрее, потому что такое крыло лучше рассекает воздух на большой скорости. А если крыло прямое – то скорость самолета ниже».

— А ещё какие крылья бывают у самолетов? — спросил врач — ветеринар.

— Бывает треугольное крыло, такие самолеты рассчитаны на очень большие скорости (такие скорости ещё называются сверхзвуковые ). Вот посмотрите на фото этого самолета — у него треугольное крыло.

Есть и самолеты с прямым крылом. Они летают медленнее всех других самолетов.

Задание детям: найди на картинке ниже самолеты: с прямым крылом, с треугольным крылом, со стреловидным крылом.

Ответы на задание для детей «Какие бывают самолеты»: синий квадрат — самолет с треугольным крылом, зеленый круг — самолет с прямым крылом, желтый квадрат и красный круг — самолеты со стреловидным крылом.

Зачем нужны разные самолеты?

— «А что такое «сверхзвуковые скорости и сверхзвуковые самолеты?»- спросил Петр Иванович Таблеткин.

— «Сверхзвуковыми называют самолеты, которые летают так быстро, что обгоняют звук от своего полета. Самолет уже пролетел, а звук до нас ещё не дошел. Такие самолеты летают в два раза быстрее обычных реактивных самолетов», — пояснил механик.

— «Я хочу полететь завтра на Остров Пальм на сверхзвуковом самолете!»- оживился Петр Иванович.

— «Долететь-то можно, но приземлиться, скорее всего, не получится. Остров то маленький, и сверхзвуковой самолет не успеет затормозить на летном поле», — уточнил Винтов.

— «А зачем нужны такие небольшие самолеты как тот, у которого мы стоим? Он с винтом, а значит медленно летает. И на нем быстро не долетишь. А вдобавок он еще и маленький. А это значит, что на нем много грузов не перевезешь. Зачем тогда он вообще нужен?» — спросил Петр Иванович.

-«О! Это очень важный и очень нужный самолет. У него есть одно чрезвычайно важное свойство. Видите, у этого самолета есть два больших крыла. И они расположены одно над другим, поэтому он может взлетать и садиться на очень маленькие площадки. И даже может сесть на пятачок земли на островке или в лесу.

Задание детям: А ты знаешь, что такое «пятачок земли» и откуда взялось это слово? (Пятачок – это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка – он тоже круглый и небольшой).

Техник Винтов продолжил: «Там, где не сможет сесть реактивный самолет, сможет приземлиться этот самолетик. Поэтому такие самолеты у нас летают на короткие расстояния в ближайшие села и развозят в них пассажиров и грузы. Сначала пассажиров и грузы доставляют большие реактивные самолеты в центральный большой аэропорт. А уже из него на маленьких самолетах их доставляют из этого большого города и главного аэропорта в небольшие городки и села».


Военные самолеты

Вдруг Таблеткин увидел на краю лётного поля самолеты без винтов. И в них заходили пилоты. Он радостно воскликнул: «Вот нужные мне самолеты! Они без винтов, а значит, они реактивные. И у них треугольные крылья, значит, они долетят до Острова Пальм очень — очень быстро, даже быстрее звука. Можно я полечу на них на Мадагаскар прямо сегодня? И с Мадагаскара я на маленьком самолете долечу до нужного мне острова»

«Конечно, этот самолет летает быстрее, чем любой пассажирский. Но на нем полететь не так просто!» — ответил механик. – «Ведь это военный самолет и в нем нет места для пассажиров. Видите, кабина рассчитана на одного летчика, а снизу висят ракеты ».

«Смотрите, а у другого самолета есть две кабины. Вторая кабина, наверное, предназначена для пассажира?» – спросил ветеринар.

«Нет, в задней кабине за летчиком должен сидеть штурман. Он подсказывает летчику, куда лететь. Это военный самолет. На всех военных самолетах места для пассажиров не предусмотрены. Поэтому на военных самолетах нет иллюминаторов — окошек» , — ответил Винтов.

Задания для детей:

Задание 1. Штурман всегда сидит сзади летчика. Найди на фотографии самолета кабину летчика и кабину штурмана.

Задание 2. А как вы думаете, это какой самолет — пассажирский или военный? Почему ты так думаешь? Как можно отличить по внешнему виду военный самолет от пассажирского?

Грузовые самолеты

«Скажите, пожалуйста, как можно перевезти животных с острова в мою клинику на лечение. Слоны и жирафы очень большие и тяжелые, они в пассажирский самолет не поместятся», — спросил Таблеткин.

«О! Для этого есть особые самолеты. Их называют грузовые. В грузовом самолете нет иллюминаторов. В нем очень большие двери для того, чтобы в него могли вместиться большие грузы. Посмотрите, вот на нашем летном поле идет погрузка в самолет. Чтобы груз поместился в самолете, у этого самолета нос и хвост открываются наружу – как будто это двери!

Вот начал подниматься вверх нос у грузового самолета. И он открылся как будто это не нос, а большая дверь в самолет!

Вот выдвигается впереди самолета вместо его носа специальная рампа, по которой в грузовой самолет сможет заехать техника. А сзади грузового самолета открываются грузовые створки. Сзади грузового самолета тоже есть рампа для заезда в самолет техники.

Самолет готов к погрузке!

Посмотрите, какой большой грузовой самолет! В такой самолет может поместиться и другой самолет поменьше, и большие машины, и даже вагоны поезда, и большой катер и даже несколько вертолетов, и танки, и строительная техника, и много автомобилей и автобус!»

Задание для детей: Посмотри на картинки и скажи, что будут перевозить по воздуху эти грузовые самолеты.

Петр Иванович был в восхищении от грузовых самолетов и их возможностей: «Теперь я буду спокоен за крупных животных! И буду знать, что при необходимости их можно перевезти в любую звериную больницу на материке. А какие ещё самолеты бывают кроме военных, пассажирских и грузовых?»

Какие еще бывают самолеты?

Механик Винтов промолчал в ответ и показал Таблеткину необычное фото. Посмотрите и вы на него. Как вы думаете, что здесь происходит и что за ниточки тянутся от первого самолета к другим? (выслушайте любые предположения детей, а после этого расскажите об этих самолетах). Он пояснил:

«Это самолеты — заправщики. Как вы думаете, почему они так называются — «заправщики»? (выслушайте ответы детей и их размышления и догадки). В грузовой самолет ставят большой бак для горючего и вешают шланги, к которым пристыковываются заправляемые самолеты для дозаправки. Это делается чтобы они смогли набрать горючего прямо в полете, не садясь на землю».

Вот еще один самолет — заправщик.

Есть на нашем летном поле и учебные самолеты. Как вы думаете, почему они так называются? Да, на этих самолетах учатся летать. Они очень маленькие. В них только два места: для летчика — инструктора и летчика, который учится управлять самолетом.

Бывают и спортивные пилотажные самолеты. В них естьтолько одно место — для летчика — спортсмена. Он показывает на этом самолете фигуры высшего пилотажа.

Вдруг раздался громкий шум. И на взлетно — посадочную полосу приземлился большой пассажирский самолет. «Он полетит на Мадагаскар завтра утром», — сказал Винтов. — «А сейчас после приземления и высадки пассажиров я пойду готовить его к завтрашнему полету. Приходите завтра, и Вы улетите на нем».

Петр Иванович Таблеткин поблагодарил Винтова за помощь. А назавтра утром он уже вылетал на самолете на Мадагаскар.

Что такое гидросамолет и самолет -амфибия?

Ближе к вечеру самолет приземлился на острове Мадагаскар. И Ветеринар пошел в здание аэровокзала узнать, как ему долететь до Острова Пальм.

«Извините, но рейсы на Остров Пальм отменены. Два дня назад на острове прошла буря и разрушила взлетно- посадочную полосу. Ее восстановление займет несколько дней», — сообщила ему диспетчер.

«Как же мне быть?» — спросил расстроенный Петр Иванович. — «Мне так важно как можно быстрее попасть на остров чтобы помогать людям и животным, попавшим в беду».

«Давайте мы Вас отправим на Остров Пальм гидросамолетом!» — предложила ему диспетчер. — Или самолетом — амфибией».

«А что это такое?» — удивился ветеринар.

«Слово «гидро» означает жидкость. Гидросамолет — это самолет, которому не нужна взлетно- посадочная полоса. Он может сесть прямо на воду. А ещё лучше использовать в таких случаях самолет — амфибию. Амфибии — это существа, которые могут жить и в воде, и на воздухе. И этот самолет может взлетать и с земли, и с воды, поэтому его так и назвали. У самолета — амфибии дно как у лодки, но есть и колеса как у обычного самолета».

«Я готов лететь на самолете-амфибии» — обрадовался Таблеткин.

«Пройдите к выходу номер 15. Самолет — амфибия улетает через один час».

Через несколько часов самолет — амфибия села на море рядом с Островом Пальм. Всех пассажиров пригласили пересесть на на катер, и катер доставил их в порт. «Ура! Как хорошо, что ты так быстро к нам приехал», -радостно встретил друга Доктор Айболит. — «Я плыл сюда на теплоходе целый месяц. Как тебе это удалось?». Мне помог механик Винтов правильно выбрать самолет и маршрут сюда. Расскажу тебе позже подробнее». И друзья пошли лечить зверей, которые давно уже ждали их помощи.

Детям о самолетах: зачем нужны самолеты

Самолеты придуманы людьми, чтобы обеспечить быструю перевозку людей и грузов. Ни один наземный и водный транспорт сейчас не может двигаться с такой скоростью как самолет.

После знакомства со сказкой, Ваш ребенок уже знает многие функции, которые выполняют самолеты, помогая людям. Дополните эту информацию.

Зачем нужны самолеты по их функциям:

  • Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.
  • Грузовые самолеты перевозят грузы.
  • Пассажирские самолеты перевозят людей и их багаж.
  • Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.
  • Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.
  • Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.
  • Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).
  • Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.
  • Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.
  • Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

Логоритмика: самолет

В ходе обучающего воображаемого путешествия на аэродром для знакомства ребенка с разными видами самолетов, вам захочется отдохнуть вместе с детьми. Сделайте упражнения логоритмики для малышей чтобы отдохнуть!

Логоритмика «Самолет»: первый вариант

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(прямые руки в сторону, бег по кругу)

Правое крыло вперед,
(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Полетел наш самолет.

Левое крыло вперед,
(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Повернул наш самолет.

Мы летели высоко,
(поднимаем руки повыше)
Мы летели низко.
(чуть опускаем руки)
Мы летели далеко,
Прилетели близко.

Второй вариант логоритмического упражнения «Самолет»

Ну-ка, летчики-пилоты,
Приготовились к полету
(дети стоят прямо, руки вниз, осанка гордая, плечи расправлены).

К самолету подошли
И по трапу вверх взошли
(маршируем или изображаем вход по трапу).

Начинается полет,
Загудел наш самолет.
(Дети приседают на одно колено, расставив руки в стороны как крылья самолета и гудят: ууууу)

Вверх поднялся, полетел.
(Дети встают на ноги, выпрямленные руки в стороны)
Летчик вправо посмотрел,
(Повернуть голову вправо)
Летчик влево посмотрел
(Повернуть голову влево).

Быстро полетел вперед
Быстрокрылый самолет.
(Руки в стороны, быстрый бег на носках по кругу)

Третий вариант логоритмики «Самолет»

Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
(Показать рукой в небо)

Правое крыло отвел
(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть на пальцы)
Левое крыло отвел
(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть на пальцы)

Я мотор завожу
(Дети делают вращательные движения руками перед собой)
И внимательно слежу.

Поднимаюсь в высь – лечу-у-у-у
(Нужно подняться на носки, развести руки в стороны и бег по кругу)

На посадку я лечу,
Приземлиться я хочу.
(Дети приземляются на одно колено, руки опускают)

Дидактическая игра «Самолеты»

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 1. Для детей старшего дошкольного возраста. Устройте четыре летных поля: для пассажирских самолетов, для грузовых самолетов, для военных самолетов и для спортивно — тренировочных и учебных самолетов.

Попросите детей отгадать, зачем нужен самолет, изображенный на картинке.

Ребенку нужно разложить картинки самолетов по группам в соответствии с назначением самолета, отправив каждый самолет на подходящее ему летное поле и объяснив, почему он считает, что это грузовой самолет или что это пассажирский самолет.

Картинки для этой игры Вы найдете в статье

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 2. Игра для малышей. Цель игры — р азвитие слухового внимания. Предложите ребенку отгадать, высоко или низко летит самолет. Если Вы гудите высоким голосом, то самолет летит высоко, если низким — то низко.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 3. Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Выложите перед ребенком 4 — 8 прямоугольников разного размера (для самых маленьких возьмите четыре фигуры, для детей постарше — шесть или восемь фигур) — это лётные поля (аэродромы). Они должны быть выложены перед малышом как сериационный ряд — то есть от самого маленького к самому большому.

Разложите вперемешку силуэты самолетиков разной величины. Количество самолетиков должно соответствовать количеству прямоугольников.

Задача ребенка — выложить самолетики в сериационный ряд по величине (от самого маленького к самому большому) и подобрать каждому самолету подходящее для него «летное поле». Т.е. расставить самолеты на «аэродромы» в соответствии с их величиной.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 4. Для самых маленьких.

Детям с 2-3 лет можно дать картинки самолетов, разрезанные на части. Используйте для этого картинки из первого варианта игры «Самолеты». Для самых маленьких мы делим картинку на 2 равные части, затем — на 3- 4 части. Для более старших детей можно делить картинку ломаными линиями на большее количество частей.

Дидактическая игра «Самолет летит». Для детей старшего дошкольного возраста

Игра развивает умение ориентироваться на листе бумаги, прослеживающую функцию взора, развивает способность к сведению и разведению зрительных осей глаз ребенка.

Первый вариант.

Вам понадобится взлетно — посадочная полоса со стрелками. Нарисуйте «взлетно — посадочную полосу» для самолета — вертикальный прямоугольник. Разделите его вертикальной чертой на две части. На правой части взлетной полосы нарисуйте стрелку вверх, на левой — стрелку вниз.

Ход игры. Предложите ребенку повторять движение самолета взглядом, ориентируясь на стрелки на взлетно — посадочной полосе. Наш самолет движется по взлетно — посадочной полосе вперед (скользим взглядом по правой стороне прямоугольника вверх до конца полосы). Самолет поворачивает налево, делает разворот и разворачивается обратно. И следует по левой стороне полосы по стрелке (сверху вниз). Снова разворот и движемся вперед. А теперь постараемся сделать эти движения взглядом быстрее.

Второй вариант

Вам понадобится квадрат 4 х 4 клетки. Нарисуйте такой квадрат на листе бумаги. Клетки должны быть очень крупными. В дальнейшем Вы сможете увеличить количество клеток в квадрате, чтобы давать более сложные задания ребенку.

Сделайте два одинаковых квадрата — один Вы дадите ребенку, а другой будет у Вас в руках.

Поставьте в одной из клеток точку. В ней находится самолет.

Ход игры. Вы диктуете маршрут самолета, передвигая одновременно фишку по клеткам своего поля, а ребенок прослеживает его взглядом. Нужно не сойти с маршрута. Сначала маршрут составляет 3-4 хода. Например: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Доложите, где находится самолет?». Сравнивается место на Вашей «карте» полета и то, что получилось у ребенка.

Если ребенку трудно следить взглядом или он пока еще не очень легко ориентируется в пространстве, то на первых порах можно делать движения с фишкой. И лишь потом делать их в умственном плане и отслеживать взглядом.

Физкультминутки «Самолет»

Физкультминутку можно выполнить в любое время, когда Вы увидите, что ребенку нужен отдых. Выбирайте из этой подборки о самолетах ту физкультминутку, которая больше понравится Вам и Вашим малышам!

Физкультминутка про самолет «Мы летим над облаками»

Мы летим над облаками.
(Руки в стороны)
Машем папе, машем маме.
(По очереди машем обеими руками)

Видим, как течет река,
(Показываем руками волнообразное движение)
Видим лодке рыбака.
(Показываем руками, как рыбак забрасывает удочку)

Осторожнее: гора!
(Наклон влево — право)
Приземляться нам пора!

(Присесть на одно колено, руки в стороны)

Физкультминутка «Самолеты загудели»

Дети на первую строчку делают вращательные движения руками перед грудью. На вторую строчку дети выпрямляют руки в стороны как крылья у самолета и «летят» (бег по кругу). На третью строчку — приседают. На четвертую снова летят.

Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
На поляне тихо сели,
Да и снова полетели.

Физкультминутка «Полетел наш самолет»

Полетели, полетели,
Мы руками завертели.
(Дети вращают руками перед грудью)

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
(Дети разводят прямые руки в стороны)

Правое крыло вперед,
(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)
Левое крыло вперед.
(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед).
Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.

(Бег по кругу с разведенными в стороны прямыми руками)

Физкультминутка «Появился самолет»

Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
(Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два».
(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
(Руки в стороны, повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Мы опустим руки вниз,
На места скорей садись! (Дети опускают руки вниз и садятся на свои места)

Смотрите, в небе самолет,
А в самолете том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.

Под самолетом — то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод (Автор — Александр Естафеев)

Какие движения делаются под эту песню Вы увидите в видео ниже. Сначала песня поется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Физкультминутка для самых маленьких «Расправил крылья самолет»

Жу-жу- жу, жу-жу-жу,
Я моторчик завожу.
(Вращательные движения руками перед грудью).
Расправил крылья самолет,
Мы отправляемся в полет
У-у-у-ууууу,
Мы летим в Москвууууу! (Руки в стороны, бег на носочках) Прилетели.

Физкультминутка «Мы сегодня самолеты»

Мы сегодня самолеты,
(Дети сидят и делают руками вращательные движения — «заводят мотор»)
Мы не дети, мы пилоты.
(Хлопки в ладоши).
Руки – нос, и руки – крылья
(прикоснуться пальцем к носу, а затем выпрямить руки в сторону как крылья)
Полетела эскадрилья. (бег, руки в стороны).

Детям о самолетах: подвижная игра «Самолеты»

Игра 1. Игра «Самолеты» для закрепления правильного произношения звука р.

Дети делают вращательные движения руками перед грудью — «заводят моторы» и говорят ррррр. Затем бегут по кругу, держа выпрямленные руки в стороны как крылья самолета. На словах «Самолеты, на посадку!» дети должны быстро «прилететь» на аэродром и сесть на одно колено, держа руки в стороны как крылья.

Игра 2. Подвижная игра «Самолеты». В этой игре дети познакомятся с командами, которые дает диспетчер пилоту.

В игре в самолеты также дети научатся действовать по сингалу, а также бегать по площадке в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Покажите детям все игровые действия.

Взрослый выполняет роль диспетчера дает сигнал: «Запустить двигатель!», и дети делают вращательные движения руками перед грудью. Далее взрослый в роли диспетчера говорит: «Выруливайте на взлет, взлетайте. Полетели!», а дети разводят прямые руки в стороны и летают по площадке.

В конце игры дается сигнал: «На посадку! Заруливайте на стоянку», и дети прибегают на «аэродром» (место, где находится аэродром, обговаривается до начала игры).

Могут быть и другие команды диспетчера: «Туман! Разворачивайтесь. Летите на запасной аэродром», «Облетайте грозу», «Вы опасно сближаетесь. Уступите дорогу самолету … .(название)»

Обратите внимание: В этой подвижной игре ребенок узнает, что может быть в полете и как реагировать на эти события пилоту. Эту информацию дети смогут использовать и в своих сюжетно -ролевых и режиссерских играх с самолетами.

Пальчиковая гимнастика «Самолет»

Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет»

Для пальчиковой гимнастики мы будем использовать стихотворение В. Шишова «Я построю самолет».

Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
В. Шишков

Движения руками в пальчиковой гимнастике «Самолет»: вариант 1.

  • первая строчка. Дети стучат кулачками друг о друга.
  • вторая строчка. Дети изображают, как надевают шлем на голову.
  • третья и четвертая строчка. Волнообразные движения обеими руками.
  • пятая строчка. Правая ладонь у бровей как будто смотрим вдаль.
  • шестая строчка. Левая ладонь у бровей — смотрим вдаль.
  • седьмая строчка — рисуем в воздухе круг правой рукой
  • восьмая строчка — делаем над головой фигуру — «крышу» — обеими руками.

Другой вариант пальчиковой гимнастики «Самолет»

  • первая строчка. Прямые руки разводим в стороны как крылья самолета.
  • вторая строчка. Двумя руками показываем шлем над головой.
  • третья и четвертая строчка. Ребенок кладет ладошки на стол тыльной стороной вверх и шевелит всеми пальчиками на обеих руках, чуть приподнимая их с поверхности стола.
  • пятая и шестая строчка — делаем «брызгающие» движения всеми пальчиками обеих рук одновременно.
  • седьмая строчка — обхватываем обеими руками воображаемый шар
  • восьмая строчка — перекрещиваем руки (левая рука смотрит вправо, а правая — влево и шевелим пальчиками обеих рук как крыльями птички)

Пальчиковая гимнастика «Самолет построим сами»

Вам понадобится обычный карандаш. Положите карандаш на середину среднего пальца правой руки (кисть находится ладонью вниз). Пропустите другой карандаш под указательным и безымянными пальчиками (это делает взрослый). Получается самолет из двух карандашей. Ребенок изображает как летает его самолет под стихи А. Барто:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Затем повторите это движение другой рукой.

Пальчиковая гимнастика «Летит самолет высоко-высоко»

Правая рука ребенка изображает самолет: нужно развести и выпрямить большой палец и безымянный палец. Это крылья самолета. А другие три пальчика (указательный, средний и безымянный) держать рядом друг с другом, не разводя их друг от друга (это корпус самолета).

Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
(Дети передвигают руку — самолет в разных направлениях, следя чтобы и крылья самолета «смотрели» в сторону, и чтобы корпус самолета был едиными и не разделялся на отдельные части).

Лётчик за кругом делает круг.
Ему самолёт товарищ и друг!
(Дети делают движения по кругу рукой — самолетом).

На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал — и закончен полёт.
(Дети опускают руку — самолет на стол, передвигают ее по столу и останавливают руку).

Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
(Развести ладони)

Презентация для детей про самолеты

Также Вы можете скачать эту же презентацию по познавательной сказке про самолеты в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Видео для детей о самолетах

В этом видео дети узнают о необычных самолетах — гидросамолетах, самолетах — амфибиях. Видео будет интересно детям школьного возраста и взрослым. Это видео моего любимого телеканала «Радость моя».

И еще одно видео этого же телеканала для детей — видео о самолетах — гигантах и о том, что такое авиамоделирование.

Еще о самолетах для детей:

34 загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Виды загадок. Как сочинить загадку о самолете вместе с ребенком.

Эту статью мы подготовили специально для мальчишек сайта «Родная тропинка» как подарок к празднику 23 февраля совместно с моим мужем.

Познавательную сказку для детей о самолетах и их видах и презентацию создал для детей мой муж Андрей — авиаконструктор по профессии. А я — автор этого сайта — разработала игры и задания для детей по теме «Детям о самолетах». Мы включили в материалы статьи только ту информацию о самолетах, которую ребенок может использовать в своих играх о путешествиях, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации, изображая в них разные виды самолетов.

Мы старались учесть главное требование к познавательной сказке для ребенка — чтобы он сам активно участвовал в ней, задавал вопросы, сравнивал, анализировал, обсуждал, делал выводы, доказывал, а не просто запоминал. И я очень надеюсь, что нам это удалось! Будем благодарны за Ваши комментарии к этой статье.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Авиация как вид транспорта появилась сравнительно недавно, ее история насчитывает всего сто лет. Самолеты прочно вошли в повседневную жизнь человечества, и сейчас уже невозможно представить путешествие на другой континент без использования услуг той или иной авиакомпании.

Изначально самолеты представляли собой шаткие конструкции из горючих материалов, и передвижение в них было сопряжено с определенным риском для жизни. Но со временем они эволюционировали в удобный и безопасный вид транспорта. Более 100 конструкторских компаний выпускают пассажирские авиалайнеры для нужд гражданской авиации. Эта отрасль является одной из самых прибыльных в машиностроении. Так какие бывают самолеты, какие считаются наилучшими, и сколько их выпускается в год?

Виды самолетов делятся на несколько классификаций:

  • по предназначению,
  • скорости,
  • количеству,
  • типу двигателей,
  • размеру крыльев и корпуса,
  • управлению.

Данная статья рассмотрит, какие пассажирские самолеты делают в разных странах мира (в том числе и в России): как новые, так и модели старшего поколения.

Boeing Company

Это один из ведущих производителей в авиационной промышленности, специализирующийся на выпуске пассажирских и грузовых авиалайнеров для коммерческой авиации, а также военной и космической техники. Лучшие гражданские самолеты США производит именно Boeing, за счет чего продукция компании занимает лидирующие позиции в экспорте страны.

Начиная со своего основания в 1916 году, корпорация уверенно заявляла о себе и до окончания Второй Мировой войны выпускала, в основном, истребители и бомбардировщики. С наступлением мирного времени она довольно быстро переквалифицировалась на пассажирские самолеты и к концу XX века стала прародительницей самой многочисленной модели, используемой авиакомпаниями – Boeing 737. Сейчас авиагигант выпускает до 500 единиц авиалайнеров в год и непрерывно трудится над разработкой новейшей авиационной и космической техники.

Модель-долгожитель выпускается с середины 1960-х годов прошлого века и является одной из наиболее часто используемых различными воздушными перевозчиками. Более 6000 самолетов были произведены с успешного запуска первоначальной модификации. Первоначально самолеты данной серии предназначались на маршруты внутренних перелетов ближней и средней дальности, но с установкой инновационных двигателей на самолеты семейства 737, начиная с 1984 года, стали выпускать модель Boeing 737 «Классик» со значительно увеличенной возможностью полетов на дальние расстояния.

С конца 1990-х появилась модифицированная модель Boeing 737 «Следующее поколение» с более усовершенствованными энергоемкими двигателями, увеличенным размером крыльев и новейшим пассажирским салоном до 210 мест. Эту модель выпускают в настоящее время.

Авиагигант работает над разработкой новой серии, призванной прийти на замену предыдущим моделям. Первые поставки Boeing 737 Max назначены на вторую половину 2017 года.

Первый самолет модели 747 был опробован в 1968 г. и сконструирован для удовлетворения спроса на межконтинентальные перевозки, которые с колоссальной скоростью набирали популярность на тот момент. Модель с двумя палубами более 30 с лишним лет оставалась самым крупным пассажирским самолетом на планете.

Самолет производят в настоящее время, на сегодняшний день выпущено более 1,5 тысяч моделей. В конце 1970-х на данные авиалайнеры стали устанавливать мощнейшие двигатели, был увеличен вес корпуса, приумноживший возможное расстояние полета.

Современная модификация модели выгодно отличается от своих предшественников и превосходит их в снижении шума во время полета, ресурсосбережении, общей эффективности и безопасности. Вместимость пассажиров составляет до 581 человека.

Разработанный в период глобального топливного кризиса второй половины XX века самолет потребляет в разы меньше ресурсов, при этом сохраняя все стандарты безопасного и успешного полета.

За счет прорыва в аэродинамике, инновационном конструировании авиалайнеров, использовании новейших материалов и всего двух двигателей самолет выступает альтернативой более затратным в плане ресурсов моделям.

Однако уменьшение числа двигателей повлекло за собой снижение дальности беспосадочных полетов, верхняя граница которых равняется 7000 километров. Компоновка салона самолета также подверглась изменениям по сравнению с предыдущими моделями Boeing, имея всего два прохода и от 200 до 295 мест в ранних модификациях.

В настоящий момент производство модели прекращено в связи со снижением заказов на нее. На 2004 год было выпущено более 1000 самолетов, большинство ведущих авиакомпаний продолжают их эксплуатацию.

Самолет разработан параллельно с Boeing 757, он был призван заменить гораздо более энергоемкие модели, потребляя на 32% меньше топлива.

Из-за сниженной вместимости пассажиров изначально модель не вызвала собой бурного ажиотажа авиакомпаний, но после серии доработок и увеличения салона, ее рыночная конкурентоспособность была доказана и особенно часто ее стали использовать для воздушного пересечения Атлантического океана. Изначально пассажирский салон авиалайнера насчитывал 181 место, но затем число было доведено до 224.

Модель пользуется огромной популярностью среди американских авиакомпаний, работающих на внутренних перелетах, и часто используется при перелете с восточного побережья страны на западное. Заинтересованность авиакомпаний в модели позволили Boeing Company продолжить ее выпуск в настоящее время.

Boeing 777

Самолет, имеющий два двигателя, он предназначен для дальних межконтинентальных перелетов от 10 тысяч до 21 тысячи километров. Отличительной особенностью можно считать реактивные двигатели, чей диаметр не имеет аналогов в мире.

Модель оборудована по последнему слову техники, ее создание проводилось за счет компьютерных технологий. На сегодняшний день самолет является наиболее успешным и продаваемым для компании Boeing, его производство в последние годы только нарастает.

Ведущие мировые авиаперевозчики эксплуатируют модель в своих рейсах, перевозя от 300 до 550 пассажиров за перелет.

Airbus S.A.S

Крупнейший производитель в Евразии, выпускающий различные типы гражданских и грузовых самолетов, созданный путем объединения нескольких европейских авиаконцернов в конце 1960-х годах. Основные офисы компании находятся во Франции, Испании, Германии и Великобритании.

Airbus сразу сосредоточился на разработке недорогих, с уменьшенной массой, требующих немного топлива моделей. Это решение принесло свои дивиденды. Сейчас компания является прямым конкурентом Boeing, хотя в последние годы получает больше заказов и производит большее число самолетов (до 550 в год), нежели ее американские соперники. Современные модели этой марки пользуются неизменным доверием пассажиров и различных авиаперевозчиков.

Дополнительная информация. Решение объединить европейские самолетостроительные компании не раз называлось спасительным для местного авиапрома и экономики Евросоюза.

Детище авиаконцерна Airbus впервые увидело свет в середине 1980-х годов, а к полетам приступило уже в 1987 г. Конструирование данного самолета производилось при помощи последних технологий самолетостроения, доступных на тот момент, в него впервые была встроена электронная система дистанционного управления.

Модель выгодно отличается от своих прямых конкурентов более просторными размерами кабины и багажного отсека, а также сниженной стоимостью эксплуатации и профилактического ремонта, что привело к большому спросу на авиалайнер среди авиакомпаний лоу-костеров. Она может беспосадочно путешествовать на расстояния до 6,5 тысяч километров и перевозить от 140 до 180 пассажиров.

В настоящий момент самолет пользуется огромным спросом и занимает лидирующие позиции в рейтингах как самая продаваемая и выпускаемая модель в мире. В месяц на заводах Airbus строят до 40 авиалайнеров.

Самый большой самолет в мире по размеру и количеству перевозимых пассажиров на сегодняшний день появился в начале 2000-х годов усилиями авиастроительной корпорации EADS по заказу Airbus, а его коммерческая эксплуатация началась уже к 2007 году.

Модель предназначена для межконтинентальной связи (до 15 000 километров) крупнейших современных мировых аэропортов, но далеко не каждый из них способен принять такой огромный авиалайнер с четырьмя двигателями, способный перевезти до 1000 пассажиров за раз.

За счет своих размеров самолет потребляет довольно много топлива, поэтому конструкторам пришлось обшивать фюзеляж самолета наиболее легкими, но прочными материалами, чтобы максимально облегчить его массу.

Производство модели продолжается по сегодняшний день, и ее популярность остается неизменной у ведущих мировых авиакомпаний.

Airbus А319

Характеристики данной модели очень похожи на А320, но с уменьшенным корпусом, пассажировместимостью и потреблением топлива. Сам самолет предназначен для перелетов малой и средней дальности и не способен покрыть без дозаправки более 6,5 тысяч километров, но в его сегменте это более чем достойный показатель.

Несмотря на некоторые ограничения, самолет нашел свою нишу в индустрии и используется для перелетов между европейскими странами и активно эксплуатируется авиакомпаниями экономического класса для перевозки пассажиров на менее популярных маршрутах (от 125 до 156 человек).

Самолет с широким фюзеляжем предназначен для межконтинентальных дальних перелетов и способен покрыть до 13,5 тысяч километров. Модель создавалась с целью конкуренции с Boeing Company и их самолетом 767 модификации.

С начала 1990-х было выпущено более тысячи авиалайнеров, их производство продолжается по сегодняшний день. Самолет способен перевозить от 240 до 440 пассажиров и является самым большой моделью с двумя двигателями, выпускаемой Airbus.

В настоящее время авиаконцерн планирует выпуск модели нового поколения, которая сократит расход топлива А330 на 15% и значительно уменьшит стоимость эксплуатации лайнеров для авиакомпаний.

Одна из наиболее популярных в прошлом моделей, в настоящее время уже снятая с производства. Самолет с более коротким фюзеляжем, чем другие модели концерна того времени, приняли в эксплуатацию, начиная с 1983, его дальность полета составляла 5,5 тысяч километров.

С тех пор модель несколько раз была усовершенствована: изменилась модификация крыльев, улучшена тормозная способность шасси, добавлено отвесное оперение из углепластика. Внутреннему проектированию салона также уделено немало внимания – расстояние между кресел, глубина полок, общедоступность индивидуальных средств в случае чрезвычайной ситуации находились на самом высоком уровне и отвечали всем принятым на то время стандартам. В настоящий момент крупные авиакомпании больше не используют данную модель, но перевозчики среднего сегмента и лоу-костеры все еще активно ее эксплуатируют.

Отечественное самолетостроение

Модели пассажирских самолетов в истории российской и советской авиации многочисленны и разнообразны. Конструирование первых отечественных самолетов началось еще при императоре Николае II, были созданы вполне успешные летательные аппараты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые проявили себя как отличные бомбардировщики на фронтах Первой Мировой войны. Для названия российских самолетов специально выбирались былинные герои, чтобы поддержать боевой дух в регулярных армейских частях.

После Октябрьской революции многие частные коммерческие компании по производству авиационной техники упразднили, вместо них появились подконтрольные государству конструкторские бюро с четко выверенным планом: работать только на военно-промышленный комплекс.

С наступлением мирного времени типы пассажирских самолетов стали разрабатывать с особым усердием, а воздушные перевозки набирали все большую популярность. Сейчас российская авиапромышленность во многом зависит от западных партнеров, но существуют и свои наработки, а число выпускаемых моделей в год постепенно растет.

Дополнительная информация. Еще на заре советского авиапрома родилась любопытная традиция: любая модель самолета называется именем конструкторского бюро, которое ее создало.

Ан-24

Разработкой самолета занималось КБ Антонова, за 17 лет выпуска были произведены примерно 1200 моделей. В советский период авиалайнер использовался на внутренних рейсах и хорошо справлялся с различными погодными условиями. Некоторые авиаперевозчики в РФ до сих пор эксплуатируют данную модель, способную перевезти до 52 пассажиров за раз. У самолета есть в наличии два турбовинтовых двигателя, он способен на беспосадочный полет до 2 тысяч километров.

Ту-134

Создавался как более безопасная, быстрая и менее шумная версия Ан-24 в КБ Туполева. Впервые выпущен в середине 1960-х годов, за 18 лет было сдано в эксплуатацию около 900 машин. В салоне самолета могут разместиться до 75 пассажиров, а расстояние беспосадочного полета равняется 2 тысячам километров.

Чтобы понять, насколько популярной была в свое время данная модель, достаточно открыть любую книгу, где авиация России рассматривается в историческом контексте. Достаточно напомнить, что самолет выпускался вплоть до 2013 года и долгое время неизменно занимал первые места в списке наиболее безопасных авиалайнеров в мире.

Начиная с 1968 года, выпущено чуть менее тысячи среднемагистральных авиалайнеров, способных пролететь без дозаправки почти 4 тысячи километров. Значительное количество все еще находится в эксплуатации и составляет весомую часть воздушного флота российских авиаперевозчиков.

Ил-62

К середине 1950-х годов гражданская авиация СССР не имела ни одного конструкторского бюро, делающего самолеты, способные на перелет между континентами. КБ Илюшина разработало Ил-64, в первых сборках способного перевозить 164 пассажира (позднее число возросло до 186) на расстояние более 11 тысяч километров.

Ил-96

Широкофюзеляжные самолеты России выпускаются, начиная с конца 80-х годов. Именно эта модель перевозит президента РФ в настоящее время. Он способен перевозить до 300 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Начиная с весны 2014, авиалайнер полностью выведен из эксплуатации и в настоящее время используется только национальным перевозчиком Кубы.

В настоящее время Россия может похвастаться продукцией компании «Сухой», которая выпускает среднемагистральные лайнеры, способные на беспосадочный полет на расстояние 4,5 тысяч километров и транспортировку почти 100 километров. С 2008 года выпущено 89 самолетов, которые эксплуатируются в таких авиаперевозчиках, как «Аэрофлот», «Utair» и «Interjet».

МС-21

Детище Иркутского авиазавода в виде среднефюзеляжного гражданского самолета, способного летать на расстояние до 6,4 тысяч километров, увидело свет в июне 2016, а первый испытательный полет прошел в конце мая 2017 года. Авиалайнер может перевозить до 180 человек, он рассчитан в первую очередь на внутренние рейсы.

Видео

Благодаря огромной конкуренции среди крупнейших авиаконцернов, пассажиры и авиаперевозчики находятся в выигрышной ситуации. С каждым годом пассажирские самолеты становятся все более технологичными, удобными и безопасными для людей, избравших данный вид транспорта для путешествий.

На сегодняшний день существует довольно много разных летательных аппаратов, но не каждый из них называется самолетом. Под этим термином понимают любое воздушное судно, которое предназначено для полетов в небе за счет силовой установки, которая создает тягу и крыла, которое все время остается недвижимым. Именно недвижимое крыло является главной характеристикой самолета, отличающей его от любых других летательных средств.

Сам по себе этот термин появился в далеком 1857 — тогда российский пилот назвал так аэростат, самолетов в том смысле, в котором мы употребляем это слово сегодня, еще не было. В близком к современному значение его упомянули через несколько лет — в 1863 году. Это была статья «Воздухоплавание», опубликованная в 1863 году в журнале «Голос». Автором был журналист Аркадий Эвальд.

На сегодняшний день существует огромное количество классификаций самолета. Например, по количеству крыльев, по аэродинамической системе, по типу шасси и по скорости.

В этом тексте мы рассмотрим одну из основных типологий. Любые самолеты, в первую очередь, разделяются по предназначению. Они бывают гражданскими, военными и экспериментальными. Каждая из этих категорий, в свою очередь также разделяется на несколько видов.

Как очевидно из самого названия, это самолеты, предназначенные для перевозки пассажиров или грузов. Первый полет на самолете такого типа произошел в России больше ста лет назад — в 1914 году. Полет был совершен из Петербурга в Киев, а самолет назывался «Илья Муромец». На борту находились 16 пассажиров.

Сегодня самым известным и часто используемым авиалайнером современности называют американский самолет модели Douglas DC-3. Он впервые совершил полет с пассажирами еще в далеком 1935 году. За прошедшее время самолет совершенствовали, на его основе создавались многие другие модели, в том числе и советской авиации.

Гражданские самолеты могут быть транспортными, учебными и специального применения. Транспортные, в свою очередь, делятся на по назначению:

  • Грузовые — для транспортировки грузов;
  • Пассажирские — те самолеты, которыми мы летаем;

Разновидностей таких транспортных средств очень много. Проще всего их делить просто по производителю. На самом деле подавляющее большинство самолетов мира произведено такими компаниями:

Boeing

Это американская компания, которая появилась очень давно, в 1916 году. Еще с тех пор она производила самолеты для гражданской авиации. Самая популярная модель — Боинг-737. Именно этот самолет, выпущенный в 1968 году сегодня используется чаще всего. Само название «Боинг» уже стало практически синонимом слова самолет.

Airbus

Эта компания на сегодня является главным конкурентом вышеописанного Боинга, хотя и была основана намного позже — в 1970 году. Эта европейская компания, на сегодняшний день главный ее офис находится во Франции. Некоторые модели этого производителя отличаются экономичностью, что делает их серьезным конкурентом Боингам.

Военные

Военные самолеты созданы для ведения боевых действий, то есть защиты от врага или же наоборот, нападения. Они подразделяются на некоторые виды, но в целом, могут выполнять самые разные задачи — в зависимости от сложившийся ситуации.

Бомбардировщики

У этого подвида военных самолетов по сути одна задача — уничтожение каких-либо наземных объектов с воздуха. Это происходит посредством сброса на цель бомб или ракет. На сегодняшний день существует очень много различных моделей, среди самых часто используемых Су-24 и Су-34.

Именно в бомбардировщика был переделан первый пассажирский самолет «Илья Муромец», о котором шла речь выше. В ходе Первой мировой войны самолет переоборудовали и в дальнейшем он всегда выполнял функции бомбардировщика.

Истребители

В отличии от бомбардировщиков, такие самолет используются для боя в воздухе. Название «истребитель» звучит громко и грозно, но на самом деле такие самолеты относятся к оборонной технике. Именно для наступления их почти никогда не используют. Истребители активно использовались обеими сторонами во время Второй мировой войны — самые известные модели МиГ-3 и Як-1.

Интересно, что в самых первых моделях истребителей, был установлен не пулемет, как сегодня, а револьвер, поэтому скорость стрельбы была куда ниже.

Истребители-бомбардировщики

Естественно, две вышеописанные модели соединили, чтобы получить универсальную модель, совмещающую в себе функции обоих видов. Главное преимущество этой разновидности — возможность бомбить любые наземные цели вообще без прикрытия. Такие самолеты очень легкие, маневренные и оборудованы мощным вооружением. Самые удачные модели Миг-27, Су-17, SEPECAT Jaguar.

Перехватчики

На самом деле это не совсем отдельный класс, просто подвид истребителей. Главное отличие в том, что перехватчики созданы для уничтожения конкретной цели, а именно вражеских бомбардировщиков. По строению они также немного отличаются — такие модели дополнительно оборудованы радиолокационным оборудованием. известные модели — Су-15, Су-9 и другие.

Предназначение штурмовиков — поддержать с воздуха сухопутные войска. Также их часто использовали и просто для поражения разных объектов. Самая популярная модель называется Ил-2 и этот самолет самый массовопроизводимый в истории — было выпущено почти 37 тысяч единиц.

Авиастроительство – развитая отрасль мировой экономики, которая выпускает большое разнообразие воздушных судов, от суперлёгких и быстрых до тяжеловесных и крупногабаритных. Мировыми лидерами по выпуску самолётов являются США, Евросоюз и Россия. В данной статье мы рассмотрим, какие есть виды самолётов в современном авиастроительстве, их предназначение и некоторые особенности строения.

Что есть самолёт?

В недалёком прошлом люди могли перемещаться на дальние расстояния только сухопутным и морским путями, тратя при этом большое количество времени. К счастью, наука смогла разработать новый вид транспортного средства – воздушное судно, которое способно перемесить пассажиров и грузы на дальние расстояния за максимально короткое время.

Самолёт – это летательный аппарат, главным свойством которого является способность совершать полёты в просторах земной атмосферы, используя нужные силовые установки. Он отличается рядом конструктивных особенностей от других типов воздушного транспорта. Например, от вертолёта самолёт отличается неподвижными крыльями. Зафиксировано крыло и у планёра, но у него нет двигателя как у самолёта, в то время как от дирижабля он отличается принципом полёта.

История возникновения самолёта

Попытки построить летательный аппарат, приводимый в движение силовыми установками, были предприняты многими изобретателями XIX века. Среди них Дж. Кейли, У. Хенсон, Н. Телешов, А. Можайский. Некоторые из них немало преуспели в данной отрасли. Тем не менее днем рождения мировой авиации считается 17 декабря 1903 года. Именно в этот день впервые над земной поверхностью поднялся сконструированный американскими разработчиками (братья Райт) самолёт. Хоть его полёт был непродолжительный, всего 59 секунд на высоте 260 м, это событие стало прорывом в авиации.

Конструктивные элементы самолёта

Составные элементы не только формируют внешний вид самолёта, но и определяют его функциональные особенности, а именно скорость передвижения транспорта в воздухе. Стандартная конструкция летательного аппарата данного типа состоит из следующих элементов:

  • Фюзеляж – самая объёмная и крупная часть самолёта, которая объединяет все остальные элементы судна. В нём также располагается отсек для размещения и перевозки пассажиров, экипажа и грузов. Впрочем, фюзеляж имеет крупные габариты не у всех моделей, а в большей степени у грузопассажирских судов.
  • Крылья – главный летательный орган. Точно так же, как и птицу, самолёт невозможно представить без крыльев. В первую очередь, они создают подъёмную силу, необходимую для поднятия аппарата в воздух. Крыло самолёта обязательно имеет дополнительные приспособления для поворота судна вдоль оси (элероны) и взлётно-летательные механизмы (закрылки).
  • Хвостовая часть конструктивно состоит из трёх основных частей: киля, левой и правой консолей. На хвосте также имеются органы управления судном: руль поворота и глубины.
  • Силовая установка в классическом варианте представлена двигателем, винтами (при их наличии) и оборудованием, необходимым для их работы.
  • Шасси – система взлётно-посадочных устройств, применяемое при разбеге самолёта, посадке, а также его передвижение по земной или водной поверхности. Чаще всего шасси представлено в виде колёс, но есть вид самолёта, который приземляется на лыжи, а некоторые модели и вовсе на полозья или поплавки.
  • Бортовая электроника – совокупность оборудования, позволяющего экипажу управлять воздушным судном.

Классификация самолётов

Тот или иной вид самолёта может отличаться от других своей компоновкой, что влияет на выполняемые им функции. Поэтому классификация самолётов может производиться по различных критериям, основные из которых – это конструктивные особенности и предназначение воздушных судов. По назначению аэросуда бывают гражданскими и военными.

Отличия, а значит, и разновидности самолётов, могут касаться следующих элементов и параметров: двигателя, вариантов компоновки, скорости полёта, массы.

По весовым параметрам самолёты могут быть: сверхтяжёлые, тяжёлые, средние и лёгкие. По скорости полёта: дозвуковые, трансзвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые. Последние представляют собой новый вид самолёта, который способен совершать сверхбыстрые полёты на высоте более 100 км. Что касается силовой установки, то критериями классификации становятся: количество двигателей (от 1 до 12), их расположение (в фюзеляже, на крыле) и тип (двигатели внутреннего сгорания, ракетные силовые установки, винтовые, реактивные, электрические).

В зависимости от компоновки, самолёты классифицируются по следующим критериям:

  • числу крыльев и по их расположению;
  • характеру расположения хвостового оперения;
  • типу шасси;
  • типу и габаритам фюзеляжа.

Виды пассажирских самолётов

Самолёты, предназначенные для гражданских целей, перевозят пассажиров, разного рода грузы и корреспонденцию. Они могут обслуживать авиарейсы как малой, так и средней и большой протяжённостей. Гражданские самолёты могут отличаться по количеству мест (от 8 до 700). По целевому использованию эти суда можно условно разделить на:

  • пассажирские;
  • грузовые;
  • грузопассажирские;
  • сельскохозяйственные (для опрыскивания растительных культур и обработки);
  • санитарные;
  • учебные (для обучения пилотов);
  • спортивные модели для авиационного вида спорта.

Среди самых распространённых пассажирских самолётов можно выделить следующие модели: Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-86, Ил-96, Аэробус А330, А320, А310, Боинг-737, Боинг-747, Боинг-767. Самый крупный и вместительный вид самолёта для перевозки пассажиров – Airbus А380. За один раз этот аппарат способен перевезти до 700 человек на расстояние около 15 тыс. км.

Виды боевых самолётов

Самолёты успешно применяются не только в мирных, но и в военных целях для отражения атаки противника и нанесения ударов по вражеским силам с воздуха.

Боевые летательные аппараты также могут быть разными, прежде всего по целевому предназначению:

  • бомбардировщики бросают бомбы на военную силу противника;
  • ракето- и торпедоносцы;
  • истребители призваны для отражения воздушной атаки врага;
  • перехватчики;
  • заправщики снабжены ёмкостями с топливом и выполняют свою главную цель – дозаправку воздушных судов, находящихся в воздухе;
  • транспортировщики перевозят необходимую для боевых действий авиационную технику.

 

Возможно, будет полезно почитать: