Такси-камикадзе. Безопасность пассажиров не гарантирует никто. Безопасность пассажиров транспортных средств. Средства обеспечения транспортной безопасности Обж пассажиры


Организация и осуществление активного отдыха в природных условиях нередко связана с необходимостью пользоваться различными видами транспорта (наземным, воздушным и водным). Количество транспортных средств в мире постоянно увеличивается, возрастает скорость их движения, повышается их надежность и комфортабельность, улучшаются двигатели и топливо, способствующие уменьшению окружающей природной среды.
Вместе с тем полностью обеспечить безопасность передвижения пассажиров на любом виде транспорта невозможно. Аварии и катастрофы на транспорте происходили и происходят. В связи с этим ежегодно погибают и получают увечья многие водители и туристы.

Безопасность на всех видах транспорта обеспечивается человеком и зависит от его уровня подготовки и ответственности при использовании транспортного средства. Безопасность туристов обеспечивают специалисты, которые участвуют в подготовке транспортных средств, их управлении, контролируют соблюдение правил движения. Существуют специальные службы, отвечающие за безопасность наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Каждый турист (пассажир) со своей стороны тоже может повысить уровень личной безопасности. Он потенциально должен быть готов к аварийной ситуации и при необходимости максимально использовать свои возможности для сохранения жизни и здоровья. Кроме того, пассажир обязан соблюдать ряд правил безопасности при передвижении определенным видом транспорта.

В современных условиях специалисты в области безопасности жизнедеятельности разработали различные рекомендации по безопасному поведению пассажира в пути и его действия при различных аварийных ситуациях. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут возникнуть при поездке на автомобиле и в поезде.

Безопасность туриста в автомобиле

Представьте, что вы едете с родителями на личной автомашине за город. Перед началом движения необходимо обязательно пристегнуться ремнями безопасности, а накидывание ремня лишь для вида (без необходимого натяжения) при аварии станет причиной дополнительных травм.

1) следует сильно напрягать все тело (мышцы);
2) следует втянуть голову в плечи;
3) следует поднять руки вверх, обхватить голову руками, защищая от удара;
4) не следует расслабляться до полной остановки автомобиля;
5) не следует выпрыгивать из автомобиля при его столкновении или переворачивании.

В случае если автомобиль переворачивается, следует упасть на соседнее сиденье (если не пристегнуты ремнями безопасности), крепко схватить сиденье и уткнуться в него лицом.
При возгорании автомобиля (как правило, пожар начинается под капотом) необходимо помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более минуты, так как весь автомобиль сгорает в течение нескольких минут. Для обеспечения личной безопасности необходимо закрыть рот и нос тканью (шарфом, платком, рубашкой) и быстро покинуть салон после остановки автомобиля.

Безопасность туриста в поезде

При посадке в поезд необходимо соблюдать следующие правила:

1) не следует бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
2) стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения поезда;
3) следует подходить к вагону после полной остановки поезда;
4) производить посадку в вагон только со стороны перрона или посадочной платформы;
5) войдя в вагон, оказать помощь пассажирам разместить вещи в купе;
6) достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем уложить его на полки и в специальные отделения;
7) тяжелые вещи разместить внизу, чтобы при толчке поезда они не упали с полки.

При движении поезда необходимо соблюдать следующие правила личной безопасности:

1) не следует во время движения поезда высовываться из окна;
2) открывать наружные двери поезда;
3) стоять на подножке;
4) трогать без надобности стоп-кран;
5) отходить далеко от поезда, выходя из вагона на остановках;
6) следует продумать свои действия, если место находится на верхней полке, чтобы не упасть с нее в случае резкого торможения поезда;
7) для питья использовать воду только из титана (большого кипятильника для воды), находящегося рядом с купе проводника, или продающуюся в пластиковых бутылках.

В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику. При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна. Категорически запрещается при этом:

1) выпрыгивать из вагона движущегося поезда;
2) пытаться выбраться на крышу поезда.

Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, то следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигаться целесообразно пригнувшись, а дышать через мокрую ткань).
Иногда на железнодорожном транспорте происходят аварии. В этом случае во время толчка (удара) следует постараться ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппироваться и прикрыть голову руками во избежание травм.
При опрокидывании вагона в случае аварии следует ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза и упереться ногами в стену. После того как вагон обретет устойчивость, необходимо осмотреться и наметить путь выхода из него, если дверь заклинило, следует выбираться через окна.

Обеспечение личной безопасности туриста на водном транспорте

Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль и поддерживается постоянная радиосвязь.

Все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Для всех пассажиров и членов экипажа имеются места на спасательном средстве (в шлюпке и на плоту).

Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подают терпящие бедствие корабли, чтобы привлечь к себе внимание и получить помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры для оказания помощи тем, кто оказался в опасности.

Вместе с тем несмотря на все меры безопасности, и в настоящее время гибнет ежегодно несколько десятков судов. Основными причинами гибели судов являются их столкновение в море, возникновение пожара на судне, шторм.

Правила безопасности. Практика показывает, что беды можно избежать, если соблюдать определенные правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и неукоснительно выполнять ряд общепринятых правил. Каждый пассажир должен знать, где ему следует находиться и что делать в случае эвакуации и в какой конкретно шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, который необходимо выполнять. Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом, для чего необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Поэтому особенно важно запомнить путь, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.

Пассажирам следует воздержаться от прогулок по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Следует помнить и о возможном появлении еще одной неприятности - морской болезни. Она возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Для предотвращения этой болезни рекомендуется:

Чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;
- оставаться на свежем воздухе, избегать солнца;
- пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.

Действия туриста при кораблекрушении . Одно из важнейших правил, которое необходимо помнить человеку при кораблекрушении - это не паниковать и быстро выполнять все указания капитана и экипажа судна.

Следует взять с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет, не снимая одежды и обуви надеть спасательный жилет. Необходимо быстро, но без спешки подняться на верхнюю палубу и по команде экипажа, когда подойдет очередь, садиться в спасательное средство (в шлюпку, на плот).

В случае, если сесть в шлюпку (на плот) не представляется возможным, необходимо прыгать в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет уже надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, необходимо как можно быстрее, отплыть от борта корабля. При необходимости следует принять участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, следует подплыть к ней и с помощью спасателей подняться на нее. Если в шлюпке нет мест, нужно попросить о помощи, чтобы бросили трос (фал, канат), необходимо обвязаться тросом под мышками и плыть за шлюпкой.

Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, необходимо защитить голову и открытые участки тела во избежание солнечного удара и ожога. При аварийном плавании (на вспомогательном судне) следует рационально использовать запас воды и провизии и верить в спасение.

Обеспечение личной безопасности туриста на воздушном транспорте

Авиационный транспорт - это наиболее современный, относительно безопасный и комфортабельный вид транспорта.
Известно, что самолеты обладают большой скоростью полета и могут доставить пассажиров, в том числе туристов, в заданную точку планеты за считанные часы.
В начале XXI в. появились даже первые космические туристы, которые на коммерческой основе путешествовали вокруг Земли.
Комфортные условия полета и быстрота прибытия к месту отдыха делают авиационный транспорт все более привлекательным для дальних путешествий.
На земле за безопасность полета отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. К ним относятся инженеры и механики, которые готовят самолет к вылету, специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолетом на земле и в воздухе, специалисты метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлета и посадки и на маршруте полета самолета, а также специалисты, поддерживающие непрерывную, надежную связь с экипажем воздушного судна.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (летчики, штурманы, бортинженеры, радисты), которые способны привести самолет в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днем и ночью.

Каждый самолет оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полете и в случае возникновения опасной ситуации.
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд правил. Рассмотрим наиболее важные из них.
Подготовка пассажиров (туристов) к взлету самолета. Ручная кладь туристов должна быть размещена под сиденьем впереди стоящего кресла. Запрещено размещать ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над головой пассажира предназначена для верхней одежды и личных вещей.
Заняв свое место в салоне, необходимо убедиться, что откидной столик перед пассажиром закрыт, а спинка кресла должна быть приведена в вертикальное положение. Далее следует открыть шторки на иллюминаторах, пристегнуть и туго затянуть ремни безопасности.
Пассажирам необходимо внимательно прослушать информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолета и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении и обозначении.
Специалисты рекомендуют запомнить правила использования кислородной маски (на борту самолета для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолета в воздухе. Она покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолета на воду. Пассажиру необходимо запомнить также, где находится спасательный жилет (в панели над креслом или под сиденьем кресла, на котором он сидит, - в зависимости от типа самолета).
В самолете. В случае разгерметизации салона самолета в воздухе необходимо немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.

При аварии на взлете необходимо принять безопасную фиксированную позу:

1) согнуть и плотно сцепить руки под коленями;
2) голову наклонить к коленям как можно ниже;
3) ноги упереть в пол, предварительно вытянув их;
4) в момент удара сгруппироваться и напрячь тело;
5) не следует покидать своего места до полной остановки самолета.

При пожаре в самолете. Современные самолеты оборудованы надежными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж согласно инструкции примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолет на ближайший аэродром.

В случае пожара пассажирам необходимо выполнять команды экипажа. После приземления самолета нужно как можно быстрее покинуть его, защитить себя от жара и дыма одеждой, к выходу следует пробираться пригнувшись, дышать только закрыв рот и нос материей (платком, рукавом). Ручную кладь специалисты рекомендуют с собой не брать.

При аварийной посадке самолета. В случае принятия экипажем самолета решения о вынужденной посадке пассажиров предупреждают об этом своевременно. При аварийной посадке необходимо выполнять указания командира и экипажа самолета.

Если у пассажиров есть возможность, то следует надеть верхнюю одежду, которая защитит от травм. Специалисты советуют пассажирам сгруппироваться и напрячь тело и постараться удержаться на месте во время резкого торможения самолета после его приземления. Не следует вставать с кресла до полной остановки самолета и соответствующей команды экипажа. После остановки самолета следует покинуть его, используя аварийный выход и отойти от него на безопасное расстояние (не менее 100 м). при аварийной посадке самолета на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолет.

Опыт показывает, что самым опасным фактором в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда туристы(пассажиры) не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолете, следует подумать, что предстоит делать в различных опасных ситуациях. Это позволит человеку, если действительно наступит аварийная ситуация, более спокойно и уверенно действовать в целях спасения своей жизни и других пострадавших.

Ваш загородный отдых - это наша работа!

    Ожидая поезд на платформе:

    стойте справа, идите слева;

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

      Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

      Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги

      При спуске в метро на эскалаторе:

      Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

      При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

      Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»

      Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

      Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

      После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

    Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным . Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.

    Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.

    Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.

    Безопасное поведение в транспорте

    Правила поведения во всех видах общественного транспорта

     Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, нельзя толкаться, нельзя суетиться, нельзя мешать другим людям.

     Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.

     Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

     Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

     При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

     Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП).

     Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

    Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном АСКП, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

     После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

    Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

    Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

    При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

    Правила поведения в метро

    При спуске в метро на эскалаторе:

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

    Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Опасные ситуации в транспорте

    , необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.

    При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

    В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    Если пожар возник в вагоне метро , немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.

    При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

    Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.

    После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.

    1. Кто считается пассажиром?

    2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.

    В дневник безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.

    1. Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров.

    2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

    Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
    Класс 5
    Тема урока Пассажир. Безопасность пассажира
    Цель урока Рассмотреть общие обязанности пассажира, систематизировать их значение по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности.

    Образовательные : обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях.

    Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

    Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

    УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
    Планируемые результаты Предметные: знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро. Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.

    Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Основные понятия Пассажир; виды общественного транспорта.
    Межпредметные связи История, география
    Ресурсы урока Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
    Формы урока Фронтальная, групповая.
    Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
    Описание этапов урока
    Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД(универсальные учебные действия)
    I . Организационный
      приветствие проверка явки обучающихся проверка готовности обучающихся к уроку я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке
    -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку-рассаживаются на рабочие места.

    Личностные: самоорганизация.

    Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
    II . Повторение пройденного материала. Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.Ребята, предлагаю вам вспомнить пройденный материал. Что такое дорога? (это обустроенная или приспособленная и используемая для транспортных средств полоса земли либо поверхности искусственного сооружения.)Для чего нужна разметка дороги? (для обеспечения безопасности на улицах и дорогах, управление потоком транспортных средств и пешеходов.)Как называются знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги? (предупреждающие знаки.)Молодцы хорошо знаете материал -отвечают на вопросы,-рассуждают,— приводят примеры

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

    способность к рассуждению

    Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

    Познавательные:

    Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

    III . Мотивация учебной деятельности А теперь прошу вас обратить свое внимание на экран (Слайды 1) Скажите ребята, что вы видите на экране ? Как вы оцениваете эту ситуацию? Давайте попробуем сформулировать тему урока? «Пассажир. Безопасность пассажира» С какой целью мы будем изучать тему урока? Рассмотреть общие обязанности пассажира, правила безопасного поведения в общественном транспорте. Что бы придти к нашей цели нам нужно будет решить ряд задач. Для достижения цели урока, что нам поможет? (учебник, тетрадь, проектор, справочный материал) отвечают на вопросы;-выбирают оптимальные решения;-фиксирование темы урока в тетрадь;-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) Личностные: построение логических рассужденийКоммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мненийРегулятивные : планирование последовательных действий
    IV . Изложение нового материала

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь.

    Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта.

    Какие виды транспорта вы знаете?

    Транспорт

    городской водный воздушный железнодорожный

    Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека, и пользуясь материалом учебника стр. 39

      Какой транспорт называют общественным

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным (трамвай, троллейбус, автобус и метро)

      Как вы думаете кто такой пассажир. Давайте сформулировать определение пассажир.

    Это лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий или выходящий из него.
    В ходе самостоятельной работы с учебником и учащиеся выделяют необходимую информацию, записывают определение

    Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

    Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

    V .Физкультминутка Видео Выполняют физкультминутку
    VI .Практическая работа Я вам сейчас предлагаю объединиться в малые группы по 2 человека и рассмотреть правила поведения в общественном транспорте: Скажите ребята, кто-то из вас ездил в метро? А там есть правила поведения в метро? (да)Какие, сможете их назвать? Ребята так же мы можем встретиться с опасными ситуациями в общественном транспорте. Давайте прочитаем их в нашем учебнике стр. 43 и узнаем, какие они могут быть. формирование безопасной работы;-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

    Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

    Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    Регулятивные:

    умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

    Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

    Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.
    VII .Закрепление материала Я вам выдала листы с заданием, где нужно выбрать правильный ответ. Если вы согласны утверждением то ставим цифру(1), если нет (0). Попрошу вас подписать фамилии и ответить на них.

      Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров. (1)

      На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая (0)

      Во время движения автобуса старайся держаться за поручни (1)

      В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери(0)

      В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса (0)

    -рассуждают,— отвечают на вопросы, Рассуждение (Л).Формулирование ответов (Р).
    VIII . Рефлексия

    Ребята теперь давайте мы с вами посмотрим на нашу шкалу и определим на сколько

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Регулятивные: оценка достигнутых результатов
    IX .Домашнее задание Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь. Для выполнения домашнего задания вы можете воспользоваться учебником, или Интернет источником.

    Обучающиеся

    слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

    Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый. Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями. Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги При спуске в метро на эскалаторе: Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход». Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов. После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу. стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
    © Сошина Евгения Ивановна, учитель ОБЖ 2015г.

    Цели урока

    Рассмотреть общие обязанности пассажира, правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности

    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.

    Виды транспорта

    ж\дорожный

    воздушный

    городской

    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

    общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Автобус рейсовый

    Маршрутное такси

    Троллейбус

    ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ

    Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.

    ЗАПОМНИ!

    На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.

    Пассажир – лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий и выходящий из него.

    • Ряд Правила поведения в автобусе
    • Ряд Правила поведения в трамваях, троллейбусах
    • Ряд Правила поведения при поездке на грузовом автотранспорте

    Опасные ситуации

    в транспорте

    Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе

    • необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
    • При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами).
    • При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
    • В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

    Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.

    Если пожар возник

    в вагоне метро

    • немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
    • При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
    • Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
    • После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
    • Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров.
    • На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая
    • Во время движения автобуса старайся держаться за поручни
    • В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери
    • В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса
    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
    • Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь

Безопасность полетов.

Безопасность движения самолетов на земле и в воздухе - это важнейший вопрос, касающийся не только транспортной и военной авиации, но также и частной. На всех этапах создания самолета вопросам обеспечения безопасности полетов уделяется самое большое внимание. Пристальное изучение проблемы безопасности полетов показывает, что многие существующие правила и положения по обеспечению безопасности уже устарели. Если вместо них будут выработаны и внедрены в практику новые правила, отвечающие современным условиям, то это можно будет считать одним из величайших достижений авиации за все время, прошедшее с тех пор, как поднялся в воздух первый самолет. Повышение безопасности полетов - прямая обязанность авиационных руководителей и летного состава, которые должны объединить свои усилия для достижения максимальных успехов в этой области. Многие считают, что абсолютная безопасность полетов - вещь, практически неосуществимая. Может быть, это и так, но, тем не менее, мы должны стремиться к тому, чтобы уменьшить количество летных происшествий, аварий и ненужных жертв. Для того чтобы самолет и дальше все прочнее входил в жизнь общества, руководители авиации должны чувствовать свою ответственность в этом отношении и должны стремиться к тому, чтобы превратить в реальность всеобщее желание в отношении максимальной безопасности полетов. Безопасность - не значит лишь охрана. От нее в большой степени зависит работоспособность, продуктивность и характер взаимоотношений с персоналом и клиентами. Радикальное усиление безопасности на транспорте - веление времени. В рамках административной реформы отрасли образована новая структура - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Помимо контроля в ее задачи входит, в частности, координация (вместе с правоохранительными органами) применения превентивных мер, нацеленных на обеспечение безопасности технических средств и пассажиров на транспорте. Вместе с министерством транспорта России служба разрабатывает проект закона «О транспортной безопасности».

Безопасность пассажиров.

Перед тем как приобрести билет, большинство людей хочет знать, безопасна или нет авиакомпания, на самолете которой они собираются лететь. Однако это очень трудно сделать, опираясь только на статистику авиационных происшествий. Порой статистика показывает, что безопасность не всегда зависит от самой авиакомпании. Многие факторы оказывают влияние на безопасность полетов: окружающая среда (сложная горная местность, сложные метеоусловия, мощная грозовая деятельность), регион выполнения полетов, где превалируют частые случаи угонов самолетов, попытки взрывов и другие террористические акты. Тем не менее, в мире существуют интегрированные методы оценки и составления рейтингов авиакомпаний с точки зрения безопасности полетов. Ежегодно всемирно известная германская компания JACDEC проводит глубокое исследование и публикует информацию о 60 самых лучших авиакомпаниях с точки зрения безопасности полетов. Многие годы первое место занимает австралийская авиакомпания Qantas. На втором месте Finnair из Финляндии. На 49 месте российский «Аэрофлот». Замыкает список турецкая авиакомпания Turkish Airlines.

Пассажирам можем посоветовать летать на авиакомпаниях, которые прошли, или стремятся пройти международную аудиторскую проверку по безопасности полетов Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (IOSA IATA). В СНГ и России такую проверку прошли следующие авиакомпании: «Аэрофлот», «Аэрофлот-Дон», «Аэросвит» (Украина), «Эйр Астана» (Казахстан), «Армавиа» (Армения), «Белавиа» (Белоруссия), «Молдавские авиалинии», «Эйр Молдова» (Молдавия), «Уральские авиалинии», «Азал» (Азербайджан), «Россия», S7, Sky Express, «Трансаэро», «Международные авиалинии Украины» (МАУ), «Узбекистон Хаво Йуллари», «ЮТЭйр», «Владивосток-авиа», грузовая авиакомпания «Волга-Днепр».

В течение полета

Необходимо знать несколько простых вещей и выполнять их:

· Всегда очень внимательно слушайте информацию стюардессы, смотрите видео показ по безопасности полетов.

· Тщательно прочитайте Карту безопасности для пассажира (она имеется на всех воздушных судах). Все это предназначено не только для того, чтобы указать на важные аспекты. Все это призвано, чтобы за короткое время сделать вас более компетентным пассажиром. И главное, чтобы вы почувствовали себя более уверенными, потому что полученные вами сведения увеличат ваши шансы выжить при спасении в аварийной ситуации.

· Обязательно надо знать ближайший к вашему креслу аварийный выход, где находится спасательный жилет, как работает его наддув, как надеть кислородную маску в случае разгерметизации самолета.

· Всегда будьте пристегнуты во время полета, при нахождении в кресле. В авиации существует понятие - «турбулентность ясного неба», которая возникает неожиданно и может привести к серьезным травмам.

· Если есть возможность, необходимо летать беспосадочными рейсами, так как большинство авиационных событий происходят на стадии взлета, набора высоты, снижения, захода на посадку, посадке. Беспосадочные полеты уменьшают вероятность попадания в эти события.

· Выбирать надо крупные самолеты - они безопаснее маленьких.

· Не располагайте тяжелые вещи в верхнем отделении над головой, предназначенном для ручной клади. Имеется множество примеров получения серьезных травм пассажиров при сильной турбулентности.

· Не приносите с собой опасные материалы. Есть довольно длинный список опасных материалов, которые не допускаются, но здравый смысл должен вам подсказать, что вы не должны проносить бензин, едкие, ядовитые газы, и т.д.

· Ни в коем случае не пейте в самолете алкоголь. В кабине самолета вы как бы находитесь постоянно на высоте 3500-4000 метров, поэтому влияние алкоголя будет значительно сильнее, чем на уровне моря. Помните, пьяный не спасется.

· И последнее. Даже если произошло авиационное происшествие не будьте фаталистами. Спасайтесь, статистика показывает, что активные пассажиры выживают. Пассивные - гибнут.

Перевозите детей только в детских удерживающих устройствах.

Правилами дорожного движения установлено, что: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств» (пункт. 22.9 Правил дорожного движения).

Обязательно пристегнитесь.

Пользоваться ремнями безопасности обязательно должны как водитель, так и пассажиры . Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту скорость до 7 км/ч.
Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры пристегивались: и сидящий на переднем месте, и сидящие на задних сидениях. Потому что непристегнутый пассажир на заднем сидении подвергает опасности не только себя, но и других пассажиров. Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях транспортных средств, но и при других типах ДТП, например, при опрокидывании. Остаться на месте в салоне при аварии — это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.

Ремень должен быть пристёгнут правильно.

Ремень, кроме того, что он должен быть пристегнут, должен быть пристёгнут правильно. Правильно — это так: ремень располагается вдоль груди, ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная часть туловища принимает на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу.

Первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться сами, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка. Использование ремней безопасности в несколько раз снижает тяжесть последствий ДТП и спасает от тяжелейших травм. При столкновении на большой скорости непристегнутого водителя сначала бросает грудью на руль, а в следующие доли секунды — головой в лобовое стекло. При ударе о руль обычные последствия — травма грудной клетки, нередко с переломами ребер и грудины, не говоря уже об обширных гематомах… Но это еще не самое страшное. Есть немалый риск получить ушиб легких, хуже того — ушиб сердца, который приравнивается медиками к инфаркту миокарда. Он может привести к смертельному исходу, и не сразу, а спустя несколько месяцев после аварии. Кроме того, не исключено, что удар о нижнюю часть руля, пришедшийся в солнечное сплетение, вызовет мгновенную рефлекторную остановку сердца. Не менее ужасно страдают непристегнутые водители и пассажиры, брошенные силой инерции в лобовое стекло. На стекле в местах столкновения остаются характерные «паутинки» — примерно такой же эффект будет, если ударить по нему молотком. Можете себе представить, насколько хуже приходится голове. Как минимум — сотрясение мозга и гематомы, но чаще всего такие аварии оборачиваются открытыми или закрытыми черепно-мозговыми травмами, повреждениями глаз и органов слуха, сильными порезами лица. Еще серьезнее последствия, когда сидящих в машине при ДТП выбрасывает через лобовое стекло на капот.

Достаточно пристегнуться — и во многих случаях можно избежать тяжелого вреда своему здоровью.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

"По пути из аэропорта Мурманска в Мончегорск таксист, который меня вез (а было примерно пять часов утра), уснул на скорости 110 километров в час. Я сидел сзади справа, пристегнутый, что и спасло мне жизнь, — рассказывает режиссер и продюсер Михаил Ананьев. — То есть миг — и тебя крутит в машине со страшным грохотом, ты только успеваешь оценить каждый новый удар и понять, что вот — ты еще пока жив. Водитель тоже был пристегнут и тоже остался жив. У меня сотрясение мозга, контузия глаза, отек спинного мозга и множественные гематомы, короче — повезло".

Михаилу действительно повезло: когда водитель уснул, дорога поворачивала, машина съехала на большой скорости в кювет, но вокруг не было ни обрывов, ни озер (а их по пути в Мончегорск много).

О масштабе же аварии говорит то, что свой рюкзак с ноутбуком Михаил нашел на дороге метров за тридцать от машины, а детали были раскиданы еще дальше.

За поездку в такси-фирму было заранее внесено 2300 рублей из 2500, после происшествия никто из компании, принимавшей заказ, пострадавшему пассажиру не позвонил.

"Когда я позвонил вечером сам, то сказали: "А при чем тут мы? Звоните водителю, это его проблема". И только после того, как я пригрозил адвокатом, приехали, привезли заплаченные вперед 2300, — рассказал Михаил Ананьев. — Но больше всего интересовались, какие шаги я буду предпринимать дальше. Директора фирмы, естественно, "в городе сейчас нет".


С возмещением убытков пассажира будет разбираться адвокат в Мурманске, предстоит взыскивать ущерб за причинение легкого вреда здоровью, а также материальный (ноутбук не подлежит восстановлению) и моральный ущерб. "Как я понимаю, они поделят ответственность — водитель и контора", — говорит Михаил.

Этот лишь одна из множества ежедневных аварий на российских автодорогах. Но даже в таком, далеко не самом драматичном, ДТП возмещение ущерба пассажиру зависит лишь от его настойчивости.

Кто и как может обезопасить пассажиров от недобросовестных, непрофессиональных водителей и на что могут рассчитывать пострадавшие в такси?

Что делать пострадавшим пассажирам

"При авариях срабатывают положения российского законодательства об ОСАГО. Пассажиру, пострадавшему в аварии, ущерб должна возмещать страховая компания виновника происшествия — это правило касается и клиентов такси. Если виновен в аварии таксист, то ущерб возмещает страховая компания перевозчика, — рассказывает управляющий партнер коллегии адвокатов Владимир Старинский. — Если компенсация не покрывает все расходы, то пострадавший может обратиться с требованием о дополнительной компенсации. Как правило, требование адресуется компании, в которой работает водитель. При этом компания может обратиться к водителю с правом регрессного требования".

Однако четко прописанных правил возмещения ущерба пассажирам пока нет, в каждом случае порядок компенсации определяет суд.

Большие проблемы возникают, если сумма ущерба превышает максимальную по ОСАГО (500 тысяч рублей). Здесь, по словам эксперта, процесс может затянуться.

Лучше сразу обращаться в компанию-агрегатор, через которую клиент сделал заказ. Разногласия могут быть быстро урегулированы в досудебном порядке, если фирма предложит пострадавшему адекватную компенсацию.

"По определению ответственности в случае ДТП по вине такси есть разная судебная практика, — рассказывает председатель Общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус. — К примеру, есть постановление апелляционного суда Ханты-Мансийского автономного округа, в котором ответственность за действия водителя в ДТП (и таксист, и пассажир погибли) была все-таки возложена на местного агрегатора. А до этого суд отказал родственникам погибшего пассажира в возмещении моральной компенсации: раз таксист умер, то никаких выплат не предполагалось".

Таксисты против клиентов и агрегаторов

Водитель такси, пожалуй, одна из самых востребованных профессий в больших городах. Востребованных, но не то чтобы хорошо оплачиваемых.

Агрегаторы сейчас демпингуют, вводят тарифы, при которых на такси становится ездить чуть ли не выгоднее, чем на маршрутке, — к примеру, в Подмосковье. Там "Яндекс.Такси" ввел минимальную стоимость вызова — 49 рублей. За эту сумму пассажиру гарантирована поездка продолжительностью шесть минут и расстоянием в два километра (далее каждый следующий километр и дополнительная минута — по семь рублей). В Москве — 99 рублей за четыре минуты и два километра. Для тех, кто живет не очень далеко от метро или электрички — это очень выгодно (а если в машину сесть вчетвером, то вообще дешево).

Водители на профессиональных форумах ругаются: сколько можно уже понижать тарифы? Приходится постоянно "метаться" по эконом-заказам, иметь дело с большим числом пассажиров (а ведь им нужно уметь понравиться — чтобы те поставили хорошую оценку), в ночное время обслуживать неадекватных клиентов (которые также могут испортить рейтинг и плохими оценками, и жалобами).

"Я уже зарекся выезжать по вечерам в пятницу и субботу или по ночам. Да, вызовы получаешь чаще, но пассажиры иногда такие, что думаешь: поскорее бы уже вышли, — рассказал водитель автомобиля комфорт-класса Александр Кузнецов. — И разговаривают на ты, развязно, матерятся. Ведь когда люди выпили, у них тормозов не бывает, не сдерживают себя вообще".

По словам Алексея, сейчас среди клиентов такси появились профессиональные аферисты. Например, вызывают машину на дальний заказ, доезжают до конечной точки, показывают свой телефон — а в нем вообще нет никакого заказа (он оформляется на подставной телефон). "Или заплатят, а потом так нажалуются диспетчеру, что с нас и деньги за заказ снимают, и рейтинг понижают, — говорит Александр. — В таких случаях разве что видеорегистратор поможет".

У пассажиров к водителям не меньше претензий: салоны бывают грязными и плохо пахнут, кондиционеры летом не работают (чаще всего — "вот как раз сегодня собирался заправить"), города не знают. Но самое главное — многие из них вынуждены работать чуть ли не сутками (это никто не отслеживает) и могут, как в случае с пострадавшим Михаилом Ананьевым, заснуть за рулем.

"Я после аварии в Мурманске вернулся в Москву, взял во Внуково такси, было восемь утра, — рассказывает Михаил. — Вдруг в районе Кутузовского водитель останавливается и говорит: простите, мне надо подышать, засыпаю, всю ночь работал. Подышали, я пересел вперед, и всю оставшуюся дорогу заставлял его мне что-то рассказывать".

Проследить график работы таксистов невозможно даже при большом желании: они порой работают на несколько агрегаторов или фирм-перевозчиков.

Усталые от многочасовой смены водители встречаются и на вызовах машин люкс и бизнес-класса. Но в таких случаях они хотя бы умеют это как-то скрывать, стараются поговорить с пассажиром, могут задавать стандартные вопросы: устраивает ли температура воздуха в салоне, какое радио включить, какие предпочтения по маршруту.

"В Wheely и Gett довольно жесткие экзамены в бизнес-классе и VIP. Проценты прибыли агрегаторов там примерно одинаковые, — рассказывает Сергей, водитель Mercedes. — У одного из них — прямо муштра и дрессировка водителей. Я был на экзамене, нас пришло 15 человек, со мной экзамен прошли только двое. 50 вопросов на знание Москвы, около 30 — ситуационно-психологические, а дальше идет в течение четырех часов тестирование с инструктором".

Будут ли застрахованы пассажиры?

Конкурентное преимущество у различных агрегаторов и таксомоторных компаний теперь — не только вежливость и внешний вид водителей, которые открывают двери, встречают с зонтом во время дождя и помогают донести багаж. Актуальная тема — страхование пассажиров, гарантия того, что если с клиентами что-то случится, то они могут рассчитывать на адекватную компенсацию.

Сейчас страхование (по умолчанию) есть в премиум-агрегаторе Wheely, а также в нескольких фирмах такси.

В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи каждый пассажир Wheely застрахован на 2,5 миллиона рублей. Страховка распространяется на всех пассажиров в автомобиле, а не только на того, кто сделал заказ.

Совсем недавно начали тестирование системы страхования и в "Яндекс.Такси". Теперь пассажиры этого агрегатора застрахованы на два миллиона рублей, но пока — только на территории Калининградской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской и Томской областях, в Краснодарском и Красноярском крае, а также в Татарстане и Чувашии.

А в общем, такси в России остается единственным видом транспорта, на который не распространяется действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

"В действующем законе прописаны требования собственно к легковому такси. Сейчас же нужны требования и к организаторам перевозки, к агрегаторам", — считает председатель Общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус.

Прежде чем страхование пассажиров такси станет обязательным, требуется внести ясность во многие вопросы. Например, кто может или должен быть страхователем: водитель, владелец транспортного средства, собственник таксопарка или агрегатор? Насколько увеличится финансовая нагрузка на перевозчиков легковыми такси и как это отразится на стоимости поездок?

В любом случае введение обязательного страхования, скорее всего, дисциплинирует владельцев таксомоторных компаний и агрегаторов.

Ведь страховым фирмам (а значит, и нанимателям таксистов) невыгодно иметь дело с временщиками, нелегальными или непрофессиональными водителями: слишком велики потенциальные убытки.

 

Возможно, будет полезно почитать: